2. Про капризную ящерку

Сергей Булыгинский
Следующие несколько дней Андрей не находил себе места от любопытства. Каждый вечер перед сном, какова бы ни была погода, он широко открывал форточку и лежал в темноте, не отрывая глаз от окна и прислушиваясь к каждому звуку. А летучая мышь по имени Таня всё не прилетала. Только на седьмую ночь, как только Андрей погасил свет, чтобы повернуться на бок и уснуть до утра, тёмная молния стремительно влетела в окно, на мгновение заполнив комнату трепыханием кожистых крыльев, и заняла своё уже привычное место на люстре.

       - Ну наконец-то! – подскочил на кровати Андрей, - А то я уже
подумал, что ты больше не прилетишь.

        - Как это не прилечу, если обещала? – возмутилась Таня, - Мне
 мама всегда говорила, что обещания надо выполнять, хоть в
лепёшку разбейся! А не прилетала потому, что Хозяин чаще, чем
раз в неделю, прохода не открывает. Он вообще считает, что мне
нечего здесь, в городе, делать, и лучше оставаться летучей мышью
и жить в его Вечном Лесу. Так, конечно, безопаснее, но я очень скучаю по маме, по подружкам…

        - Так он не хочет превращать тебя обратно в девочку?
 
        - А он и не может. Он с людьми никогда дела не имел, только со зверями. Человека может в любого зверя превратить, а обратно – никак.
 
        - Таня, давай ты мне расскажешь по порядку, что с тобой приключилось. Может, вместе что-нибудь и придумаем.

        - Нет, не могу. Иногда бывает очень опасно знать то, что ты знать не должен. В этом я недавно убедилась на собственном опыте. Если бы не Хозяин, меня бы уже и в живых не было. Мне очень повезло, что проход оказался рядом с домом, в подвале которого  меня прятали. Здесь замешаны очень большие деньги и очень нехорошие люди, которые хотят эти деньги получить. Ты мне всё равно ничем не поможешь, зачем подвергать тебя опасности? Давай я лучше тебе ещё что-нибудь про Хозяина расскажу. Вот, например, как он ящерку переделывал, чтобы её никто съесть не мог.

        Андрей подумал, что рано или поздно Таня всё равно расскажет ему свою историю – разве умеют девчонки хранить тайны, даже самые страшные? А пока можно и про ящерку послушать. И он кивнул головой. Таня перепорхнула на другой рожок люстры, поближе к кровати, и начала свой рассказ:


- Жила-была в одном лесу ящерка, маленькая такая, шустрая и на вид симпатичная, только характер у неё был довольно вздорный. Вечно она была чем-то недовольна: в солнечный день ей жарко, дождь пойдёт – сыро, а уж холода вызывали такое отвращение, что она сразу пряталась в глубокую норку и спала там до весны. А больше всего не нравилось, что всякий зверёк, хоть чуточку больше её самой, так и норовил её съесть. Она, правда, и сама была весьма прожорлива, червячков всяких и мошек кушала много и с удовольствием, но ведь насекомые для того и предназначены, чтобы их есть, а её-то за что? Так она думала, и потому считала, что мир устроен неправильно и несправедливо. И когда в лес, где она жила, забрёл по своим делам Хозяин Вечного Леса, она ему сразу и выложила свои претензии, что, мол, неправильно он её создал, а раз неправильно, то давай, переделывай, пока я тут совсем не вымерла из-за твоей бестолковости и неумения.
 
Посмеялся Хозяин над таким нахальством, но ящерку взял, сунул в карман и унёс к себе в Вечный Лес. Принёс в свою избушку, положил на стол и спросил:

- Ну, говори, пока я не передумал, как тебя переделывать. Как скажешь, так и сделаю, только потом не обижайся, если что не так.

Ящерка долго думать не стала, она уже всё обдумала, пока в кармане сидела.

- Хочу, - говорит, - чтобы меня никто ни съесть, ни даже укусить не мог! Чтобы я гуляла, где захочется, и никого не боялась.

- Хорошо, будь по-твоему, - сказал Хозяин. Принёс глины специальной, волшебной, из которой другим зверям рога и копыта делал, обмазал всю ящерку, только лапки, голову и хвост не тронул, но и для них специальные углубления оставил, чтобы можно было втянуть внутрь в случае опасности. И положил на солнцепёк, сушиться.

Ящерка лежала, лежала, пригрелась на солнышке и уснула. А Хозяин пришел, посмотрел, потрогал глину – крепче камня! И унёс ящерку в её родной лес.

Проснулась ящерка, встала на ноги, а они еле держат её в новой тяжёлой шкуре, подгибаются на каждом шагу. «Это что же, - думает, - я так и буду таскать на себе эту тяжесть? И как мне теперь убегать, если кому-нибудь зубастому вздумается мною позавтракать?» Только подумала, а тут и в самом деле какая-то зверюга из кустов выскочила – и к ней. Ящерка рванулась было бежать – да куда там! Хотела под корягу спрятаться – и тут ничего не вышло: это раньше она могла в любую щель пролезть, а теперь никуда и не сунешься, вмиг застрянешь, как потом выковыриваться? От страха ящерка сжалась вся, втянула голову, лапки и хвост под новую твёрдую шкуру, и замерла. А зверь подбежал и, не разобравшись, хвать ящерку зубами! Зубы хотя и не сломал, но аппетит потерял надолго. Взвыл от боли и убежал подальше от тех мест, где водятся такие твёрдые, несъедобные ящерицы.

А ящерка осторожно высунула голову из своей новой шкуры, огляделась – нет никого. Тогда уж и лапки высунула и пошла дальше. А навстречу ей – другой зверёк, из тех, что всё едят, что на зуб попадётся: и плоды, с деревьев упавшие, и грибы-ягоды, и корешки, и насекомых, и мышей, ну и ящерицами, конечно, тоже не брезгуют. Этот хитрее оказался, не стал сразу зубами хватать, обнюхал сначала, потом стал совать свою острую мордочку в дырочку, где задние лапки и хвост спрятаны, в надежде откусить кусочек. Только туда пролезть не смог, и сунулся в дырочку побольше, где голова и передние лапки. Увидев прямо перед собой холодный влажный нос, ящерка, недолго думая, вцепилась в него зубами: нечего, мол, тут у меня под шкурой вынюхивать, у тебя своя шкура есть, её и нюхай.

Взвизгнул зверёк, заверещал от боли, а ящерка ещё немного прикусила ему нос, и отпустила: теперь он крепко запомнит, что к ней под шкуру соваться не следует.

Поняла ящерка, что теперь ей ни бегать, ни прятаться не надо. Всё сделал Хозяин, как она просила: никто её теперь ни съесть, ни даже укусить не сможет, можно гулять, где хочется, и никого не бояться. Одна беда – побегать-то всё же хочется, и в каждую щель свой нос любопытный сунуть, и мошку зазевавшуюся поймать. А с такой шкурой особенно не побегаешь, да и питаться придётся в основном травкой, ну, и если какой фрукт с дерева упадёт. Можно, конечно, и улиток есть, они ползают ещё медленнее, но как-то даже неудобно: они ей как родные, тоже целый дом на себе носят. Что теперь поделаешь, что просила, то и получила, сама виновата.
 
Так и жила, пока вновь не встретила Хозяина, вздумавшего ещё раз навестить её родной лес.

- Ну что, - спросил Хозяин, - Теперь-то ты довольна?

Тут ящерка ему всё и высказала, что думает о своей новой шкуре, забыв, что Хозяин всего лишь точно выполнил её требования. А Хозяин напоминать не стал, спросил только:

- И чего же ты теперь хочешь?

- Верни мне мою старую шкурку, только сделай так, чтобы меня все боялись.

- А как же я это сделаю? Могу, конечно, сделать тебя большой-пребольшой, но тогда ты будешь уже не ящеркой, а целым ящером, динозавром. А с ними, ты сама знаешь, что случилось.

- Ну да, знаю, вымерли они все. А я вымирать не хочу. Что-нибудь другое придумай, на то ты и Хозяин.

Хозяин подумал, почесал в затылке и сказал:

- Ладно, если хочешь, дам тебе ядовитые зубы, тогда тебя точно все бояться будут. Только вот, не могу я позволить тебе бегать и кусать всех подряд ядовитыми зубами, а то ко мне завтра же все другие звери прибегут и попрекать станут, что это я за чудище такое создал, что от него никому спасу нет.

- Да не буду я никого зря кусать, только если нападут, ну, или если зверушка какая мелкая подвернётся, которую можно съесть…

- Это ты сейчас так говоришь, а как к себе в лес попадёшь, сразу всё забудешь. Знаю я, какая у вас, зверушек, память, особенно на обещания. Так что я уж сам позабочусь, чтобы ты никого зря не кусала.

- Ладно, делай, что хочешь, только дай мне ядовитые зубы! – воскликнула ящерка, которой очень понравилась эта идея. Если бы она догадалась спросить, как именно собирается Хозяин ограничить ей возможность кусать кого попало, она ещё хорошо подумала бы, прежде чем согласиться.

А Хозяин принёс её к себе, дал зелья сонного, и когда ящерка уснула, положил в раствор специальный, чтобы она размякла и сделалась как глина. А потом положил на стол и раскатал в длинную колбаску, только голову оставил, ну и хвост, как был, так и остался: сначала толстый, а чем ближе к концу, тем тоньше. Зубы ядовитые вставил, отнёс обратно в её родной лес и положил сушиться, только не на солнцепёке, а в тени, чтобы шкурка не затвердела, как в прошлый раз, а осталась гибкой и лёгкой.

Проснулась ящерка, осторожно потрогала языком зубы – и вправду два новых длинных зуба во рту торчат. А тут как раз мимо мышь пробегала. Вот ящерка и подумала: «Укушу-ка я её, проверю свои новые зубы, заодно и позавтракаю». Хотела вскочить и побежать, да не тут-то было – без лапок не очень-то побегаешь! Поняла тогда ящерка, какую цену пришлось заплатить ей за ядовитые зубы, да поздно. Опять же сама виновата, могла бы спросить Хозяина заранее и прикинуть, стоят ли ядовитые зубы её быстрых лапок.

Пришлось учиться ползать, извиваясь всем телом. Не так уж это и трудно оказалось, хотя с лапками, конечно, быстрее. Научилась и на мелких зверушек охотиться: свернётся, как тугая пружинка, где-нибудь возле мышиной тропки, а как увидит мышь, выпрыгнет и укусит, а потом уже спокойно пообедает. А её саму другие хищные звери  старались обходить подальше: Хозяин их предупредил, что у этого, такого большого и  аппетитного на вид червяка ядовитые зубы. А если какой-нибудь зазевавшийся зверь шёл прямо на неё, грозя растоптать, достаточно было поднять из травы голову и пошипеть, чтобы он попятился назад и убежал без оглядки. Один раз только какой-то глупый медвежонок сунулся к ней, даже непонятно было, то ли познакомиться хотел, то ли позавтракать, да на его счастье мама-медведица рядом оказалась. Такого пинка ему дала, что он взлетел и успел пару раз отскочить, как мячик, от одного дерева к другому, прежде чем опустился на землю. Зато навсегда запомнил, что к этой зверушке лучше не приближаться. Медведицы хорошо умеют детей воспитывать, один урок два раза не повторяют.

Хоть и научилась ящерка жить в новом теле, но всё же очень тосковала по своим быстрым лапкам. И как только узнала, что Хозяин снова пожаловал в её родной лес, тут же приползла к нему и потребовала вернуть ей прежний вид:

- Забирай обратно ядовитые зубы и отдай мне мои лапки!

- Как скажешь! – ответил Хозяин. Ему-то это проще всего: произнёс заклинание, и стала ящерка такой же, как прежде.

Оглядела она себя со всех сторон, побегала туда-сюда, потом вернулась к Хозяину и сказала:

- Вот теперь всё в порядке. Так и надо было сделать с самого начала. Теперь я настоящая ящерица, а не булыжник на ножках и не червяк ядовитый.

- А как же ты теперь будешь от хищных зверей спасаться? – спросил Хозяин, - Съедят ведь! Или ещё чего-нибудь от меня потребуешь?

- Ничего мне больше от тебя не надо! – ответила ящерка. – Слишком дорогие у тебя услуги. Я уж как-нибудь сама справлюсь.

Изогнулась, схватила себя зубами за хвост у самого основания и надкусила. Больно было, конечно, но вытерпела.

- А это ещё зачем? – удивился Хозяин.

- А ты сам догадайся! – дерзко ответила ящерка и побежала прочь.

Но Хозяину не пришлось долго гадать. Откуда ни возьмись, выскочил на поляну хищный зверёк и погнался за ящеркой. Догнал и хвать за хвост! А ящерка дёрнулась, хвост и оторвался. Пока зверёк сообразил, что у него в зубах не целая ящерка, а только один извивающийся хвост, она уже успела под корягу спрятаться.

- Молодец, хорошо придумала! – похвалил Хозяин. – За это вот тебе мой подарок.

И сделал так, чтобы у неё вместо откушенного хвоста каждый раз отрастал новый. Вот и живут ящерки до сих пор, потому что поймать их и съесть не так-то просто. Черепахи и змеи тоже живут, потому что ящерка, пока носила тяжёлый панцирь и ползала без ног, но с ядовитыми зубами, тоже плодилась и размножалась, как и все остальные звери. А потомки её оказались не такими капризными, их и такая шкурка устраивает, какая есть.


- Так это правда, что если ящерицу поймать за хвост, она может оторвать его и убежать? – спросил Андрей, когда Таня закончила свой рассказ.

- Правда. Сама видела, как ёжик пытался позавтракать ящеркой, но пришлось ему ограничиться хвостом. Впрочем, он и его сжевал с большим аппетитом.

- А что хвост потом новый вырастает, тоже правда?

- Похоже, что да. Я как-то видела довольно большую ящерицу с совсем маленьким хвостиком. Наверное ещё не до конца вырос. Я вообще много чего в лесу видела, чего не увидела бы никогда, если бы осталась девочкой. Людей все звери боятся и прячутся, а на летучую мышь внимания не обращают, все звериные тайны подсмотреть можно!

- Да, хотел бы я побыть летучей мышью, или птицей какой-нибудь – мечтательно сказал Андрей и тут же быстро добавил: - Только чтобы потом обратно в себя превратиться.

- Вот именно, - грустно сказала Таня. – А мне, наверное, суждено навсегда остаться летучей мышью.

- Не может такого быть, - попытался утешить её Андрей. – Неужели на целом свете нет никого, кто смог бы превратить тебя обратно в человека?

Андрей, конечно, понимал, что такого человека вполне может и не оказаться, если даже Хозяину эта задача оказалась не под силу, но так хотелось дать Тане хоть какую-то надежду! Однако летучая мышь отрицательно помотала головой:

- Нет, потому что такого заклинания просто не существует в природе. Его никто ещё не придумал. А придумать новое заклинание – это даже опытному волшебнику надо не один месяц трудиться. Да и где его найдёшь, волшебника, они все по своим сказочным мирам сидят, и дорог туда давно уже нету… Хотя Хозяин как-то сказал мне, что есть одна бабулька, она, говорит, разные заклинания чуть ли не на ходу придумывает. И живёт вроде бы здесь, в нашем городе, только где и как её теперь зовут, он не знает. Но я же понимаю, что это он утешить меня хотел, чтобы не теряла последней надежды, как вот ты сейчас. С какой стати могущественный волшебник вдруг покинет свою сказочную страну и поселится в нашем городе? Ну всё, мне пора. Следующий раз прилечу, ещё что-нибудь расскажу. До свиданья, Андрей!

- Постой! – закричал Андрей ей вслед. – Ты сказала, что Хозяин не знает, как теперь зовут эту колдунью, а как раньше звали?

- Там, в сказке, её звали Баба Яга! - послышался удаляющийся голос из тьмы за окном.

Следующая сказка - http://www.proza.ru/2011/11/26/1439