Болгарский крест русской баронессы

Людвик 34
Русская сестра милосердия Юлия Вревская отдала жизнь за независи-мость Болгарии. Каждый год в День освобождения ее поминают во всех болгарских православных храмах.
"Родной, дорогой мой Иван Сергеевич, моя буйная головушка нашла себе пристань в Болгарии, в передовом отряде, - сообщала баронесса Вревская летом 1877 года своему другу писателю Тургеневу. - Нас пять сестер на четыреста человек. И все они тяжелораненые. Я так усовершенствовалась в перевязках раненых, что на днях даже сама вырезывала пули. А вчера ассистировала на двух ампутациях…".
Русская армия пришла тогда на помощь болгарским братьям, боровшимся за освобождение от пятисотлетнего османского ига. Вревская приехала на фронт в составе добровольного отряда сестер милосердия. Ее видели всюду - в операционной, перевязочной, прачечной. Приходилось бывать и на передовой. Баронесса поразительно стойко переносила фронтовые лишения. Но зимой и раненых, и медицинских сестер начал косить сыпной тиф.
Тургенев позже писал: "На грязи, на вонючей сырой соломе, под навесом ветхого сарая, на скорую руку превращенного в походный военный гошпиталь, в разоренной болгарской деревушке - с лишком две недели умирала она от тифа. Она была в беспамятстве… Больные солдаты, за которыми она ухаживала, пока еще могла держаться на ногах, поочередно поднимались с своих зараженных логовищ, чтобы поднести к ее запекшимся губам несколько капель воды в черенке разбитого горшка. Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомлялись даже сановники. Дамы ей завидовали, мужчины за ней волочились... два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез. Нежное, кроткое сердце... и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи... она не ведала другого счастия... не ведала - и не изведала".
Лермонтовские мотивы
Девятнадцатое столетие стало "золотым" веком русской литературы. Удивительно, но порой сюжеты любимых книг причудливым образом переплетались с судьбами их читателей. Юлия родилась в год смерти Лермонтова и с детства была почитательницей его таланта. Дочь боевого генерала Варпаховского выросла на Кавказе в атмосфере героизма, была прекрасной наездницей и отлично стреляла. На Кавказе рано взрослеют. В семнадцать она вышла замуж за барона Вревского.
Ему было 44 года. Трижды награжденный золотым оружием с алмазами и надписью "За храбрость", Вревский выбирал, как говорили, "самые почетные позиции по опасности". В бою, по словам генерала Скобелева, он "один стоил четырех конных дивизий". К тому же в юности он был близким другом Лермонтова, вместе с ним окончил школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. По воспоминаниям современников, генерал Вревский очень походил на лермонтовского героя Григория Печорина.
Вревские поселились во Владикавказе. Но счастье их было недолгим. Через полгода в битве при крепости Китури генерал Вревский был смертельно ранен. Он скончался на руках у жены. Юлия, верная памяти своего героя, больше никогда не выйдет замуж.
В свите императрицы
Император Александр II, помнивший отважного барона, лично пригласил Юлию ко двору. Она уехала в Петербург с радостью и надеждой - на родине все напоминало о недавней трагедии. Баронесса Вревская становится фрейлиной императрицы. В этой роли ее привлекала не роскошь и блеск высшего света, а возможность повидать мир. В свите Марии Александровны Вревская объехала всю Европу, побывала в Сирии, Палестине, Египте, Иерусалиме. Она обожала путешествовать - мир казался ей таким прекрасным… Но постепенно Юлия Петровна начинает тяготиться придворной жизнью.
Эмансипированная женщина
В то время в России большой популярностью пользовалась французская романистка Жорж Санд, поборница освобождения женщин от "семейной тирании", писавшая под мужским именем. Тема борьбы одаренной женской личности против предрассудков света становится модным сюжетом. В России организуются женские курсы, представительницы прекрасного пола появляются в Московском университете, гимназиях и редакциях.
Юлия Петровна вполне походила на идеал тех лет – образованна, начитанна, а главное - независима. У баронессы появилось много именитых друзей, и не только в России. Григорович и Тургенев, Соллогуб и Полонский, Верещагин и Айвазовский, Виктор Гюго и Ференц Лист… С ней было интересно, ею восхищались: "…
Тургеневская героиня
Отношения с Тургеневым в жизни Юлии Петровны занимали особое место. В 1858 году вышел в свет его пророческий роман "Накануне". Как писал болгарский ученый Каракостов, книга "вселяла уверенность, что освобождение от турецкого ига произойдет с помощью братского русского оружия". Роман, прочитанный Юлией в 18 лет, произвел на нее очень сильное впечатление. Позже она во многом повторит судьбу героини, уехавшей с мужем, борцом за освобождение Болгарии, на его родину. Недоброжелатели Тургенева иронизировали: "У этого Накануне не будет Завтра". Они ошибались.
Балканский кризис
В апреле 1876 года в Болгарии вспыхнуло восстание. Оно было жестоко подавлено: более 30 тысяч болгар убито, их селения сожжены. Действия турецких карателей в Болгарии вызвали возмущение европейской общественности.
В ответ на отказ Турции прекратить расправу Сербия и Черногория объявили ей войну. Отставной русский генерал Черняев, участник Севастопольской обороны в Крымской войне, без разрешения правительства выехал в Белград и стал во главе Сербской армии. За ним отправилось около 5 тысяч русских добровольцев. Среди них были известные художники Поленов и Маковский, писатель Успенский, врачи Боткин и Склифосовский. По всей России собирались пожертвования.
В прессе развернулась активная кампания в защиту "единоверных братьев-славян". Российское правительство сделало последнюю попытку урегулировать балканский кризис мирным путем. По его инициативе был подписан "Лондонский протокол" шести европейских держав, обязывающих турецкого султана провести реформы в христианских областях. Но все было тщетно. И тогда Александр II, которого позже будут называть Освободителем, подписал манифест о войне с Османской империей.
Это произошло 12 апреля 1877 года.
Отряд баронессы
Пробил час Юлии Вревской. Она прошла медицинские курсы, без колебаний продала родовое имение в Орловской губернии и на эти средства снарядила санитарный женский отряд. Незадолго до отъезда на балканский фронт Юлия Петровна отправилась вместе с императором Александром II в Кишинев с миссией русского Красного Креста. От имени общества преподнесла подарки солдатам Дунайской армии, идущим на войну. Главнокомандующий великий князь Николай Николаевич отдал распоряжение: "Главная квартира действующей армии разрешает санитарному отряду сопровождать войска и жертвовать собой ради ближнего. Выражает сердечную благодарность уважаемой баронессе Вревской за проявленное ею благородство – решение принять на себя содержание отряда, состоящего из двадцати двух сестер и врачей".
Ангел-хранитель
В июне 1877 года отряд Вревской уже работает в Яссах, потом в госпитале города Бяла. Балканская кампания началась на едином порыве – защитить и освободить братский народ. Сестры милосердия выполняют невероятно тяжелую и страшную работу. Сколько людей умирает у них на руках… "Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот", - пишет Вревская. В ее сердце остались только сострадание и долг. Юлия Петровна преклоняет голову перед мужеством русских воинов: "Жалости подобно видеть этих несчастных поистине героев, которые терпят такие страшные лишения без ропота; все это живет в землянках, на морозе, с мышами, на одних сухарях, да, велик Русский солдат!" В госпиталь привозят также раненых болгарских воинов. Они, как и русские солдаты, называют милосердную сестру Юлию своим ангелом-хранителем.
Последняя зима
Декабрь 1877 года. На родине Вревскую представили к ордену и ждали на Рождество. Но вместо отпуска она отправляется еще ближе к фронту: " Мы здесь, чтобы помогать, а не получать ордена"… Из Бялы добирается до перевязочного пункта в деревне Обретеник. Под пулями на передовой помогает раненым. Живет в крошечной комнатушке без мебели, умывается снегом - воды не хватает даже для больных. С утра до вечера перевязки и операции. Вечерами шьет кисеты для солдат - хочется хоть чем-то их порадовать. Зимой началась эпидемия тифа. 5 февраля 1878 года Юлия Петровна умерла. Ей было 37 лет. "Она получила мученический венец, к которому стремилась ее душа, жаждая жертвы..." - напишет Тургенев. До окончания войны оставалось меньше месяца.
За други своя
3 марта 1878 года в Сан-Стефано был подписан мирный договор, согласно которому Болгария получила независимость. Турция также признала суверенитет Сербии, Черногории и Румынии. За свободу Болгарии сложили головы 200 тысяч русских воинов. В их честь воздвигнуты сотни памятников, их имена носят улицы, города и села этой страны.
В начале прошлого века в городе Бяла, где находилась штаб - квартира императора Александра Освободителя, был открыт музей истории Русско-турецкой войны. Среди множества экспонатов там хранится портрет Юлии Вревской, написанный в Болгарии неизвестным автором, ее жетон Российского общества Красного Креста и памятная медаль сестры милосердия. Рядом с музеем - небольшой памятник из белого камня, увенчанный крестом. Здесь покоится милосердная сестра, русская баронесса Юлия Петровна Вревская, отдавшая жизнь за свободу Болгарии.
Я во всю свою жизнь не встречал такой пленительной женщины. Пленительной не только своей наружностью, но своей женственностью, грацией, бесконечной приветливостью и бесконечной добротой…" - писал Соллогуб. Но душа блестящей женщины оставалась закрытой для всех. Разгадать ее сумел, пожалуй, только Тургенев: "Это замечательное существо. Она фанатически готова на самопожертвование. Такой и умрет она…"