Совершенное терпение

Андрей Кобижаев
20 ноября 2011 г.

Чтобы сделать нас совершенными в Иисусе Христе, Бог нам даёт различные обстоятельства. С которыми нам иногда сложно справиться. Поэтому Бог даёт нам и благодать «для благовременной помощи», чтобы мы могли пройти эти обстоятельства. И с благодатью мы проходим их намного легче, чем без благодати.

«И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своём посаженную смоковницу, и пришёл искать плода на ней, и не нашёл; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби её: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь её и на этот год, пока я окопаю её и обложу навозом, — не принесёт ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь её» (От Луки 13:6-9).

Наше терпение должно быть, как у этого виноградаря. Уже у хозяина никакого терпения не осталось, а он всё-таки готов продолжать ухаживать за этой смоковницей.

Помните историю выхода израильского народа из Египта? Бог для них всё делал. Когда надо, врагов погубил — им даже не надо было сражаться. Манну каждое утро давал — им надо было только собирать её в сосуды и потом есть. Воду из скалы давал. Всё было для них обеспечено. Но стоило перейти Иордан и войти в землю обетованную, как начались проблемы. Воевать теперь надо самим. Хлеб добывать самим. Так и в нашей жизни. Приходит время, и нам надо начинать что-то делать самим, а не ждать уже от Бога чудес.

Когда Моисей ушёл на гору на сорок дней, евреи его заждались и начали роптать. Очень быстро они додумались соорудить себе бога, какого видели в Египте — золотого тельца. А настоящий-то Бог свыше всё видит. «Что за народ! Я им столько чудес явил, столько благодати предоставил. А они, не успел Моисей отлучиться, вот что утворили!» И гнев Божий так возгорелся, что Он решил их всех истребить. «Сейчас Я их всех погублю. А от тебя, Моисей, произведу новый народ». У Бога, оказывается, один человек может перевесить всех. Не большинство, а один человек! Если он праведник. Праведность имеет в глазах Бога вес!

А что сказал Моисей? — «Если Ты их уничтожишь, то и меня вместе с ними». Вот это да! Какое самопожертвование!

Прежде, чем Бог посылает человека выполнять Божье дело, он его подготавливает так, что этот человек становится наикротчайшим и терпеливым. Кроткий человек — это тот, кто способен владеть и управлять своими эмоциями. А не способный к этому, соответственно, является буйным. Когда мы заводимся с полоборота, это говорит о том, что плод духа у нас ещё ма-а-аленький. Или вообще его у нас нет. Плод духа — это мир, любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание. И он цельный. Не бывает так, что любовь есть, а терпения нет. Так не бывает. Плод духа — это существительное в единственном числе. В нём всё есть. Любовь, вера, терпение и так далее. И всё это в равной степени зрелости.

В нашем естестве есть все компоненты плода духа. Но их надо развивать, чтобы всё это становилось совершенным. Если мы научаемся терпеть, мы научаемся и любить. Когда ты можешь щёку подставить (стерпеть обиду), в этом есть и любовь. Любовь, выраженная в делах милосердия, делает человека мудрым. Потому что иногда терпеть не надо, потому что это будет глупостью. Например, некоторые бомжи зарабатывают большие деньги, побираясь. А потом их пропивают. Им нравится такая жизнь. Здесь нужна мудрость, чтобы понять — давать ему деньги или не давать.

Мы только на пути к совершенству. Поэтому плода духа нам частенько не хватает. Вот тут-то и нужна нам благодать. И плод духа возрастает именно в таких ситуациях, когда требуется терпение. До сколько раз надо прощать брата? Писание говорит до семижды семидеясяти (490) раз. Вот, попробуйте! До скольки раз простите — это и будет уровень вашей зрелости.

Однако протерперть, это совсем не означает бессловесно переносить чьё-то неправильное поведение. Выразить своё мнение надо (конечно, основанное на истине Писания), иначе, как человек получит шанс исправиться? Но протепеть — это означает не выплеснуть свой гнев. Мы же можем твёрдо сказать — и в этом тоже будет терпение. Помните старые фильмы про гражданскую войну? Там показывали психическую атаку белогвардейцев. Командир говорит бойцам: «Надо дождаться, когда они подойдут ближе». Красноармейцы уже нервничают, хотят стрелять. А командир команду ещё не даёт. «Потерпите!» Очень важно владеть собой, не поддаваться эмоциям, не поступать импульсивно.

Когда долготерпение в нас возрастает, мы им можем пользоваться. Это уже более зрелый плод. В нём уже есть витамин для нас. Виноградарь же не просто терпел эту смоковницу, он ещё и ухаживал за нею. А это уже благотворительность, то есть любовь в действии. Терпение с любовью очень рядом находятся. Это почти равно. Как только мы не можем терпеть человека, соответственно, мы не можем его любить. Так или нет? Есть и поговорка — «Терпеть не могу». Она означает «Не люблю».

Меня научила терпению моя тёща. Я был молодым и работал на производстве. Я вообще-то всегда люблю принимать советы. Но со мною работал один человек, причём верующий, так он — нет, чтобы сразу сказать, мол, ты что-то делаешь не так, — он любил подождать, пока ты далеко зайдёшь. И потом, когда исправить уже ничего нельзя, он выходит и начинает куражиться — «Ага! ...». Ещё и начальнику говорит. А у молодого человека — откуда терпение может взяться? И меня хватало на целый день и на следующий — негодовать и возмущаться. Если бы это было немножко раньше, до моего покаяния, я бы его отлупил по полной программе. А тут — нельзя.

Но моя тёща мне сказала: «Ты за этого человека молись и благословляй его». Вот это — да! Молиться за человека, которого ты терпеть не можешь! Но, вы знаете, я стал это делать! А знаете, что произошло? — Когда я стал молиться, зубы сначала скрежетали, но постепенно моё сердце начало мягчеть. И ситуация осталась той же самой, но изменилось моё отношение. Его поведение перестало меня раздражать и трогать.

Когда приходит негативная ситуация, мы должны её встречать с холодной головой. Когда приходит хорошая ситуация, мы можем своё горячее сердце открыть навстречу. Но у нас часто преобладают крайности. Либо душа постоянно нараспашку. Либо холодная голова всегда. Должен быть определённый баланс.

А потом этот человек стал ко мне по-другому относиться. Мы даже стали с ним друзьями. Я думал: «Господи, почему Ты не сделал этого раньше? Почему надо было два года допускать, чтобы он меня третировал, а я злился, негодовал?» Я потом понял: это уроки.

«Радуйтесь, когда впадаете в различные искушения» (Иакова 1:2).

Хорошо, когда мы уже в новом человеке живём. Но пока ещё мы часто пребываем в нашем ветхом человеке. Ветхая природа — это не кроткая овечка. Это свинья, которая верещит, как только ей на ногу наступили. Мы в этом состоянии выпускаем негативные эмоции. И из-за одного слова портятся отношения, рушатся семьи и так далее.

«И умер Самуил; и собрались все Израильтяне, и плакали по нём, и погребли его в доме его, в Раме. Давид встал и сошёл к пустыне Фаран. Был некто в Маоне, а имение его на Кармиле, человек очень богатый; у него было три тысячи овец и тысяча коз; и был он при стрижке овец своих на Кармиле. Имя человека того — Навал, а имя жены его — Авигея; эта женщина была весьма умная и красивая лицем, а он — человек жестокий и злой нравом; он был из рода Халева. И услышал Давид в пустыне, что Навал стрижёт овец своих. И послал Давид десять отроков, и сказал Давид отрокам: взойдите на Кармил и пойдите к Навалу, и приветствуйте его от моего имени, и скажите так: «мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему; ныне я услышал, что у тебя стригут овец. Вот, пастухи твои были с нами, и мы не обижали их, и ничего у них не пропало во всё время их пребывания на Кармиле; спроси слуг твоих, и они скажут тебе; итак да найдут отроки благоволение в глазах твоих, ибо в добрый день пришли мы; дай же рабам твоим и сыну твоему Давиду, что найдёт рука твоя» (1 Царств 25:1 — 8).

Мы видим, что Даваид сильно не наглел. Он пришёл со всем уважением. «Что дашь, то дашь». Хотя это был самый настоящий рэкет. Вот, откуда рэкет пошёл, оказывается;

«И пошли люди Давидовы, и сказали Навалу от имени Давида все эти слова, и умолкли. И Навал, отвечал слугам Давидовым, и сказал: кто такой Давид, и кто такой сын Иессеев? ныне стало много рабов, бегающих от господ своих; неужели мне взять хлебы мои и воду мою, и мясо, приготовленное мною для стригущих овец у меня, и отдать людям, о которых не знаю, откуда они?» (1 Царств 25:9 — 11).

С одной стороны, Навал прав. С какой стати, он должен кормить беглых рабов? А с другой стороны, он не прав. Они же пришли не требовать, а просить. И кроме того, он не понял, что Давид это помазанник Божий. Самуил уже несколько лет назад его помазал в царя.

«И пошли назад люди Давида своим путём и возвратились, и пришли и пересказали ему все слова сии. Тогда Давид сказал людям своим: опояшьтесь каждый мечом своим. И все опоясались мечами своими, опоясался и сам Давид своим мечом, и пошли за Давидом около четырёхсот человек, а двести остались при обозе» (1 Царств 25:12 — 13).

Богу нравятся решительные люди. Моисей, Давид, Павел, Пётр — все они были очень эмоциональными и импульсивными. Но Бог их обрезал, давал холодную голову. И это были люди, которые были всегда готовы что-то вершить. Есть люди, которые вершить ничего не хотят. Я беседовал в поезде с одной женщиной. Она говорит: «А я как уж. Я буду тихонько сидеть, получать свою зарплату и ни о чём не переживать. Мне хорошо. Тепло и сыро». Но Давид был не таким. Он сразу зажёгся.

«Авигею же, жену Навала, известил один из слуг, сказав: вот, Давид присылал из пустыни послов приветствовать нашего господина, но он обошёлся с ними грубо; а эти люди очень добры к нам, не обижали нас, и ничего не пропало у нас во всё время, когда мы ходили с ними, быв в поле; они были для нас оградою и днём и ночью во всё время, когда мы пасли стада вблизи их; итак подумай и посмотри, что делать; ибо неминуемо угрожает беда господину нашему и всему дому его, а он — человек злой, нельзя говорить с ним» (1 Царств 25:14 — 17).

То есть, люди Давида хорошо выполняли свои охранные фунции и были вполне достойны пропитания.

«Тогда Авигея поспешно взяла двести хлебов, и два меха с вином, и пять овец приготовленных, и пять мер сушёных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв, и навьючила на ослов, и сказала слугам своим: ступайте впереди меня, вот, я пойду за вами. А мужу своему Навалу ничего не сказала. Когда же она, сидя на осле, спускалась по извилинам горы, вот, навстречу ей идёт Давид и люди его, и она встретилась с ними. И Давид сказал: да, напрасно я охранял в пустыне всё имущество этого человека, и ничего не пропало из принадлежащего ему; он платит мне злом за добро; пусть то и то сделает Бог с врагами Давида, и ещё больше сделает, если до рассвета утреннего из всего, что принадлежит Навалу, я оставлю мочащегося к стене» (1 Царств 25:18 — 22).

То есть — всех мужчин, до собаки, включительно. Мы думаем, почему в Ветхом Завете такая жестокость. А здесь есть величайший прообраз. Мужской род — носитель семени. Когда мы приходим к Богу, Он даёт нам Своё новое семя, которое мы должны в себе взращивать. А для этого надо искоренить в себе семя своей ветхой природы. Потому что, если старое семя останется, оно начинает снова произрастать, принося свой горький плод.

На тот момент Давид ещё не был готов, чтобы быть царём. Потому что его терпение было очень коротеньким. Но Бог его помазал, и Бог его многие годы взращивал. Чтобы выработать в Давиде терпение, Он ему дал каких людей? Духовных, высокоответственных? – Нет. Должников и обиженных. Это самые проблемные люди. И этот народец был ему дан, чтобы в нём выработалось терпение, которое ему будет очень нужно, когда он станет царём.

Бывает, молодого человека ставят начальником. И он очень быстро всех разгоняет. Он, может быть, и прав, но терпения в нём нет. Поэтому он всё рубит и ломает. Но эта мудрая женщина сделала всё, чтобы её дом не погиб. Хотя муж потом всё равно умер. Мы потом читаем, что Давид взял эту Авигею в жёны за её мудрость. Я думаю, эта женщина очень сильно повлияла на его становление. Потому что в этой ситуации мы видим, что он был ещё совершенно не таковым, каким должно быть царю.

В нашей жизни всегда будут те люди, которые помогут нам сформироваться. В которых есть мудрость, есть плод. Но с этими людьми надо иметь тесное общение. Жена — это прообраз тесного общения. Тогда вы получите те изюминки, которые необходимы, чтобы стать мудрым человеком.

Впоследствии мы видим, как сын Давида, Авессалом, восстаёт против отца, даже оскверняет его ложе с жёнами Давида. Как бы, в таком случае, поступил Давид, если был бы ещё молодым? — Я думаю, он долго бы не разговаривал. Но к этому времени в нём уже была мудрость, было терпение, он уже стал зрелой личностью. Он не стал уничтожать Авессалома.

Моисей в молодости был очень вспыльчивым человеком. Он не задумываясь убил египтянина. Но Бог видел его сердце, что в нём был мотив — сделать хоть что-то, чтобы защитить свой народ, пусть даже его и убьют за это. Поэтому Бог его избирает, чтобы приготовить и поручить дело спасения народа. Если человек не готов умереть за правое дело, какой смысл этого человека готовить? В трудный момент он предаст. Но Моисей был по сердцу Бога, и Бог взрастил его, сделав его наитерпеливейшим, кротчайшим человеком. Это очень важно для человека высокого уровня.

Начиная с определённого уровня, непроявление терпения и кротости приводит к большим проблемам не только самого человека, но и всех тех, кто состоит под его авторитетом. Помните, как Никита Сергеевич стучал башмаком по кафедре в ООН? Ещё бы одно резкое движение тогда — и была бы война. В которой Землю могли уже тогда уничтожить. И это из-за одного человека! У которого нет терпения.

В нас должен быть дипломатический ум, чётко просчитывающий последствия наших слов. Каждое наше слово влечёт за собой те или иные последствия. Поэтому иногда нужно закрыть рот на замок. Или положить под язык камешек. Кому как нравится. Главное — помолиться прежде чем что-то отвечать. Когда придёт здравая мысль от Бога, тогда можно что-то сказать.

Когда вы в гневе, попробуйте к Богу обратиться: «Нужно ли это сказать?» В 95% случаев ответ будет: «Не надо этого говорить. По крайней мере, не сейчас». Почему так? Потому что сердце у тебя сейчас в неправильном состоянии. Когда человек в гневе, он даже не задумываясь и не понимая этого, может проклясть своих детей, свою жену, мужа, брата, ближнего своего.

«Знайте, что испытание вашей веры производит терпение. Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иакова 1:3 — 4).

Оказывается, терпение — оно производится! Через ситуации испытания. Совершенное действие терпения — это когда ситуация приходит, а ты на неё спокойно смотришь и хладнокровно проходишь. Меня Бог тренировал быть терпеливым на ремонте одной машины. Я разбирал весь двигатель до болта. Несколько раз я его разбирал и полностью собирал. Ну не заводится! Уже хотелось кувалду взять да разбить этот мотор. Но я уходил, молился и на следующий день снова принимался за дело. Оказывается, там была маленькая трубочка, которую я всё время забывал прикрепить. Хотите терпение выработать? — Начинайте делать кропотливую работу. Тонкую, нудную, кропотливую, самую неинтересную. Может быть, у вас даже и не получится сделать её правильно. Но терпение вы в себе выработаете.

Надо добавить, что глупые вещи терпеть не следует. Если ты понимаешь, как из той или иной ситуации выйти, терпеть уже не надо — надо хладнокровно выходить. Капает на кухне кран. Жена мужу говорит: «Сделай!». Раз сказала, два сказала, три сказала, а он не делает. И ещё  говорит: «Ты должна смиренной быть. Терпи-и-и!» И тут уже, как раз, терпеть не стоит. Бог ведь тоже гневается иногда. Смотришь — и всё быстро сделалось. И кран перестал течь, и ножи заточились. Я не учу выпускать гнев, но можно спокойно и твёрдо сказать что-то вроде того: «Знаешь что, дорогой? Вот если не починишь кран, я и борща тебе не сварю». И до конца не сходить с этой позиции. Вот так можете поступить. А злиться, кричать, высвобождать эмоции не нужно. Это только усугубляет ситуацию и портит отношения. Так же это относится и к мужчинам. Хотя им от природы более свойственна твёрдость и принципиальность.

Зрелый плод духа содержит в себе совершенное терпение, совершенную любовь, совершенную веру и так далее. Всё совершенное. Спелое яблоко имеет в себе все витамины. Так же и в теле все члены развиты равномерно. Не бывает так, что одна нога выросла, а вторая осталась в младенческом сотоянии. Все члены возрастают одновременно.

«Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петра 1:6). Видите, всё взаимосвязано. Воздержись от гнева — покажешь терпение. Будешь терпелив — сможешь явить благочестие. Это путь к совершенству. А вы знаете, в нашей внутренности уже есть совершенство? В нашем духе оно есть. Один час в день мы уже можем пребывать и даже действовать в совершенстве. Но на болшее нас не хватает. Поэтому надо научиться постоянно пребывать в духе. Не один час, а всю жизнь. И это достижимо. А иначе — какой смысл в вере?

«И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» (Римлянам 5:3).

Оказывается, чтобы меня сделать терпеливым, будет допущена в моей жизни скорбь! Вы хотите быть совершенными людьми? Совершенный человек имеет и совершенное терпение. А кто хочет, чтобы скорбь пришла, чтобы сделать вас совершенными?

Конечно, мы не должны скорби на себя призывать, чтобы стать совершенными. Но когда скорби так или иначе приходят, мы должны понимать, что это дано для нашего совершенства. Совершенный человек становится выше скорби.

Совершенный человек полностью владеет своим разумом и своими эмоциями. Когда ситуация сложная, у него холодная голова. Когда ситуация приятная, он может течь в положительных эмоциях. Разум и эмоции это как в карбюраторе воздух и топливо. В определённой пропорции они смешиваются и дают силу для движения автомобиля.

«Что же, если Бог, желая показать миру могущество Своё, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели?» (Римлянам 9:22).

Смотришь, человек в грехе живёт, и ничего с ним не происходит. Бог не спешит вершить Свои суды. Просто чаша гнева наполняется и в определённый момент она переливается на головы грешников. Поэтому, если в нашей жизни есть грех, надо молиться, чтобы убрать это, чтобы чаши благословения наполнялись, а не чаши проклятия.

«А всё, что написано, было прежде написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писания сохраняли надежду» (Римлянам 15:4).

Мы читаем про Седраха, Мисаха и Авденаго — какие испытания они перенесли! Мы читаем про Иова — вот это терпение! Испытания приходят даже к благочестивым людям. Даниил был благочестивым человеком, и ему пришлось пройти через испытания. Хотя он имел высочайшее положение, но он ни под кого не подстраивался.

«Признаки апостола оказались пред вами всяким терпением ...» (2 Коринфянам 12:12).

Если кто-то хочет миссионером быть, ему без долготерпения не обойтись. Потому что люди всякие бывают — никакого человеческого терпения не хватит. Только совершенное терпение необходимо.

«Со всяким смиренномудрием и кротостью, и долготерпением снисходя друг ко другу любовью» (Ефесянам 4:2).

Опять же — перед любовью проявляется терпение. Родители знают, как важно иметь терпение. Маленький ребёнок способен вывести из себя кого угодно своей активностью. Но если родители его любят, они обращаются с ним терпеливо, и в этом проявляется их любовь. Не имеешь терпения — не надо заводить детей. Даже скотину завести — это надо иметь терпение. Ни в коем случае не надо допускать гнев и впадать в состояние ненависти к тем, кто испытывает наше терпение.

«Итак, облекитесь как избранные Божие, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномиудрие, кротость и долготерпение» (Колоссянам 3:12).

«Непрестанно памятуя дело веры вашей, труд любви и терпения в уповании на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцом нашим» (1 Фессалоникийцам 1:23).

«Так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих и терпением вашим» (2 Фессалоникийцам 1:4).

«Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и терпение Христово» (2 Фессалоникийцам 3:5).

«Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал всё долготерпение в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной» (1 Тимофею 1:16).

«Проповедуй слово. Настой вовремя и невовремя. Обличай, запрещай, увещевай всяким долготерпением и назиданием» (2 Тимофею 4:2).

Везде здесь говорится о терпении и даже чаще о долготерпении. Мы должны научиться терпению и отстаиванию твёрдой позиции в истине. Ни в коем случае не надо ничего делать сгоряча. Всегда надо проанализировать, просмотреть на несколько шагов вперёд. Тогда мы научимся правильно поступать и глупых вещей делать не будем.

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евреям 10:36).

Оказывается, без терпения ничего мы достигнуть не можем. Если будет терпение, а это где-то то же самое, что холодная голова, то мы будем поступать здраво всегда. Голова у нас будет холодная, сердце горячим, наполненным любовью, миром, радостью. И тогда плод духа, о котором мы сегодня говорили, будет явлен, и его можно будет увидеть и попробовать. Люди это увидят, и Бог это оценит. Аминь.