С телевидения, да на самолёты?

Эрнест Катаев
Участвовал в съёмках сюжетов в телепередачах «Час суда с Павлом Астаховым» и «По делам несовершеннолетних». О самих съёмках несколько позже, а в преамбуле хочется сказать следующее.
Это, конечно, хорошо, что наше телевидение активно осваивает бюджеты и снимает с огромным размахом самые разные передачи – заполняет дневное время весьма популярными нынче околосудебными историями. Люди заняты на телепроизводстве, многие простые граждане, никогда не помышлявшие о том, чтобы каким-то боком попасть в заветный ящик, реализуют свои творческие и честолюбивые амбиции – этому можно только порадоваться. Да и истории эти несут в себе познавательный момент, просветительскую функцию по незаметному обучению россиян основам Административного и Уголовного кодексов РФ. Это дело нужное, исходя из повальной безграмотности населения в этих вопросах. Да и творческие люди, имеющие соответствующее образование, но не всегда попадающие в обойму, могут приложить свои силы на этой ниве – ведь, согласитесь, весьма непросто из совершенно случайных людей, в подавляющем большинстве которых к лицедейству не имеющих никакого отношения, за полчаса перед записью сляпать что-то реально похожее на историю из жизни. Да и студенты театральных вузов могут получить необходимый опыт, засветиться перед продюсерами – а вдруг выпадет тот самый счастливый билетик?
Раз работа есть, есть возможность принести домой копеечку – это всегда хорошо.
Обе эти передачи (как и многие другие, с самых разных каналов) записывались в павильонах, оборудованных в просторных цехах опытного завода при ОКБ им. А.С. Яковлева – нашего прославленного советского авиаконструктора. Москва, улица Лизы Чайкиной, дом 1. Чуть ли не все самолёты и вертолёты КБ, первые предсерийные образцы, строились здесь, почти все уходили в первый полёт с Ходынского аэродрома, что совсем недалеко – через дорогу, рукой подать. И так было на протяжении нескольких десятилетий.
Был я в библиотеке и музее КБ ещё совсем недавно – в 2002 году. Фонды музея в 2004-м переданы в Музей техники Вадима Задорожного, где и хранятся и их можно увидеть наряду с другими экспонатами этого прекрасного музея. Само КБ больше ничего не проектирует и не производит. И вряд ли вообще об этом можно вести речь. Как и о КБ, созданные когда-то Туполевым, Мясищевым, марки Сухого и Микояна объединены, КБ Бериева (морские самолёты) вошло в корпорацию ИРКУТ, и его перспективы как именно КБ неясны, КБ Антонова вообще теперь иностранное… Здания в Москве конструкторских бюро и заводов при них сдаются в аренду, перестраиваются, перепрофилируются под торговые центры и так далее. Яковлеву ещё повезло – хоть какое-то, но производство осуществляется в его цехах. Но только новых самолётов и вертолётов мы вряд ли увидим вообще когда-нибудь. Те, кто умел проектировать и строить – где они? Либо на смешных пенсиях доживают свой век, либо рассеяны по просторам, занимаются кто чем.
Нам не нужна авиация? Нам некуда летать и можно ограничиться наземным транспортом? Конечно же – нет.
Выход один – как и в тридцатые годы двадцатого века приглашать иностранных производителей к нам, давать им землю, льготы, преференции, освобождение от налогов, государственные гарантии и пусть они создают производство своих летательных аппаратов у нас, с нашей рабочей и ИТР силой. Мы не ленивые, пусть не базарят горлопаны, мы быстро научимся, восстановим свои собственные научные и производственные школы.
И может быть тогда случайно сохранившийся логотип «Як» над одной из дверей цеха, сиротливо напоминающий о былой славе, опять станет предметом национальной гордости…
А обе съёмки прошли весело. Астахов – знающий, прекрасно разбирающийся в людях, опытный юрист, за словом в карман не лезет, импровизирует, очень доброжелательно ведёт программу. Я изображал человека, который желает забрать сына-подростка у бывшей жены. Типа – я теперь бизнесмен, разбогател, а парень с мамашкой – богемной художницей, которая вся в своём творчестве, вот и захулиганил, от рук отбился. Штрафы там – на парня, то сё, вплоть до уголовки. Однако закон всегда на стороне ребёнка – с кем захочет, с тем и останется.
Второй сюжет был с женщиной-судьёй, фамилию её я так толком и не разобрал. Здесь я уже был свидетелем обвинения – моя 15-тилетняя дочка бросила в электричку камень, и у пассажирки выбило глаз. И если в первом сюжете я был благороден и преисполнен солидности, то во втором – конкретная сволочь, который не побрезговал приволочь на процесс любовницу. Вот дочка, узнав про любовницу и подслушав ссору родителей (мой персонаж настаивал на разводе), в сердцах побежала мстить и наказывать суку-разлучницу. А пострадал совершенно случайный человек. Я ж говорю – весело было, нас режиссёры в обоих случаях похвалили и поблагодарили за успешную съёмку. Кстати, снимали наш сюжет «По делам…» от силы минут 15, когда как перед нами – мурыжили почти час: люди-то на площадке – непрофессиональные актёры, а страсти должны кипеть!
Из четырёх программ, в которых я участвовал, только одна была записана на студии в Шабловке – там, где и должно вестись телепроизводство. Остальные – в приспособленных для этого цехах московских заводов. Конечно, снимать программы надо, но мы же не страна третьего мира, чтобы выезжать только на сюжетах. Вон, даже Бразилия, уж насколько бедняцкая страна с огромными долгами – снимала-снимала сериалы о красивой жизни, а теперь имеет собственное авиационное производство и самолёты Эмбраер летают по всему миру.
Может, и у нас так – с телевидения, да на самолёты?