Бражная жертва ч. 58

Сергей Владимирович Жуков
                Глава 6. Свойства жертвы
                §58.  Бражная жертва

   « И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём» Быт.9.21.

   Пожалуй, именно с момента опьянения Ноя всё это и началось. Немного погодя во Фракии пьяные приспешницы Вакха /Диониса/, который считался «богом виноделия», менады растерзали великого легендарного певца Орфея.

  С тех древних времён пагубное и весёлое безумие овладело людьми.
Процесс перегонки с получением спирта впервые был открыт арабами в 6-7 веках нашей эры.
Само слово «алкоголь» имеет арабские корни и означает «одурманивающий».
А первую водку изготовил арабский врач Парс в 860 году. Использовалась она в медицинских целях.

   В Европе первая перегонка сахаросодержащей жидкости была сделана итальянским монахом-алхимиком Валентинусом.
А на Руси в это время пили квас и медовуху. Перебродивший хлеб становился бражкой. В

   1386 году генуэзское посольство привезло в Москву первую водку.  Она использовалась исключительно как лекарство. Вскоре, однако народ понял, что к чему, и пьянство стало повальным. Что не удалось сделать орде Мамая, спровоцированной на нападение всё теми же генуэзцами, отчасти удалось спирту.

   Сколько русских пословиц провозглашает пользу пьянства как безумия добровольного в отличие от врождённого: «Пьяница проспится, дурак никогда», «Хоть пей, да дело разумей», «Пьян да умён - два угодья в нём».
Однако не зря Бог говорил устами великого пророка Иеремии: «И напою допьяна князей его и мудрецов его, областеначальников его, и воинов его, и заснут сном вечным и не пробудятся, говорит Царь – Господь Саваоф имя его» Иер.51.57.

   Итак, пьянство или бражничанье, к великому сожалению многие и многие годы практикующееся в русском народе, есть один из вернейших и надёжных способов антижертвенного самоуничтожения народа.
Царским указом было запрещено пить в непраздничные дни; позднее, в 1533 году, была введена государственная монополия на производство водки и продажу в «царёвых кабаках».
Иван 4-й запретил в Москве подавать водку, позволив её пить одним опричникам, и для них построил «на Балчуге» \ на топи\, особый дом, названный кабаком.
Из Москвы стали предписывать наместникам прекращать торговлю питьями, то есть корчму, и заводить царёвы кабаки.
В 17-м веке в России появилась «хмельная культура» «бражников». Появились понятия «царёв кабак», «целовальник», «питух» и так далее. В том же веке постоянно производить водку разрешено было монастырям и знатным господам.
Именно в этом столетии, прозванном в истории «бунташным веком», Россия стала всё более склоняться к Западу.

   В это же время благодаря Соборному Уложению, произошло почти полное закрепощение крестьян.
Верно подметил великий словацкий, а точнее Славянский мыслитель Людовит Штур, что «любой человек, если он чувствует уважение к себе, не напьётся пьяным, так у свободных черногорцев нет пьянства, поскольку этот народ, не живя ни у кого в подчинении, себя уважает. Но у народов подчиненных пьяные валяются кучами вдоль дорог по любому случаю»

  В 1755 году Екатерина 2-я разрешила дворянам, в зависимости от титула и заслуг, производить и продавать свою водку без пошлин.
Русский химик Т.Е.Ловиц предложил в 1789 году очищать водку от сивушных масел древесным углем, а Дмитрий Иванович Менделеев в своей диссертации «О соединении спирта с водой» предложил пропорцию в 40% содержания спирта как оптимальную.
Теперь о самогоне, коим русские, да и прочие народы старались заменить водку. Полноценный процесс доморощенной перегонки стал известен лет 600 лет назад. В России это был хлебный самогон – водка. В Украине прижилась горилка, а вокруг сахаросвекольных производств – бурячиха. Англия, Шотландия и Ирландия отличились в производстве солодового самогона – виски. В США обилие кукурузы породило бурбон, на Карибских островах тростниковый сахар сделал главным напитком ром, а мексиканская агава дала текилу.

   В 1915 году известный русский учёный Василий Егорович Таиров подал в Госдуму России доклад, в котором с болью отмечал, что население империи от водки спивается.
Искоренять алкоголизм он предлагал введением умеренного  пития натуральных вин. Государству царскому, а вслед за ним и советскому, это оказалось ненужным.
Горбачев пошёл дальше всех, когда цинично, под предлогом борьбы с пьянством, приказал корчевать ценнейшие виноградники.
Бражная жертва глубоко бездуховна, глупа и гнусна. В период запоя человек словно опускается в смрадный и  мрачный адский забой.
Во время опьянения человек теряет не только лик человеческий, но и сам образ Божий, по подобию которого сотворён.

  - Пьянство есть добровольно накликание бесов - говорит Святой Василий  Великий.
Действительно, пьяный гораздо чаще проявляет агрессивные действия по отношению к окружающим и суицидальные /самоубийственные/ попытки по отношению к себе.

   Множество ярчайших примеров бражной жертвы отнюдь не золотой россыпью разбросано по страницам произведений российской и мировой литературы.
Рассказы Максима Горького, Леонида Андреева, Глеба Успенского, Гиляровского и многих других деятелей словесности повествуют о страшном зле.
В одном из романов французского романиста Эмиля Золя пьяный человек полностью сгорел в кресле.

   Век 20-й не отстаёт в этом отношении от предыдущих столетий. Чего стоит живописание Венедиктом Ерофеевым пьяного путешествия своего лирического героя по центральной России в соответствии с выбранным маршрутом «Москва - Петушки». 
И обратно. Вот именно. Вся беда упивания хмельным зельем как раз и состоит в постоянном возвертании к чарке.
Загул, похмелье и снова разгул. И так от начала до конца, который, оказывается, но столь далёк.

  Композитор Мусоргский, художник Саврасов, поэты Аполлон Григорьев, Сергей Есенин, Николай Рубцов, писатель Джек Лондон, философ Владимир Соловьёв - вот лишь малая толика великих людей, пострадавших от алкоголя.
И ещё один великий библейский пророк предостерегает от служения «зелёному змию»: «И раздавался голос народа, ликовавшего у неё, и к людям из толпы народной вводимы были пьяницы из пустыни и  они возлагали на руки их запястья, а на головы их красивые венки» Иез. 23.42.
Нелишний раз можно убедиться, что ещё в глубокой древности замечено соответствие духа народной массы и его выборных представителей.
Нынче всё чаще пьянство или алкоголизм называют болезнью, хотя так и хочется именовать это явление дуростью, причём дуростью международной.

   Свыше 700 лет назад сирийский мыслитель Абдул Фарадж Бар Эбрей справедливо отмечал, что вино сообщает каждому, кто пьёт его, четыре качества. Вначале человек становится похожим на павлина – он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом оно уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и подобно ей валяется в грязи.
Во время Первой Мировой  войны царским правительством был введён «сухой закон», который, однако действовал не полностью.

   Сначала советская власть сохраняла традицию отрицательного отношения к нему. Продажу алкогольных напитков запретили в России еще в первую мировую войну. В декабре 1919 г. декретом СНК «О воспрещении на территории РСФСР изготовления и про¬дажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодер¬жащих веществ» их производство было национализировано, прибыль от продажи поступала государству. Тот же декрет предусматривал меры борь¬бы с пьянством, но они никогда реально не осуществлялись.

  Невыполнение в годы гражданской войны правовых санкций против пьянства было связано отчасти и с идеализацией облика рабочего. Некоторые руководители советского государства в первые годы после революции не могли себе представить, что злоупотребление спиртными напитками — живучий порок. В. И. Ленин совершенно серьезно считал, что пролетариат вообще «не нуждается в опьянении, которое оглушило бы его или возбуждало. Ему не нужно ни опьянение половой несдержанностью, ни опьянение алкоголем». Максимализмом наполнены слова Ленина на XI съезде РКП(б) в марте 1922 г. о недопущении торговли сивухой. Подобные установки делали излишней систематическую антиалкогольную пропаганду, рассматривавшуюся к тому же как пережиток буржуазного общества.

   Декретом Совнаркома СССР от 28 августа 1925 г. продажа водки была легально разрешена. По имени тогдашнего предсовнаркома А. И. Рыкова в народе именовали «рыковкой». По утверждению И. В. Сталина ноябре 1927 г., такая торговля была необходима как средство извлечения оборотных средств «для развития нашей индустрии своими собственными силами» . Вскоре эта торговля стала существенным дополнительным внутренним финансовым источником осуществления форсированной индустриализации. Доля от продажи спиртных напитков в госбюджете выросла с 2% 1923/24 финансовом году до 12% в 1927/28 году. Власти разрешили почти безудержно наращивать производство алкоголя. Сотни тысяч литров «рыки» делали свое черное дело. В Ленинграде в 1926—1927 гг. годовое потребление спиртных напитков на душу населения достигло 59 литров. Рост пьянства заставил президиум Ленсовета принять в октябре 1926 г. постановление об организации первых в СССР вытрезвителей. Резко увеличилась смертность в результате отравления спиртным: с 2,6 случая на 100 тыс. человек в 1922 г.— до 44 в 1928 году.

   Возросло число лиц, страдающих алкогольными психозами: в 1922 г. они составляли 2% всех зарегистрированных душевнобольных, в 1927 г.— около 19%. Что касается антиалкогольной пропаганды, то ее пик пришелся на конец 1928 — начало 1929 г. Во время Всесоюзного комсомольского культпохода.
Пьянство было моральным бедствием и после Великой Отечественной войны.

   Общее число убитых в Чечне составило 35.7 тысяч человек за неполных 2 года первой войны.
По оценке А.Немцова, алкогольные потери современной России включают около 39% мужских смертей и 15% женских, что, например, в 2001 году составило 550 тысяч смертей.
Пик самоубийств, как и пик потребления алкоголя, приходится на 1994 год, когда Россия вышла по их числу на второе место в Европе после Литве.
Примерно в 60% случаев в крови самоубийц обнаружен алкоголь.
В 2007 году по вине пьяных водителей в США, поданным Национального центра статистики и  анализа, произошло почти 17 тысяч аварий, на их совести более 1/3 всех смертей на дорогах.

   В России по данным ГИБДД /ГАИ/ в 2007 году пьяные водители стали виновниками 9,3% всех  ДТП.
В Великобритании пьяные водители совершили  6% от  всех ДТП и  16%   со смертельным исходом.
Во Франции с этим бедствием связаны от 30 до 40% всех смертей в ДТП.
В Германии 13% всех смертных исходов ДТП пришлось на аварии, в которых хотя бы один из участников был пьян. 

   Что же остаётся делать? Каким образом должны мы избавиться от этого страшного зла?
Вопрос остаётся открытым. Правда, надо признать, что в 2009-м году стала разворачиваться показная пропагандистская кампания по борьбе с пьянством, названная «Общим делом», но этого крайне мало.
Необходимо отказаться от вина раз и навсегда. Особенно это относится к крепким напиткам, вроде водки и коньяка. Однако опасно и пиво, на которое «благодаря» рекламе на телевидении подсадили молодёжь России. Известно, что в пиво, столь массово реализуемое сейчас в России, добавляется спирт, в отличие от настоящего «живого»  пива, производимого в Советском Союзе.
Государственная Дума  Российской федерации в ноябре 2010 года наконец-то приняла закон, уравнивающий пиво с алкогольными напитками и запрещающий его продажу в киосках и ларьках. Борьба с пьянством может производиться только в сознании людей, хотя и запреты тоже благотворны.


1 Людовит Штур. В чём наша беда? //Антология чешской и словацкой философии.–М.,1982.-С.311
2 Диакон Андрей Каспаревич. – СПб. – «Питер». – 2011, с.51-53

3 Ерофеев В. Москва–Петушки// Весть.–М.,1989.-С.418

4 Лебина Н.Б. Теневые стороны жизни советского города 20-30 годов. //Вопросы истории.-1994.-№ 2.-С.40-41

5 Знание-сила.-2008.-№2.-С.41