1. Довоенные годы

Романова Мария Владимировна
Посвящаю сыновьям и внукам.
Истинная правда из моей жизни.
Осипова А.В.


                Я родилась в глухой деревне Борки, Кичменского района Кировской области в 1934 году. Семья наша состояла в то время: отец, мать, сестра Нина старше меня на 3 года и я. Когда мне исполнилось 4 года, мы из за голода переехали на реку Кама в Камск.
                По прибытии на постоянное место жительства поместили нас в длинный дощатый деревянный барак на самом берегу реки. Через Каму был проложен большой мост по которому ходили поезда и другой наземный транспорт.
Отца мы видели редко, он всегда был на работе. Мать тоже была на работе. Мы, малыши, коротали время дома.
                За мостом было большое озеро. Как-то однажды отец меня и сестру взял на это озеро. Был солнечный летний день. Мы с Ниной купались, барахтались в воде, держась за большие булыжники. Как нам было весело, радовались. Отец много наловил рыбы, а мама дома сварила чудесную уху. Какое это было счастье после голода в Борках. Я до сих пор помню аромат этой ухи.
                В Камске родился наш брат – Толя.
                Через год отца принудительно перевели в город Выборг, Ленинградской области, как специалиста-плотника для восстановления разрушенного города после финской войны. Выборг тогда был весь в развалинах, кругом кирпич, стекло, хлам, на окраине города целых домов почти не было. Уродливо торчали кирпичные печные трубы. Среди развалин и хлама можно было найти что угодно: гранаты, снаряды разных размеров, пистолеты, патроны. Ходили военные по развалинам искали остатки боеприпасов и уничтожали. Солдаты просили нас при обнаружении снаряда или бомбы воткнуть около них палку с тряпкой, чтобы потом легче было обнаружить и уничтожить.
                По прибытии в город Выборг нашу семью поместили в двухквартирный финский домик. 
                Мне исполнилось 5 лет и кончилось мое детство, потому что уход за братиком, выполнение домашних работ по силе возложили на меня. Толика носила на спине – так было легче. Сестра Нина ходила в школу, после занятий всегда убегала играть, а мне ни кто ни в чем не помогал.
                Однажды Нина пришла из Школы и убежала играть во двор. Детвора наша была дружная, придумывали в разные игры. На этот раз решили играть в магазин. Для разлива молока, которое готовили из мела, нам потребовалась бутылка. Ребята принесли вместо пустой бутылки снаряд. Нина увидела его в руках Кости, испугалась и закричала, девочки завизжали, а ребята растерялись. Костя тоже испугался, растерялся и бросил этот злополучный снаряд недалеко от себя.  Он разорвался и от осколков Костя был ранен. В разной степени тяжести пострадали и другие ребята. После этого случая детям запретили играть с любым видом оружия.
Второй случай. Под окном нашего дома лежал большой авиационный снаряд. Мы, дети, когда не было родителей или посторонних взрослых, садились на этот снаряд верхом как на лошадь, представляя будто скачем понукая. Не знали, что снаряд может в любой момент взорваться. Играли до тех пор, пока взрослые не заметили. Кто-то об этом доложил в военную комендатуру, приехали солдаты, погрузили снаряд в машину, на песчаную подстилку, вывезли за город и взорвали.
                В Выборге мы жили очень бедно, я всегда испытывала голод. Утром папа и мама уходили на работу, Нина в школу. Я сидела с Толиком. Оставляи всего 4 шт. печенья. У меня текли слюни глядя на печенье, очень хотелось есть,  но никогда не взяла Толину еду. Размягчала печенье в стакане с водой и этой кашицей кормили его. Иногда вместо печенья хлеб крошила. Только с приходом Нины из школы разогревали оставленную нам еду. С приходом родителей ужинали.
                Отца я очень боялась. Страх перед ним появился потому, что он два раза меня сильно наказал. Первое за то, что я нечаянно облила чернилами библиотечную книгу. Второе – за утерю ключа от квартиры. Хотя я нашла ключи во дворе, все равно зажав меня между ног сильно бил ремнем по заду. С тех пор я сильно испытывала страх перед приходом его домой.  Стоя на подоконнике следила, когда он появится в переулке, после чего пряталась за печкой или под кроватью. Зато он очень любил сестру Нину. Приходя с работы ее ласкал, Толю брал на руки, а меня не замечал. Никогда я не слышала от него добрых слов. Как мне тяжело было в детской душе видеть это. Поэтому я росла затравленной, лишней в семье. Глядя на меня, на такую, отец называл дикаркой.  А Нина, чувствуя себя фавориткой, меня всегда по любым пустякам унижала и обижала.
                Никогда не забуду случай произошедший со мной и Толей. Родители были на работе, Нина в школе. В доме холодно и темно. Мы лежали на кровати под одеялом. Вдруг сильный грохот и входная дверь летит с петель. Врываются цыгане человек 8-10. Я сильно перепугалась, была в состоянии шока, крепко обняла братишку и заплакала, дрожа всем телом. Цыгане подошли к нам и стали советоваться – что будем делать с этими малышами? Маленького заберем с собой, а что делать с девочкой?
                Слышу: «Подождите пока, сначала вещи соберем, покушаем, а потом решим». Что было у нас на плите, на столе все съели. Стали укладывать наши вещи в мешки. В тот момент у меня не было сил даже плакать. Вдруг появляется отец, и цыгане растерялись. Отец сильно стал ругаться с ними, и они быстро ушли.
Папа подошел к нам, стал успокаивать и первый раз меня пожалел.
К Данному исходу событий послужило то, что отец забыл необходимые инструменты и раньше времени вернулся домой. А что было бы с нами, если отец не появился в тот момент?
                Вечером, когда мама пришла с работы он ей все рассказал. Что у нас произошло, как я мужественно защищала Толю. С этого дня отношение папы ко мне стало меняться в лучшую сторону.
                Во дворе для ребятишек построили качели для одного и для двоих, что бы можно было качаться лицом друг к другу, скамейки и стол для отдыха жильцов. Главное пап стал обращать внимание на меня, иногда бывал ласков со мной. Он часто напоминал, что бы я оберегала брата, что бы не ходили на свалки далеко от дома.
                В нашем дворе появился Костя. Его выписали из больницы.
Был хороший теплый летний день. Мы играли в жмурки. Я с толей спряталась за дверью подъезда. Как вдруг совсем рядом произошел взрыв, сильный грохот. Мы с Толей слетели с лестницы, заревели. Перепуганные дети сбились в кучу. Кошмар!
До взрыва мы заметили, как низко над нашим домом пролете самолет с красными звездами. На самом деле это был вражеский самолет. Он круто развернулся, набрал высоту и улетел. Однако наши зенитчики его сбили. Шел 1941 год.

Продолжение здесь http://www.proza.ru/2011/11/25/705