Жертва силы ч. 57

Сергей Владимирович Жуков
                §57.  Жертва силы
               

                «Здесь какая-то слабость,
                Та, что силу даёт»
                Феликс Чуев
               
               
               
   Не последнее место в перечне занимает жертва силы и противоположная ей жертва слабости.
Становление жертвы происходит в результате воздействия не только чуждой силы, но и своей собственной.

   То же относится и к слабости. Конечно, здесь, прежде всего, имеется в виду слабость не как чисто физическая величина, но, скорее всего явленная в образе душевного попустительства соблазнам и порокам.
Порою труднее пострадать или погибнуть от чужой силы, чем от собственной. Здесь опасна как абсолютная свобода или вседозволенность, так и полный запрет. В первом случае сила идёт как бы вразлёт или вразброс, рассеиваясь и  распыляясь.

   Во втором случае без должного духовного самоограничения сжатая сила может словно «взорвать» физический организм. Иногда про человека говорят: «Он питает слабость к тому-то…» В этом случае слабость наращивает мощь, вскармливаемая духовными эманациями субъекта. Слабость обращается в силу и, наоборот, сила, не подкрепленная духовной установкой веры, постепенно становится слабостью. Слабость как цель, становится ближе, ибо в неё обратилась былая сила.

   Россия, а затем и Советский Союз, порою слишком полагались на свою внешнюю силу, то есть на могучую, многочисленную, хорошо вооружённую армию.
Однако постепенно происходило разоружение и подтачивание народного духа, то есть подлинной силы, способной  остановить и сокрушить любого врага, в том числе и внутреннего.

   Как же хотелось партийной, комсомольской, хозяйственной и прочей номенклатуре потакать своим слабостям и неумеренным притязаниям.
Слабости, или, иначе говоря, страсти власть предержащих, а скорее «передержавших», увлекли страну в пропасть не только экономической разрухи, но прежде всего нравственного разложения.

   Либерализм, усиленно нагнетаемый с Запада в Российское общество, способствует попустительству страстям, которые, согласно утверждению святителя Игнатия Брянчанинова «иначе грех, в обширном значении этого слова». 1

    Однако, наряду с либерализмом, в Западном обществе усиленно нагнетается культ силы и господства над всем и вся, который, в конце концов, приводит к слабости.
Ассирия и Рим, империи Габсбургов и Наполеона, «З-й Рейх» и другие государства - монстры, полагающиеся на жестокость пришли от слабостей к гибели.
То же ожидает и нынешнего «гегемона» - Соединённые штаты Америки. Правда, отличие США от прочих государств агрессоров, состоит в том, что, наряду с могучей армией и флотом, они обладают громадным потенциалом технологического соблазна.

1 Св. Игнатий Брянчанинов Аскетические опыты.- С.Николо-Погост. НООФ: Родное пепелище, 2005.-С.538