Дружественная среда 4

Вадим Никодимов
Дружественная среда.

Часть 4

Может быть, и странно, что несложные, но местами душераздирающие события, которые будут описаны ниже, именуются как «Дружественная среда». Но так как все закончилось так, как закончилось, и к счастью без жертв, полагаю что правильно, и  даже попробую объяснить почему. События эти, происходили на реке Иркут.
Почему город Иркутск, так называется, он же расположен на реку Ангара ? Да, он расположен  на реку Ангара, но в том месте, где в неё впадает река Иркут, и поэтому -Иркутск. Происхождение названия - Иркут, точно неизвестно, по одним мнениям это означает с Эвенкийского – «несущий воронки» так как, в верховьях, река имеет бурный характер, по другим, название дали монголы, что с монгольского означает «настоящий мужчина», по третьим это слово от имени племени, обитавшего когда-то в Саянах и Прибайкалье. Река берет свое начало с Саянских гор, из озера Ильчир, что в высоту почти два километра, а длина Иркута чуть менее пятисот. По сравнению с Ангарой или Леной, Иркут - не велик. Средний годовой расход воды в устье, если вам это о чем-то говорит, не превышает ста пятидесяти кубометров в секунду. Местами взрослый человек его вброд перейти может, если конечно устоит, а местами и глубоко, до нескольких метров. Река чрезвычайно разная. Может неспешно разливаться, среди песчаных берегов живописнейшей Тункинской долины, а может, вырвавшись из тисков отвесных скал, нестись водопадом, с оглушающим рёвом, где кричать рядом, для передачи информации, совершенно бесполезно. Может играть с порогами, где шум игры хочется слушать, почти как музыку. Полгода лежит во льду. А еще течет вблизи самой высокой горы Восточного Саяна, Мунку-Сардык. Про взаимодействие Иркута с окружающим миром, есть даже древняя легенда «Гордый Иркут и мудрый Мунко-Саридак», о том, как богатырь Иркут, красавицу Ангару в жены звал. Может круто поворачивать в горы, пробивая Зырказунское ущелье. А в целом  имеет поразительнейший и разнообразнейший ландшафт. Такие разные особенности, редко встречаются у других рек. Отдельные  участки используются для спортивных сплавов по сложной четвертой категории, другие для неспортивных водных путешествий. Еще там конечно, любители, рыбу ловят. Кто бывал на курорте Аршан, с его девятью водопадами, знает, что тамошняя горная река, с режущим ухо названием Кындырга, впадает именно в Иркут. Ну да… не про геологию речь, а речь, как уж повелось, о дружбе (и не только) воды с нами, человеками.
Истории будут описаны две. Расскажу сначала про случай попроще. Поехали мы как-то, что называется, на речку, на Иркут, конец лета, самое время. Что делают люди на речке летом? Известно что, купаются, нежатся на солнце, любуются природой, неспешно разговаривают, лежат, играют в бадминтон, волейбол или футбол, иногда готовят еду и напитки к ней, жмурятся от солнца и отбиваются от насекомых. Поехали с друзьями и детьми, всего девять человек. Нашему старшему сыну Дмитрию, было тогда двенадцать лет, в то время он кооперировался со старшим сыном наших друзей Ромой, который был на полтора года старше. Юноши – подростки, по закону жанра, начиная пробовать жить самостийно и нэзалэжно, держаться отдельно, сами по себе, и оценивают независимость на вкус. И они бродили и забавлялись в удалении от всех, резвились и купались. Взрослые за ними почти не следили, большие уже дети, хотя я, как человек, имевший больший из всех присутствующих, опыт взаимодействия с другими средами, поглядывал, конечно…
Место,  где мы тогда на реке остановились, было весьма живописное, напротив острова. Остров небольшой,  вытянутой формы, метров сто в длину и двадцать в ширину. С нашего берега до острова, было рукой подать, метров тридцать. Там росли какие-то кусты, березы, остров видимо считал себя, полноценной сушей, и как бы, слегка преграждал реке путь. Иркут в этом месте, конечно, шумел и ворчал, что мол «мешаешься мне тут», но тек себе дальше. И если до острова он тек размеренно и не торопясь, то упираясь и огибая остров, заметно усиливал течение, показывая свое право на обозначенное пространство.
Старшие дети, плавать конечно  умели уже, и решили добраться до острова. Переплыть, преодолеть, так сказать, препятствия, а за одно, и себя попробовать во взаимодействии с окружающим миром. Человеку нормальному, не говоря уже про подростков, свойственно преодолевать препятствия, правда, не всякому. И когда этим начинают заниматься дети, это начало и продолжение их опыта, их рост, их воля, и отчасти, их путь и его продолжение. Немного, чуть-чуть, но влияет.
Плавать на воде стоячей, а тем более в бассейне, значительно проще, чем в воде движущейся. Если вы когда-нибудь переплывали быстрые реки, то знаете, что сделать это строго поперек невозможно, вас будет сносить по ходу движения воды, потому что река в этом случае сильнее. Это лучше знать, понимать и учитывать. Сначала дети попробовали плыть с места, где  находились, примерно посередине острова, «видя цель и не замечая препятствия», но сразу поняли, что так не получится. Но они не сдавались и правильно решили перейти против течения подальше и начать оттуда. В процессе этих намерений, движений и передвижений дети громко смеялись, резвились и орали. Дмитрий, хоть и помладше - был заводилой, а Рома хоть опасался, но показать свой страх не мог, и шел на поводу. Страх в этом случае был от того, что напирающее течение воды пугает, приходит понимание её силы, и мощи, а так же сомнения в возможности этому противостоять. Тут и таится понимание сути процесса. Противостоять бесконечному потоку воды бессмысленно, поэтому плыть необходимо в нем, ну а если сносит, значит так надо. Если снесло далеко, то прийти назад, пусть долго, но по твердой поверхности, значительно безопасней, чем противостоять воде, оставаясь без сил.
Отойдя подальше, Дмитрий снова шагнул в воду  и поплыл-таки к острову, Рома за ним. Сносило их быстро, они старались плыть поперек реки, сопротивляясь ей, а не по диагонали, и силы теряли быстро.
Некоторое время назад, мне пришлось путешествовать по Таиланду. Там был тур на реку Квай, и сплав по ней. Сплавлялись вплавь, прыгая в дебаркадера, плыли  наслаждаясь окружающими джунглями по неслабому течению. На тех, кто сплавляться хотел, но боялся, надевали спасжилет. Продолжительность сплава была минут двадцать.  В процессе, по ходу движения реки, я подплывал то к одному берегу, то к другому (это было возможно, но по ходу движения, без противостояния реке) и совсем не уставал. По завершению намеченного маршрута туристы хватались за веревочные поручни стоящего в нужном месте другого дебаркадера и вылезали из воды, а тех кто не смог ухватиться, ловили с лодок специально обученные люди. Поэтому если когда-нибудь, вам будет нужно переплывать реку, не сопротивляетесь ей, не плывите, борясь с течением, а рулите по ходу, это гораздо приятнее и безопаснее. Исключение составляет тренировочное плавание. Я например, очень люблю плыть против течения на реке, не для борьбы с ней, а для тренировки. Но делаю это недалеко от берега, контролируя потраченные силы. Так было, когда раз судьба закинула в поселок Магистральный, на БАМе, я решил войти там в реку Киренга, местные «аборигены» уже тогда не купались, холодно говорят. Но когда еще возможность такая представится, река не знакомая, другая, интересно же. И я плыл и плыл и плыл против течения баттерфляем, пока не закончились силы, а вышел потом на том же месте. Но подробно про Киренгу, в другой раз.
Крики детей на открытой местности, не так напрягают как в обстановке домашней, и даже представляются несколько гармоничными, на фоне лета, солнца, воды и растительности.  Дети обычно кричат больше взрослых, так принято, и им для этого не нужен алкоголь, или еще какие варианты. Они кричат и орут, познавая мир, приноравливаясь к нему, кричат бессознательно для снятия напряжения, или наоборот, для приведения себя в тонус, для запугивания себе подобных, и для отражения агрессии.  Но фоне ворчащей реки, не просто отличить простые детские крики и визг, от  тускнеющего призыва о помощи. Но все же,  эти звуки, при одинаковости громкости и резкости - отличаются. О том чем, как-нибудь в другой раз, а тогда, мой мозг выделил именно этот звук, этот слабый крик из множества других звуков, крик ребенка, моего сына, взывающего о помощи. Он кричал, «п-А-п-А».
Я вскочил моментально, уже при этом, раздеваясь сразу. Скинул обувь, джинсы и футболку, одним движением и смотрел туда, где были дети. На первый взгляд ничего страшного не происходило, детей я видел,  их головы торчали из воды, чуть дальше конца острова. Но взведенный вычлененным криком о помощи, я сразу нырнул и поплыл. Мужчины, как правило, сильней подростков и обладают, и должны обладать, бОльшим опытом в плавании и разных других вещах, поэтому до края острова я доплыл быстро. К конце острова из под воды торчали какие-то кусты, и я быстро прикинув, решил выскочить на берег и добежать до ребят бегом. Бежать, в некоторых случаях, быстрее, чем плыть.
В сущности, ничего страшного, не произошло,  до острова дети почти доплыли, но плыли не совсем правильно, и не имея необходимой физподготовки выбились из сил.  Справиться и течением для выхода на сушу не смогли, и вода уносила их дальше. В конце острова вода сливаясь из двух частей опять в одну, образовывала водоворот. Ослабшие дети, не понимали, что лучше расслабиться и рулить по течению, пусть несет, стали сопротивляться цепляться за кусты, но это усиливало сопротивление воды, а её как мы знаем, не удержишь. Укрощение рек гидроэлектростанциями, совсем другая история. Чуть дальше острова в бурном водовороте они зацепились все же за кусты, торчащие из воды, но сил выбраться на берег у них не осталось. Испытав ужас от этой борьбы, не понимая как совладать с водой, теряя последние силы, они стали кричать. Вот собственно и все.
Я, в миг, добежал до края острова и бежал по мелководью дальше. Дети были здесь, рядом, уже тогда я понял, что все обошлось, я понял, в чем проблема, и что дети целы и невредимы. Я сейчас их спасу. Они видели меня, и это придавало им сил. Они отчетливо поняли, что если не я, то все могло быть очень плохо… Там где они находились,  глубина составляла всего, наверное – метр с небольшим, то есть можно было даже на ноги встать, но течение и отсутствие сил не давало им этого сделать. Они держались рядом, впереди был Рома, как более сильный, Дмитрий чуть дальше.
Самое  удивительное, в тот момент, мне показалось, были, глаза детей. Сколько всего в них было, просто огромное количество всего. Обида, что не справились сами, извинения за «доставленные неудобства», страх что все могло закончиться плохо, возмущение по поводу бесконечного напора воды, понимание сути происходящего, в общем, масса новых, реальных, а не виртуальных, впечатлений по жизни. Течение меня не слабо тянуло, объяснять в тот момент перепугавшимся детям, что вода – среда дружественная, что ей можно отдаться, что делать лучше правильно, разумеется, было бы бесполезно абсолютно. Суть происшедшего было разъяснено,  чуть позже. Я схватил сначала Ромку, а потом и своего. Идти было сложно, но можно, выбрались мы на берег, и дети повалились на землю…
На острове было не плохо, даже интересно. Как может быть не интересно, на необитаемом острове? Пели птицы, сквозь шум воды их было слышно, слабый ветер играл в ветвях. По некоторым нюансам травы на ветках, было понятно, в периоды серьезных разливов, остров полностью уходит под воду. Здесь была своя, маленькая жизнь, маленького острова. Я оставил детей там, предварительно спросив, попробуют ли выбраться сами. Конечно, они ответили, что сумеют, их возраст не смотря ни на что, брал свое. Через некоторое время, переведя дух и успокоившись, они почувствовали себя первооткрывателями, покорителями новых земель, пиратами-завоевателями. Они бегали с самостоятельно сделанными, копьями наперевес и кричали, забирались на деревья, зная, что первооткрыватели в неизвестных места, делают именно так. Вернуться действительно смогли самостоятельно, переплыв пролив по диагонали, как и было разъяснено. Они теперь поняли, что лучше долго идти пешком по земле, чем познать свою несостоятельность в противостоянии с водой. Вот такая несложная история. Интересно, помнит ли её кто-нибудь сейчас, из взрослых свидетелей…
Второй случай - пострашней. Во всяком случае, я вижу его пострашней, он задел меня больше, хотя в нем меньше событий. Вспоминая те моменты, тело мое и сейчас покрывает холодный пот.
Был октябрь, хорошая теплая осень. Как сказал гений, «унылая пора, очей очарования». Мы жили тогда вдали от наших родителей, в разных городах. В гости к нам приехала  мама жены. День был не выходной, и когда я пришел вечером с работы, мы почему-то решили съездить на речку. Зачем? Красиво там, осень золотая, а с красками какими. Красный, зеленый, желтый, чудо! Простое земное чудо! Это многообразие красок передать словами невозможно. Поехали, потешить взгляд, подышать воздухом, на воду посмотреть, покоем немного насладится. Поехали вчетвером, я, жена, мама жены, и наш младший сын – Никита, ему тогда всего полтора года было. Он хорошо ходил и бегал. На улице было прохладно, дамы оделись в пальто, я в джинсах и осенней куртке, сын в комбинезоне, таком, из двух частей с капюшоном, и вязаной шапочке. Приехали на речку на машине, почти к самой воде, и стали неспешно бродить и гулять, наслаждаясь окружением. Никита желал ходить сам, подбирал камешки и палочки, то отдаляясь, то подходя к нам ближе. Шуршание воды, обалденная осень, природа - чудо, птиц пока еще слышно, покой какой, что говорить. Покой чудесное лекарство, расслабляет замечательно, бег времени приостанавливается, и это здорово. Собственно покой, он для этого и нужен, для смены ритма, для умиротворения, для мыслей наоборот,  по закону круговорота всего и вся. И я ходил, умиротворялся, и думал о своем. Дамы неспешно бродили вместе, и тихонько разговаривали. Никита сновал появляясь то тут, то там. При погружении в мысли в расслабляющей обстановке, реальность если не отключается совсем, то её фон заметно слабеет… И тут важно, чтобы покой и умиротворение… не были абсолютными.
Звук. И опять звук. И опять очень слабый. Он едва вычленяется мозгом. Почему именно он ? На Иркуте есть пороги, в них шумит вода, где сильнее, где тихо. В том месте где мы тогда были, есть пороги, вода немного шумела, хотя обстановка и была полна покоя. Звук напоминал тихий хлюп-хлюп. Ну, хлюп-хлюп да хлюп-хлюп, рядом же вода – это понятно. И все-таки, почему обозначается именно этот слабый хлюп-хлюп, почему он просит реакции, почему именно он ? Я встрепенулся и бегло осмотрел местность. Не увидел сына. В прочем там были небольшие холмы и немного леса, и он периодически отбегал, ну не видно, да не видно, может так надо, может сейчас прибежит. И все же… Я побежал сразу. Лучше бежать сразу, чем плакать потом… Я побежал туда, откуда, по моему мнению, был этот, почти неслышный, хлюп. Бежать не далеко, метров пятьдесят, секунды. Добежал почти до воды, там был небольшой земляной холм, я вмиг вскочил на него, и…
По реке плыл ребенок. За холмом было не видно. Что такое «по реке плыл ребенок»,  полутора лет отраду, вниз лицом, в октябре, в комбинезоне, при температуре воздуха близкой к отрицательной? И ужас пронзил меня.
Он видимо скакал и бегал, играл с камнями, и подобрался вплотную к воде. Наступая на камни лежащие уже на воде, очевидно, оступился и упал. Упал лицом вниз, прямо в воду,  большой надутый комбинезон не давал ему возможности встать, закричать, но и погрузиться. А вода подхватила его и понесла. Заскучала видимо, поиграть захотела, среда то дружественная. И она не всегда знает, что играть с ней умеют не все. Единственно, что мог сделать в тот момент Никита, это подергать руками. А вода, почуяв неладное, дала ему это сделать. Вот где появляется шанс, между гибелью и спасением, жизнь ХОЧЕТ жизни, и среда предлагает ей попробовать. Тот маленький хлюп-хлюп был от ударов руками по воде. Маленькие ручки в беспомощности и страхе, для подачи сигнала SOS, пытаются бить ладошками по воде… Это впечатляет! Это порождает острую, как кинжал мысль, и быстрое как мысль движение...
Я прыгнул в воду сразу, прямо в одежде, было бы чуть дальше, может и разделся бы. Через миг, я уже  подхватил ребенка. Глубина была не большая, мне примерно по подбородок. Я подхватил его над головой и ринулся назад. Он не кричал и не двигался, но я невообразимо желал, чтобы он был жив. Все это происходило очень быстро. Мне уже  по пояс, вот сейчас уже земля….
Кто, когда и зачем оставил под водой эту железку? Не то арматурину, не то уголок, не то еще какую-то хрень, не знаю я, что это было. В темной воде не видно. Движения мои были быстрыми и резкими, я стремился на берег, и не просто так, а практически «ради жизни на земле». И тут… Господа, не засоряйте, пожалуйста, водоемы !  Я сильно ударил в воде голенью в какую-то железку. Потом даже выяснилось, что рассек ногу до кости. Да ладно ударил, первый раз что ли? Только дело не в этом. У груди моей, мой полуторагодовалый ребенок, только что поднятый из воды. В этой ситуации работают простые законы физики пятого класса. Телу подставили подножку и оно переворачивается. Но тело это я и падая я инстинктивно вытягиваю руки, но в руках у меня ребенок, и я вытягиваю только правую руку, а левой держу жизнь ! Я не смог удержать его, слишком быстро все произошло. В намокшем комбинезоне сын был тяжелее, и он выскользнул при моем резком падении и вновь упал в воду. И я как в замедленном кино вижу, что он падает и скрывается под поверхностью воды. И снова ужас. Я не знаю, дышит ли он, может ли он дышать, наглотался ли он воды, и в этот момент я снова резко погружаю его в воду,  целиком с головой в холодную воду. Это просто кошмар.
Когда много лет спустя, мы разговаривали с Никитой об этом происшествии, он спросил меня, почему же я бросил его тогда, опять в воду? То есть, он был в осознании, и кроме того еще и запомнил, с глубин раннего детства, эту страшно неприятную ситуацию. Вот так иногда ужас, пронизывает время и пространство.
Я вызволил его из воды, и выскочил на берег, ухватил крепко за ноги и опустил голову вниз. Текла вода, из комбинезона, из него, и тут он закашлял. Он живой! Я изменил положение его тела поду углом, уложив его грудь на свою руку, он кашлял и кряхтел, начал извиваться. Подбежали дамы. Осторожно перевернув сына, я присев положил его грудью на свое колено. Он кашлял. Дамы не сразу поняли, что же произошло, но неладное почувствовали. Кашель ребенка перешел во всхлип. Он жив, все обошлось… Я передал его жене. Побежали к машине, переодели в то, что было, и резко дернули домой. Совершенно не помню холода, страха перед обстоятельствами, ужаса ситуации, но помню миг, когда понял, что жизнь продолжается. К счастью мигов таких, было, и даже было несколько, в жизни моей.
Она все равно дружественная, среда эта. Жизнь – есть подвижная субстанция, никто не гарантирует, покоя и безмятежности. Покой бывает и борьба бывает, но если среда позволяет вам «вернуть время», предлагает вам правильно среагировать на ситуацию, она дружественная. Ну а то, что другая, ну …. Так и есть.