Глава 6. Командировка в Болгарию

Владилен Николаев
 
   ПРИЁМ ПО ВЫСШЕМУ РАЗРЯДУ.
Осенью 1972 года А.А. Аксёнов, руководитель делегации, В.С. Ястребов и я полетели в Болгарию. (Аксёнов был тогда заместителем директора Института океанологии и одновременно Руководителем Координационного Центра стран - участниц СЭВ по Проблеме «Изучение Мирового океана».)

Делегация направлялась для переговоров по поводу организации сотрудничества СССР и НРБ в океанологических исследованиях вообще и в совместных работах с подводной лабораторией «Черномор» в частности. Я впервые оказался в загранкомандировке. И,хотя (по тем временам) «курица -не птица, а Болгария - не заграница», всё – таки это была очень интересная поездка.

Мы прилетели в Софию. Нас поселили в гостинице «България», расположенной в центре столицы, рядом с мавзолеем Г.Димитрова. В Софии нас принимал генерал Кортенский, председатель Комитета по науке и технике при Правительстве НРБ. У него в кабинете состоялись очень непродолжительные предварительные переговоры по основным вопросам сотрудничества.

Всего в тот приезд в Софии мы провели два - три дня. Съездили на Витошу, одно из любимых мест отдыха жителей города, большую, живописную, поросшую лесом гору, к подножию которой из центра Софии можно подъехать на трамвае. Из Софии в Варну поехали на автобусе.

От Комитета по науке и технике для сопровождения и опёки к нам был приставлен сотрудник Комитета полковник танковых войск Първанов. Опекал и развлекал нас он очень добросовестно. По дороге в Варну мы посетили несколько городов и достопримечательных мест Болгарии. Побывали в Плевне и на Шипке, в Великом Тырнове и в Сливене, обедали и ужинали в живописных загородных ресторанчиках. Расплачивался полковник, подписывая чек из своей чековой книжки.

А однажды поздно вечером он завёз нас «по дороге» на завод шампанских вин. Здесь для нас троих была устроена якобы дегустация шампанских вин, выпускаемых заводом. «Дегустацией» руководил главный инженер завода, мужчина могучей комплекции. Мне кажется, что шампанское этого завода по качеству сильно уступало шампанским винам советских заводов Абрау – Дюрсо и Новый Свет. Может быть, именно поэтому предварительно нас накормили таким плотным ужином, включавшим такое количество хорошего сухого вина и выдержанного бренди, что до шампанского мы не смогли добраться. Его нам выдали «сухим пайком», на дорогу.

В Варне в институте рыбного хозяйства и океанографии мы провели уже совершенно конкретные переговоры об организации работ с «Черномором» у болгарского побережья, начало которых было запланировано на лето 1973 года.

С болгарской стороны в переговорах принимали участие болгарские энтузиасты подводных исследований, в основном - сотрудники упомянутого института. У многих из них уже был собственный опыт работ в режиме длительного пребывания под водой: проведение так называемого эксперимента «Шелф». И поэтому договариваться с ними о совместных работах было совсем нетрудно.

  БОЛГАРИЯ - МОЯ ЛЮБОВЬ
Уже после первого очень непродолжительного знакомства с Болгарией у меня появилась и до сих пор осталась особая симпатия к этой стране и к этим людям. Мы, все трое участников этой поездки, в Болгарии были впервые. И для нас оказалось совершенно неожиданным увидеть на улицах городов такое удивительно малое - для славянского народа - количество блондинов и блондинок. Андрей Аркадьевич предложил очень краткую формулу, объясняющую этот феномен.