Почему зимой медведи спят

Полина Василенко
             Почему зимой медведи спят?
Эта история случилась в канун Нового года много-много лет назад. Тогда, когда медведи зимою еще не спали. 
Дед Мороз, как всегда в этот праздник, набрал подарков на всех зверюшек и поехал на санях в лес. Погода в ту волшебную ночь выдалась на редкость удачная. На землю тихо падал мягкий снежок. Сквозь плотные тучи светила белая полная луна. Холод, заставляющий зверей сильно мерзнуть, ослаб.
Сани, запряженные тройкой лохмоногих лошадей, быстро мчали Деда Мороза на красивую лесную опушку. На ней, в ожидании новогодних подарков, уже вовсю резвились зайцы. Снегири и синицы нетерпеливо перелетали с ветки на ветку. Расчесывали свои красивые шубки лисы. Волки с волчатами повторяли праздничную песню. Глухари и тетерева важно прохаживались между елями. Один только медведь косолапый сидел в стороне на пеньке и недовольно глядел по сторонам.
-Едет, едет Дед Мороз! – Вдруг громко закаркала черная ворона, еще издалека услышавшая мелодичный звук бубенчиков.
Звери сразу всполошились и замерли в ожидании такого желанного гостя. Через несколько минут на опушку леса, переливаясь и сверкая в свете луны разными огнями, въехали сани Деда Мороза.
 -С наступающим вас тожеством!- Громко произнес Дед Мороз. Он поправил тулуп, натянул поглубже на лоб меховую шапку и стал медленно вылезать из саней.
- И тебя с праздником, дедушка!-  звери разом окружили Деда Мороза. – Как ты доехал, дедушка? Не замерз?
-Доехал хорошо, спасибо! Дорога нынче мягкая была. -  Ответил Дед Мороз и окинул поляну взглядом.-  А вы все собрались? Что-то я  медведя Торопыгина не вижу. Уж не заболел ли?
- Да вон он в стороне сидит, на весь белый свет дуется. – каркнула ворона.- С утра твердит, что он в лесу самый большой и ему два подарка полагается.
- Ну, два подарка я ему не дам. Зато один, но большой - привез.- Усмехнулся в бороду Дед Мороз и показал рукой на тяжело груженные сани. – Тут, зверятки мои, на всех подарков хватит. Только, в начале, и вы меня старика порадуйте. Покажите, что для меня приготовили на потеху.
 И стали звери показывать. Синички- сестрички со снегирями в вышине красиво порхают. Волки песню воют, а кабаны им в такт подхрюкивают. Белочки с веточки на веточку скачут, лапками хлопают. Лисички на снегу хвостами узоры рисуют. Тетерева с глухарями танцы танцуют. Развеселился с ними и Дед Мороз - ногами притопывает, плечами поводит, да тихонько подпевает.  А после и вовсе не удержался, пустился со всеми в пляс. То-то весело, то-то хорошо!
Один только медведь косолапый на пне сидел. По сторонам не глядел, под нос себе что-то ворчал.
Как отдышался после пляса Дед Мороз, так  у медведя и спрашивает:
- Что  же ты, Торопыгин, мне в подарок приготовил? Чем старика потешишь?
Обернулся медведь, посопел, да лишь пожал плечами.
- Случилось, может, чего у тебя? –участливо поинтересовался Дед Мороз
- Неохота мне веселится сегодня, дедушка.
- Ну, что ж, у всех дурное настроение бывает. – Дед Мороз хлопнул в ладоши и подозвал зверей поближе. – Может подарочек мой тебя обрадует. Сегодня праздник великий. А вы белки да волки, глухари да зайцы, меня уважили и я в долгу не останусь. Стройтесь жители лесные в очередь, буду всем гостинцы раздавать. Помогите-ка мне мешки из саней вытащить.
Звери быстро мешки повытаскивали, друг за другом выстроились. Торопыгин помогать им не стал, а пока бурчал себе под нос, то не заметил, как последним стал в очереди.
И стал Дед Мороз подарки вынимать и зверей одаривать.
- Вот вам лисички-сестрички теплые рукавички. Шубы- то у вас теплые, а лапки голые. Берите и не мерзните.
- А я бы тоже от варежек не отказался. У меня тоже лапы мерзнут. – Громко заворчал медведь.
- Да подожди ты, Торопыгин. И до тебя очередь дойдет.- Отмахнулся Дед Мороз и обратился к стайкам птиц, облепивших его.
- Вам снегири да синицы я целую полянку мороженных диких яблочек приготовил. Летите-ка в ту сторону, полакомьтесь лесными сладостями.
- Я тоже страсть как яблочки люблю! – некстати вставил медведь. – Они от холода такие сладкие становятся.
- Не обижу я и тебя. Дождись только очереди своей. – Одернул Торопыгина Дед Мороз.- Идите сюда волчата серые. Пели уж больно вы душевно и хорошо. А на морозе и простудить горло недолго. Держите шарфы теплые. Снегурочка сама вам вязала, старалась.
Волки взвыли от радости, и давай друг другу шарфами шеи укутывать.
- А я вот третьего дня тоже горло простудил. Дай и мне шарф Дед Мороз!- крикнул из конца очереди медведь.
- Уймись, косолапый! – Нахмурился Дед Мороз. – И не порть праздник ни мне, ни другим. Эй, белки-стрелки и куницы дерзкие! Чего стесняетесь? Для вас вот мешок орехов  и грибов припас. Разбирайте, да несите все по домам.
- И мне отсыпьте! – Взревел медведь. – Я тоже ягод с грибами хочу. Пока до меня очередь дойдет - уже ничего не останется.
- Вот если будет так себя вести, то точно без подарка останешься! – Грозно повысил голос Дед Мороз. От этого по земле пошла легкая снежная поземка и задул ветер ледяной.- Лучше утихомирься. Ишь, из-за тебя другие звери напугались.
Замолчал обиженно медведь, но не надолго.
Дед Мороз тяжело вздохнул и подозвал зайцев, которые испуганно прижались друг к другу.
- Не бойтесь, ушастые. Ступайте ближе, не обижу я вас. Приготовил я вам по шубке новой, теплой, белой. Чтобы не дрожали вы от мороза, как голые ветки на ветру. Примерьте сразу. Надеюсь, что в пору придутся.
 Запрыгали зайцы от счастья, стали наряды примерять и Деда Мороза дружно благодарить.
- Спасибо, дедушка! Живи долго!
- От такой шубы и я бы не отказался! – Снова встрял медведь. Он подошел к зайцам и стал тыкать пальцем. - Вон, какие они все беленькие и нарядненькие, аж завидно! А я все в одной и той шубе хожу. Надоело уже!
- Ах, надоело тебе? – Воскликнул Дед Мороз. Сдвинул грозно брови и ударил посохом об землю. – Что ж, я тебя предупреждал, косолапый! За твое поведение неразумное и зависть черную наказываю тебя! Уйди с глаз моих долой!
Завертелась буря снежная, задул ветер с новой силою и холод стал крепчать. А Дед Мороз продолжал:
- Отныне и вовеки веков, не хочу видеть тебя медведь, пока сильна моя власть! С приходом моего времени будешь ты ложиться спать и  просыпаться только тогда, когда весна мне на смену придет. А вместо меда сладкого липового, который я тебе в подарок привез, будешь ты лапу свою сосать! А коли проснешься, ненароком не ко времени, ходить тебе и маяться! Такова моя воля!
Еще крепче задул  ветер, загудел меж ветками деревьев, поднял снег с земли, да как понес медведя прочь от Деда Мороза! Повалил косолапого на ельник мягкий, поломанный, накрыл сверху ветками разными и застелил все снежным толстым одеялом. Поворочался в новом доме медведь, позвдыхал, поохал и не заметил, как уснул крепким сном.
Зазвенели бубенчики на санях, стих ветер грозный, вышла из-за туч яркая луна. А Дед Мороз раздал оставшиеся подарки зверям. Затем сел в сани  и поехал к себе, сказав на прощание:
- Не будьте такими как Торопыгин- жадными и нетерпеливыми! Всем вам наука! Меня же бояться не нужно, но неуважения и не почтения к себе- не допущу. Оставайтесь с миром, живите дружно и ждите Деда Мороза в гости на следующий год! 
Вот с тех давних пор каждый год с наступлением зимы ложится  медведь спать в берлогу. Спит и сосет лапу, когда видит во сне сладкий мед. С приходом весны выходит он из берлоги, но вот подарка от Деда Мороза ему уже никогда не дождаться.