Возвращение с небес

Петр Арендаренко
В конце дня телефон голосом Александра Алексеевича попросил сделать один полет на Су-17 и сбросить четыре бомбы Фаб-500. Такие маневры со стороны начальников вызывали раздраженную реакцию у всех, особенно у инженерного состава. Уже не раз бывало, в конце дня начинали полеты, а светлого времени не хватало. Кому понравиться в начале бомбы подвешивать, а затем снимать.

Но, работа закипела. Диспетчер полигона уже даже стал торопить с вылетом. Осматриваю самолет и сажусь в кабину, запускаю двигатель и выруливаю на старт. Медленно вывожу РУД на максимал. Сжимаю гашетки форсажа и начинаю разбег. Появляется чувство беспокойства, короткий взгляд на приборы – все нормально. Разве что звук от работы двигателя стал пронзительным, но я уже в воздухе. Высота 300 метров, скорость 600 км медленно тяну на себя РУД (рычаг управления двигателем) и раздается резкая очередь хлопков, после чего двигатель останавливается и загорается табло ПОЖАР.

Первая мысль разворот на аэродром и посадка с обратным стартом, но полная заправка и четыре тонны бомб - исключено. Пытаюсь запустить двигатель - ничего не получается, опять горит табло ПОЖАР. Смотрю вперед. Впереди лес, большие поляны. Докладываю руководителю полета и сжав держки катапульты вытягиваю их вверх. Показалось, что очень долго вылетал из кабины. Увидел над собой купол парашюта. Впереди без звука падающий самолет, затем хлопок  и огненный шар от взрыва. Приземляюсь в мелком осиннике, благополучно миновав штырь отметки местности. Осматриваюсь – руки, ноги целы.

Через какое-то время из-за леса появился, задрав хвост вверх, вертолет. Из вертолета выскочил с большой медицинской сумкой друг Владимир, к счастью не пригодившейся. Загружаемся в вертолет и следуем к месту падения самолета. Картина не радостная, поваленные березы, обломки обшивки, двигатель, застрявший между двумя небольшими березками с оплавленными лопатками турбины.

Расследование аварии выявило, что помпаж двигателя произошел в результате расстыковки соединения компрессора и камеры сгорания. После этого стали прогревать двигатель на оборотах 80% и случаи больше не повторялись. Хорошо, что так заканчивается.