В стране добрых людей и советской истории. День 8

Свеана
Вновь повторяю, что это не законченный многосерийный рассказ, отшлифованный до блеска, это моё длинное письмо моим любимым родным и друзьям. Если кто-то увидит литературные огрехи, прошу снисхождения, но напишите мне об этом обязательно. Есть некая вероятность, что я всё же доработаю свой длинный рассказ, и ваши замечания будут очень актуальны

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ДОБРЫХ ЛЮДЕЙ И СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ

Фотки этого дня можно посмотреть здесь – 4 последних фотки
И здесь, откинув 5 последних:


8 день, 14 августа 2011 г.

Утром дочь пожаловалась мне, что ей надоело мясо, которое у нас участвовало в каждом обеде, а так же завтраке и ужине. Хотя нет. Были исключения: мы дважды готовили кашу-мюсли из «Геркулеса». Мне и самой такая пища уже изрядно приелась. Но я точно знала, что наша кормёжка на этом маршруте была не просто хорошей, а очень хорошей, по сравнению с другими походами, когда бывало, что еда так состряпана, что на неё и смотреть-то не хочется, не то, что в себя заталкивать. Наш с дочей первый совместный маршрут был ознаменован именно таким набором блюд. Чего у Юли – нашего шеф-повара не отнимешь, так это кулинарных способностей. Она – кулинар от Бога.
К мясу я отношусь без всякого пиетета. Я месяцами его не ем и не чувствую себя ущемлённой. В нашей семье бабуля – главный мясоед. Ей хоть пару-тройку раз в неделю надо закинуть в себя чего-нибудь убиенного. Дочь занимает промежуточную позицию: «Я ни за белых, ни за красных». Но мне всегда казалось, что мясо она всё-таки любит. Когда я ей дома отдаю свои куски, она их охотно поглощает. А тут вдруг заявление: «Мне так хочется чего-нибудь постного».
Опять мне пришлось выступать глашатаем перед Морозовыми. Ёлки-палки! За последние два дня это уже третий раз. Какая-то нездоровая тенденция. Подумают: «Вот неуживчивая да капризная».
Сказать, что Юля удивилась, это ничего не сказать. Она была потрясена! Как будто мы собирались продолжительно голодать, вырабатывая силу воли перед столом, заставленным разносолами.
- Вы действительно будете есть пюре без мяса?! Но у него же нет никакого вкуса!
По большому счету Юля была права. Сублимированное картофельное пюре, разводимое кипятком – еда никакая: ни горькая, ни острая, ни солёная. Но, если его украсить кетчупом, маслом, солью, то вполне-таки съедобная.
Как ни странно, Андрей отнёсся к нашей просьбе с большим пониманием:
- Конечно, раньше вы в основном питались углеводами, а тут резкий переход на непривычную белковую пищу…
За бортом было раннее утро. Хоть солнце и поднималось на чистом небе, но без пуховки выходить холодно, а уж рассиживаться с мисками и подавно. Поэтому завтракать решили в палатке. Раздвинули спальники и одежду к стенкам, освободив середину, разложили продукты. В этот раз приготовление завтрака свелось к нагреванию воды в двух кастрюльках. Одна – для пюре, вторая – для кофе или чая. Морозовы традиционно предпочли мясную пищу. Сублимированное мясо заварили кипятком, а чуть позже добавили картофельное пюре. Мы ограничились пюре. Юля никак не могла поверить, что мы действительно отказывается от мяса по велению души. Они несколько раз переспрашивала: «Вы точно не хотите мяса?». Мы подтверждали своё решение: да, нынче у нас постный день.
После завтрака Юля быстро собралась. И, расспросив Андрея о разведанной тропе, пошла вперед, пояснив, что на этой высоте начинается «зона зелёного крокодила». Так Юля образно охарактеризовала свою горную болезнь.
Эля, как всегда, собиралась неспешно. Андрей, уже решивший было идти, вдруг обнаружил, что подошва на его ботинке отваливается.
- А не найдётся ли в вашем ремнаборе какого-нибудь шнурка?
Завязывать шнурком подошву, чтобы идти по камням – занятие бесперспективное. Он порвётся на ближайшем километре. Что ж придумать? Скорняжных инструментов мы не предусматривали.
- А давайте замотаем ботинок лейкопластырем, - предложила Эля. Я её горячо поддержала.
- Лейкопластырем??? – изумился Андрей. - Да будет ли он держаться?
- Вот мы и узнаем. По крайней мере, лейкопластыря у нас много. Заменим на другой, - дружно советовали мы с дочей.
Выбор у Андрея был невелик. И он взялся за перевязку своей обуви:
- Каких только способов ремонта обуви я ни насмотрелся за свою туристическую жизнь. Но наматывать поверх обуви лейкопластырь не приходилось никогда.
Мы с дочей были довольны – внесли вклад в развитие мирового спортивного туризма. Народ, пользуйся нашим изобретением!
Подъем вверх не отличался никакими выдающимися событиями. Юля, как и предрекала, начала отставать, борясь с горнячкой. А у дочи ни с того, ни с сего заболел живот. На отдыхе они с Юлей ложились на тёплые камни, а я подавала Эле вместо грелки плоские булыжнички. В это время Андрей сверялся с картой.
Он показал, в какой стороне наш перевал. Я, честно говоря, карту особо и не рассматривала в этот день. Но мне почему-то показалось, что всё-таки к перевалу надо брать правее. Потом, когда мы с дочей на одном из переходов брели рядом, она высказала тоже мнение. Андрею мы его решили не озвучивать – в любом случае выйдем к цивилизации если не через ущелье Бытый южный прямиком в Иссык-Ату на курорт, так через ущелье Кок-Майнок в Туюк Иссык-Атинский. Второй вариант тоже не плох, но тогда на курорт придётся ещё дополнительно идти. Или ехать при хорошем раскладе.
Мы шли в основном по хорошей, слежавшейся мелкой морене. Редко изредка попадались участки с крупными валунами. Потом уже начал встречаться снежок. После двенадцати часов снежник заполнил всё ущелье. Возможно, это был какой-то старый ледник. Сверху он оказался слегка присыпан свежим снежком, по поверхности текли ручейки. И мы иногда неглубоко продавливались снежно-водяное крошево.
Связки не делали – ледник был пологий, небольшой и по всему видно – неглубокий. Но на всякий случай шли след в след. Мало ли что… 
Во втором часу дня вышли на морену. Это была свежая морена – окружающие скалы щедро рассыпали камни разной величины. Теперь наш перевал был, не то что, как на ладони, он был практически в кармане. Метров 50-70 вверх, и мы в Чуйской области.
Пока мы, женщины, дотелепались до места отдыха, Андрей, промаркировавший остановку своим рюкзаком, пошёл к перевалу. Эля сразу же легла на тёплые камни. Когда подошла Юля, она последовала дочиному примеру.
Андрей налегке минут за 30 сходил на перевал и вернулся обратно.
- Давайте здесь пообедаем и решим, что делать дальше.
Я быстро соорудила очаг – благо камней для защиты от ветра было хоть отбавляй. Юля с Элей пребывали в расслабленном состоянии.
В время обеда Андрей сказал, что на той стороне перевала нас ожидает ледник. Вероятно, надо будет навешивать верёвки. Сколько это займет времени для нас уставших – не известно. Поэтому Предлагалось определиться: идти вверх или становиться на бивак.
Мне сильно хотелось сегодня пройти перевал и начать спуск. Я упирала на то, что перевал вот он рядом. Сейчас всего 2 часа дня. Пусть, по большому счету, мы будем час подниматься, часа 3 спускаться. Это будет всего 6 часов вечера!
Эля и Юля не горели желанием сегодня проявлять чудеса расторопности. Вариант с ночевкой здесь им нравился. Андрей тоже склоняется к мысли, что надо заночевать здесь. Пришлось мне согласиться с ними. Дней-то у нас вообще-то много в запасе. Можно и отложить возвращение к людям на один день.
Юля и с Элей воспрянули духом и заметно оживились. Стали вспоминать свои впечатления от сегодняшнего дня. Юля поделилась своими впечатлениями:
- Подхожу я к морене, гляжу: вы сидите, отдыхаете. А Андрей вверх лезет. Я думаю: «Вот дурак старый! Попёр на перевал! Неймётся ему. Нет бы здесь остановиться».
Как мы грохнули!!! Буквально валялись от смеха!!! Андрей тоже не отставал. А у меня даже слёзы от смеха выступили.
Мы ещё немного посидели.
Походили по склону, выбрали самое непокатое местечко. Там, вероятно, до нас стояли и другие группы. Площадка под палатку хорошо утрамбована, выровнена. В стороне, видать, что-то палили. Там валялись клочки полиэтилена и когда-то раскисшие, а теперь отвердевшие бумажки.
Местечко хорошее, но одни недостаток – вода далеко. Эля сначала предложила топить снег, но Юля и Андрей воспротивились: «Зачем газ зря жечь? Можно и до ручья сходить». Инициатива наказуема. Пошёл Андрей по воду с двумя кастрюльками. Еще разок попили чайку. Юля почти ничего не ела. Тяжело ей живётся на высоте. А тут уж было больше 4000 метров.
Морозовы копошились в палатке, а мы с дочей пошли искать туалет. Где же его спрятали на этой сыпухе? Отошли в сторону метров 30, присели. Глядим: а там разбросаны старые, уже рассыпающиеся кости. Наверное, снежный барс когда-то козликом отобедал или волки. Везёт же нам в этом походе на биваки рядом с костями. На второй день череп попался, а тут – полный комплект.
Пришли с дочей с прогулки и забрались в палатку. Там Морозовы уже улеглись в спальники и читают книжки. Они всей семьёй носят в рюкзаках по несколько книг. Эля не упускает случая воспользоваться  их походной библиотекой. А я, из-за своего слабого зрения, отказывалась от этого удовольствия. Вот и сейчас они втроём взялись за чтение. Хоть ещё и рано было – день в разгаре, но я решила поспать. Потом и все остальные уснули.
Проснулись часов в семь. Поужинали, немного походили. Тут уж и день начал клониться к закату. Небо окрасилось в нежный персиковый цвет. Снежные склоны окружающих гор пожелтели. Дочь вышла, увидела эту красоту, бросилась за фотоаппаратом и стала выкликать меня, чтобы и я полюбовалась. А мне так не хотелось вылазить из тёплого спальника.… Ведь в горах тепло уходит вместе солнцем. Чуть только светило небесное за гору закатится, сразу приходит колотун-бабай. Этим замечательным русско-кыргызским словом мы для хохмы называем деда Мороза. Ибо по-кыргызски «бабай» - это старик.
После недавней разминки, легли спать уже окончательно. Но очень скоро, может быть часов в 9, я даже и не успела сильно уснуть, возле палатки раздался топот. Будто бы двигалось много животных. Вся группа, конечно, проснулась. Сначала мне почему-то подумалось, что это волки. Видимо, реликтовые кости навели на эту мысль. Но волки-то не подойдут так близко. Летом у них пищи хватает и без нас. Да и не похоже, чтоб они так топали. Потом показалось - лошади сюда пришли и скачут возле нашей палатки. И тут Андрей загавкал. Интересное решение! Мы с коллегами обменялись репликами, покумекали кто бы это к нам мог припожаловать. Эля – выдала самую креативную версию: явился дух тех костей, что валяются по соседству. Кто-то сказал, что это, вероятно, козероги. Уж не знаю Морозовский ли лай поспособствовал или собственное желание гостей, но они скоро растворились в кромешной темноте. Оставшуюся часть ночи мы проспали спокойно.