Алексей Попов

Улексия Миссосупова
Алексей Васильевич Попов, 18 октября 1900, с. Мордово, Рязанской губернии – 27 января 1974, Москва.
Русский советский художник.
Алексей Васильевич родился в селе Мордово Муравлянского уезда Рязанской губернии в семье крестьян Василия Алексеевича и Анны Егоровны Поповых. В 18 юноша был призван в армию и до 1922 года воевал на фронтах гражданской войны в составе 146-го стрелкового полка. Как у крестьянского парня Алексея Попова, с 18-ти лет защищавшего с оружием в руках Советскую власть, впервые возник интерес к искусству нам не известно.
Но порыв к занятиям искусства у красноармейца Попова был насколько силен, что в 1922 году он поступил в Киевский Государственный Художественный Институт на факультет живописи, в класс профессора Федора Григорьевича Кричевского.
В 1927 году в составе группы студентов под руководством Кричевского Попов изготовлял декорации для клуба Макеевского металлургического завода.
В 1928 он окончил институт, получив специальность художника живописи.
В 1928 – 1930 годах Попов совершал командировки от Ассоциации Художников Червонной Украины (АХЧУ) в города и села Украины. Дипломированный специалист оформлял клубы, писал агитплакаты и декорации в Харькове и Енакиево, выполнил ряд портретов для выставки «Социалистическое наступление», участвовал в двух Всеукраинских выставках. На них была представлена картина “В прокатном цехе” и портреты тружеников села.
С 1930 года один сезон Попов проработал художником на Киевской киностудии.
В 1932 году Попов был приглашен в Москву в издательство ИЗОГИЗ, где занимался агитплакатами.
С 1933 года художник – член Московского Товарищества Художников. Алексей Васильевич органично вписался в художественную жизнь Московского Союза.
Социальный заказ советского правительства требовал от художников пластического воплощения строящегося на глазах советского народа земного рая, в котором «с каждым днем все радостнее жить». В 1934 году Политуправлением Наркомсовхозов (ПУНС) в составе бригады художников-живописцев Попов был командирован в совхозы Западной Сибири, Казахстана и Северного Кавказа – «отразить в зарисовках и плакатах работу, жизнь и быт комсомола и молодёжи…».
С 1935 по 1939 годы художник работал в Московском городском Комитете художников книги и графиков, занимался оформлением книг. В эти годы были созданы яркие работы «Колхозная свадьба в Рязанской области» (1936), «Колхозный пастух», «Встреча испанских детей» (1937).
Алексей Васильевич постоянно общался со своей деревенской родней в Рязанской области. Его жена была из легендарной деревни Бородино, куда он также часто приезжал.
Ярким произведением середины 1930-х стала картина художника «Колхозная свадьба в Рязанской области», чудом сохранившаяся до сегодняшнего дня.
Сегодня такой порыв, в котором как в вихре танцуют на свадьбе уже невозможно увидеть. Он даже кажется творческим преувеличением. Но до войны действительно еще жива была традиция, доставали из сундуков наряды и в них отплясывали на свадьбах. Тяжелый крестьянский труд по будням требовал такого рода отдушины как праздник.
абота «Колхозный пастух», где на первом плане крестьянин смотрит вдаль – определенный социальный заказ. Конечно, не мог не знать Алексей Васильевич, что пастух, вдыхавший воздух полей родной земли, был лишь условно вольным человеком. Паспорт колхозникам в послевоенные годы не выдавали, да и денег тоже. Трудились за «палочки», так назывались черточки, которыми отмечались трудодни в колхозных ведомостях. Но пейзаж с такими необозримыми далями написан явно не по заказу партии.
Странник Попова
Улекса фон Лу
Смотрит пастух на сёла, поля, леса,
благословенна родная земля,
смотрит собачка, силясь слова сказать,
только раздался вдруг радостный лай.

Август в полях, созрели уже хлеба,
жженой сиеной изрезан овраг,
странник-пастух, философ, и синева
неба родной ему истинно край.

Сколько в России "от сохи" странников,
и чудотворны порой их слова,
мудрость от рос и свежести раннего
утра,что в небо зовет их взлетать!

Алексей Попов Колхозный пастух.1960-е гг.
http://www.stihi.ru/2011/10/16/6081
В 1939 году картина «Встреча испанских детей», от которой, увы, сохранились только эскизы, была представлена на Всесоюзной художественной выставке, посвящённой XX-летию ВЛКСМ (сейчас молодежь навряд ли расшифрует эту аббревиатуру!).

А в 1941 году вновь грянула война, Алексей Васильевич был призван по мобилизации и ушел воевать на фронт. Служил в 49-й стрелковой дивизии, в 1942 году был ранен и лечился в Саратовском эвакогоспитале, где сделал немало зарисовок раненых и медперсонала госпиталя. В 1943 году Попов был контужен и демобилизован по ранению. С 1944 года художник работал по разовым договорам в Живописно-скульптурном комбинате при МТХ.

После окончания войны жизнь страны возвращалась в мирное русло. Алексей Васильевич активно включился в жизнь Московского Союза художников. Работе художник отдавался безраздельно. Как рассказывает дочь Ольга, «отец обычно брал в мастерскую пищу, но часто с ней возвращался домой, он просто забывал поесть...»В 1947 году Попов участвовал с новыми работами в Московской художественной выставке «30-летие Советской власти», в 1949 – в выставке МООСХ, посвящённой VIII-ой Городской партийной конференции ВКП (б). Им были написаны картины «Возвращение демобилизованного» (1948), «Снова в родной семье» (1949) и «Штаб «Молодой Гвардии»» в соавторстве со Снаткиным С. А. (1949). Последняя из работ в 1950 году получила Диплом I степени на областной выставке в Москве, была представлена на Всесоюзной выставке, выставке в честь 70-летия И. В. Сталина и передвижной выставка советских художников в городах РСФСР.
Среди крупномасштабных полотен начала 1950-х годов – картины «Мосбасс» («Праздник труда в Подмосковном угольном бассейне», 1950), «Мы требуем мира» (1951) и «Отдых в полевом стане» (1953), последние две - в соавторстве со Снаткиным С. А.В 1953 году в мастерской художника случился ночной пожар, в котором погибли почти все работы Попова лучшего творческого периода, о чём были информированы Союз Художников СССР и Московский Областной Союз Художников. После пожара чудом уцелели лишь несколько картин, и Алексей Васильевич должен был все начинать заново.

Одно из ведущих мест в творчестве Попова занимает пейзажная живопись, в которой часто запечатлены панорамы с необозримым горизонтом и широкими просторами.
Продолжает художник активно принимать участие в выставках – областных, республиканских и Всесоюзных.В 1970 году в Центральном выставочном зале была представлена новая картина Попова - «Семья Соломатиных». В творчестве Алексея Васильевича сосуществуют два противоположных полюса – один - социальный заказ, непременным условием которого была «лакировка действительности», а другой - правда жизненного опыта самого художника.Картина «Семья Соломатиных» - типична для заказных работ того времени. В ней представлена большая, дружная крестьянская семья, где младшие уважают старших. В этой семье еще не был разрушен вековой уклад. Но если в самой композиции работы есть определенная искусственность, то подлинностью веет от лиц большого семейства на этой картине.

Любовь к простому человеку сквозит на всех полотнах художника. Родная деревня Алексея Васильевича была на границе Рязанской и Тамбовской областей. Его «Крестьянки в национальных костюмах» не взяли напрокат эту одежду в фольклорном ансамбле Дома культуры. Они в костюмах, которые носили их матери, бабушки, они сшиты их руками. Легко представить, каким праздником для глаза художника было дивное узорочье этих одежд. Как метко передано человеческое достоинство крестьянок.
Для музеев и Дворцов культуры страны художник написал много заказных картин - «Ленин в Кремле», «Горький в Петропавловской крепости», «Ленин среди делегатов съезда» и др.
Последний заказ художник получил 9 января 1974 года – картину «Ленин с детьми на новогодней ёлке».
Алексей Васильевич готовился отметить свое 75-летие персональной выставкой. Он был полон творческих планов, но судьба распорядилась по-иному.
27 января 1974 года, вернувшись вечером из мастерской, он посмотрел по телевизору фильм «Ижорский батальон» и собрался продолжить начатую работу. «Я, пожалуй, пойду немного поработаю» – это были его последние слова. Первая персональная выставка Алексея Попова состоялась только в июле 2005 года, спустя 30 лет после скоропостижной смерти художника. У художника практически не осталось архивов: ни писем, ни дневников с воспоминаниями. О его биографии можно судить лишь по сухим данным сохранившихся документов.
Поэтому, тем ценнее работа, сделанная правнуком художника, за что Константину отдельное спасибо.

Завершить материал мне хотелось бы строчками из статьи Елены Лисенковой, в которых она написала, что в творчестве Попова гармонично соединились:
академический подход к завершенности композиции,передвижническая любовь к жизни трудового народа и богатый опыт пленэрной живописи импрессионистов.

По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post146226766/