Несколько слов о Счастье...

Ольга Анцупова
- Счастье – это когда тебе все завидуют, а нагадить не могут...
- Счастье – это день, прожитый без придирок начальства и воплей жены.
- Счастье – это когда тебя понимают так, как хочется тебе.
- Счастье – это «в огороде конопля, а на Марсе теща»…
- Счастье – это выпивка без цирроза, сигарета без саркомы и роскошная женщина даже на твоем смертном одре…

Вот такие или приблизительно такие мысли можно было бы прочитать в голове многих и многих наших сограждан, если задать им вопрос: «Что такое счастье?» Правда, вслух немалая часть из них все же произнесет совсем другое, более соответствующее общепринятой шкале человеческих ценностей. Например, процитирует известное:

- Счастье - это не жизнь без забот и печалей, счастье - это состояние души (Ф.Э.Дзержинский)
- Счастье состоит в том, чтобы знать пределы своих возможностей и быть ими довольным (Ромен Роллан)
- Счастлива жизнь, которая начинается с любви и кончается страстью! (Луи Паскаль)
- Счастье есть наибольшее развитие наших способностей (Наполеон I)
- Жить для других — не только веление долга, но и веление счастья (Огюст Конт)
- Нет для человека большего счастья, чем отдаться чему-либо всей душой (Поль Клодель)
- Счастливее всех счастливых тот, кто может осчастливить (Дюма-старший)

Однажды я оказалась в гостях у своих давних знакомых. Их отец, инвалид «афганской войны», комиссованный после тяжелого ранения в боях под Кабулом, сидел во главе стола и молча, с улыбкой, слушал наше «умничанье» на самые разные темы. Незаметно разговор за столом коснулся человеческого счастья. Со всех сторон зазвучали красивые и правильные слова: «Счастье – это дети», «Счастье – это труд на благо других», «Счастье – это крепкая семья» и т.п. Неожиданно один из гостей обратился к молчащему ветерану:
- Семен Петрович! А что в Вашем понимании – «настоящее счастье»?
Мне показалось, что хозяин дома слегка растерялся, но почти сразу ответил:
- Знаете, ребятки, а ведь я никогда не задумывался над этим. Я просто чувствую себя счастливым человеком…

- Семен Петрович! Это как-то слишком размыто звучит – мы все тут счастливые. Но ведь наверняка в жизни каждого случается ситуация, когда понимаешь – вот оно, Счастье!
За столом возникла пауза – все внимательно смотрели на мужчину. Он вдруг смущенно улыбнулся и кивнул головой:
- А ведь, действительно, был такой момент. Не знаю, правда, поймете вы меня или нет. Когда нас накрыли минометы под Кабулом, я был уверен, что это – конец. И вот, очнувшись в госпитале, я вдруг обнаружил, что мне в том бою всего лишь оторвало руку. Ребятки! Ни до того, ни после, я не чувствовал себя настолько счастливым человеком! Все вокруг - и врачи, и медсестры, и раненые - в тот день посчитали, что я "мозгом двинулся": молодой мужик, остался без правой руки, а сидит на койке и чему-то радуется…

Можно долго дискутировать на тему «Что такое счастье?» Хотя, строго говоря, особого смысла в таких полемиках я лично не вижу: счастье – понятие сугубо индивидуальное. Для кого-то счастье – это крепкая семья. Для другого – холостяцкая свобода. Кто-то не мыслит жизнь без детей, а кто-то, напротив, не мыслит ее с детьми. Один считает, что счастье – это реализация своих возможностей, хорошая карьера, стабильный доход. А некоторые будут счастливы, если судьба подарит им просто душевный комфорт, здоровье и любовь. Один за счастьем лезет в горы и прыгает с парашютом, другой находит его в выращивании цветов у себя на даче.

Как-то, ожидая на железнодорожном вокзале электричку, я стала свидетелем очень показательной сценки. Полупьяный бомж неожиданно увидел под ногами прохожих оброненную кем-то пятисотенную бумажку. Расталкивая людей, он рванулся к купюре и, схватив ее, тут же одарил Вселенную краткой, но выразительной тирадой о том, что счастье на этом свете, все-таки, есть. Морщась от витиеватых матерных оборотов счастливца, к нему немедленно обратилась пожилая интеллигентного вида дама:
- Разве это счастье, молодой человек? Ведь Вы эти деньги сейчас потратите на водку, упьетесь до беспамятства и все! А дальше-то что? Вот если бы Вы нашли себе работу и крышу над головой, то это было бы счастье. И Вам бы не пришлось побираться и доживать свою жизнь в пьяном угаре.
Бомж угрюмо насупился, помолчал и вдруг изрек:
- А это как посмотреть. Вон, говорят, подковы счастье приносят. У лошади их аж четыре, только не похоже, что кобылы от счастья пляшут. Мне крыша над головой и работа ни к чему…

Говорят, что «человек – кузнец своего счастья». Только вот некоторые так самозабвенно куют его, что не замечают, как искры от наковальни их жизни оставляют опалины в душах тех, кто оказывается слишком уж близко к «кузнецам». Увы! - к некоторым идолам Счастья его жрецы шагают по головам близких, друзей, коллег по работе. Счастливы ли они, достигая, наконец, своих целей? Вопрос риторический – пусть даже все Человечество будет убеждать, что представления этого «кузнеца» о счастье - миф, пустышка, примитивные критерии удовольствия, но конкретно этот человек будет счастлив в своем мире «пустышек». Ведь это – его мир, его личная шкала ценностей, его собственное понимание «счастья»!

Счастье, вообще, понятие относительное. Присмотритесь, как мгновенно становится счастлив ребенок, когда ему объявляют, например, что в школе отменяются уроки. Совершенно очевидно, что беззаботное ничегонеделанье для него – это и есть настоящее счастье. Но если предложить безделье пожилому человеку, то он воспримет это, как сущее наказание. Именно поэтому так несчастны наши старики, когда физическая слабость вдруг  начинает постепенно отбирать у них одно занятие за другим, лишая их ощущения полноценности жизни.

Но если отвлечься от серьезных рассуждений и позволить себе более легкомысленный тон при доказательстве относительности понятия «счастье», то самым распространенным и весьма наглядным примером может послужить мимолетная гримаса ваших сотрудников при объявлении о вашем очередном повышении по службе. И пока вы счастливо улыбаетесь, принимая поздравления и пожелания «дальнейшего роста», те, кто уже пожал вашу руку, переместились в курилку, чтобы обменяться мнением о вашей бездарности и незаслуженном везении. Ваше счастье для них обернулось чуть ли не несчастьем…

Очень часто в сознании людей счастье отождествляется с удовольствиями. Но удовольствие – это скорее процесс, когда человек радуется возможности не считать копейки в кошельке, вкусно есть, сладко спать, любоваться своим особняком и т.д. А вот счастье – это, на мой взгляд, все же особое состояние души, свободное от уз удовольствий. Ведь и нищий может быть счастлив при виде красивого заката, а нувориш может затосковать от скуки.

Есть ли какие-то общие моменты, которые можно выделить, как принципиально несовместимые со счастьем? Пожалуй, да. Независимо от частных определений «счастья» (будь это «крутая» иномарка или бездонный кошелек, обретенная любовь или чудесное исцеление, реализованные мечты или состояние души), но трудно предположить, что человек может быть по-настоящему счастлив, если его душу разъедает проказа зависти, тяготит груз злопамятности, холодит неумение любить. 

Один мой знакомый как-то пошутил: «Безмерно счастлив тот, кто родился одновременно и под счастливой звездой, и в счастливую минуту». Наверное, именно в такой момент человеку и вручается бесценный дар - умение быть счастливым. Здесь и сейчас. Жадно вбирая в себя жизнь со всеми ее заморочками и сюрпризами, неожиданными открытиями и щедрыми подарками. Стонать и видеть кругом одни лишь трудности и проблемы, конечно, легче. Гораздо тяжелее не стонать.

У нас в Семейном Архиве хранится предсмертная записка моего прапрадеда Масленникова Александра Ивановича, офицера Флота Его Императорского Величества, расстрелянного в 1917 году за отказ присягать новой власти. В частности, в ней есть такие строки (сохраняю все выделения заглавными буквами):
«…Я понимаю, что вам, мои дорогие, придется сейчас очень нелегко. Простите меня, но я должен был поступить так - офицер принимает присягу лишь однажды и на всю жизнь… Все по воле Господа нашего, уповайте на Него, не отрекайтесь от Веры в этих испытаниях, ниспосланных на Россию… Я ухожу счастливым Человеком – я сохранил Честь, я имел счастье любить и быть любимым самой прекрасной Женщиной на земле, и я оставляю после себя наших с ней детей – самое большое мое Счастье!..»