Кругом враги и дураки

Тина Вальен
Не суди и не судим будешь. 
Не суди людей – они это мы.

Случилось так, что одно время я работала под начальством одной особы, которую многие сослуживцы терпеть не могли за смелость высказываний, безаппеляционность суждений, беспардонность, самоуверенность…
- Как ты с ней работаешь?!
Трудно, очень. Я всегда ненавидела начальнический снобизм и высокомерие. Очень часто не оправданное. Это вот наше вечно российское: я – начальник, ты – дурак. Хотелось запеть в унисон со всеми, но… что-то меня сдержало. Наверно опыт.
- Нормальная баба… Хороший человек…смелый…
- Это она-то? Да ты знаешь, - и понеслось наболевшее…
Подсознание злорадно запело – не я это сказала! Этот разговор дошел до особы, передали: бабы есть бабы. Особа, ранее достававшая меня мелкими придирками и неоправданным высокомерием, возлюбила меня и открылась совсем с другой стороны. Оказалась на самом деле душевным человеком. В мозгах просветлело. 
Компромисс в мелочах главное условие отношений в обществе, и наша свобода простирается только до границы свободы другого человека, это и есть искусство коммуникабельности. Главное, не распыляя энергию по пустякам, не предать основные свои принципы,  основу самоуважения и авторитета.

- И всё-таки все сволочи, - кипим мы, отходя от очередного столкновения с российской реальностью, хотя она всегда была не на высоте. И снова вступает в силу наш художественный талант – мазать всех чёрной краской. Всех – власть, чиновников, соседей… Демократия? Где вы её видите?! Развела кошатник, собачник! Наплодила нищету! Понаехали!
- Я ей говорю, потом на пальцах показываю, а она... Кругом одни дураки!
А вы сядьте в руководящее всей страной кресло и представьте весь спектр проблем… Останьтесь навек одиноким человеком или поживите пару лет голодными, потому что там, где живёте, работы нет и не будет… А если молодой семье, бывшим детдомовцам, не державшим в руках более пяти тысяч, предложить за рождение ребёнка двести? Они, взращённые государством, начинают плодиться. Кто из них знает, что такое самим вырастить человечка, опыта семейного – ноль. Столько же и чувства ответственности.
Или засунуть бы меня в мундир, выгнать в мороз и холод или жару на улицу на сутки, дубинка в моих руках задрожит от нетерпения наподдать…

- Как ты можешь так орать на детей? – возмутилась я, придя на работу к подруге в детски садик.
- Так как не орать, если половина их уже оделись и парятся в ожидании, а половина натянули колготки только на одну ногу?! Родители второй половины и пальцем не пошевелили, чтобы научить быстро одеваться, а родители первых не устают сетовать – дети в постоянных соплях.
Я тогда стала помогать одевать неумех, взмокла после третьего… Одного пришлось оставить – категорически отказался от помощи.
- Этот у нас флегматик в кубе. Он всё сам! – рассмеялась подруга, - выйдет минут через сорок.
Пришло время, и я стала воспитателем. Тридцать деток и никто из них не ходит по струночке. В раздевалке (одевалке) перед выходом на прогулку такой гам… И я раскрываю рот, но вспомнив подругу, беру указку и стучу по шкафчикам с такой силой, что сразу наступает тишина!
- Дети, тише, - шепчу я, - где-то кто-то пищит… Прислушаемся…
 
Встретились два приятеля. Обоим под пятьдесят. Не виделись со школы.
 – Как дела? – спрашивает первый. 
- Нормально, - отвечает второй.
- Как дети?
- Какие дети?!
- Так, говорят, их у тебя двое…
- Какие это дети?! – возмущается второй, - сволочи!
И мы, собравшись теплой компанией частенько начинаем жаловаться друг другу на всё и всех, особенно на своих деток: и бестолковы, и неуклюжи, и не благодарны, и забывают о родителях, когда подрастут!
Хочется запеть голосом Меладзе: Оглянитесь, оглянитесь… в свое детство, юность и взрослые годы! Честно вспомните себя и родителей, которые с большим сомнением смотрели на нас и наше будущее. А мы выросли и стали приличными людьми, многие весьма успешными. Вскоре и мы начинаем понимать – наши детки выросли и стали гораздо умнее нас. Ещё вспомните, как  безутешно голосили на свежих могилках своих родителей, потому что вдруг осознали: не ваши дети, а вы сами недодали предкам любви и внимания.

Так, где вы видите не себя? Напрягите воображение. При сильном напряге можно представить себя даже бомжом. А что, вас никогда не обманывали аферисты? Завтра может обвалиться ваша пятиэтажка или взорвут ваш элитный дворец. И вот вы без жилья… единственного солидного достояния всей жизни. Тьфу-тьфу!
Африка – голод. Так случилось, вздохнёт Создатель, когда в нищей семье чернокожей пары  родитесь вы. Неужели вы сегодняшний при встрече плюнете в лицо себе тому, вероятному?

И ещё. Даже при самом сильном воображении многие не могут и не хотят представить себя евреями. Уж их ругают все - заполонили всё и захватили. В телевизоре одни они! Не шипите и злобствуйте, лучше вспомните, кто в малолетстве дурака валял вместо того, чтобы пилить смычком по струнам скрипки?! Что? Ваше детство несовместимо со скрипкой, чтением, иностранным языком? Поэтому ваше настоящее не совместимо с настоящим еврея. Ах, ваши родители попивали. Поэтому вы выросли и запили всерьёз, не в силах вынести того, что места доходные все заняты. Может быть, бросите пить и положите все силы на обучение своих деток и измените тенденцию в их пользу?

А уж эти две русские беды -  дураки и дороги, о которых даже ленивый говорит уже сотню другую лет. Ну, какая нация способна так себя унижать? Все бабы – дуры! А мой-то дурак что учудил – о муже, сыне… А потом скопом лишаем ума власть и её институты. Но Себя дураком вы не считаете.  Представьте себе, что и остальные  - тоже. По логике получается, что все умные! Только в разной степени развития серого вещества, добавит мой или чей-то сарказм. И если только не впасть в софистику, и не сказать: не считает себя дураком, потому что дурак… Ну, есть немного исключений, которые всё-таки подтверждают правило.

Как ни крути, но получается, что все остальные – это мы. И мы не дураки, не враги друг другу, а если хотите увидеть такового, посмотрите в зеркало. Уж если есть у нас самый злейший враг, то это мы сами. Еще есть поговорка -  каждый понимает другого в меру своей испорченности. Надо от неё освобождаться. От собственной испорченности. Если уж говорить честно, то мы все немного червивенькие. Все не без греха. Свят только Всевышний. И представьте себе, как сетует Он, глядя сверху на всех нас.  Было бы кому, плакал бы в его жилетку горькими слезами - кого породил?!

Прости нас всех, Господи! Мы всё-таки дураки. И враги. Что самое страшное - сами себе...

P.S. Мы случайно столкнулись у выхода из магазина.
- Тина, какое право ты имеешь учить меня, как жить, о чём говорить с подружками?! - возмутилась знакомая, которая иногда читает в интернете мои размышлизмы. - Собраться в кои веки вместе  и говорить только о погоде, как англичане?!
-Нам до них, как до небес, - рассмеялась я, - там вековые традиции воспитания. И с червивенькими у меня перебор: не все, не все, глядя на тебя!
- Спасибо, - кокетливо улыбнулась знакомая.
- И на самом деле трудно представить нас, собравшихся на девичник, обсудждающих только погоду, мировые рынки, моду и расточающих одни похвалы даже отсутстующей подружке. Согласна - не реально. Реально - все мужики - козлы! - рассмеялась я.
- Без этого скучища, согласись! А вот выпьешь рюмку и откостеришь всех, вылив весь негатив наружу, сразу легче становится.
- Зачит, зря я написала такую глупость... - вздохнула я.
- Ну, не совсем глупость, - сделала знакомая умный вид, - заставила посмотреть на себя со стороны. Я теперь стану лояльнее, например, к ...
- Извини, мой автобус, - сказала я и поспешила на остановку.
У входной двери собралась толпа рабочих в желтых жилетах, они о чём-то жарко спорили на своём языке, не спеша проходя через турникет. Я последней собралась уже встать на подножку, но водитель закрыл дверь и автобус уехал. Наверное и он "иностранец", подумала я и расхохоталась: стой теперь под дождём минут сорок и освобождайся от собственной испорченности!

Тина Вальен

24.11.11