Происхождение и жизнь народа казаков

Владимир Кожин
  Происхождение и жизнь народа или народности казаков.

     Мой род является представителем русского народа. По линии папы он издавна жил в Яицком городке, оплоте яицкого казачества.  После возвращения с гражданской войны, в 1921 году мой дедушка Кожин Иван Иванович, воевавший на стороне большевиков, бежал из Уральска  в глухие места Оренбуржья, на хутор Богадарьевский. Это было время, когда красногвардейские отряды, выполняя директиву ЦИК, подписанную Я.М. Свердловым, по уничтожению казачества, как класса.
   Себя я считаю представителем казачьей народности, хотя мой папа писался русским. Мой род был представителем не только казачества, но представителем работных людей, владеющих профессией краснодеревщика. Это были мастера высокой пробы. Они строили дома, делали мебель высокого качества. Они были мастерами высокой пробы. Не удивительно, что папу Советское правительство наградило орденом «Красная Звезда» за то, что во время ремонта в 1937 году, увеличил скорость самолёта У-2 на двадцать километров в час, на 30% от той, что была записана в паспорте. Я считаю это подтверждением его наследственной профессии.
   Мне хотелось бы осветить своё понимание понятия «казак».
   Казаки* – народность, образовавшаяся в начале новой эры, как результат генетических связей между туранскими племенами скифского народа  кос-сака  (касака) и приазовских славян меото-кайсаров с некоторой примесью алановасов  или танаитов (донцов).**   
    Сообщения древних историков и географов, вместе с данными археологии, дают возможность установить довольно точно эпоху и место возникновения названия казаков в его первоначальных формах, и непрерывность процессов смешивания различных племён, при создании единой казачьей народности. От глубокой двадцативековой древности до  наших дней звучание и начертание название казаков подверглось незначительным изменениям.
    Первоначально у древних греков оно писалось как коссахи. Так географ Страбон называл воинствующий народ, размещавшийся в горах Закавказья  в I веке от Рождества Христова. Через 3-4 века, ещё в античную эпоху, имя казаков встречается в танаитских надписях, обнаруженных и изученных В.В. Латышевым. Греческое начертание “Касакос” сохранялось до X века, после чего в русских летописях с общекавказскими именами касагов, касогов, казяг.
“Коссахи” по-скифски означало  белые сахи  или саки (олень). Олень был тотемным знаком казаков и начертание оленя, раненного стрелой, сохранилось в древней печати казаков. Жизнь казаков связана с северо-западной частью Скифии Азиатской. Их перемещение прослеживается по курганным  торческим погребениям  казаков с одним конём  Направление перемещения – северный Кавказ, где казаки переходят к оседлому образу жизни. Они смешиваются с местным население и в результате появился смешанный  славяно-туранский тип особой народности, делившейся на ряд племён, известным истории под названием  торетов, торпетов, торков, уздов, беренджеров и др.
   В V веке, после нашествия гуннов большинство этих племён были оттеснены на территорию между Яиком и Волгой (дикий край). На территории дикого края также находят курганные торческие захоронения. Приазовье и Тамань называлась землёй Кассах. В 860 году касаки приняли христианство. (Россия приняла христианство спустя 13 0 лет.)***
Жители центральной степной части государства, занятой половцами, отошли в лесостепь и боролись против них сообща с Русью, под именем чёрных клобуков. В русских летописях чёрные клобуки называются черкассами и казаками.
    Здесь наш народ получил имя, сохраняемое до наших дней. По - половецки “казак”  - белый гусь…
С приходом монголов в 1223 году подонские бродники стали на их сторону и бились против Руси на Калке. Когда же по Восточной Европе установилась власть Золотой Орды (1240 г.), все казаки оказались в границах татарских владений, сохраняя некоторые автономные права. Они сохранили язык и веру, имели во главе своей церкви сарайских и подонких епископов.
   Под властью ханов казаки находились до XIV века, а днепровские - веком больше.  Когда в Золотой Орде началась межусобица, от неё страдали казаки. Это побудило их принять участие в борьбе

   * Статьи  “Историческая справка ”, “Казачья доля”,  “Заповеди казачества”, “Права и обязанности казака”, “Символы и знаки ”, “Чины и звания ” публикуются с использованием  “Памятки”, СПб, 1991 (Б.А. Алмазов). Автор указывает, что статья “Историческая справка ” публикуется им по материалам “Казачьего словаря-справочника” под редакцией Г.В. Губарева и А.И. Скрылова. Калифорния, США. !968.
   ** Станислав Ауский “Казаки” излагает трактовку “казаков-разбойников”, сброда беглых каторжников и бежавших от крепостников крестьян.
***  Материал, излагаемый Алмазовым, мной несколько сокращён, не нарушая основного текста автора. Курсив мой.
    По всему Приазовью и Дону в то время звучала славянская речь. Об этом знали греки, давшие своими свидетельствами основание автору Российских Четий-Миней утверждать, что жители Приазовья, “коих Греки Козарами, Римляне же Газарами называли, был народ  скифский, языка славянского, страна же их была близ Меотического озера”. Казачий антропологический тип и казачья разговорная речь формировалась в обстановке количественного преобладания приазовских славян, но до настоящих дней в нашем народе сохранилось много туранских физических черт, много вкраплений туранских слов и оборотов речи. Не напрасно казачий язык раньше считался славяно-татарским…. В 965 году Земля Касак была завоёвана Киевом. В 988 году передана в управление одному из Рюриковичей – Мстиславу Владимировичу, который после смерти отца отделился от Киева и со своими коссаками (косаги, казаг) и казарами занял подонские и донецкие степи до Чернигова. В бою под Лиственом Мстислав разбил киево-новгородского князя Ярослава и стал государём державы, получившей название по своему главному городу Томаторкани (Тьмутаракань).
    До 1060 года Томаторкань объединяла в своих границах всех кассаков и простиралась от Кубани по всему Подонью, Донцу и Северщине, включая Курск и Рязань. Упадок казачьей монархии начался с приходом в черноморские степи племенного союза кипчаков и половцев (1060 г.). Юг державы, собственно Земля Косак вместе со столицей Томаторканью, ещё полтора века оставался независимым княжеством. Это колыбель казаков азовских, гребенских, казаков-черкесов, вышедших отсюда на Дон и Днепр.
против ханов на стороне Московского князя Дмитрия. Однако разгром войск Мамая  на  Куликовом поле в 1380 году стал роковым для казаков. Татары стали уничтожать казаков – христиан на Дону, вынудив их искать убежища не только в верховьях Дона, но и дальше на Севере, вплоть до Камы, Северной Двины и Белого моря. Казаки жили стойкими спаянными общинами, с самоуправлением, а главное – общим чувством родства между собою. Днепровские и перекопские казаки отделились от власти Крыма, после того, как ханы покорились власти султана, то есть в XV  веке.  Азовские казаки оставались на месте до XVI века, а затем, рассорившись с турками, переселились ближе к Северной Земле, где объединились с общиной казаков – белгородцев.
  Последними от ханов  ушли ордынские ногайские и ордынские астраханские казаки, соединившись с донскими только во второй половине XVI столетия.
   С этого времени жизнь казаков оказалась связанной с судьбами великих княжеств Московского и Литовского. В условиях постоянной турецко-татарской угрозы явилась необходимость служить двум династиям: Рюриковичей в Москве и Гедиминовичам в Литве.
Протестом против этой необходимости явилось образование двух “речных республик” на Дону и Днепре, которые послужили очагами возрождающейся независимости и главными центрами объеди-нения казачьей народности. Сюда, на родную землю, возвращались казаки из Польши, Литвы и различных русских земель, из Турции.
Но многие семьи и роды казаков растворились (ассимилировались)*** (смотри выше)  в среде поляков русских, литовцев… Часть казаков, обосновавшихся на Севере, двинулась на покорение земель на Востоке, осваивая для московских царей огромные пространства  Сибири. Разделённые такими расстояниями, мы всё же сознаём себя единым целым  - казаками. С добавлением  - донские, сибирские, семире-ченские, забайкальские, кубанские, терские, уральские… Часть казаков под именем казаков черноморских, в конце XVII века вернулась в Приазовье, в теперь уже забытую, но всё ещё притягательную для них Землю Касак.
   Казаки влились в семью народов, составивших русский народ. Но собственная наша история остаётся малоизученной, а то и нарочито искажаемой, однако нет-нет, да и пробьётся, даже в трудах чуждых нам историков, идея об особенной истории казаков, об их самобытности.
В трудах же многих старых историков, таких как Е.Ф. Зябловский  (Всеобщая история Российской империи, М. 1807), К.И. Арсеньев и другие, существует неколебимая точка зрения о казаках  как особой ветви славянского народа, занимающего часть России…
    …Да, наша вековая убеждённость: “Казаки от казаков ведутся”!

  *** Казачья доля.

   … Древнейшие казачьи поселения на Днепре, Дону, на Тереке, на Урале были устроены  на земле, которая никому не принадлежала. Это была широкая, 400-500 км, полоса степи, тянувшаяся от южных отрогов Уральского хребта  и северных берегов Каспийского моря, и с востока на запад, по северным берегам Азовского и Чёрного морей до Карпатских гор.  А на Севере от этой полосы находились линии украинных городов-крепостей Московского государства. По этой равнине в течение многих веков разные кочевые народы из глубины Азии приходили в Европу.
    Ко времени образования казачьих поселений XV-XVI веков эта местность от Волги до Днестра носила название “Дикого поля”. Казаки владели занятой ими землёй  по праву владения-захвата и справедливо считали, что она им не пожалована московскими царями и закреплена казачьими могилами.
    Жизнь в пограничной полосе подвергала казака постоянной опасности со стороны соседей – кочевников. Вследствие этого поселения казаков носили характер укреплённого военного стана – обносились валом и рвом. Мужчины все были вооружены и выезжали на полевые работы, рыбную ловлю, на охоту или пасти скот  и лошадей вооружёнными. Женщины и девушки также умели владеть огнестрельным и холодным оружием, и история казачьих войн знает случаи, когда женщины в отсутствие мужчин, находившихся в походе, защищали свою станицу от нападений неприятеля.
  Жизнь, полная опасностей, вырабатывала  людей с сильным характером, неустрашимых, выносливых; вырабатывала в них находчивость, умение защищать свою жизнь, свои права и имущество. Среди казаков царило полное равенство, и на руководящие посты выбирались люди, отличающиеся умом, знаниями, талантами и личными заслугами.  Никаких привилегий в силу происхождения, знатности рода, богатства или каких – либо иных оснований казаки не знали.
Удалённые на сотни и тысячи километров от тогдашних государственных центров, казаки должны были сами создавать для себя власть на месте. Это была власть выборная (войсковой атаман), ограниченная в своих действиях только волею народного собрания казаков – Войскового Круга. Атаману были подчинены все вооружённые силы, равно как и выборные исполнительные власти в Войске. На народных собрания казаки вырабатывали и нормы, по которым действовала эта власть. Раз принятое решение по какому-либо вопросу запоминалось в народной памяти и применялось  в аналогичных случаях, становилось обычаем, и таким образом,  создавалось Войсковое право, которое регулировало все стороны казачьей жизни.
      Духовенство также было выборным и избиралось казаками из наиболее уважаемых, грамотных и религиозных людей.  Священник удовлетворял не только религиозные потребности казаков, но и был для них учителем и судьёй. Казаки были глубоко преданны своей православной христианской вере, но вместе с тем  отличались полной веротерпимостью. Не говоря уже о старобрядцах, которых в среде казаков было много, в Кубанском Войске были казаки горцы – магометане, а в Донском была крупная группа казаков калмыков-буддистов. Возвращаясь из своих походов, казаки отдавали часть своей военной добычи  на свою церковь. Этот благочестивый обычай сохранился до позднейшего времени, когда казаки той или иной станицы, отслужив законный срок в воинской части, возвращались домой и привозили в станичную церковь серебрянные церковные сосуды, Евангелие в дорогой оправе, иконы, хоругви и другие церковные предметы.
     Создавая самостоятельные порядки, своё управление, и свой казачий “присуд” - Войсковое право, казаки, однако, сохраняли тесную связь с Россией – связь религиозную, национальную, политическую и культурную.
   Московский царь, впоследствие российский император, признавался казаками, как верховная власть. Он был в их глазах носителем государственного и национального единства России. 
     На свою борьбу с турками, татарами и другими кочевыми народами казаки смотрели как на государственную службу. Они несли эту службу совершенно свободно, без принуждения, в силу добровольно принятой на себя задачи – охранять и защищать границы родины.
    Мы может отметить наиболее крупные события славной истории казачества.
Ещё в XIV (1380 г.) веке казаки помогли князю Московскому Дмитрию победить татар, почти 300 лет владевших русским народом – татарское иго.    
   В конце XVI начале XVII века казаки помогли русскому народу изгнать поляков, занявших Москву, и кандидат казаков Михаил Фёдорович Романов  был избран на царство в 1613 году Земским собором, созванным из представителей всего населения. (Согласно дошедшему до наших дней преданию) подлинный участник выборов, донской атаман  Филат Межаков при подаче своей записки  за боярина Михаила Фёдоровича Романова прикрыл её сверху отстёгнутой саблей. “Прочтеше писание атаманское, бысть у всех согласен и единомыслен совет”. (Так гласила летопись).
 
  *** Военная подготовка казаков. ** 

    Элементы кочевой жизни, которую когда-то вели казаки, с самого начала переносились ими на военную службу, неизбежно накладывая отпечаток на манеру ведения казаками боевых действий. Постоянная защита границ России и казачьих земель заставляли казаков перенимать наиболее передовые способы ведения боя у тех, кто позволял нападать на казачьи земли. Желающих отобрать коней и скот у казаков было много. Казак с рождения был военным человеком. Не говоря  о том, что казачка также умела не только держать шашку, но и отлично ею владела. И лишь впоследствии этот особый способ несения службы был законодательно закреплён в строевом уставе нерегулярной лёгкой кавалерии. Постоянное пребывание казаков на широких просторах юга России и защите её границ, немыслимое без лошадей, которых они использовали для верховой езды, создало предпосылки для особого рода военной службы, при несении которой можно было рассчитывать только на себя, лошадь и товарищей. Поэтому казаков использовали в основном для разведки и нанесения фланговых ударов и боевых действий в тылу противника. Кроме того, казаков могли использовать и в качестве пехоты. Но где бы не воевали казаки, они всегда действовали по-своему, по-особенному.
   Высылаемые в качестве передовых разведывательных отрядов, казаки удалялись на сто и более километров на территорию противника и действовали вдали от регулярных войск и тыловых формирований, полагаясь только на себя. Казаки действовали малыми группами и перемещались по всем дорогам. Создавалось впечатление, что наступает огромная армия.
   Особым способом атаки была казачья лава. Лава Сотни состояла из передовой части и поддержки. Взводы передовой части быстро и непрерывно, один за другим, атаковали противника. Первый взвод шеренгой скакал к цели. Вносил смятение в ряды противника и возвращался на исходную позицию. Тут же налетал второй взвод, атаковал на большую глубину и возвращался обратно. Хотя казаки не вступали в продолжительный открытый бой, они ни на минуту не оставляли противника в покое, в результате неприятельское подразделение рассыпалось. Один взвод при лаве всегда оставался в резерве. Если наступал эскадрон, то одна сотня оставалась в резерве. При этом командир сотни или эскадрона руководил лавой при помощи трубача. Командиры взводов первыми начинали атаку. Если бой заканчивался, как только неприятельские группы были разбиты, то лава могла продолжаться бесконечно.
  Особого рода боевые действия вели охотничьи команды. Нечто похожее было в Германии (команды егерей). Охотничьи команды представляли некоторое  подобие разведывательным отрядам, где  бойцов готовили к исполнению во время войны  особых поручений. Охотничьи команды начали формироваться циркуляром Военного ведомства от 21 октября 1886 года. От каждой сотни отбирались четыре казака или урядника. Помимо безукоризненного здоровья кандидаты должны были отличаться сметливостью, ловкостью, твёрдым и решительным характером. Обучение проводилось в полевых условиях, как в пешем строю, так и верхом. Программа обучения включала ориентирование на местности, стрельбу по движущим целям, как правило, животным.
   Подготовка конных разведчиков обычно осуществлялась в рамках патрульной пограничной службы. Суровые условия жизни казаков сделали их выносливыми и стойким к походным условиям в неблагоприятных климатических условиях. Когда-то Пржевальский,  пользуясь услугами Уральских казаков, высоко отмечал их выносливость и стойкость в преодолении сложных условий. Отмечал их весёлый нрав. Те, кто редко встречался с казаками, не смог оценить их достаточно образование. Казачьи войска имели свои  казачьи училища. Многие поступали в академии и успешно их заканчивали. Помимо военного образования казаки получали хорошее воспитание и домашнее образование. Командир казачьего взвода свято придерживался казачьего права беречь единственных сыновей и наследников казачьего рода. Никогда командир не посылал в бой малоподготовленного казака. Хотя говорить о плохой подготовке было бы не верным. Молодые казаки с семнадцати лет получали хорошую начальную подготовку к прохождению строевой службы. Пять лет их готовили к строевой служюе. Как правило, обучением занимались опытные и достаточно грамотные старики, прошедшие войну, а то и несколько войн.
     Для полков второй и третьей очереди периодически проводились учения  в лагерях, казаки обязаны были содержать оружие и снаряжение в боевой готовности.
   По закону 1874 года от воинской службы освобождался единственный сын или единственный кормилец семьи. В казачьих войсках этот закон соблюдался строго, не в пример регулярной армии, где широкий размах получила коррупция.
    В число других обязанностей входило приобретение коня, седла, формы, различных предметов эпикировки и основной части боеприпасов. В некоторых полках казак должен был принести и холодное оружие – кинжал и шашку. В последнее десятилетие перед первой мировой войной стоимость эпикировки составляла 150-250 рублей. В эту сумму не входила стоимость коня. Как правило, коня выращивали в каждой семье, или покупали на рынке. Коня выбирали подешевле, от чего боеспособность казачьих войск снижалась. В крупных станицах, где имелись фермы по выращиванию лошадей, приобретение коня упрощалось, но высокая стоимость  его накладывала свой отпечаток на общие затраты. Подготовка офицерского состава казаков, как и в регулярной армии, осуществлялась особо. Она начиналась в кадетском корпусе. Далее кандидат в офицеры поступал в  училище. Выпускался офицером. Офицерский состав пользовался особым уважением среди казаков. От него зависило, останется ли жив чей-то единственный сын или наследник. Следующая ступень подготовки офицеров – это специальные казачьи школы уже на территории войск. Кроме того, офицеров посылали в училища разного профиля в Петербург. Молодой казак, ещё не достигший призывного возраста мог поступить в военную школу, и получить статус вольноопределяющегося. Для детей из бедных казачьих семей существовали стипендии и различные пособия. Воинские звания отличались от регулярной армии.
 
  Казачьи войска        Регулярные войска     Современная армия

          Казак                Солдат                Рядовой
          Приказной               Ефрейтор                Ефрейтор
          Мл. урядник            Мл. унтер-офицер          Мл. сержант
          Ст. урядник             Ст. унтер-офицер           Сержант
          Вахмистр                Фельдфебель                Ст. сержант
          Подхорунжий          Подпрапорщик              Старшина
          Хорунжий                До 1884-прапорщ.         До 1884-прапорщ.
                С 1884-подпоруч.          С 1884- мл. лейт.
          Сотник                Поручик                Лейтенант
          Подъесаул               Штабс-капитан               Ст. лейтенант
          Есаул                Капитан                Капитан
          Войсковой               До 1855-майор                До 1855-майор.               
            старшина               С 1855-                С 1855 -
                подполковник                подполковник       
         Полковник               Полковник                Полковник
         Генерал-майор         Генерал-майор                Генерал-майор
         Генерал-лейтенант  Генерал-поручик            Генерал-лейтен.               
         Полный генерал      Генерал от инфант.         Генерал армии
                Генерал от артил. 
                Генерал от кавал.

     *** Одежда и форма казаков.

      У казаков не могло быть такой пестроты и разнообразия национальных костюмов, как у народов Центральной Европы. Предпосылкой для возникновения и развития национального костюма, помимо всего прочего, являлся оседлый образ жизни.
    Продолжительная воинская служба и суровые условия жизни на границе, необходимость  самим обрабатывать землю привели к тому, что одежда казаков была строго функциональной. Мужчины донашивали военную форму. У женщин для украшения одежды, было мало времени и возможностей. Вековой уклад жизни казаков приучил их к уважению формы, к которой огни относились с уважением. Эта привычка сохранилась до настоящего времени. Кроме того, казаки не вели оседлый образ жизни. В царское время казаков принуждали переселяться, осваивая новые земли, а в советское время власти старались рассеять казаков по большой территории, преследуя за то, что казаки были единственной частью населения России, которые не признали власти большевиков и в течение трёх лет вели жестокую войну против них. Вот почему казаки никогда и нигде не говорили о своей принадлежности к казачьему народу. Но они свято сохраняли обычаи и законы жизни своего народа.
    К концу XIX века казачьи войска перешли на единую форму одежды: гимнастёрка, шаровары, сапоги и шапка. Сохранилась бурка и башлык. Бурка выполняла функции плаща, одеяла. Длинные бурки изготавливались из верблюжей шерсти, и она была легка. В походной положении её скатывали и приторачивали к сзади к седлу.
Башлык – это короткая накидка с капюшоном, свободно висевшая сзади и закреплявшаяся шнурком. У кубанских и терских казаков сохранились черкески, сшитые из чистой шерсти, затянутые в талии и свободные ниже пояса. На груди с каждой стороны по девять глазырей (гнёзда для патронов), серебрянные и украшенные орнаментом. Под черкеску надевали бешмет, по форме напоминающую черкеску, но со стоячим воротником. Черкеску подпоясывали узким поясом с металлическими украшениями.
   Самым выразительным в облике казака было оружие. Спереди на поясе – кинжал, слева на портупее через правое плечо – шашка. Кинжал никогда не снимали, шашку снимать разрешалось. Особым атрибутом казака являлась нагайка, которая дома висела слева на косяке порога, и которую дарил тесть. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который обязан был её вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна и грех или обида не прощены.