Влияние власти

Саид-Хасан Кацаев
Поистине, тогда власть придавала большое значение печатному слову. Даже типографские наборщики находились под их неусыпным оком. Не писались, а если и писались, то не издавались книги, хоть немного не соответствующие официальной политике и которые могли не понравиться власти.
Хрущевская оттепель дала писателям свободу творчества.
Несмотря на разные оценки государственных деятелей этого короткого промежутка в истории СССР, для репрессированных народов это было торжество справедливости и правосудия. Именно шестидесятые годы сыграли важную роль в жизни молодых людей  многих национальностей, ставших впоследствии выдающимися представителями литературы, культуры и искусства.
В тот период и Магомед Мусаев начал работу над романом о знаменитом Бейбулате Таймиеве. Но очень скоро, «поняв свою ошибку», власть ужесточила закон о печати.
Спустя некоторое время Абузар Айдамиров спросил Магомеда Мусаева:
- Что стало с твоим романом?
– Я оставил его, – ответил Магомед.
- Почему? – не понял Абузар.
- Он все равно не вышел бы, – сказал Магомед.
После горбачевской перестройки и демократизации общества, чеченские писатели начали переписывать свои книги. Магомед Сулаев переиздал Товсолту, под названием «Горы не забывают». Повесть Зияуддина Абдуллаева «Всполохи», так хорошо воспринятая народом, то же была новой версией его забытой книги. В первых главах повести рассказывалось о некоторых неизвестных фактах выселения чеченцев и ингушей. Как тогдашний глава правительства ЧИАССР Моллаев, которому не хватило мужества стать перед Сталиным, и защитить свой народ от геноцида, пускай даже ценой собственной жизни, последним выехал на место ссылки со своей семьей, в отдельном вагоне специального эшелона, со всеми удобствами и привилегиями, в то время, когда его народ уже погибал в бескрайних степях Казахстана и Киргизии от холода и голода.
После развала СССР к власти в республике пришел генерал Дудаев. Время неограниченных возможностей…
И как-то в разговоре с Абузаром Магомед Мусаев обмолвился:
- Я думаю продолжить работу над романом о Бейбулате Таймиеве.
– Видишь, – сказал Абузар, – если бы ты тогда не бросил начатый роман, тебе оставалось бы только издать его.
Сам Абузар, в период расцвета Советской власти, невзирая на то, что «Долгие ночи» были под запретом, реабилитировал себя книгой о партийном руководителе и создал роман «Молния в горах», вторую часть трилогии об освободительной войне чеченцев против русского самодержавия.
Зная, что люди по-разному оценивают его творчество, Абузар высказал свое мнение:
- Я не хочу переписывать свои книги в соответствии со временем. Писатель не должен менять свои взгляды со сменой власти. В любой книге, особенно в исторических романах, присутствуют две эпохи: время жизни персонажей и период создания книги. Поэтому в них заложены два смысла. И на них надо смотреть, исходя из этих двух измерений.
Среди чеченских писателей было немало мужественных людей. Но среди чеченцев не было более независимого и свободомыслящего писателя, чем я. Мне никогда не приходила в голову мысль, что власть не позволит мне написать так или иначе, или моя книга может не выйти. Примером мне служили книги и жизнь выдающихся писателей мировой литературы.