Рискованные игры

Анатолий Аргунов
Из новой книги "Похождения Витьки Жбана и его друзей"



У послевоенного поколения детей особых развлечений не было. Игры в войнушку, походы за грибами и ягодами, футбол, городки и как лучший вариант – кино в сельском клубе  и то раз в неделю. Для военных забав мы изготовляли деревянные автоматы и винтовки, гранаты и даже пулеметы. В ходу были самодельные сабли ,а также пистолеты, стреляющие горохом. Рогатки и луки со стрелами делались для серьезной охоты на дичь. С лука можно  подстрелить ворону или даже рябчика, а с рогаток мы во всю лупили по воробьям и лягушкам. Одним словом,игры у детей нашего поколения соответствовали духу того времени. Страна победительница в войне готовила  достойную смену и ребятна занималась соответствующей подготовкой и в школе, и дома, и на улице.
Но среди обычных забав того времени у нас была своя особенная и связана она была с железной дорогой. Как ни крути, а родились мы на железке и родители наши сплошь работали на ней, и вся наша жизнь проходила под грохот поездов. Вот с поездами и были связаны наши самые опасные забавы. Одна из них – это прыганье на ходу поезда. Не каждый пацан осмеивался спрыгнуть с идущего поезда. Но мы с Витькой Жбаном освоили  это дело основательно. А все началось с того, что как-то мы с Витькой опоздали на пассажирский поезд, идущий из Сосновки, куда поехали по каким-то делам. Дела сделали, но замешкались в спортивном магазине, выбирая для игры в лапту новые мячики, и опоздали. Следующий поезд шел часа через четыре, и назывался вечерним, на нем развозили по станциям работающих в районном центре,но  живущих на полустанках, как наша, Веракуша в радиусе 45-50 километров от райцентра. Всех поселить в Сосновке,на узловой станции было невозможно, не хватало жилья, вот и пользовались рабочими с соседних полустанков и даже деревень, стоящих близ железной дороги.
Мы с Витькой прибежали на перрон, когда хвост нашего поезда уже мелькнул за поворотом.
- Опоздали… Говорил я тебе, давай быстрее, а ты все мячики пробовал…  А что их пробовать? Все они одинаковые, отскакивают от земли на метр, значит, подходят – с сожалением выговоривал мне Витька. 
- Опоздали мы не из-за мячиков, а из-за автобуса, он поздно пришел… Полчаса ждали…
- Если бы пешком пошли, как я предлагал, не опоздали бы – возражал я.
- Да, ладно, что теперь об этом. Подумаешь, опоздали. Мой брат Колька на товарнике всегда ездил, соскочит за семафором и дома. Потом не надо за билет платить… -вдрук перевел разговор  Витька.
- Ты что предлагаешь, нам на товарном поезде поехать? – удивился я.
- А что! Чем мы хуже твоего брата Лехи или моего Кольки? развивал идею Витька
- Ничем! – твердо согдасился я.
- Ну, тогда пошли искать товарняк в нашу сторону – предложил Витька.
- Пошли – ответил я.
Искать долго не пришлось. В нашем направлении стоял груженый лесом и какими-то  строительными материалами железнодорожный состав. Паровоз вовсю пыхтел выпуская пары,  явный признак, что он вот, вот оправится.
Витька подскочил  к сцепщику вагонов.
- А товарный поезд куда пойдет? – и Витька показал на состав.
- До Пестова! А тебе зачем? – подозрительно спросил сцепщик, поглядывая на Витьку.
- Я хотел узнать, может дядя Коля машинисом? Передать посылку ему мать велела – и Витька показал на сетку.
- Ааа, нет. Николая Ивановича сегодня нет. Не его смена.
- А когда поезд отходит? – как бы между делом спросил сцепщика Витька.
- Да, минут через пять. Сейчас пассажирский   до Веракуши дойдет и наш следом за ним…
Витька вернулся ко мне весь радостный:
- Узнал,  поезд готов к отправлению минут через пять. Так, что идем  вдоль состава. Как только пойдет, мы вскочим на площадку и тут-ту, прощай Сосновка.
Мы с Витькой пошли вдоль стоящего под парами товарного состава  высматривая вагон у которого была бы тормозная площадка. На ней удобней стоять во время поездки и  с нее ловчее  прыгать, так как имелось три подножки и железные поручни. Нам повезло, у предпоследнего вагона мы обнаружили такую площадку. До отправления поезда залезать было опасно. Вдоль состава обязательно прохаживался кто-то из работников станции. Если  замечали посторонних, то отгоняли или сообщали в милицию. Нельзя было гражданским лицам ездить на товарных поездах. Да недавнего времени вообще на задней  тормозной площадке ездили кондукторы или военизированная охрана, но когда поток грузов увеличился в разы,  то охранников не хватало, чтобы обслуживать все грузовые поезда. Эти обязанности возложило руководство железной дороги на работников станции  и железнодорожную милицию.
Мы с Витькой перешли на другую сторону линии, на которой стоял состав и стали прохаживаться по  обочине пути. Но, вот  паровоз дал длинный свисток, сигнал готовности к отправке и мы с   Витькой стремительно бросились к вагону с тормозной  площадкой. Тормозной она называлась потому, что на ней устраивали ручной тормоз: круглое, сантиметров 30 в диаметре колесо, которым при необходимости можно было затормозить вагон. Обычно тормозные площадки делались открытыми со всех сторон. В один миг мы с Витькой оказались на площадке. Паровоз дернул тяжелый состав и он, громыхая вагонами но цепочке один за другим, медленно стал набирать ход.
- Ну, все поехали! – радостно крикнул Витька.
- Ты подожди радоваться, нужно дежурного проехать. Если заметит нас, может поезд остановить и тогда тю-тю наша поездка – ответил я, зная по рассказам отца, как бывает в таких случаях. Прижмись ближе к стенке – скомандовал я Витьке - вплотную прижимаясь сам.
Но дежурная по вокзалу, молодая женщина в серомном кителе  с красным околышем на фуражке с желтый флажоком в руке, стояла к нам спиной, не обращая внимания на отъезжающий товарный  поезд – не интересно!
Мы проехали  станционные постройки, громыхая на стрелках и, поняв, что поезд набрал скорость, встали ,отряхнулись,распрямившиись во весь рост.
- Во здорово! Так бы и покатался денег другой. Красота! – с восторгом прокричал Витька. Хорошо  я придумал, а, Толян?  - стал допытываться моего мнения Витька,дергая за рубашку.
- Хорошо-то, хорошо, но как прыгать будем? На такой скорости ого-го. Так можно упасть, не захочешь больше… – ответил я.
- Да, не гони пургу! Может поезд в Веракуше остановится. Сцепщик что сказал,  как только пассажирский дойдет до станции, то поедет наш товарняк. А теперь соображай. Наш пассажирский пошел дальше, а товарняк что будет на  него идти. Нет! Он обязательно остановится, и будет ждать пока освободится линия от пассажирского – уверенно стал убеждать меня Витька.
Я пожимал плечами.
- Не знаю, может и так, но готовься к прыжку нужно.
Витька весело захохотал:
- Да, прыгнем, Толян, прыгнем, не трусь!
- А я и не трушу – твердо отвечал я. Только когда прыгать придется через голову лететь по насыпи, рубашка будет вся в грязи, как дома объясняться? – опять с сомнением в голосе стал я оправдываться.
- Ну, упал, мало ли где ты мог упасть.
Поезд несся среди леса, пыль, поднятая тяжелым составом, столбом  висела за ним. Мы с Витькой  на какое-то время притихли, протирая глаза от бющей в лицо грязи.
- Пылища, не знал, что такая будет стоять– проговорил Витька. Но ничего,сейчас приедем реку а там и станция.
И действительно, рядом замелькала наша речка Веракуша, со стогами свежего сена на берегах,а поезд загромыхал по железнодорожному мосту.
Грохот от  колес поезда по мосту стоял такой, что мы едва могли разговаривать друг с другом.
Вскоре замелькали  дома и бараки станции, стрелочная будка с семафором и несколько рядов путей.
- Что-то не тормозит?  - озабоченно произнес я, видя, что поезд не снижая скорости, промчался мимо станции и дежурного,  дав лиш короткий гудок.
- Все, Витек, проскочили без остановки. Готовься к прыжку.
Витька, рассчитывающий все же, что поезд остановится, пригорюнился.
- Толян, ты давай первый, а я за тобой – попросил меня неожиданно Витька.
Я согласно кивнул головой.
- Сейчас за семафор заедем, и как только к Шуйнинскому переезду будем подъезжать, сразу прыгнем.
 Витька ничего не ответил, согласно кивнув головой.
Я же понял, что ждать больше нечего, приготовился к прыжку. Мой расчет был прост. Во-первых, около переезда поезд снижает скорость, там стоит знак «С», он  означал, нужен свисток паровоза, так  как на переезде могут быть люди или чаще всего коровы или овцы. Вечером они всегда возвращаются с пастбища. Во-вторых, там была более ровная обочина, не нужно прыгать под откос. Мой расчет оказался правильным. Поезд замедлил ход, раздался свисток паровоза я, взявшись за поручни  сошел на нижнюю ступеньки и оттлкнушись от нее прыгнул. Редкий удар ветра в лицо и толчок в спину все, что я почувствовал при прыжке. Сгруппировавшись, я приземлился на обе ноги и почти не упав, побежал вперед по походу поезда и остановился.
- Все! Я спрыгнул! Ура!  Но, где же Витька?  -я оглянулся на поезд и увидел его на площадке : - Витька, давай прыгай!
Но грохот поезда заглушал мои слова. На повороте, когда поезд уже миновал переезд и стал набирать скорость я увидел оторвавшуюся от вагона фигуру пригнувшего Витьки. Там же насыпь высокая, чего он не прыгнул следом за мной? подумал я, потирая слегка оцарапанное коленко.
Поезд скрылся за поворотом, а Витьки как куда-то провалился,его не было видно.
- Что с ним? Я побежал к месту, куда выпрыгнул Витька. Пробежав метров  триста, я увидел сидящего на корточках Витьку, который мыл руки  водой из текущего рядом  ручейка. – Фу, ты, Витька чего не отвечаешь? Я подумал, что ты сильно ударился и идти не можешь – крикнул я другу
Витька повернулся ко мне.  Его лицо было в царапинах и ссадинах,  и еще я заметил, что новая рубашка вся в клочьях висела на Витькином теле, как старая половая тряпка.
- Ты чего так сильно упал?
Витька сплюнул через разбитую губу.
- Да, ерунда, заживет. Потом улыбнулся своей широкой и радостной улыбкой: - Я хотел вслед за тобой, а потом мне показалось, что поезд вроде бы еще сбавляет ход. Думаю,  дай еще подожду, скорость снизится больше. Вот прыгнул на повороте, скорость там меньше, а насыпь высокая. Меня как кинуло и понесло вниз под откос. Все бы ничего, да кусты, кочки, вот об них всю рубашку разодрало… А ты  хорошо спрыгнул, я видел – похвалил меня Витька.
- Ладно, главное, что мы смогли это сделать, остальное - ерунда.
После такого подвига нам с Витькой сильно завидовали  станционные пацаны. И прыжки с поезда вошли в забаву ребят полустанка. Дело дошло до того, что как только останавливался товарный поезд, несколько ребят вскакивали на тормозную площадку и когда поезд набирал скорость, прямо за семафором прыгали один за другим. Наверное, прыжки с поезда еще долго бы продолжались на нашем полустанке, пока не случилась беда. Славка Сорокин, совсем еще сопливый мальчуган из третьего класса, подражая старшим ребятам, неудачно выпрыгнул, зацепившись карманом куртки за поручи и попал под поезд. Остался жив, но стал калекой, ему отрезало ногу чуть ниже колена. После этого случая  прыжки с поездов прекратились в один миг, но забавы на  железной  дороге остались.
 Вот одна из таких. Установка  петард под колеса идущего поезда. Обычно петарды выдавались рабочим путейцам, когда они ремонтировали пути, заменяя старые, прогнившиеся шпалы или треснувшую рельсу. Петарды ставили за триста-четыреста  метров от места проведения ремонтных работ, обычно три штуки на каждой рейсе. Если поезд наезжал на них, то они выстреливали, издавая сильный хлопок с огнем и искрами. Машинист тот час тормозил состав. Да и рабочие  путейцы, услышав взрывы петард, уходили с дороги: на всякий случай. И вот ребята повадились таскать у родителей, работавших в пути, эти самые петарды. Витька Жбан, взявший руководство  мероприятием по подврыву петард в свои руки, делал это эффектно и красочно.  Он  с ребятами ставил петарды под ночные пассажирские поезда дальнего следования, когда они шли через полустанок без остановок. Вот для них-то Витька и делал фейерверк из  петард.
В одиннадцать вечера, когда августовская темнота становилась густой ишел первый поезд, Витька не заметно клал  петарды невдалеке от станции. Поезд наезжал на них, слышались взрывы, машинист тормозил и поезд останавливался для выяснения обстоятельств.  А Витьке и его дружкам того и надо. Люди выглядывают в окна, открывают двери вагонов и все спрашивают:
- Что случилось? Какая станция?
- Да, ничего особенного. Сейчас поедете. Дяденьки, а у вас нет, спичечных коробок с этикетами? Мы  их собираем .
Пассажиры лезли в карман, вытаскивали коробки и смотрели, что у них изображено на этикетках. Если это были какие-то новые, неизвестные мальчишкам, то они  меняли их на заранее принесенные пацанами пустые коробки. Увлечение сбором этикеток от спичечных коробков  было тогда повсеместное. Городские парни, приезжающие отдохнуть летом  на полустанок, принесли с собой эту моду. И она захватила местных ребят.
А где взять новые этикетки, кроме, как у пассажиров проезжающих поездов. Вот и приспособились ребята Но после трех или четырех остановок поезда петардами на полустанок нагрянула милиция. Витьку Жбана они быстро вычислили и взяли его с поличными на установке очередной партии петард.
Дело пахло судом, но выручил его и все нас ребят причасных к этому опасному делу, дядя Паша, так мы звали между собой нашего участкового милиционера. Молодой, только окончивший милицейскую школу после службы в армии, Павел Суровцев, был назначен участковым в Веракушенский сельский совет. В его участок входило семь деревень и наш полустанок. Дядя Паша с утра до ночи мотался по проселочным дорогам на стареньком трофейном немецком БМВ, доставшимся ему от ушедшего на пенсию прежнего участкового, Брязгина Георгия Акимовича, которого мужики по свойски звали Акимычем.
Акимыч   был участником войны и крепко выпивал, и как-то по пьяному делу стал стрелять из табельного ТТ по проезжающей машине. Ему показалось, что она не остановилась на его предупреждение. В машине оказался чиновник из районной администрации и Акимыча с треском сняли со службы. И вот вместо него назначили сержанта Суровцева. Дядя Паша был веселым, обаятельным парнем, не важничал и не задавался перед мужиками, многие из которых прошли войну и наград и опыта имели побольше Пашкиных,  но не кичились этим.
Витька Жбан с давно подружился с дядей Пашей Нельзя без помощников милиции работать, никак нельзя. За всеми не усмотреть, не уследить, а народ все видит и слышит, особенно, если это пацаны. С ним нужно наладить нужные отношение, а дальше дело ,как говорится, само пойдет. Мы с Витькой часто помогали дядя Паше. Дважды  спасли от воровства магазин и склад местного сельпо.
Проезжие воры-гастролеры,как их потом назвал дядя Паша, уже замки сбили и готовились вынести товар, но Витька и я с ребятами, вовремя заметили и вызвали дядя Пашу.
- Руки вверх! Стреляю без предупреждения – крикнул участковый прибежав на наш
зов Витька вслед за дядей Пашей громко заорал:
- Окружай! Кроши из автоматов   без предупреждения! И смех и грех...
Но, дядя Паша, благодаря, ребятам навел порядок на полустанке и в соседнем совхозе.
За сто первый километр, много в то время выселялось бывших заключенных  или нетрудовых элементов из Питера,города трех революций. Вот их-то  чаще всего и приходилось усмирять.
А тут такое, Витька попал в беду! Конечно дядя Паша заступился за него и спас  от детской колонии. Родители Витьки отделались штрафом, а сам Витька получил очередную порку от отца. Но, если вы думаете, что на этом опасные забавы пацанов полустанка прекратились, то напрасно. Ребята выдумывали все новые и новые приключения. Вот об одном из них я расскажу в следующем рассказе.