Как говоришь, так и живёшь

Леонид Улановский
Стоял солнечный ясный день. Редкий в наших северных краях. Радостное ощущение не портил длинный забор, отгораживающий грязный пустырь, на котором в непредсказуемом будущем должна была вырасти очередная мечта горожан. Яркое синее с красными вспышками пятно украшало унылую череду досок. Пятно помещалось в полуметре от забора и плакало... Маленькая девочка в синем платье и двумя красными бантами. Я ускорил прогулочный  шаг, нащупывая в кармане носовой платок. Но меня опередили... Откуда-то появился человек в строгом деловом костюме с зелёной папкой под мышкой. Тёмно-коричневый пиджак застёгнут на все пуговицы и жуткий чёрный узел галстука. Над всем этим – бледное лицо и блеклые глаза, которые привыкли видеть экран монитора и бумаги на столе. Он подошёл к плачущей девочке, поправил СВОЮ причёску и спросил приятным баритоном: "По какому вопросу плачешь, девочка?". Я застыл на месте. Девочка судорожно всхлипнула, одной рукой схватила себя за нижнюю губу, другой почесала затылок, быстро-быстро заморгала глазами, ошалело замотала головкой и, уткнувшись с разворота в забор, зарыдала.

"С каждым говори своим языком". Эту расхожую фразу знают все. Но о том, что речь должна быть хорошей, известно не многим. Как этого добиться – вот вопрос! В объёме газетной статьи ответить невозможно, но указать путь решения – реально.
Всякое серьёзное дело начинается с его истории.

...В демократических Афинах примерно в VI веке до н. э. царил небывалый культ слова. Это было естественно, потому что только в свободном государстве могла возникнуть любовь к слову, и в этой любви родились наука и одновременно искусство "говорения". Греки сделали слово владыкой сущего и страстно преклонялись перед его силой. Насколько высока была оценка слова можно судить по тому, что, например, историей заведовала МУЗА Клио, а красноречием – БОГИНИ Пейто, благая Ирида и злая Ирида! Именно так! Богини! Пейто – богиня убеждения. Благая Ирида – богиня, как сейчас бы сказали, "конструктивного" спора, ведущего к гармонии. Злая Ирида – богиня "конфликтного" спора, который предполагал борьбу с противником и победу в ней.

Мастерски владея убеждающей речью, свободный человек мог повлиять на решение собрания афинских граждан и тем самым реально изменить судьбу государства. В наше время не грех обратиться к мудрецам прошлого. Внимательно изучая их труды, мы в изумлении убеждаемся, что при всём своём прогрессивном развитии безнадёжно отстали от великих младенцев. Для них проблемы истинного и ложного красноречия были самыми важными. Для нас – они вообще не рассматриваются.

"Наобещал тебе кто-то что-то, а сам вообще не явился", – это Михаил Жванецкий о правде сегодняшнего дня. А теперь прислушайтесь к словам Сократа, приговорённого к смерти: "Быть может, вы думаете, афиняне, что я осуждён потому, что у меня не хватило таких доводов, которыми я бы мог склонить вас на свою сторону, если бы считал нужным делать и говорить всё, чтобы избежать приговора. Совсем нет. Не хватить-то у меня правда что не хватило, только не доводов, а дерзости и бесстыдства и желания говорить вам то, что вам всего приятнее было бы слушать: чтобы я оплакивал себя, горевал, словом, делал и говорил многое, что вы привыкли слышать от других, но что НЕДОСТОЙНО МЕНЯ, как я утверждаю".

Даже под угрозой смерти великий философ не изменил истине и правдивости в речи, потому что таков, по его мнению, нравственный долг человека.

В наше время предпочитают следовать совету небезызвестного Дейла Карнеги: "Говорите то, что приятно слушателям".  Сократ погиб за свои убеждения, а Дейл Карнеги стал миллионером.

Довольно истории. Поговорим о речи, как о мыслительном деле. Давайте, наконец, поймём, что современная речь – это речь умная, направленная, нет! – устремлённая к истине, добру и красоте. Этакое изящное и одновременно строгое здание, соразмерное в своих фундаментальных смыслах и словах. Аргументация, доказательства, факты и суждения гармонично несутся единым потоком  к безбрежной истине... Идеальная мечта... Где она?!  Слова утратили силу, потеряли власть над добром и злом. Они перестали быть ДЕЛОМ.

Я предполагаю, что причины две – в говорящем слова и в том, собственно, какие они.

Сейчас каждый считает, что он умеет говорить. Однако есть, по словам Марины Цветаевой, "поэты милостью божьей", и есть "поэты собственной милостью", которые создали себя, благодаря неимоверному напряжению духовных сил, воли и громадного труда. Нынче чрезвычайно редки и те и другие. Не всем дано быть поэтами, но культурный человек обязан научиться правильно строить фразу и находить такие сочетания слов, чтобы было приятно произносить и слышать.

Большинство думает, что и без понимания истинной красоты, нравственного чувства, а, главное, мудрой мысли, можно убедить слушателя и повести его за собой. Это чудовищная иллюзия и гадкий обман! Создать завораживающе страстную речь, которая воспламенит слушателя, раскроет способности его ума и пробудит в нём "разумное, доброе, вечное" без гармоничного слияния мысли, нравственного чувства и красоты – невозможно. Таков должен быть говорящий.

А слова... Традиционно утверждают: чем проще слова, тем лучше тебя понимают и больше верят. Простота содержания и формы общения – залог коммуникативного успеха. Люди лучше воспринимают простые истины, изложенные простым языком. Всё это так. И обращение к простым словам основа популизма в политике. Но...Я недаром упомянул о "говорении", как об искусстве, жанры которого столь многообразны... Каким должно быть звучащее слово?

...Артист - на сцене. Он убеждает, заражает эмоциями, несёт правду или откровенную чушь и ему верят. Верят потому, что он – на подиуме. Артист не должен опускаться на один уровень со зрителем.  Если он сделает это, то тут же как бы приземлится. А от этого возникает чувство недоверия к нему. Слова артиста, произнесенные с подиума, должны быть непривычными: возвышенными, экспрессивными и благозвучными. Нужно знать такие слова и уметь применять по назначению. Можно сказать: лицо, лик, морда. Можно – плакать, рыдать и реветь. Можно – прогнать, изгнать и выставить... Выбирайте.

Слова сами собой несут различные эмоции. Произнесите с паузами: мама, милосердие, донос, фашизм. Теперь сравните собственные ощущения.

...Со времён Октябрьской революции грамотная культурная речь воспринималась как подозрительная и, хуже того, враждебная. Ещё бы! Ведь речью этой владели социально опасные элементы, враги и ненавистники пролетариата - гнусные интеллигенты. Традиции враждебности к культурной речи в России продержалась десятилетия.

Сейчас положение ничуть не лучше. Непрестижно говорить красиво и правильно: народ может не понять. Привычнее "нацелить внимание", "охватить работой", "утрясти, увязать, заострить, подчеркнуть, осветить, продвинуть, обсудить вопрос". И заодно "удовлетворить запросы населения", "выступить по линии критики", "в деле повышения эффективности". Теперь передохните.

...Русалка плыла по реке голубой,
                озаряема полной луной;
   И старалась она доплеснуть до луны
                серебристую пену волны.

Да-да, это всё тот же "великий, могучий, правдивый и свободный", так сказать, ну, значит, вообще, типа русский язык.

Внимательный читатель нашей страны может убедиться: сниженная, бранная, нередко площадная и матерная лексика – явление у нас не просто обычное, но и характерное. Сквернословие, грубость, которая доходит до прямого хамства, стали привычным орудием речевой агрессии. А ведь это болезнь, угрожающая всему обществу. В чём причина недуга? Может, для излечения стоит задуматься и, как говорят приверженцы психоанализа: "покопаться в детстве"?  Вспомнили?

"Кое-где, кое-когда, кое-кто у нас ещё допускает некоторые недостатки. Есть отдельные товарищи, которые не понимают. Кто виноват? МЫ виноваты". Круг неконкретных обвиняемых расширяется до всего общества. Трепещите сограждане! Слово отделили от мысли. Оно мертво, зато жив намёк, как угрожающее средство. Домысливайте сами и... дрожите, если сделали это неверно, так сказать, не в духе...

Когда выявлены источники болезни, можно поговорить о методах лечения. Лет двести назад метод лечения болезни под названием "речевая агрессия" был широко известен и носил радикальный характер. Однако, как и все методы лечения, он был различен для разных социальных групп. Для, так называемых, низших слоёв общества он назывался "мордобой". Для дворянства – "дуэль". Оскорбление словом влекло за собой упомянутые процедуры, которые либо излечивали, либо заканчивались летальным исходом. Лечение было опасным и поэтому открытая форма болезни, то есть, грубая речевая агрессия проявлялась ограниченно. И зараза не распространялась.

В наше время процедуру дуэли запретили, хотя мордобой практикуется. Дуэль – это бой между двумя соперниками на благородном смертоносном оружии, проходящий в присутствии секундантов по заранее установленным правилам, составленным в соответствии с кодексом или традицией.

Это определение не совместимо со словом "мордобой". Значит, лекарства против речевой агрессии нет? Мы все больны и нет надежды на выздоровление? К счастью, это не так. Хотя реальное положение угрожающе опасно, перспектива всё же радужна. Она основана не на абстрактном заношенном оптимизме, а на конкретном профессиональном знании. Просто нужно, как говорится, подумать "в эту сторону".

И вспомнить Сократа, который никогда не выставлял свою самородную особенность как какое-то достоинство. Для великого грека главными в идеальной речи были не формальная словесная красота и изощрённость или подчиняющая манипулирующая сила, а нравственность, словесно-смысловая упорядоченность и истинность.

Русский идеал речи такой же. Просто об этом как-то забыли. А ведь ещё много веков назад говорили русские монахи: "Греховны хула на ближнего, многоречивость и пустословие. Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия".

Лекарство против речевой агрессии есть. Основные компоненты его – внимание говорящего к слушающему и взаимная чуткость. Если лекарство принять, то забудутся слова "разрушить до основанья", и на свет появятся здоровые и прекрасные слова, которые воссоединят людей в единое пространство культуры, а не сообщество дегенератов слова.

Всё в наших руках, вернее, в мозгах и на устах.

Постараемся не смотреть на мир как на добычу, которой надо овладеть, посмотрим на него как на нечто, что можно освятить не вспышками героической борьбы за справедливость и счастье народа, а спокойной работой мудрых и наполненных смыслом слов.

И да не услышите вы никогда то, что я не могу забыть уже почти двадцать лет!

"... Дети старшей группы! Все быстренько наденем головные уборы и верхнюю одежду. Прогулка будет в зелёном массиве".