Глава 2. Американцы в городе

Сергей Лебедев-Полевской
     Позвонив в автосервис, я узнал, что утром могу забрать свою «девятку». Обрадованный таким известием, тут же набрал номер телефона родителей и сообщил им ещё более радостную весть о покупке дома. Мать от счастья пустила слезу, заверив сразу же, что помогут деньгами, если у меня не хватит. Начала тут же перечислять: «Тёлку продадим, быка, свиней»… Но отец, как домовитый хозяин, зная цену себе и нелёгкому крестьянскому труду, обругал меня простофилей, за то, что оставил свою квартиру бывшей жене, в то время как у самого нет денег даже на собачью конуру. А в итоге сказал: «Ничего продавать не будем. Сам зарабатывай. Довольно и того, что мы кормим тебя со своего подворья».
     Отец у меня хоть и бывает порой ворчлив, но среди людей старался не позволять себе таких вольностей. В деревне его считали рассудительным. Поэтому по большей части я старался прислушиваться к его мнению. Он был прав, и я с ним не спорил.
     От души поблагодарив стариков, я пообещал, что завтра обязательно приеду, и обо всём поговорим. 
     Затем я прибрался в гараже, подготовив его к продаже. Упаковал по ящикам всё самое необходимое – то, что может пригодиться мне в будущем. Потом продал подешёвке всю свою аудио-теле-видеоаппаратуру бывшему сокурснику. Дал объявление в городскую газету о продаже автомобиля.
      А перед сном меня ждала совершенно ошеломляющая новость. Вернулся с аукциона мой коллега, он же хозяин комнаты Геннадий, у которого я временно квартировал. Из суеверия я не присутствовал на заключительном этапе выставки и не сожалел об этом, поскольку к славе, в отличие от Генки, я относился спокойно. К тому же сегодняшняя встреча с Катей могла с лихвой затмить любую мою выставку картин, даже если бы это была всемирная экспозиция.
     Подвыпившего на радостях Геннадия я встретил снисходительно-спокойно, по-отечески. Он долго морочил мне голову нелепыми загадками и ребусами, но, видя мою непробиваемую реакцию, не выдержал и сдался.
     Оказалось, семь моих картин были проданы с молотка американским ценителям русской живописи за круглую
сумму «зелёных».
     - Откуда у нас американцы в городе?
     - Я так понимаю, что выставка была приурочена к их приезду.
     - Теперь и я понимаю, почему наши власти вдруг так легко пошли нам навстречу. Что же они нам до этого два года голову морочили?
     - Это сейчас уже не важно. Ты представляешь! После них – тишина! – как мальчишка восторгался Геннадий. -  С ними даже для вида никто не посмел торговаться. Прикинь, Толян, наши торгаши орут: «Три тысячи рублей! Раз! Три тысячи рублей! Два!»  А янки, слышь: «Пять тысяч  долларов!» Раз! Два! Три! И ти-ши-на! – перейдя на шёпот, злорадствовал друг, - Позор! Собрался весь городской бомонд – светочи науки, искусства и культуры! Депутаты! Бизнесмены! Все такие важные, аки индюки надутые! – он степенно выхаживал по комнате, изображая публику, останавливался возле той или иной воображаемой картины, жестикулировал сам с собой, обсуждая то или иное полотно. – А американцы такие простые мужики, с виду и не подумаешь. Просто гуляли, смотрели. Никто на них даже внимания не обращал. А потом – раз! И всем нашим индюкам по сапатке! Так-то, брат. Вот кто настоящие ценители нашего творчества. Теперь я догадываюсь, почему талантливые люди уезжают за границу. Потому что там талант в большой цене. А у нас, куда ни плюнь, везде одни барыги.
     - Ну, ладно, хватит митинговать. Эти барыги, как ты говоришь, организовали нашу выставку, и, заметь, продали наши картины. Так что радуйся, а не злорадствуй.
     - Так я и радуюсь. Только если бы не мы, не было бы никакой выставки. Жаль всё-таки, что ты не пришёл. Увидел бы своими глазами, как ты всем нос утёр обыкновенным деревенским пейзажем. Молодец, Толян! Очень за тебя был доволен. Теперь понимаю, что такое - ёлочки, сосёночки в бархате заката, ивушка зелёная плещется в реке. Вот чего не хватает в моём творчестве – природного естества, широты душевной, дали неоглядной.
     - Ты что, смеёшься надо мной?
     - Я? Да ничуть. Всё это ты завтра прочтёшь в прессе. И про милую русскую бурёнку-кормилицу, мирно пасущуюся среди буйства красок и скромных коровьих лепёшек, которая, будто специально тебе позировала.
     - Ну что ты мелешь, Ген? Ты можешь рассказать обо всём нормальным человеческим языком без этого пафоса. Давай, в двух словах.
     - Хорошо. В двух так в двух. Ты миллионер!
     - И всё?
     - Ты просил в двух словах? Я повторяю: ты миллионер! – он, наконец снисходительно улыбнулся, - Ладно, старик, не нервничай. Завтра можешь получить свои двадцать пять тысяч американских долларов и семь «штук» деревянных. Так что с тебя причитается.
     - Ты шутишь.
     - Какие шутки, Толя! Ты гений! Ты художник с большой буквы «Х»!  Понял? – с этими словами он сгробастал меня в охапку и стал таскать по комнате. Как я ни дрыгал ногами и ни махал руками, пытаясь освободиться, ничего не получалось до тех пор, пока мы не опрокинули стул и не уронили мольберт. Только после этого он бросил меня на кровать и, тяжело дыша и вытирая со лба обильный пот, направился к холодильнику. Достал бутылку «Столичной», кинул её мне, что я едва успел поймать.    
      - Старик, доставай «хрусталь», реж хлеб, огурцы, ну и всё такое. Короче, сервируй стол, а я пойду, приготовлю «жаркое». – Он взял с десяток яиц, подсолнечного масла, луковицу и что-то весело насвистывая, удалился на кухню.
      В этот момент  мне вдруг вспомнился дед Никанор с  окладистой бородой как у деда Мороза и его голос: «Думай о хорошем. Мысли разных людей имеют способность встречаться». Потом в памяти вдруг возникла Катя. Она так же стояла у окна, махала рукой и улыбалась мне. Я любовался ею, будто видел её на самом деле. Так захотелось её обнять, такую близкую и такую далёкую.
     «О чём я думаю? Что за бред? Впервые увидел эту женщину и растаял, как пацан», - попытался я остудить себя трезвой критикой, но вновь почудился молодой голос деда Никанора: «Думай о хорошем». И снова Катя: «Буду ждать вас завтра».
     «Наваждение какое-то?» - мелькнуло у меня в голове, и тут за дверью послышались весёлые возгласы Генки, доносившиеся из коридора. Он попутно успевал с кем-то зубоскалить насчёт выставки: «Нет, нет, дорогие мои, поздравления только в письменном виде! Цветы складывайте у дверей – в комнате уже некуда».
     Геннадий ввалился с пышущей сковородкой яичницы и замер на пороге, картинно тараща на меня глаза:
     - Ты чем всё это время занимался? Я там «жаркое» готовлю, парюсь, думаю, что он поляну накрыл, ждёт не дождётся. А он даже бутылку не откупорил. Ты только посмотри, какой натюрморт я тут изобразил, – он поставил сковороду на середину стола, - Видишь тут укропчик, лучок зелёный, петрушечка.
     - У нас же кончилась зелень, – я, наконец принялся резать хлеб.
     -  А, Ленка пока ходила за солью, я из её пучка и покрошил.
     - Эх ты! – устыдил я друга. – Как ты мог? У неё же дети малые.
      - Да брось. У неё там целая гора этой зелени. Не убудет. К тому же ты на прошлой неделе последнее ведро картошки ей подарил. Так что получается баш на баш.
     - Что мне с тобой делать? - ворчал я на него, - Как был обормотом, так им и остался. Когда ты свои детдомовские замашки бросишь?
     - Ну, всё. Картина готова! – пропуская мои слова мимо ушей, он ещё раз довольно оглядел стол. – Насыпай!
     Я разлил водку по стаканам.
     - За наш сногсшибательный успех! – Генка залпом осушил  посудину и, закусив, стал колотить вилкой по сковороде. – Семь тысяч, раз! Семь тысяч, два! Семь тысяч, три! Продано! Молодцы американцы!
     - Да хватит тебе, Ген. Это мы молодцы, что не осрамили честь родного города.
     - Слушай, Толь, а что они там, в Америке, коров не умеют рисовать? Или у них коровы другие?
     - Они у них глупее, – поддался я его настроению. – Ты лучше скажи, сам-то сколько отхватил?
     - Шестнадцать! Я отродясь столько «зелёных» в руках не держал.
     - Это для нас большие деньги. А для них, что утреннюю газету купить. Мы к своему творчеству относимся как к искусству, а для них это бизнес. Вот они вложили в твои 
картины шестнадцать тысяч баксов, а дома их же продадут за сто шестьдесят «штук». Вот и вся политика бизнеса.
     - И пусть. Зато они смогли отметить нашу работу по- деловому достойно. Теперь хоть наши ценители будут иметь хотя бы примерное  представление о её стоимости.
     Опорожнив второй стакан, Генка наклонился через стол и заговорчески спросил:
     - Куда деньги девать будешь?
     - Дом куплю.
     - Да ну!
     - Ну да, - в тон ему кивнул я, подцепляя вилкой желток.
     - Ага, - он помолчал. – Бросаешь, значит? А ещё друг
называется.
     - Ген, я же не могу вечно жить с тобой в одной комнате. И у тебя и у меня должна быть какая-то личная жизнь. Согласен?
     - Есть варианты? – он уставился пьяными немигающими глазами мне в переносицу
     Я вкратце поведал ему о сегодняшних знакомствах, упуская некоторые детали.
     Что касалось старика, Геннадий пропустил мимо ушей.
Дом его тоже мало интересовал, а вот хозяйка, похоже, разбудила в нём любопытство.
     - А эта Катя, да? Она как? Ничего? – у него начинал заплетаться язык, хотя с виду он был совершенно трезв.
     - Очень даже ничего. Но она замужем.
     - Нет, ты скажи, она тебе понравилась?
     - Очень.
     - А она?
     - Что, она?
     - Ну, что-что? Как она к тебе отнеслась?
     - Она очень радушно меня встретила.
     - Что ты заладил: очень да очень. Про мужа что-нибудь говорили?
     - Слушай, Ген, ты что, хочешь меня сосватать?
     - Нет,  ты  мне  всё-таки  ответь,  что  она  говорила  про мужа?
     - Да ничего особенного. Строитель. Где-то на севере работает.
     - А каким тоном она о нём говорила?
     - Говорила она о нём грустным тоном, потому что ей не хватало его. Потому что она по нему скучала. Понял? – я был уже не рад, что заговорил с ним о Кате.
     - Не скажи. Ты знаешь, когда женщина говорит о своём возлюбленном, она вся светится! А тут грусть. Значит, она чем-то не довольна. А раз она чем-то  не довольна, скорее, его отношением к семейной жизни, то о какой любви может идти речь? Посуди сам. Женщина создана для любви. Ей хочется любить и быть любимой. Но если нет рядом того человека, которому она может отдать самое дорогое – любовь, то, что это значит?
     - Что?
     - А то и значит, что ты ей понравился.
     - Ты хоть думаешь, что говоришь?
     - Ты  сам  подумай.  Муж  на  севере.  Она  здесь.  Его месяцами не видит. А если бы она его любила?
     - Ну что? Что ты этим хочешь сказать?
     - Если бы она его любила, она была бы давно с ним.
     - Ну, а если она и была всё время с ним, да только  приехала дом продать.
     - Не убедительно.
     - Я и не собирался тебя в чём-то убеждать.
     - Нет, Толян. Я знаю женщин. Ей нужны чувства нежные, благородные, большое доброе сердце и надёжное мужское плечо, к которому она могла бы прижаться в любую минуту. Ей нужны крепкие, сильные мужские руки, чутко реагирующие на её ласку. И, поверь, старик, когда женщина любит, деньги – не самое главное. И, как бы там ни старался её муж заработать всё золото севера, она его не любит. Я нутром чувствую, что ты ей понравился.
     - Так можно договориться до чего угодно.
     - Такой человек, как ты, не мог ей не понравиться.
     - При чём тут это, понравился, не понравился? Речь идёт о том, что я хочу купить её дом. И всё.
     - Ты думаешь, я пьян? Думаешь, я не знаю, что говорю? Зато я хорошо знаю тебя. И ты от меня ничего не скроешь, потому что у тебя всё на лбу написано. Я же вижу, что ты
влюбился. И я, как настоящий друг, хочу тебе помочь.
     - Да, она мила. Она симпатична, как и многие другие женщины, но с чего ты взял, что я влюбился?
     Я понимал, что противоречил себе. Видимо, Геннадий это чувствовал.
     - Ладно, не будем говорить о прописных истинах. Мы завтра купим цветов, шампанского и вместе закатим к твоей Кате.
     - Это ещё зачем?
     - За тем, что завтра я тебе скажу, стоит она тебя или нет. Если я это увижу, ты не пожалеешь. – Он поднял стакан. – За тебя, старик!
     Мы допили остатки водки, и наши родственные души совсем размякли, разрыхлели. Захотелось обнять Генку по-дружески, уткнуться ему в грудь и поблагодарить за всё. За то, что приютил меня в своей комнате. По-детдомовски на правах приветливого хозяина лишний раз оберегал от хлопот по уборке комнаты или готовке пищи. Всякий раз говорил: «Раз ты привёз картошки, значит, я её пожарю». И он никогда не стеснялся говорить то, о чём думает. Наверное, детский дом научил его рубить правду-матку с плеча. Он не умел льстить, вернее, он никогда этого не делал. Если он говорил что-то хорошее человеку в глаза, то от души. Даже, если ему нужна была моя машина, он никогда не заходил издалека, а обращался прямо: «Ты мне ключи от «ласточки», а я тебе сегодня храпеть не мешаю». И я всегда был готов ему удружить.
     - Кстати, как там твои старики? – вдруг встрепенулся друг. – Всё хочу да забываю спросить. Здоровы?
     - Слава Богу, здоровы.
     - Про меня не спрашивали?
     - Мать  интересовалась,  что-то  Генка   давно  к  нам не  показывается.
     - Завтра с тобой поеду, - ответил он и, вздохнув, вроде бы погрустнел.
     Что-то его томило. Он хотел поделиться со мной чем-то для него важным, но вдруг передумал.
     - Что с тобой, Ген? Что-то не так?
     - Да всё вроде бы так, и всё не так, - уклонился он от ответа. – Давай-ка, брат, спать. Устал я, наверное, после этой выставки.
     Я не стал пытать друга, надеясь, если захочет, сам расскажет.
     Несмотря на выпитое, я долго не мог уснуть. Передо мной то и дело возникали яркие образы прошедшего дня: старик, крепко пожимающий мою руку; дом, за окном которого стояла улыбающаяся Катя; Генка со своей весёлой напористостью. «Ну, как он меня сегодня порадовал! – думал я о нём с теплотой в сердце. – И как он искренне был рад за меня. Простецкий мужик и настоящий друг».
     В окно заглядывали яркие звёзды. Через открытую форточку доносились глухие удары огромного кузнечного молота: завод не спал. Сейчас там трудилась ночная смена.
     Я сразу вспомнил одну из Генкиных картин. Она так и называется: «Ночная смена». На фоне только что выплеснувшейся из жерла печи искрящейся лавы, стояли два пожилых сталевара. Один что-то громко говорил другому, пытаясь перекричать окружающий грохот и, рукой показывал на текущий по жёлобу раскалённый металл. Другой, явно, соглашаясь, устало, но с достоинством вытирал пот со лба. Каски с опрокинутыми вверх защитными очками залихватски болтались у них на затылках. Лица их были довольны. Поодаль за их работой с гордостью наблюдали аккуратно одетые молодые, по всему видать, мастер и начальник смены. В глубине картины мостовой кран тащил в мощных клещах продолговатую ярко-оранжевую болванку. Из окна крановой кабины выглядывала весёлая краномашинистка в белом в красный горошек платочке. Глядя на полотно, можно было подумать, что действие замерло на секунду. Ещё миг и всё оживёт. Начальники подойдут к работягам и станут их поздравлять. Раскалённые искры, перекрывая своим сиянием ночное освещение, будут с треском рассыпаться по бетонному полу, а кран, позванивая кому-то там внизу, с грохотом двинет дальше, вдоль прокатного стана. Дымное марево поплывёт вверх и, завихряясь под потолком, устремится в вентиляционные шахты, а сквозь раскрытые настежь фрамуги вновь ярко засверкают звёзды.
     Представив всё это, мне стало жарко, как будто сам сейчас находился в литейном цехе.
     Что ни говори, а Генка талант! Любит он всё такое реальное, масштабное. А ведь каждую мелочь схватит, ничего не упустит, вплоть до капельки пота. Герои его
картин в основном трудовые люди, их производство и будни, их образ жизни и праздники. Его работы всегда актуальны, пронзительны своей самобытностью и поэтичны. В них всегда присутствовала народная музыка, народная мудрость, широта и глубина души народной.

     Изредка мимо общежития проезжали автомашины, заглушая на время заводскую «музыку» и шелест листьев.
     Незаметно мной овладела дрёма. Временами я куда-то проваливался и, тут же какая-то тёплая окутывающая пелена выталкивала меня на поверхность ватного матраса. Мысли клубились где-то надо мной. Стук кузнечного молота становился всё тише, всё глуше, и вот я уже слышал, что по комнате кто-то медленно расхаживает из угла в угол. Я стал прислушиваться и понял, что шелест листьев это вовсе и не шелест листьев, а чей-то шёпот. И Генка уже не храпит, а с кем-то тихо переговаривается. Кто бы это мог быть?  Старик!  Точно,  дед Никанор говорил Геннадию:
     - Катя его любит. Она ждёт его.
     Я пытался спросить: «Кого она любит?» Но в этом не было необходимости. Уже Генка орал, будто прочитав мои мысли:
     - Да тебя! Тебя она любит, кого же ещё!
     Тут я проснулся.  Открыл глаза в надежде увидеть старика и понял, что это был сон.
     - Ну, слава Богу! Еле растолкал, - передо мной маячило улыбающееся лицо товарища. – Вставай же. Ехать пора.
     Наконец, преодолев земное притяжение, я поднялся и сел на кровати.
     - Я говорил во сне?
     - Да так, немного, - он бросил мне футболку и джинсы, - Одевайся. Умывайся. Поторапливайся. Завтракать будем в деревне. Матушке твоей я позвонил. Машина у подъезда.
     - Как, у подъезда? Я же с ними ещё не рассчитался.
     - Не беспокойся, дружище, я теперь тоже богатенький Буратино.
     - Так ты её забрал? – я всё ещё не мог прийти в себя.

Продолжение - http://www.proza.ru/2011/11/24/1900