Живой товар к продаже готов

Вадим Довнар
Александра Лукашенко и его окружение продолжает беспокоить давление Запада. В частности стало известно о том, что Евросоюз готовится значительно расширить список подельников белорусского правителя, на которых распространяются санкции. Едва успев вывести страну из острой стадии валютного кризиса, руководство Беларуси рискует вновь потерять контроль над ситуацией. Впрочем, идти на серьезную либерализацию системы Батька, судя по всему, не готов, рассчитывая решить имеющиеся проблемы за счет находящихся в тюрьмах оппозиционных лидеров и активистов.

На минувшей неделе в СМИ, со ссылкой на дипломатический источник в Брюсселе стала появляться информация о том, что к компании из 245 не выездных в страны ЕС официальных представителей, пополнятся рядом белорусский бизнесменов. Называются в частности глава группы компаний «Трайпл» Юрий Чиж, председатель совета директоров ОАО «Амкодор» Александр Шакутин, глава ООО «Табак-Инвест» и владельц сети гипермаркетов «Корона» Павел Топузидис и глава СП ООО «Санта-Импекс Брест» Александр Мошенский. Считается, что эти люди платят властям РБ за саму возможность заниматься бизнесом. Кроме того, ЕС подозревает в участии в работе схем обогащения Лукашенко премьер-министра Михаила Мясниковича, вице-премьера Владимира Семашко и главу Госпогранкомитета Игоря Рачковского.

Расширение черного списка, по информации из Брюсселя, наверняка состоится, если власти РБ приговорят к тюремному сроку руководителя правозащитного центра «Вясна» Алеся Беляцкого, суд над которым проходит сейчас в Минске. Показательно, что правозащитник был обвинен в неуплате налогов в тот момент, когда многих оппозиционеров, осужденных на годы лишения свободы за «участие в массовых беспорядках» 19 декабря прошлого года стали освобождать как помилованных лично главой государства. Едва ли не каждую неделю на волю выходит кто-нибудь из рядовых «декабристов».

Собственно, ни у кого из минских наблюдателей и раньше не возникало сомнений, что жестокое подавление оппозиционной акции в день президентских выборов было не только средством для запугивания общества и обезглавливания возможных протестов перед приходом масштабного кризиса, но и своеобразным «захватом заложников». Заложников, свободу которых впоследствии можно обменять на серьезные преференции со стороны дальнего зарубежья. Теперь же, когда путем шантажа и ухудшением условий содержания, власти стараются заставить написать прошения о помиловании ключевых политических узников, экс - кандидатов в президенты, эти подозрения только усиливаются. И, судя по всему, определенные звоночки от потенциальных покупателей Лукашенко уже негласно получил.

В частности об этом могут свидетельствовать его публичные заявления на тему экономики. Стоит напомнить, что за последние полгода она давала белорусам многочисленные поводы усомниться в компетентности руководства и задуматься о необходимости смены власти. Так, например, переодически возникал ажиотаж на некоторые продукты или товары. Зарплата большинства белорусов в долларовом эквиваленте сильно «упала». Особенно пострадали пенсионеры, бюджетники. То есть самым незащищенным оказался именно электорат Лукашенко! А по имиджу Беларуси как последнего социального государства был нанесен серьезный удар.

Между тем, в настоящее время экономику все же удалось стабилизировать: доллар в обменниках появился, курс белорусского рубля хоть и снижается, но медленнее, чем весной-летом, отрицательное сальдо внешней торговли также увеличивается медленнее, чем раньше, а в июле-августе оно было даже положительным. Таким образом, по мнению экономистов, произошло «возвращение в реальность». То есть экономика приведена в состояние, в котором она должна была быть без немотивированных увеличений доходов населения накануне уже упомянутых выборов. А это в среднем зарплата около 250 долларов, а никак не обещанные Батькой пятьсот.

Очевидное невыполнение обещаний и значительное обеднение своего электората, по всей вероятности, тревожат Лукашенко больше, чем возможность дальнейших потрясений в экономике. Во всяком случае такой вывод можно сделать из последних скандальных заявлений Александра Григорьевича перед правительством. В частности во вторник он дал указание…остановить рост цен. Более того, дал понять обществу, что к снижению его покупательской способности лично он, Лукашенко, не имеет никакого отношения. «Сегодня надо остановиться. Я не буду больше терпеть роста цен. Разбой закончился. Вы видите, что я сегодня уже всех начинаю трясти. Декабрем надо все закончить, зачистить и поднять народ. Надо больше смотреть на людей», - подчеркнул президент. Отметим, что это была уже вторая попытка снять с себя ответственность за кризис и намекнуть народу, что все совсем скоро станет также, как было до кризиса, ато и лучше. И для этого вовсе не нужно менять экономическое устройство страны. Так Лукашенко в пух и прах раскритиковал «рыночные» предложения правительства Михаила Мясниковича.

«Последние предложения (не знаю, кто является их идеологом) идут вразрез тем решениям, которые определило Всебелорусское народное собрание. А это уже недопустимо. ..Скоро мы будем действительно ходить в магазины, как в музей. Мы не будем, но большая часть населения будет туда приходить, чтобы посмотреть на рыночную экономику Мясниковича - Румаса… Я не хочу давать каких оценок, скажу только одно, что вы значительно уступаете прежнему правительству».

Отказавшись в очередной раз от приватизации государственных предприятий, Лукашенко заявил, что рассчитывает, что в ближайшее время Россия снизит для Беларуси цены на газ и нефть. То есть предполагается, что «белорусское экономическое чудо» и далее должен финансировать сосед. Но, повторимся, не только он.

Выпуская одного за другим на волю «декабристов», Батька, публично не стесняется признавать, что время выхода на свободу лидеров оппозиции, во многом зависит от позиции Запада. То есть от цены, предложенной за них. Что же касается скорой посадки известного правозащитника, то, вероятнее всего, за ней последует изменение законодательства с целью окончательно перекрыть для оппозиции возможность получать деньги из - за рубежа. Одновременно количество и стоимость живого товара увеличится.

Что что, а находить «халяву», позволяющую не реформировать систему, Лукашенко всегда умел.