Пабло Пикассо

Улексия Миссосупова
Па;бло Пика;ссо (принят также вариант Пикассо; (исп. Pablo Diego Jos; Francisco de Paula Juan Nepomuceno Mar;a de los Remedios Cipriano de la Sant;sima Trinidad M;rtir Patricio Ruiz y Picasso — Па;бло Дие;го Хосе; Франси;ско де Па;ула Хуа;н Непомусе;но Мари;я де лос Реме;диос Сиприа;но де ла Санти;сима Тринида;д М;ртир Патри;сио Руи;с и Пика;ссо; 25 октября 1881, М;лага, Испания — 8 апреля 1973, Мужен, Франция) — испанский художник, скульптор, график, керамист и дизайнер.

Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грис), в котором трёхплоскостное тело в оригинальной манере рисовалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист, и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.
Девочка на шаре
Улекса фон Лу
Мужчины шар земной несут
в ладонях бережно и нежно,
рождаясь, люди здесь живут,
рассчетливо иль безмятежно,
есть в форме шара красота
и чистота гармоний нотных,
и жизни-смерти простота -
бег нот от низких до высоких,
но дисгармонией полны
стихии города и чувства,
и море децибелл волны -
не музыка, а шум искусства!
От дисгармоний  семи нот
наш шар вот-вот и упадет,
но хоть он очень и раним,
в ладонях бережно храним.
И в дисгармонии есть шарм,
и красота и точность хода,
мелодий взлет или alarm -
когда тревожится природа,
но гармоничен всюду шар,
синь бесконечна небосвода
и девочки на шаре шаг -
грань голубого монохрома,
шаги, изгиб - в них жизнь поет,
и грусть мелодии прекрасна,
как бережно она идет,
и не раскрыта тайна сказки!

Пабло Пикассо. "Девочка на шаре"
http://www.stihi.ru/2010/10/18/4376

Эксперты назвали Пикассо самым «дорогим» художником — в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долл. 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст», проданная на аукционе Кристис за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным в мире.
Пабло Пикассо. Танец с вуалью
Улекса фон Лу
Танец с вуалью под города скрипки
Плаца Рояль - шестиструнной гитарой,
женщина в танце - каштаны и липы
кружатся, в барную стойку вливаясь.
Дымка кафе гуще в звуках "Ла Коблы",
тамбори и флабиолы в угаре,
женщина в танце - звучала виолой,
шла в аромате кофейном нагая.
Дымка вуали - фабричные трубы
к женщине-танцу в сардане склонились,
в легкой улыбке холста пели губы,
и матадор уронил бандерилью.

Пабло Пикассо. "Танец с вуалью"
 
Тамбори, флабиол - каталонский музыкальные инструменты, "Ла Кобла" - название оркестра
Сардана - каталонский танец.
http://www.stihi.ru/2011/10/25/3756
Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца — учителя рисования Хосе Руиса, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он пишет свою первую серьёзную картину маслом, Пикадор, с которой он не расставался в течение всей жизни.
отом семья переезжает в Барселону, и в 1895 год Пикассо поступает в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Но по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдаёт все экзамены и поступает в Ла-Лонху. Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбирает фамилию матери — Picasso.

В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую Академию изобразительных искусств Сан-Фернандо.

В Барселону Пикассо вернулся в июне 1898 года, там он вступил в художественное общество «Els Quatre Gats», по названию богемного кафе с круглыми столами. В этом кафе пройдёт его первая выставка. В Барселоне он сблизился со своими будущими друзьями Карлосом Касахемасом и Жаиме Субартесом, впоследствии ставшими персонажами его знаменитых полотен.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж. Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов. Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко подействовало на молодого Пикассо.

При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом». Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах. В работах этого периода ярко выражены темы старости и смерти, характерны образы нищеты, меланхолии и печали («Женщина с пучком волос», 1903; Пикассо считал — «кто грустен, тот искренен»); движения людей замедлены, они словно вслушиваются в себя («Любительница абсента», 1901; «Женщина с шиньоном», 1901 г; «Свидание», 1902; «Нищий старик с мальчиком», 1903; «Трагедия», 1903). В палитре мастера преобладают голубые оттенки. Отображая человеческие страдания, Пикассо в этот период рисовал слепых, нищих, алкоголиков и проституток. Их бледные, отчасти удлиненные тела на картинах напоминают работы испанского художника Эль Греко.

Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).
Скрипка Пабло Пикассо
Улекса фон Лу
Я играю на скрипке
не смычком, только взглядом,
тихим скованным ритмом,
скрипка будто бы рядом
Пикассо эта скрипка,
и душа - нараспашку,
я немного охрипла,
скрипка крылышком машет,
положите в кармашек
канифоль и мелодий
самых лучших ромашку -
солнце над половодьем,
ель, эбен, клен согреты
солнцем и ветром горным -
наполнение легких
и певучести горла,
скрипка, струны расслабив,
отдыхает и дремлет,
я этюд написала,
скрипка музыке внемлет.


Картина Пабло Пикассо "Скрипка"
http://www.stihi.ru/2010/10/25/4250
В 1904 году Пикассо поселяется в Париже, где находит пристанище в знаменитом монмартрском общежитии для бедных художников Бато-Лавуар: начинается так называемый «розовый период», в котором печаль и нищета «голубого периода» сменилась образами из более живого мира театра и цирка. Художник отдавал предпочтение розово-золотистому и розово-серому тонам, а персонажами стали в основном бродячие артисты — клоуны, танцовщики и акробаты; картины этого периода проникнуты духом трагического одиночества обездоленных, романтической жизни странствующих комедиантов («Семья акробата с обезьяной», 1905).
От экспериментов с цветом и передачи настроения Пикассо обратился к анализу формы: сознательная деформация натуры («Авиньонские девицы», 1907), односторонняя интерпретация системы Сезанна и увлечение африканской скульптурой приводят его к абсолютно новому жанру. Вместе с Жоржем Браком, которого встретил в 1907 году, Пикассо становится родоначальником кубизма — художественного направления, отвергавшего традиции натурализма и изобразительно-познавательную функцию искусства.
В сентябре 1916 года писатель-сценарист Жан Кокто и композитор Эрик Сати уговаривают Пикассо соучаствовать в постановке новаторского «сюрреалистического» балета «Парад» для «Русского балета» Сергея Дягилева. Пикассо не на шутку увлекается идеей этого балета, втягивается в работу, и в содружестве с Сати полностью переделывает и сценарий, и сценографию.[7] Месяцем позднее он уезжает вместе со всей труппой Русских балетов на два месяца в Рим, где выполняет декорации, костюмы, знакомится с балетмейстером «Парада» Леонидом Мясиным и многими балетными артистами русской труппы. Вступительный манифест к спектаклю «Парад», «…более правдивому, чем сама правда», весной 1917 года написал Гийом Аполлинер, заранее объявив его провозвестником «Нового духа» в искусстве.
В 1925 году начинается один из самых сложных и неровных периодов в творчестве Пикассо. После эпикурейского изящества 1920-х («Танец») Пикассо создает атмосферу конвульсий и истерии, ирреальный мир галлюцинаций, что можно объяснить, отчасти, влиянием поэтов-сюрреалистов, проявившимся в некоторых рисунках, стихотворениях, написанных в 1935, и театральной пьесе, созданной во время войны.
В 1937 году симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Фр;нко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 года немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городок басков Герни;кa — культурный и политический центр жизни этого свободолюбивого народа. З
Послевоенное творчество Пикассо можно назвать счастливым; он сближается с молодой Франсуазой Жило, с которой познакомился в 1945 году и которая подарит ему двоих детей, дав таким образом темы его многочисленных очаровательных семейных картин. Он уезжает из Парижа на юг Франции, открывает для себя радость солнца, пляжа, моря. Произведения, созданные в 1945—1955 годах, очень среднеземноморские по духу, характерны своей атмосферой языческой идиллии и возвращением античных настроений, которые находят свое выражение в картинах и рисунках, созданных в конце 1946 года в залах музея Антиб, ставшего впоследствии музеем Пикассо («Радость жизни»).
Произведения последних пятнадцати лет творчества художника очень разнообразны и не равны по качеству («Мастерская в Каннах», 1956). Можно, однако, выделить испанский источник вдохновения («Портрет художника, в подражание Эль Греко», 1950) и элементы тавромахии (Пикассо был страстным поклонником популярной на юге Франции корриды), выраженные в рисунках и акварелях в духе Гойи (1959—1968). Чувством неудовлетворения собственным творчеством отмечена серия интерпретаций и вариаций на темы знаменитых картин «Девушки на берегу Сены. По Курбе»,1950; «Алжирские женщины. По Делакруа» (1955); «Менины. По Веласкесу» (1957); «Завтрак на траве. По Мане» (1960). Никто из критиков не смог дать удовлетворительного объяснения этим странным, дерзким композициям, даже если они находили свое завершение в действительно превосходных картинах[источник не указан 234 дня].
Светографика Пабло Пикассо
Улекса фон Лу
Светорисунки...
Тайна Жар-Птицы, яйца -
дома Вселенной.

Жар-штрихи улиц
и траекторий венца,
и мира вены.

Смелый художник ведет
линии света,
и в светографике - взлет,
мысли комета.
http://www.stihi.ru/2011/10/25/3047
Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене (Франция) на своей вилле Notre-Dame-de-Vie. Похоронен возле принадлежавшего ему замка Вовенарт. Прямо перед самой смертью он произнёс фамилию человека, которого сильно уважал: Модильяни.

Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став одним из самых известных мастеров в искусстве XX века.
По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет. Его полотна стоят на первом месте по «популярности» среди похитителей.

По статье в Википедии