Любимый наш! 8. 1

Консуэло Ходырева
 У малышей секреты есть?  ЕСТЬ! Перед вами фото (3.5 года). Максим за мною наблюдает, а я за ним и намерения наши скрыты. В шкатулку  спрячет синенькую открывалку от пивной банки. Не знаю, чем поразила безделушка, а очень хочется узнать.
Неделю назад  в траве заметил блеск, нагнулся, я предупредила:
-Максим, нельзя руками трогать, это мусор!
А блеск манил, у маленьких детей внутри ограничений нет, желание сильней запрета. Осознает, ещё шажок, заманчивая безделушка окажется в мусорном баке. Чуть позже,  рвет траву, находку накрывает. В следующие дни кругами бегает вокруг, удостоверился, лежит на месте. Он начинает нычки проверять. Что это такое?  Ямка, углубление в коре, под пнем нора,  отверстие в металлической трубе, в зарытой шине... В них камушки лежат, колесики от сломанных машинок, бумажки разные, осколки от бутылок, обрывки  проводов, пригодно всё,  что разум присмотрел. К сросшимся деревьям  подходит дважды. Догадку проверяю, секрет в расщелине лежит, прикрыт травой. Утром, внук к дереву спешит, я становлюсь  к нему спиной. На  «операцию» потрачена неделя. Он прячет безделушку в шкатулку, считает, собственность его, смотреть мы не имеем право.  Что это,  инстинкт, порок, потребность, и где закрытости начало?
 
(1 год) Максим все тянет в рот, игрушки, рукава,  одеяло, поручни  кроватки, любит бублики и хлебные горбушки.  Бублики давно не покупали, откуда же кусочки в кулачке? Генеральная уборка, комод отодвигаем,  за ножкой горочка остатков. Малыш  их собирал или прятал, даже не знаю, как действие  назвать!!!  Запас там оказался не случайно, он помнил, им можно подкрепиться. Днем  подполз, запустил под комод ручонку, стал шарить,   лег на пол и долго всматривался в темноту.
(1 год 10 мес.) 
Гости разошлись, посуду мою, Максим на стуле рядышком стоит. В мойке гора посуды. скопление вилок,  ложек и ножей впервые увидал.  Сложила  по отсекам в ящик,  задвинула его.  Максим за ручку ухватился, пока порядок наводила, он  ящиком и забавлялся.
Утро начинается с  обхода, внук открывает нижние  ящики комодов, заглядывает в них, в ванной комнате стиральная машина, маленький лючок внизу, открыл, закрыл.  В кухне распахивает дверцы, закрывает. Виснет на ручке ящичка,  канючит, на-на-на, это просьба.   За стол сажаю,  убираю острые предметы и ставлю ящик перед ним.
Радость, изумление, перебирает, восклицает! Все вилки, ложки рассмотрел, а острые ножи в руках  не побывали. При случае, к ним тянет руку, пытается схватить.  Я зазевалась, он нож схватил, в большую комнату заторопился. Следом  за ним, внук на диване, ручки на коленках, явление редкое для шустрых малышей.  Постель убрала, пылесос достала, забеспокоился, соскочил и сел на краюшек ковра.  Ясно, нож спрятал под ковер. Обычно, завидев пылесос, он убегал, а тут, желание завладеть запретной вещью сильнее страха оказалось.  Коленки обхватил, сидит, не дышит.   
В коридоре напольное зеркало стоит, из кухни вижу, Максим  с ножом отправился  в свой уголок и спрятал нож за спинкою дивана.  Днем  уснул, я нож на место водворила.
Проснулся, заглядывает за диван и под него, еще раз и еще, подошел ко мне, готовлю ужин, орудую ножом. Недоуменный взгляд, обида, слезы. Достаю все три заманчивых ножа,  разговариваю, как со взрослым человеком. За стол сажаю,  учу, как правильно держать и повторяю много раз, это моё, моё.  Он рассмотрел заклепки, погладил рукоятки  и интерес к  ножам пропал.

Вилки, ложки, столовые ножи и прочая кухонная принадлежность его любимая многофункциональная игра (до 5 лет).  Во первых, он присвоил право распоряжаться ими  без нашего на то желания. Во вторых, если бы раньше мне предложили придумать игры с кухонными принадлежностями, я удивилась бы.  А у Максима, что ни день, то новая игра.  Сооружает мостик, дорогу,  они машины, кораблики и лодки,  идущие в кильватерном строю, цепочка, алфавит, дом с трубою и забором, фигурки разные, барабанные палочки, дрова и даже корм...

(до трёх лет)
Он в группе хуже всех считает, начинает почему-то с  6, 7, 8, затем 1,2.3.  а после 4,9,10. Дети смеются.   Приходят гости,  внука прошу, дай ложки, вилки, ну, что надо. Внук не сбивается со счета.  Куплю арахис в оболочке, в чашечке подам, отвернется, я две-три штуки забираю. Пропажу сразу замечает и вместо цифры три, кричит, одну, одну, одну.  Привезли яблоки, набрал в корзинку и разложил их на ковре. Отвлекся, четыре штуки уношу. Подходит, пальчиком грозит, ну - ну, моё, не трогай, четыре штуки забирает.  Наглядный счет срабатывает сразу, а последовательностью не владеет,  не нужна она ему.Порядковый счет явился сам собой, без нашего напряга. Однажды, разложил кубики и лего по десяткам и произнес, сто.Видимо в детском салу на занятиях усвоил. Что раньше было, отставание в развитии от шустрых деток или словесная неразбериха в мыслях? Эксперимент, на картонке маршрутный план похода в магазин. Намечаю точки, расстояние от крыльца и до забора, до перехода, мусорки, скамейки, все, что на пути попалось. Шаги считаем вместе, Мелом провожу черту,  записываю цифру на асфальте или в любом удобном месте. Максим с ошибками копирует на картоне. Единицу, четверку изображал зеркально, цифры 10, 100 с нолями впереди...Правки обращали в игру, нашел ошибку, получай конфетный шарик или леденец в подарок. За лето мы освоили  обратный счет на планах. Если до ста шагов не хватало, к примеру 6 шагов от сотни вычитали  шесть и выносили цифру с минусом за черту, излишки с плюсом. В игре всё  просто и понятно,  сводили  к сотенному счёту. Игра прилипла, получив рулетку, сантиметр, линейки разные в подарок, он мерил всё, что под руку попало, отвлекая от домашних дел. Придумала новую забаву на свою  бабушкину голову. Купила две  книжки историю появления танка и энциклопедию о танках, самоходках. Максим неотступно следовал за мной, садился рядом, как попка повторяя два слова, баба,читай! Если пыталась пропустить страницу, командным голосом вопил - танки обманывать не надо!