Исповедь анонимного алкоголика

Юрий Седелков
Несмотря на то, что с алкоголизмом безуспешно пытаются бороться государственные служащие, тысячи врачей наркологов, воз и ныне там. С каждым годом количество пьющих неуклонно возрастает, причем возраст алкоголиков уменьшается.
Проблема, на первый взгляд, ерундовая, многие говорят: «В России пили всегда и помногу». Но… Если взять даже каждую отдельную семью, то наличие в ней алкоголика - катастрофа. Десятки тысяч разрушенных семей по всей стране. Как правило, алкоголик доживает свои дни лишь с одной целью: раздобыть денег, выпить, уснуть.
Открытие в Великом Устюге группы «Анонимных алкоголиков» - еще одна попытка вытащить как можно больше людей из «лап зеленого змия». Организовать такую группу на базе медицинского центра «Медведь» хочет женщина, сама прошедшая все стадии алкоголизма и победившая эту страшную зависимость 16 лет назад. Наш корреспондент Юрий Седелков встретился с ней и побеседовал насчет проблемы алкоголизма в целом и на конкретно взятом примере. Примере жизни этой женщины (назовем ее Л.).
- Что такое алкоголизм? Это болезнь непрожитых чувств, задавленных эмоций и комплексов, - говорит Л. – Я родилась в уральском городе, росла в благополучной семье (мама, папа, сестры), воспитывалась в строгости (особенно со стороны мамы) и неплохо училась. Но мамино воспитание всегда давило на меня. Получался внутренний конфликт с собой, в итоге в 12 лет у меня развился сомнамбулизм (лунатизм), которому предшествовал еще один трагический случай, произошедший с мальчиком из нашего квартала. Не буду рассказывать подробно, что с ним случилось, но этот случай меня потряс настолько, что я стала ходить во сне… Спасибо отцу: он несколько дней подряд садился напротив меня, разговаривал со мной, в итоге я стала спать спокойно.
Мне всегда хотелось проявить себя, чтобы люди меня заметили. У меня очень хороший слух, неплохой голос, умею играть на гитаре. Поэтому я записалась в школьный ВИА, где подружилась с Инессой. Инесса - очень красивая девушка и очень раскованная. В то время, когда я еще и думать не могла о какой-то ночной жизни, Инесса уже ходила по пивбарам, встречалась с мальчиками. Ее маму лишили родительских прав за проституцию, но Инесса часто ее навещала и однажды взяла меня с собой. Там я впервые и попробовала алкоголь в 13 лет.
Стакан портвейна (в простонародье - «противотанковое вино»), который я выпила залпом, убил во мне массу комплексов! Стало легко и свободно! Мне тоже захотелось ходить по пивбарам, обниматься с мальчиками и т.д. И впоследствии употребление алкоголя всегда убивало эти комплексы, я становилась раскованной, бесшабашной, я не стеснялась сама знакомиться с парнями. Полная противоположность себе трезвой! Какие-то надуманные трезвые комплексы, особенно на фоне Инессы, которая была, как сейчас говорят, топ-моделью. Алкоголь же убивал эти комплексы напрочь!
Да, «зеленый змий» притупил мои эмоции, дав мне возможность полностью реализовать свои желания и потребности, «запрограммировав» меня на долгие годы. Почему такое произошло? С медицинской точки зрения это легко объяснимо. У человека в головном мозгу есть нейротрансмиттеры, которые отвечают за некоторые переживания человека. И если они недостаточно развиты, то алкоголь или какое-то наркотическое вещество как будто бы заменяет их и притупляет чувства.
Ну а в жизни все это выглядело гораздо проще: я стала искать любой повод, чтобы выпить. Причем, несмотря на то, что дома во время праздников родители пили очень культурно и только качественное вино, мы с Инессой выпивали даже в подворотнях. Ведь радость была именно в том, чтобы алкоголь впитался в кровь и притупил эмоции, которые я проживала трезвой.
Получилось так, что наши пути с лучшей на то время подругой разошлись - она поступила учиться в техникум, я осталась в школе, и наш ВИА распался. На какое-то время я бросила выпивать, зато стала очень активно питаться, в результате чего пополнела. Снова появились комплексы вперемешку с половым созреванием. Депрессия и мысли о суициде. Год я ходила с такими мыслями, даже представляла, как я это сделаю.
Затем стала мечтать, как я буду худеть, как я стану эстрадной звездой, но дальше этого дело так и не зашло. Кстати, это одни из признаков алкоголизма - розовые мечты. Алкоголик может часами рассуждать, что он сделает, но делать этого не будет. Неважно что, но он погружается в мир грез, а сам даже не пошевелится, чтобы как-то сделать свои мечты и желания реальностью. Я уже закончила школу, когда ко мне пришли ребята из бывшего нашего ансамбля и предложили снова выступать на сцене. А я говорю: «Нет, не буду, не пойду…». Я же в своих мечтах уже была звездой.
Затем поступление в педагогический институт. Отец привез из-за границы джинсы. Три пары! Плюс модные очки, которых в Магнитогорске в то время никто и не видел. Я стала объектом внимания со стороны противоположного пола… И снова начались ежедневные походы в пивбары, несмотря на мамины выговоры.
Понимаете, я внешне совершенно не такая, какая на самом деле. Внутри меня в то время было очень много негатива, а рассказать кому-то о своих переживаниях, о том, что у тебя на душе, было некому. Никто и слушать не хотел о том, что меня волнует, а когда я пыталась рассказать кому-то о своих мыслях, мне говорили: «Да плюнь ты, пойдем развеемся…». И снова пивбар, алкоголь, мальчики…
Когда мне исполнилось 22 года, мама постоянно твердила, что я останусь старой девой и т.д. И я предложила одному мальчику, которому родители так же не давали жить спокойно и упрекали в том, что он до сих пор не женат, создать фиктивный брак. Он согласился.
Оказалось, что в его 21 год у него уже была очень серьезная стадия алкоголизма. А человек он был очень неплохой: симпатичный, умный, с подвешенным языком, руки на месте. И у нас даже какая-то любовь образовалась, фиктивный брак стал настоящим. Но…
После запойных возлияний у него, как и у всех алкоголиков, появлялось чувство вины, он начинал что-то делать по дому, был очень тихим в эти моменты. На мои слова, что я уйду от него, говорил, что покончит с собой, писал предсмертные записки…
В итоге я ушла, снова впала в депрессию и снова не вылезала из пивбаров и ресторанов. Несмотря на то, что я устроилась работать в цирк и неплохо зарабатывала, каждое утро приходила на работу с ужасного похмелья. Спасали темные очки и мускатный орех, который перебивает запах алкоголя. Начались провалы в памяти, но и этому я не придала особого значения.
Уже возникло постоянное чувство вины - один из серьезнейших признаков алкоголизма. Причем ничего аморального я не совершала, чувство вины появлялось просто потому, что пью.
В этом и есть различие между нормальным человеком и алкоголиком. Нормальный человек никогда не будет обвинять себя в том, что он употребляет спиртные напитки. Если алкоголик твердит, что ему нужно бросить пить, то нормальный человек такого никогда не скажет. Зачем ему бросать пить, если в его жизни есть определенные цели плюс алкоголь, который позволяет весело провести время с друзьями, отпраздновать что-то?
Безумие алкоголика состоит не в том, что он вытворяет в пьяном виде, а в том, что, зная к чему может привести первая рюмка, за которой последуют другие, что вызовут опьянение, неадекватное поведение, вследствие которого его могут ограбить, избить, убить, затем похмельный синдром… он все равно пьет эту рюмку!
Но в то время страшных запоев у меня не было. Зато были конфликты с директором цирка. Скажу, что конфликты - это тоже один из симптомов алкоголизма. Алкоголик придумывает сам себе, что его никто не замечает, поэтому таким образом он хочет привлечь к себе внимание, если не получается нормальным путем…

ГРЯНУЛИ ЛИХИЕ 90-Е
Появились хозрасчетные отношения, артисты поняли, что можно зарабатывать самим, и одна группа цирковых артистов предложила мне стать их администратором, чтобы организовывать концерты по стране. Предложили зарплату в 1 500 (!) рублей, после 80-рублевого месячного оклада - деньги просто фантастические. И началось. Я стала договариваться о концертах, исколесила всю Россию, но пила тогда ежедневно. Утро начиналось со стакана.
Затем после очередного конфликта с артистами, я устроилась проводником. Представляете, что это была за должность в то время? Постоянно в запасе спиртное, которым мы приторговывали, плюс многие пассажиры были не против выпить и с проводницей. «Левые» пассажиры, которые давали мне «на лапу». Денег было море, но все они уходили в никуда, потому что алкоголик не думает о настоящем. Он живет воспоминаниями о прошлом, рисует радужные перспективы в будущем, но у него нет настоящего.
Я вышла второй раз замуж и тоже за алкоголика, потому что в моем окружении других людей не было. И тут я снова познала, что значит жить с подобным себе. Он меня жестоко избивал, крушил мебель в пьяном угаре… В общем, второй брак тоже не сложился.
Ушла из проводниц, организовала собственный бизнес: готовила мясо в горшочках и разносила торговцам на рынке. Жила в квартире, которая досталась по наследству от родителей. Бизнес, кстати, был очень прибыльный, но снова все деньги уходили в никуда - все пропивалось. Чтобы достичь определенной кондиции, мне нужно было уже четыре бутылки водки на день! И так ежедневно.
К своим 32 годам жизни я сменила 12 мест работы и в итоге потеряла смысл жизни. Точнее, смысл заключался в следующем: проснуться, выпить дозу спиртного, найти денег на добавку, опьянеть, уснуть. И так месяц за месяцем. Начала распродавать золотые украшения. К примеру, есть два обручальных кольца. Задаю себе вопрос: а зачем они мне? Правильно - незачем! И делаю «бартер» на спиртное. В общем, дошло до того, что я стала спать на коврике в своем подъезде…
Однажды ко мне пришли двое людей - муж с женой, которые в свое время были, что называется, законченными «синяками». Но ко мне они пришли опрятными и посвежевшими. Тогда-то я впервые и услышала о группе «Анонимных алкоголиков».
Скажу еще об одном признаке алкоголизма: жгучее отрицание того, что ты - алкоголик. Так и у меня, я только посмеялась над их предложением посетить их группу. «Да я сама могу решить, пить мне или нет, в любой момент могу завязать», - примерно так я им ответила. Тогда они предложили мне сделать один небольшой тест: выпить с утра из полной бутылки водки только 100 граммов, а к остальному не притрагиваться. И если я пройду этот тест, то значит я еще не полностью потеряна.
Конечно, я была уверена, что с легкостью пройду такой тест. Но… целых 9 месяцев я «тестировалась» и все заканчивалось тем, что я допивала бутылку и шла искать дополнительную дозу.
Одна из последних стадий законченного алкоголика - галлюцинации. Но они наступают не в момент употребления спиртного, а через несколько дней после последнего возлияния. Так случилось и у меня. Заходили какие-то призраки, вещи стали со мной разговаривать.
В итоге я решилась. Шла в эту группу с сознанием того, что анонимные алкоголики - это люди бомжеватого вида, которые только и думают о том, как бы выпить после завершения собрания. И как же я ошиблась! Вполне респектабельные мужчины и женщины, которые вдруг начали рассказывать о себе без всякого стеснения. И все они пережили тоже самое, что и я! Я почувствовала здесь, что я могу выговориться, то, чего мне не хватало все эти годы. Здесь были не врачи, при общении с которыми непроизвольно возникает стена закрытости, а такие же бедолаги, как и я, которые на своей шкуре испытали алкогольную зависимость и опустились до критической точки существования.
Я была во многих городах России и везде старалась организовать группы «Анонимных алкоголиков». С 1996 года я побывала на множестве встреч, ни одной одинаковой не увидела! На них человек освобождается от своих внутренних мыслей, выговаривает все, что у него на душе и тем самым освобождается от тяжелого душевного камня.
То, о чем говорится внутри собрания группы, не выносится на всеобщее обсуждение. Поэтому участники нашего общества уверены в том, что информация не станет общедоступной.
В обществе «Анонимных алкоголиков» применяется программа «12 шагов», эффективность которой доказана уже во всем мире. Но осилить ее в одиночку довольно сложно. Поэтому я решила попробовать организовать группу «Анонимных алкоголиков» и в Великом Устюге.
Кстати, все собрания проводятся совершенно бесплатно. Сейчас у меня есть масса возможностей заработать другим путем, поэтому моя цель - помочь людям безвозмездно, поделиться своим опытом. Я возвращаю людям то, что приобрела у других людей. И говорить о деньгах в этом случае кощунственно.
Уверена, что и на великоустюгской земле я найду единомышленников. Хотя знаю, что собирать группу с нуля - дело кропотливое. Но для меня это не впервые, поэтому я готова к предстоящим трудностям. В свое время я излечилась от недуга, веду трезвый образ жизни уже 16 лет, и хочу поделиться собственным опытом с другими людьми, которые хотят бросить пить и не могут. Повторюсь, что алкоголику с алкоголем в одиночку справиться практически невозможно. И если Вы устали бороться со своим алкоголизмом, то группа «Анонимных алкоголиков» сможет помочь навсегда избавиться от этого тяжкого недуга.