Романтика уличной шпаны

Юрий Седелков
РОМАНТИКА УЛИЧНОЙ ШПАНЫ (рассказ)
Оперативник задумчиво смотрел на дело Небываева. Что-то определенно не получалось. Молодой человек, 1990 года рождения, из обеспеченной семьи, в школе и техникуме только положительные отзывы от преподавателей и одногруппников… Да и внешне Константин Небываев производил неплохое впечатление. И как же он мог совершить такое преступление: украсть кошелек у пожилой женщины, возвращавшейся домой после посиделок с подругой? Но все улики сводились к нему…
Оперативник Лесников проработал в уголовном розыске 10 лет. Много чего пришлось ему повидать – такая у сыщиков работа. И терзали Лесникова сомнения насчет Небываева. Кто-то подставил парня. И достаточно умело.
- Пошли, Николай, домой, - зашел в кабинет Лесникова коллега и друг Михаил Нечаев. – Поздно уже, заждались тебя, наверное.
- Извини, Миша, хочу разобраться с Небываевым. Что-то не верю я в его показания. Нутром чую, что боится парень кого-то, поэтому и тянет лямку на себя. Схлопочет условняк, а кого-то отмажет. Иди, Миша, я еще поработаю.
- Ну, как знаешь, Коля. Хотя, утро вечера мудренее…
***
… Константину Небываеву только-только исполнилось 16 лет. Возраст, когда хочется чувствовать себя самостоятельным, спрятаться подальше от родительской опеки. В этот период нетрудно попасть под чье-то дурное влияние. Романтика уличной шпаны, первые пробы табака и спиртного. Влечение к противоположному полу тоже играет немаловажную роль в поведении 16-летнего подростка.
Родители Кости заметили огромную перемену в своем сыне за последний месяц. Из скромного и доброжелательного парня он превратился в какого-то вечно огрызающегося звереныша, пару раз мать замечала, что он приходил домой нетрезвым. Да и звонки на домашний телефон от каких-то непонятных людей с лексиконом братвы, просящих позвать Костяна к телефону, тоже волновали родителей. Как оказалось, не зря.
***
…Лесников вспомнил дело пятилетней давности. Тогда был похожий случай – нападение на женщину и воровство ее сумочки, в которой лежал кошелек, документы, мобильный и т.д. Но если там виновность Игоря Милехина  не вызывала сомнений (приводы в милицию с 10-летнего возраста, хулиганство в школе и многое другое), то здесь что-то не связывалось воедино. А может, просто Николаю Лесникову хотелось помочь парню, не ломать ему жизнь из-за дурацкого поступка, которого он, возможно, и не совершал. Условный срок все равно в дальнейшем может сказаться на судьбе Небываева.

***
Между тем, Костя сидел в следственном изоляторе и вспоминал случившееся. Катюша, милая девушка с потрясающей внешностью, которая сама пригласила его на медленный танец на дискотеке в клубе, а после попросила проводить ее домой, поселилась в пылком юношеском сердце. Затем знакомство с ее подругами и друзьями. Выделялся в их компании Семен Петренко – «СЕМА». Уличная жизнь 20-летнего парня, отсидка в колонии за воровство делали его весьма колоритной фигурой. Между тем, он вел себя наравне со всеми, не чванился своим «богатым криминальным прошлым», но речь его изобиловала блатными словечками. Он рассказывал много смешных случаев из своей жизни. Те, которые произошли с ним или его корешами. И веселая компания 16-17-летних подростков из 4 парней и 4 девушек слушала его, открыв рот. И как-то само получилось, что СЕМА стал их лидером. Девятым и самым главным человеком в небольшой компании…
***
… Первый раз Костя увидел Сему в деле, когда он в магазине самообслуживания спрятал в куртку бутылку водки, а расплатился только за пачку сигарет, мило беседуя с кассиршей и делая ей комплименты по поводу ее внешности. Его поразила та ловкость и беспечность, как Петренко провернул это дело и глазом не моргнул. Затем, распивая эту бутылку втроем (Сема, Васек и он сам), слушал речь Семена, где он говорил о том, как попался на воровстве. Было ему тогда 15 лет. Зашел в квартиру одинокой бездетной женщины. Он знал, что она неплохо зарабатывает, поэтому решил, что в ее хате можно, чем поживиться. Дверь оказалась не заперта, Семен порылся в шкафу, нашел деньги и золотые украшения, распихал все это себе по карманам и спокойно вышел. И на выходе из подъезда встретился с хозяйкой квартиры. Зачем-то полез за сигаретой и выронил из кармана золотую цепочку с кулоном прямо под ноги женщине. И сразу побежал, то ли от испуга, то ли от растерянности. Хозяйка квартиры сразу же все поняла, вызвала милицию и его «замели» через пару часов. Учитывая прошлые «заслуги» Семы (пару раз его спасало от скамьи подсудимых просто чудо да и приводы в милицию дали о себе знать), его осудили на 4 года. И год назад он вышел из зоны, научившись «уму-разуму».
Костя вспомнил перекошенное от испуга лицо женщины, когда Петренко подскочил к ней. Сам-то он стоял в сторонке, наблюдал за тем, как «нужно работать». Но после того, как в дом нагрянула милиция, Костя понял, что шутки с законом кончились – закон начал «шутить» в ответ.
… После случившегося «дела» Сема сказал Косте, когда речь зашла о милиции, что не дай Бог тому открыть рот и его выдать. В качестве убедительности, когда юноша засомневался, врезал от души по зубам. И склонившись над лежащим Костей, произнес: «Ты не бойся, Костян, если повяжут, максимум, тебе «условняк» светит. Ну а трепанешь… - он достал из кармана нож, - считай, что жизнь свою прожил зря. Я, Костик, на перо тебя посажу и не моргну. Так что лучше молчи, позже сочтемся. Ну а если менты сцапают, в СИЗО тебя не тронут – там у меня кореш верховодит. Так что, братуха, не ссы - прорвемся».
Милиция нагрянула через день. Костя сразу же сказал, что на женщину напал он. И чувствовал себя героем. Все подробно описал, а потерпевшая его опознала, поскольку куртки с Петренко у них были одинаковые да и комплекция схожая. А в темноте, лица нападавшего женщина не разглядела. Тем более, Петренко подскочил сзади, толкнул и, когда женщина упала, быстро вытащил у нее из кармана кошелек. В нем оказалось три тысячи рублей. Пятисотку получил тогда Костик – неплохие деньги за минутное дело. Но когда дома появились люди в форме – эйфория сразу же улетучилась.
В СИЗО его действительно не трогали, «Гвоздь» и, правда, оказался Семиным корешем. И Небываев собрался вынести все тяжбы следствия и суда, даже мечтая получить условный срок и стать таким же «крутым», как и Сема. Он даже рисовал в своем юношеском воображении картины, представляя себя чуть ли не вором в законе. Поэтому настрой у Константина Небываева был самый боевой!
***
… Кабинет Лесникова был типичным кабинетом следователя. Прокуренным со стандартным столом и убогими обоями на стенах. Да и сам оперативник внешне был чем-то похож на Дукалиса из сериала про ментов.
- Садись, Костя, побеседуем...
- А че еще беседовать, гражданин начальник, - строя из себя блатного сказал Небываев, - я ограбил гражданку, все же написано в протоколе. Собственноручно. Так что Вам еще от меня надо?
- Костя, а ты знаешь, где твоя Катюша?
- Нет, а что с ней?
- Да все с ней в порядке. Только по-моему не тоскует она по тебе.
- А это уж не Вам судить! – вспыхнул юноша. – Если меня посадят, она будет ждать!
- Ты думаешь? На вот, послушай.
Лесников поставил на стол диктофон и включил его.
Из динамиков послышались голоса Катюши и Семена Петренко…
- Сема, как клево с тобою, - щебетал девичий голосок…
- А что, этот фраерок совсем задолбал?
- Не то слово. Скучно с ним было. Слюнтяй какой-то. То ли дело ты… Сразу видно -  мужик. Хотя жалко Костика с одной стороны. А вдруг посадят?
- Ниче, может, тоже мужиком станет. Хотя, конечно, баран еще тот. Короче, не знаю, посадят его или нет, но тебя он больше не получит. Надоело мне смотреть, как он с тобой гуляет, на эти ваши сюси-пуси… Он тебя целовал? – тон стал угрожающим.
- Нуууууууу… - девушка замялась.
- Ах ты, сука подзаборная, шалава еб…, - послышался звук ударов вперемешку с ругательствами Семена и криками девушки.
- Выключите! Выключите это! – закричал Константин. 
Лесников выключил диктофон. Костя сидел на стуле, обхватив голову руками.
 - Так что, Костя, расскажешь, как было все на самом деле или дальше будем в несознанку играть? – жестко спросил следователь.
- Давайте бумагу, я все напишу, - тихим голосом сказал Небываев.
***
Семен Петренко давно попал в поле зрения оперативника Лесникова. Сразу же после отсидки, где он поднабрался ума-разума в криминальном мире, за ним числился шлейф преступлений, но этот молодой человек, уже поднаторевший в вопросах собственной безопасности, всегда умело заметал следы. Обманчивая внешность этакого положительного интеллигента сбивала с толку многих. На самом деле за этой оболочкой вырос дерзкий мерзавец, которому было наплевать на поломанные судьбы других людей. Он жил только для себя. Другие ему нужны были только для осуществления своих планов.
На зоне он показал себя, и среди молодых авторитетов и матерых зэков был на хорошем счету. Поэтому считал себя приближенным к верхушке криминального мира. А таких, как Костя Небываев называл «лохами» и «чмошниками»…
***
… Соседский парнишка Василий Мишин нравился Николаю Лесникову своей смекалкой, пронырливостью и умением рассуждать не по годам. Вася в свои 16 лет уже твердо решил, что станет оперативником, как дядя Коля…
Николай Лесников расспросил шустрого юношу о Семене Петренко. И как оказалось, Василий заочно его знал. Но как было со многими, ничего плохого о нем сказать не мог. Краем уха слышал, что тот сидел за воровство.
Мишин понял, что дядя Коля так просто спрашивать бы не стал. И сам внедрился в компанию, который верховодил Петренко. Вскоре там появился и Костя Небываев…
Вася стал своим человеком в компании. Это он вместе с Петренко и Небываевым распивал украденную водку и мотал на ус все что, слышал. А когда Константина Небываева посадили в СИЗО пришел к Лесникову и рассказал ему о том, что давным-давно ведет наблюдение за Петренко и то, что девушка Небываева по имени Катя, крутит шуры-муры с лидером компании. На этом и решил сыграть Николай Лесников, вручив диктофон Василию и поручив записать их разговор. Поскольку была осень, и компания тусовалась в основном в большой Катиной квартире (родители уехали отдыхать на море), то спрятать диктофон в «логове тусовщиков» не составило для Василия особого труда. Диктофон работал в режиме записи около суток, поэтому днем позже Василий его забрал. Запись отредактировали, убрав все ненужное, и дали послушать Константину…
Этот ход принес желаемый результат. Небываев написал новое признание, которое полностью обличало Семена Петренко в совершении уголовного преступления. Суд приговорил его к трем годам лишения свободы…
Ну а Константин Небываев после окончания техникума поступил в институт и уехал в другой город. И о том, что с ним произошло осенью 2006 года, вспоминает, как кошмарный сон…