Рутинное дело иудейское, ч. 3

Сергей Колибаба
Рутинное дело иудейское - созидание Франции
               
               


3. Французская топонимическая система, исторические области и города Франции

Анжу - имя ист. области Анжу (Anjon) и топоним Анже (Angers) имеют разное написание, и очевидно разное значение; область Анжу занимает хорошо орошенную низменность, где было развито сельскохозяйственное производство (могли содержать собственную армию) = А + НАЗОН, ЗАН, ЗУН кормить, питать, содержать; т.е. в русском понимании – «хлебная», или хлебосольная. Разбирая понятие «Франция» – ФРНЦ, мы упоминали термин ПАРНАСА средства к существованию, постоянное занятие; термин употреблялся в талмудической литературе как понятие страны, где возможно вести человеческую жизнь, вероятно к этой категории можно отнести и термин Anjon.
 
Бретань (Bretagne), область и полуостров на северо-западе Франции, древнее -  Bretaigne, лат. Britannia minor, Малая Британия; топоним трактуют от бриттов в V-VI веках бежавших из Британии во Францию и осевших на полуострове; в VIII века бретонцы признают императора Карла Великого своим сюзереном; Bretagne = Брит кельты (БРИТ в иврите – союз, договор) + ГАНАН, ЕГЕН защищать, охранять; АГАН становиться на якорь.
В древности территорию между устьями Сены и Луары называли Арморика, термин производят от кельт. armor – взморье; взморье – полоса земли, примыкающая к морю = ивр. АРА земля + Mer – море. Англичанин Аделяр Батский (XII) в своём трактате "Образ мира" приводит народную этимологию слова mare (море) от amarum (горький, соленый) = ивр. МАР, МОРА горький, горечь; возможно  Maree - прилив, отлив; суточное изменение уровня воды под влиянием Луны =  РАМА высота, уровень (воды); слово прочитано наоборот. Письменные памятники бретонского языка  глоссы и тексты VIII-XI вв. - произведения религиозного содержания, бретоно-латино-французский словарь был составлен в 1464 г., в настоящее время на нем говорит около 1 млн. чел. Первые сведения в источниках о евреях относятся к 1234 г., документ (расписка) был составлен на латыни и еврейском языке, что говорит о том, что иврит был – деловым языком; 1239 г. евреи были изгнаны из Бретани, вторичное изгнание произошло в 1391 году.

Бургундия (Bourgogne) - область в бассейне реки Сонны на востоке Франции; бургунды (burgundii) до VI века были арианами, затем приняли католичество; топоним "Bourgogne" и этноним "burgundii" имеют различный смысл, знаки, составляющие имя – разные. Bourgogne, фр. bourg – городок, поселок, позднее его стали понимать как – укрепленный город; термин толкуют от древне тевтонского berg-an – служить убежищем, укрывать = иврит БАРАХ (г) убегать, спасаться бегством, запирать на засов. Иврит - БИРА замок (укрепленное место), если прочитать все огласовки в слове, то получится – БИРАХ (БИРАГ) + ГАНАН, ХАГАН  защищать, охранять, таким образом - "Bourgogne" – страна, защищенная бургами (укрепленными поселениями).
Burgundii – характеристика этноса на период завоеваний - БУР невежда, неграмотный + ХЕНЕД (ГЕНЕД), НАД странствовать, скитаться, кочевник; бургунды в ходе завоевания территории основали в V веке Бургундское королевство, в IX веке в ходе распада франкского государства здесь оформились два королевства, разделенные Юрским хребтом. О евреях известно с 516 г. в Lex Burgundionum, присутствие еврейских финансистов зафиксировано в ряде городов: Дижон, Авалон, Клюни, исследователи отмечают роль бургундских евреев в торговле: "Торговые суда, принадлежавшие евреям из Безье, Монпелье, Марселя, Агда и Нарбоны, забирали в итальянских портах товары, высылаемые с востока еврейскими купцами…. Эти товары продавали затем в центре Франции еврейские купцы Лиона, Макона, Дижона и др. городов" (ЕЭ, т. 5, с.111).

Венессенское графство (Comtat Venaissin) - расположено в Провансе; с 1274 по 1791 принадлежало папе; евр. топоним - ВИНЦИ, ВНИИШИ в средние века здесь находилось значительное количество еврейских общин, берега реки Дюранс были покрыты синагогами (ЕЭ, т. 5, с 459). Еврейское население увеличивалось за счет изгнанных из других мест, папы, за исключением Иоанна XXII и ПИЯ V относились к евреям благосклонно; местное еврейское население занималось торговлей и ремеслом, были крупные откупщики, сосредоточившие в своих руках огромные богатства; известны врачи графства (33), которые отличались большим состоянием. В 1476 г. на почве антиеврейского движения ввели ограничения в откупной сфере и торговле продовольствием; Ve+naissi+n = ивр. НАСИ лидер, вождь, князь; так называли духовных лидеров в Палестине, папа – духовный лидер; т.е. графство, принадлежащее духовному лицу.

Дофине (Douphine) - историческая провинция, центр - г. Гренобль на востоке страны, присоединена к Франции в 1349 году; евреи проживали здесь с первых веков новой эры, документальные сведения с 1247 года, суверенные владельцы провинции предоставили право убежища евреям, изгнанным из Франции в 1306 году. Тем не менее, Гумберт II во время финансовых затруднений прибегал к конфискации еврейского имущества, в период 1350-1365 гг. неоднократно отнимал долговые обязательства, большинство из них было составлено на еврейском языке, таким образом, иврит выступал как язык финансового делопроизводства. Douphine = ДОФЕН, ДАФАН, ДИФЕН стена, прижимать к стенке; на карте отчетливо видно, что провинция "зажата" между рекой Роной и Западными Альпами, восточные границы территории упираются в альпийский хребет - "стену" с высотами от 2000 м на юге и до 4000 м. на севере; таким образом, имя локализует область – у стены (Альпы).

Гасконь, Gascogne,  лат. Vasconi, Vasconia – область на западе Франции; имя связывают с баскским языком; этноним характеризовал особенности психологии местного населения, граничащая с Испанией территория семь веков Реконкисты была ареной военных действий, и у местного населения выработались независимые взгляды на жизнь  - дерзость, храбрость, грубость и, разумеется - невежество. "Gas+cogne" = ГАС грубый, неуклюжий, некультурный, дерзкий, вести себя вызывающе + cogne = КИГЕН занимать должность, выделяться хорошей работой, или ГАНАН защищать, охранять; вспомним гасконцев из "Трех мушкетеров".

Иль-де-Франс, Ile-de-France = И остров, Л – принадлежность; ИЛИ – верхний; верхняя часть Франции; имя толкуют как "остров", в связи с "островным" положением территории окруженной реками Сеной, Марной и Уазой; французская провинция, ядро королевского домена.

Лангедок (Languedoc) - область на юге Франции между рекой Роной и Пиренеями, прибрежный район – озера, болота, низины; долгое время территория была пустынна, здесь не хватало пресной воды, свирепствовала малярия, болота осушены в 20 веке. Понятие "Лангедок" появилось в XIII веке, его трактуют от языка – la langue d;oc (язык "ок"), в отличие от языка "ойль" распространенного в Северной Франции; это замечательное объяснение не учитывает только времени появления этнонима – XIII век. В 720 году эту территорию захватили арабы, в VIII в. – франки, возникло герцогство Тулузское, которое к X веку превратилось в одно из самых крупных феодальных государств на юге Франции, в XII-XIII веке Лангедок – центр еретических (альбигойство) движений; в 1209-1229 гг. в ходе Альбигойских войн герцогство было присоединено к французской короне (окончательно в 1271), в XVI веке в ходе религиозных войн Лангедок – оплот гугенотов. Иврит говорит о событиях, происходящим в Тулузском герцогстве именно в XIII веке - Languedoc = ЛЕНАГОД, НАГАД, ЛА+НЭГЭД  противиться, противоречить, бить, наказывать, бороться против  + АКА гнет, притеснение; т.е. «еретическая область», оказывающая сопротивление французской короне.

Овернь, Auvergne - историческая область в центре Франции, волнистая поверхность, центр центрального массива, гигантские конусы потухших вулканов, кратеры с озерами; термин производят от наименования галльского племени - "arverni"; лат. Alvernia, Arvernia, евр. АЛВИРНА Центральное положение графства дало наименование региону, лежащему на торговых путях между севером страны и югом, западом и востоком, в этом месте с десяток средних рек Франции берут своё начало; Auver+gne = ивр. АВАР переходить, переправляться (переход, переправа), проходить, миновать + ГАНАН защищать, охранять; таким образом, имя указывает на транзитно-охранные функции графства. Небольшие еврейские общины жили здесь с XII века; сохранились отчеты за 1298-99 гг. о налогах собираемых с евреев, судя по ним евреев в области было меньше чем в других районах Франции, оверенские евреи внесли сумму в 399 ливров, буржские -1416, турские – 2077.

Пикардия (Picardie) – область на севере Франции, присоединена к королевскому домену в XIV веке, этимология слова не установлена. Рельеф побережья в этом регионе образует отчетливо выраженный выступ, на котором находятся порты Булонь и Кале; провинция разделена грядой холмов (211 м) = ивр. ПИКА выступ, выпуклость + РДИА властвование; этноним (с XIII в.) указывает территориальные границы этнической области пикардийцев  –  власть над грядой высот.

Прованс (Provence) –  область на юге Франции, во II веке до н.э. была завоёвана римлянами и получила наименование Provincia Romana, откуда исследователи выводят топоним - "провинция". Центр от провинции отличается качеством и количеством  элементов  бытия и уровнем организации общества – культурой; кельтская культура во время завоевания была ниже римской, так её понимали римляне - ПЭРЭ, ПЕРАИ дикий, некультурный + АВАН ложь, обман, несправедливость (беззаконье) + ЦЕ выходить; провинция – некультурные территории, откуда исходит дикость и несправедливость. Раннее развитие городов в регионе превратили Прованс в крупный культурный и экономический центр средневековья.


г) Средневековые города

Авиньон, Avignon, город на реке Рона, порт, расположен у поворота русла реки на 90 гр. Имя говорит о месте стоянки судов (таможня, порт) - Avignon = АВ основной, главный + ЭГИН, АГАН становится на якорь + ОНИ судно, корабль;  евреи проживают со II в. н.э. С XIV по XVIII века город принадлежал римским папам, которые пользовались услугами еврейского населения в домоуправлении, казначействе и подряде; евр. община – полунезависимая республика под контролем пап, успешно развивалась до 2-й половины XV века, позже пришла в упадок из-за войн и эпидемий. Здесь известен профессор еврейского языка Авраам Люнельский, кроме иврита владел ещё 20 языками, в 1537 г. принял христианство, но в 1593 г. вернулся в иудаизм, подвергался преследованиям, бежал в Венецию.

Агд (Agde) – город, находится в 2 милях от Средиземного моря (прибрежный); в античности крупный порт на юге Галлии; в 725 году им, овладели сарацины, через 12 лет Карл Мартел выбил их, оставив город в руинах; в 859 году Агд пал жертвой нападения морских пиратов (викингов) во главе с Гастингом. Постановлением местного церковного собора (30 западных епископов) в  Агде от 506 г. было запрещено духовным лицам и мирянам есть с евреями за общим столом и приглашать их к себе в дом (ЕЭ, Агд), что говорит о наличии крупной еврейской общины и её влиянии на христианское население города. Agde = А (артикль, во фр. предлог места - на берегу) + ГАДА берег, край; подобные имена прибрежных городов мы встречаем и в других регионах – Гдыня, Гданьск, Гдов.

Ажен (Agen), город к югу от Бордо, в долине реки Гаронна; впервые упоминается в «Записках о Галльской войне» Юлия Цезаря как Агиннум (лат. Aginnum), христиаство здесь закрепилось в IV веке; в 509 годом владел король Хлодвиг; в средние века — столица графства Аженуа, входившего с XII по XV век во владения английских королей. Согласно средневековым документам евреи жили здесь с XII века, подвергались гонениям в период движения религиозных фанатиков "пастушков"; в 1250 г. здесь происходил розыск запрещенных книг, доминиканские монахи грозили наказанием тем, кто благожелательно относился к евреям (ЕЭ); имя вероятно связано с судоходством по Гаронне и сообщает о месте стоянки кораблей (порт) – Agen  = АГАН становиться на якорь, к югу от города река принимает два крупных притока и становиться заметно шире

Альби (Alby) – город, (древняя Альбига, фр. Albi, лат. Civitas Albigensium, Albia); город  расположен на возвышенности над рекой Тарн, которая в древности видимо служила границами владений поселения; АЛЬ высота + БЕИ дом; т.е. дома на высоте; вариант – A+lby = А (предлог места) + ЛАВ, ЛИБА середина, сердцевина; имя связанно с дорожной системой – средний, находящийся на равном расстоянии от других населенных пунктов, крупные поселения вокруг Альби в 50 км. В 1254 г. в Альби состоялся собор, на котором было повторено решение о том, чтобы евреи носили отличительный знак; в 1320 г. еврейская община Альби была уничтожена участниками похода «пастушков» и присоединившимися к ним горожанами; судя по окружавшим Альби поселениям, местность была издавна заселена еврейским населением.

Амьен (Amiens) - главный город области Пикардия, расположен на реке Сомма; в древности - Самаробрива, центр галльского племени ambiani, от племенного этнонима толкуют имя; в IV веке епископ Фермин Амьенский принёс в Пикардию христианство; в средние века столица одноименного графства, в 1185 г. перешел в королевский домен; античные остатки (стены, амфитеатр). Самар+о+бри+ва  - ШАМАР охранять (сторожевой пункт, крепость) + БИРА  столица, замок + АВ главный (отец); можно по-разному толковать отдельные слова выражения, но все они вращаются вокруг главного понятия – центр племени; подобные имена разбросаны по всей Европе и Азии. Город важнейший перекресток дорог в регионе, лежит на прямых путях к морю и на запад, в связи с этим - Amiens = 1) ЙАМ море, запад + НИА движение, способность двигаться; 2) Наиболее вероятная трактовка - ЙМАНИ правый; древний город (замок, крепость) был расположен на правом берегу реки.

Ангулем (Angouleme) – город, находится на западе Франции на реке Шаранта, в точке поворота реки на запад (90 гр.); основан в римский период (Inculisma), в сред. века резиденция епископа, романский собор XI-XII века. С 379 года эта колония была местопребыванием епископа, а впоследствии переименована в Ecolisma или Encolisma; Хлодвиг в 507 отнял её у вестготов и заложил в ней кафедральный собор, уже в то время это был довольно значительный город. Angouleme = А  + НАГАЛ (НАХАЛ) река, долина реки, овраг +  ЙАМ море, запад; топоним описывает местность – река + запад (море), указывает направление движения торговых потоков. В 1240 г. здесь состоялся диспут между Натаном бен-Иосифом Официалом и епископом; в письме к ангулемскому епископу папа Григорий IX (1227-1241) выражает своё сильное неудовольствие по поводу  преследования евреев крестоносцами.

Анже (Angers) – город, расположен на правом притоке реки Луары, реке Мен (Майенн) = ЙМАНИ  правый; древняя столица области Анжу (Anjon), сохранились памятники XII века; в 1154 г. граф Анжуйский стал английским королем Генрихом II Плантагенетом, а область - английским владением. Топоним выводят от этнонима галльского племени andecavi (?), однако  особенности гидрологической  обстановки в районе Анжу позволяют трактовать имя по-иному; в этой точке сливаются в одно русло три довольно крупных реки - Майенн, Сарта и Луар, а из города изливается одна река. A-nger-s = А (алеф) один; НАГА касание, прикосновение, связь; НГИРА вытекание; НАГАР река. Евреи проживали здесь с XII века, от этого времени здесь сохранилась каменная архитектура, т.е. еврейское население появилось одновременно с каменной застройкой, с момента перехода поселения в категорию город. Из письменных памятников известно, что в 1236 г. крестоносцы уничтожили в Анжу 3000 евреев, значительное количество погибшего еврейского населения позволяют сделать вывод о преобладании еврейского населения в городе.

Арль (Arles) – город, основан греками (Thelis), завоёван римлянами (II век до н.э.), древняя столица Прованса; для обозначения города употреблялись следующие имена - лат. Arelas, Arelate; евр. – девять форм написания имени с корнем А.Р.Л. Первый документ, который упоминает евреев, относят к 425 г., император Валентиан III прислал претору Галлии декрет, которым вводились ограничения для евреев: служить в армии, занимать гос. должности и держать христианских рабов. При вестготах первоначально исповедовавших арианство (476) еврейское население пользовалось всеми правами, в 508 г. евреи защищали город от франков и бургундов, однако город пал в результате предательства епископа, которого впоследствии оправдали. Еврейское население занималось торговлей: перцем, хлебом, рыбой, железом и оловом; позднее развилось производство красителей (монополия евреев). Источник сообщает: "в 1138 г. трое евреев Арля скупили через аббата Понтиуса из Монмажура весь урожай растений красителей округа …, поощрив, таким образом, местных крестьян к разведению этой культуры" (КЕЭ, т. 10, с. 526). Во 2-й половине XIV в. в Арле жил врач Бенедикт Ахин, по словам Нострадамуса, он был прекрасным математиком и знатоком арабского, греческого и латинского языков, а также астрологом; Ахен проводил сложные медицинские операции, был лейб-медиком при дворе королевы Иоанны Анжуйской, жил в апартаментах королевского дворца; он и его семья были освобождены от специального еврейского налога.
Город Арль находится в месте разветвления реки Роны на три русла, занимает самую верхнюю точку территории ограниченной руслами реки (угол), в средневековье – заболоченная, труднодоступная местность, собственно от города начинается "твердая" земля - Arles = АРА  земля + Л направление (к земле), принадлежность. Возможно, имя говорит о владениях города - заболоченные земли принадлежали правителю Прованса, Arelas = АРА  земля + ЛАШ месить (месиво).

Аррас (Arras) - древняя столица области Артуа, расположена на главной дороге (Лилль-Париж), на северной окраине города сливаются две реки, а город занимает поворот русла одной из них (первоначально - переправа). Слово прочитано наоборот = САРРА, САР отклоняться, заходить, заворачивать (границы города вписаны в поворот реки); или САРАР господствовать, воцаряться (о порядке), стать господином, властелином (издавна племенной центр).

Байонна (Bayonne) – крайний порт при слиянии рек Адур и Нив на юго-западе Франции, римские и средневековые укрепления; история города начинается от римского Лапурдума (III в. н. э.); в IV веке регистрируется христианство; в  IX веке база викингов, откуда их легкие драккары контролировали всю южную часть Франции. В XII столетии город был крупным портом со смешанным населением;  Bayon+ne = БАНА, БИНИАН стройка, строительство + ОНИ  корабль; топоним трактуют на баском языке – "хорошая гавань", гавани в прямом смысле этого слова – нет, есть порт на реке, где были ВЕРФИ, строили корабли; евреи регистрируются в документах с XVI века, в XIX веке отмечено, что «предместье населено преимущественно испанскими и португальскими евреями».

Безансон (Besancon) - город на западе страны, расположен в крутой излучине реки Ду, речной порт; в кельтский период здесь была крепость, сохранились памятники римского и средневекового периода; в древности назывался Vesontio и в качестве центра галльского племени секванов был взят в 58 г. до н. э.  Цезарем. C IV века известны безансонские епископы, которые со временем стали архиепископами и взяли управление городом в свои руки, до 1654 года он оставался вольным городом в составе Священной Римской империи.
В этом районе русла рек Ду и Оньон сходятся, именно по ПРОХОДУ между реками и идет главный путь, связывающий Лион и Базель (Рейн), Безансон – посередине; Besa+ncon = БЕЗИА дыра, прореха + НАСА ездить, передвигаться + ОНИ корабль, судно; евреи упоминаются в источниках с 1320 г., но очевидно жили раньше, так как община к этому времени обросла имуществом. Когда (1316) область Безансон перешла к Франции, королевским письмом от 14 дек. 1321 года было разрешено грабить дома евреев; вскоре последовало распоряжение об изгнании евреев из пределов города. Однако уже в период «Черной смерти» (1348) жители Безансона обвиняли в своих бедствиях вернувшихся евреев; толпа грабила их имущество, многие были убиты, а оставшиеся в живых должны были, в силу декрета принцессы Маргариты, в короткий срок оставить область.

Безье (Beziers) – самый старый город Франции (ок. VII в. до н.э.), расположен на реке Орб (Лангедок) на приморском торговом пути, занимает центральное место на приморской равнине; перекресток дорог идущих по речным долинам в сторону Тулузы, Испании и к Марселю. В средневековых источниках употреблялись имена - лат. Bittera, Beterae; идиш (?) БТРИШ: Bezi+ers = БЕЗИА дыра, прореха + ЙОР река; или ЕРА соединять; Bit+tera = БЕЙТ дом, жилище (таможня, торговый дом) + ЭРЭЦ - страна, государство; слово прочитано наоборот – tera = aret (ц); государственный дом (таможня).
Еврейские имена возможно, произведены от глагола ДАРАШ расследовать, разыскивать, истолковывать библейские тексты, читать проповедь; вероятно, эти имена связаны с административно-религиозными функциями города; евреи проживали здесь с самого раннего времени, собор в Агде (506) констатирует существование в Лангедоке многочисленных и богатых еврейских общин. Община Безье (значительный культурный центр) до Альбигойских войн (1209) пребывала в спокойной обстановке, представители еврейского населения назначались на высокие государственные должности; в 1209 г. крестоносцы разгромили общину и убили 200 человек, в 1215 г. были введены значительные ограничения, а в 1366 г. евреи были изгнаны.

Бельфор (Belfort)  - город, расположен у горного прохода между горами Вогезами и Юрой, это место в средние века называли – Бургундские ворота, была крепость (fort); поищем смысл слова в иврите – Bel+fort = БААЛ, сокращенно БЕЛ хозяин, властелин, владелец + ПАРАЦ (фарат) пролом, прорыв, трещина, сильный поток (город на реке).

Бенье-ле-Жюиф (Baigneux-les-Juif (еврей)), город в департаменте Кот – д; Ор; как показывает имя города, его основали евреи; БАНА, БИНИАН стройка, строительство + еврей; т.е. построенный евреями; между 1306 и 1308 гг. здесь проводилось тайное следствие по причитавшимся евреям долгам; в  г. Бенье-ле-Жюиф евреи оставались до 1431 г., когда они были выселены Филиппом Добрым, лейб-медиком которого был еврей Хакин из Везуля.

Блуа (Blois), Bleiz, Blaiz, лат. Blesae, евр. (идиш?) БЛИШ, БЛОИШ – город находится к западу от Орлена, на правом берегу реки Луара, важнейший торговый путь; в этом месте сходятся четыре долины, речная долина к западу от города – сужается, к востоку - долина реки расходится в четырех направлениях; очевидно, что город находится в узком месте рельефа - в воронке; B+lois = Б (внутри) + ЛОА глотка, пасть, кратер, воронка. Здесь впервые во Франции возникло против евреев ложное обвинение в употреблении ими с ритуальной целью христианской крови (убийство ребенка), евреи города были арестованы и 26 мая 1171 г. погибли на костре, некоторые спасли свою жизнь, приняв христианство.

Бордо (Bordeaux), кельтское поселение Burdigala, позднее употреблялись имена: Bordiaus, лат. Burdigala, евр. БУРДИГЛ; город-порт, расположен на излучине реки Гаронна, находится в Гаронской низменности, пески, территория была заболоченной; общий корень "БУР-БОР" = БОР  яма (низменность) или БУР необрабатываемая земля (пески) + ДАГ, ДИЕГ в различных значениях: ловить рыбу, рыбачья лодка + Л принадлежность; имя содержит характеристику местности и занятия населения.
Евреи упомянуты в источниках с VI века, в XI веке жили у стен города, одни из ворот города назывались Porta judaica, в XII веке – источники говорят о "Еврейской улице", что свидетельствует о значительном еврейском населении. В 1214 г. купцам-христианам, под страхом отлучения от церкви было запрещено вести дела с евреями; в 1275 король Эдуард I запретил облагать евреев новыми налогами; указы об изгнании от 1284, 1305, 1310, 1313 не были выполнены, исследователи считают их формой шантажа с целью получения выкупа. В 1320 г. евреи Бордо подверглись нападению религиозных фанатиков (пастушков), однако городские власти их защитили; в 1342 г. король Эдуард II разрешил евреям жить в городе, при условии уплаты епископу налога в 8 фунтов перца; в этот период часть общины была изгнана по настоянию купцов-христиан; в 1453 г. община прекратила своё существование. В 1472 и 1474 король Людовик XI издал указы о привлечении иностранных коммерсантов, и в конце XV века здесь стали селиться новые христиане – марраны, которые почти открыто, исповедовали иудаизм; Бордо быстро превратился в крупный торговый центр, имеющий мировые связи. Деятельность марранов вызывала противостояние с христианами, власти в 1610 и 1612 годах вынуждены были выступить в защиту новых христиан; в 1718 г. здесь проживало 100 семей, 70 были очень состоятельных, они совершали крупные коммерческие операции и представляли городу беспроцентные ссуды.
 
Бо (Boux) – город, находился в дельте реки Рона, где и в настоящее время сохранились обширные заболоченные территории, старинные имена - Buaz, лат. Buacium, евр. БУЦ; возможно - БИЦА болото, трясина. Топоним может указывать на специализацию ремесленного производства - БУЦ тонкая льняная ткань; известно, что одним из основных ремесленных занятий евреев было производство тканей и их крашение, по сообщению источников евреи жили здесь в XIV веке, в еврейских рукописях встречается топоним БДББЦ = БАД полотно + Б (принадлежность) + БУЦ тонкая льняная ткань.

Бокер (Beaucaire) – город находится между крупными торговыми центрами средневековья Авиньоном и Арлем (в 35-45 км), в дне пути по реке для парусно-гребного судна; в древних источниках употреблялись также имена: прованс. Belcure, лат. Bellicardum, евр. БЛКЭЙРИ. Еврейские источники называли город МИГДАЛ  БЛКЭЙРИ, считают, что имя (башня) связано с замком стоящим у ворот города; фр. Beau+caire = Beau = БЕЙ (арам.) дом (замок); прованс. и евр. Bel = БААЛ (БЕЛ принятое сокращение) хозяин, владелец; Библии понятие "БААЛ"  употреблялось часто в смысле – хозяина животных, а понятие "БЕЛ" в смысле властелина над людьми + КИРИА город, поселок (ИР город, городок); таким образом имя обозначало город имеющий самоуправление – хозяин над людьми, или дом для людей (гостиница). Проживание евреев в городе фиксируется документально с XII века, граф Тулузский Раймонд V назначал их на высокие посты, они пользовались здесь всеми правами; в 1195 г. еврейское население подверглось гонениям, однако община не исчезла, и в XIII в. здесь фиксируется один из центров еврейской науки.

Бон (Beaun) – город возник на месте поселения кельтов, пришедших сюда с востока в V в. до н. э., они назвали город «Белена» (Belena) в честь богини текущей воды Белоны (фр. Belonos); в IV в. н. э. святой Мартин принёс сюда христианство.  Город (столица бургундских вин, кто принес виноделение?) находится посередине главного торгового пути (винный путь) проходящего с севера на юг страны, через Кале-Реймс-Бон-Лион-Авиньон. Такой же параллельный путь находится и в Германии, немецкий г. Бонн находится посередине, между г. Эмден (порт на Северном море) и г. Базель (Швейцария) – варианты: 1) Beaun = БЕЙН, БЕЙНОНИ срединный, средний; 2) Б + ЙЕИНАН винодел, витоторговец.
 Единство в обозначении важных для ориентирования объектов на громадных  территориях может говорить о языково-религиозном едином пространстве, на котором идеология (религия) направляла формирование языка; в  средние века здесь жили евреи, занимались виноделием и виноторговлей; в 1306 г. по приказу короля Филиппа Красивого имущество большинства из них было конфисковано, в 1348 г. преследования повторились, а в 1431 евреи были изгнаны из города.

Брест (Brest) - город-порт, находится на крайнем СЗ;  Brest = Б (внутри) + РЕШУТ (рашут)  право делать что-либо; разрешение; право владения, власть; вторым толкованием может быть библейский термин - название первой книги Библии – БРЕШИТ вначале; топоним фиксирует начало французской территории. Если есть начало, то, следуя логике должен быть и конец – французский город КАЛЕ = ивр. КАЛА кончаться, завершаться, конец, завершение; когда возникла мысль о едином социальном пространстве, указывает время основания города Кале, в IX веке – небольшая рыбацкая деревня; таким образом, мы определили северную границу Франции – Брест-Кале (начало и конец).

Брессюир (Bressuir) – город, находится на полпути между Нантом и Пуатье, главный город одноименного округа; Б – внутри + Р.Ш. разрешать, предоставлять право, уполномочивать, право владения + uir - еврейское понятие ИР город; таким образом, имя города говорит о главном городе округа – город со своим правом на территории. Еврейское население города подверглось жестоким преследованиям со стороны крестоносцев в 1236 г., в 1249 г. евреи были изгнаны; в 1269 г. вновь получили разрешение для поселения, а в 1321 г. против общины  выдвинули стандартное обвинение "в отравлении колодцев" и подвергли гонениям.

Брионн (Brionne), город на севере Франции в Нормандии, расположен на реке Риль, один из семи нормандских городов, где жили евреи, в средневековье – лесная территория; термин указывает на корабельный лес – Br+ionne = БЕРЕ вырубать деревья; БАР места вне поселений (леса) + ОНИ корабль.

Булонь (Boulogne) - порт на севере Франции, недалеко от города отдельно стоящая возвышенность, которая очевидно служила ориентиром - Boulogne = БУЛ глыба (возвышенность или высокий берег) + АГАН, ОГЕН становиться на якорь, якорь (порт).

Бурж (Bourges) – город, находится при слиянии рек Эрен и Орон, центр исторической области Бери, почти географический центр страны: фр. понятие bourg – местечко, городок, поселок, а в поздние времена его стали понимать как – укрепленный город; Bourges = БАРАХ убегать, спасаться бегством; БИРА замок (укрепленное место), если прочитать все буквы в слове – БИРАХ (БИРАГ). Евреи проживают здесь с начала средневековья, в 568 и 624 гг. делались попытки обратить их в христианство; собор в Бурже в 1276 г. постановил, что евреи должны жить только в городах и больших местечках.