ВЕЧНАЯ СТОРОНА или открытие М.Пришвина
"В каждом деле есть своя вечная сторона, и всё, что строится человеком, строится какой-то вечной своей стороной, не для себя, а для всех. И оттого каждый из нас, прикасаясь к этой вечной стороне работы, называемой творчеством, оживает, радуется..."
(М.М.Пришвин, 1949)
По вечной стороне гуляет мысль моя.
Ну как же быть мне с ней, из времени беглянкой?
Ну чем ей не мила дубовая скамья
Иль перстень золотой с прекрасною огранкой?
Скользнёт по ним слегка и вновь нырнёт туда –
Сквозь тоненький барьер меж временным и вечным,
Где в думах обо всех теряют смысл года,
Где вечная весна звенит потоком млечным.
Летит душа туда, в сады Всебытия,
Где голос всех родов и всех кровей я слышу…
Так полосатый кот из душного жилья
Стремится улизнуть на солнечную крышу.
22.11.11
Такой отклик возник на мысли мудреца Михила Михайловича Пришвина.
Просветленного...
Мы знаем о нём только из детских рассказов о природе - Кладовая солнца и т.п.. И не возвращаемся к ним как к предмету скучной школьной программы. Вот какую беду сеет наше советское (оно таким и осталось) преподавание литературы! Просто обрезание какое-то варварское.
Между тем редко кто поднимался до таких тонких наблюдений о человеке и его душе, об обществе, художнике, о связи всеобщей, как Пришвин. Конечно, в 1949г. было бы немыслимо публиковать работы со словом "Бог", "Творец", святой и т.п. Но всё творчество М.М.Пришвина пронизано светом божественной гармонии и истины, он просто заменял слово Бог - природой. Возможно, в его неопубликованных вещах оно присутствует. Так же, как в советские изданиях Фета не включались стихи с такого рода - церковными или церковно-славянскими - словами.
Удивительный человек был Михаил Михайлович - тайны ему открывались земные и небесные.... Его мысли, выраженные кратко и ясно, явились удивительным открытием для Вашей пок. слуги, и я не могла им не поделиться с "жителями" этого сайта, этой коммуны специфической, да и с прочими людьми, окружающими меня в жизни. Хожу восторженная, цитирую, радуюсь...
Вот кое-что из его миниатюр.
ОБРАЗ
Образ рождается на пути к понятию
и тем самым дает каждому возможность
по-своему продолжать этот путь.
На этом и основано влияние искусства:
посредством образа оно увлекает
и привлекает к творчеству другого человека.
ПОЭЗИЯ
Поэзия есть дар быть умным без ума.
ДЛЯ ДРУГА
Писать можно, чувствуя себя образованным и отчеканенным человеком, как Анатоль Франс пишет,
а можно - как русские пишут, будто поднимают какой-то вопрос для обсуждения с другим.
МАСТЕРА ЖИЗНИ
Один человек жизнь и счастье отдаёт в борьбе за правило или метод,
а другой в поисках счастья борется со всякими привычками.
Есть мастер такой: куёт железо людям на руки и привешивает замки на уста. И люди называют кандалами свои привычки.
И есть мастер на то, чтобы привычки у людей разбивать.
СКАЗКА
Две силы формируют мир, действуя одна в сходстве, другая в различии. То, что в сходстве идёт, мы сознаём как законы, то, что в различии - как личности.
Умирая, всё идёт в сходстве, рождаясь - в различии. И всё это высказано в сказке о живой и мёртвой воде.
МОРАЛЬ
Всякая мораль таит в себе императив: мораль от няньки в детской до государственной.
Бывало, когда я был младенцем в литинституте, я ужасно боялся морали. Чуть задумаешь к чему-нибудь рассказ вывести - всё его очарование пропадает. Но мораль страшна только младенцам. Теперь, достигнув литературной зрелости, я играю в своих рассказах моралью как мячиком.
СМИРЕНИЕ
Плохие люди - это кто хуже нас, хорошие - это мы сами, а кто лучше нас - мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка преклонись!
ЧЕРЕЗ ЧЕРТУ
На человека всегда надо бы смотреть так же, как я смотрю сейчас из своего окошка на соседку в огороде: человек как всякий человек и нет в нём ничего особенного, чего надо бояться или любить.
Всякий человек живёт в обыкновенных заботах, в обыкновенных своих радостях, в своём ареале.
Надо следить только там, где он перешагнёт черту своего ареала и забредёт в другой.
НЕ РАЗГЛАГОЛЬСТВОВАТЬ
Первое - это надо понять натуру по себе и сказать о ней самому своим человеческим языком, а затем надо сделать, чтобы сама натура это сказала своим языком.
Первое может сделать каждый, кто мыслит, а второе - только художник, и задача его искусства в том, чтобы покорить природу и заставить её говорить своим языком.
Отсюда правило художника: мысль свою оставить при себе, не разглагольствовать, и за него пусть скажет сама природа.
ОТВЛЕЧЕННАЯ МЫСЛЬ
Отвлечённая мысль уходит, а частности остаются в отчаянии и страданиях от того, что их не взяли с собой. Почему же и вправду не взяли? Почему отвлечённая мысль никогда не берёт с собой всего и непременно оставляет малых, обойдённых, обиженных? Не та ли самая обида, какую испытывают в творчестве природы миллионы брошенных и не имеющих возможности прорасти всяких семян? Не есть ли и адская борьба за существование последствием такого творчества?
А когда поезд начинает двигаться вперёд, мы видим из окна, как близкие предметы уходят назад и только очень далёкие, как звёзды, остаются наравне с нами: всё близкое, только близкое от нас отрывается!
Что же нам остаётся делать в утешение близких: не мыслить, не ездить, не двигаться? А мысль есть непременно движение...