Это было сущей правдой

Леонид Ветштейн
       
   Первое оно есть первое. Всегда история...
 Так уж вышло, что в Магнитогорской студии телевидения первое включение во Всесоюзный эфир, а точнее - в программу "Время" Центрального телевидения довелось готовить мне, тогдашнему редактору информационной программы «Орбита»
 Директор нашей студии Юрий Иванович Скарлыгин учредил по этому случаю бригаду, в которую кроме пишущего эти строки входили режиссёр Альберт Бочаров и кинооператор Темир Акуньянов.
  Наша задача состояла в том, чтобы подготовить сюжет о Магнитке на две с половиной минуты и показать его в первый день нового 1970 года.
   Ролик столь небольшой протяжённости  должен был познакомить зрителей одной шестой части планеты (читай - СССР) с городом, что встал у Магнитной горы, сделавшись металлургическим оплотом страны, и сыграл известную роль в годы Великой Отечественной войны.
  Может быть, и не было бы особого смысла  вспоминать об этом телесобытии, если  бы  не ряд неординарных моментов, сопутствовавших подготовке ответственного сюжета.
  Во-первых, ход этой подготовки контролировался идеологическим отделом горкома партии, и Юрий Иванович, помнится, опасался того, что ни один из членов творческой бригады не состоял в рядах КПСС. Потому случись какая-либо шероховатось, он, директор, мог за этот недогляд получить по полной партийной программе, чего (забегу вперёд), слава Богу, не произошло..
 А во-вторых, по этому поводу к нам приехала из Москвы редактор-куратор  Виктория  Вотинова из программы «Время», дабы растолковать, что и как нам надлежит делать. Как ни странно, она Виктория Афанасьевна, привезла из столицы не только важные для нас, первовыходцев в центральный эфир, советы и наставления, но и... полный список объектов, которые в обязательном порядке должны были иметь место в сюжете. Помню, что в этом списке были  доменное, мартеновское и листопрокатное производство  известного во всём мире комбината, музыкальная школа, хоровая капелла во главе с Семёном Эйдиновым и школа номер 65, где помимо обязательных предметов дети обучались ещё и музыке. И - газета "Магнитогорский рабочий", которой как раз В ДЕНЬ НАШЕГО ВКЛЮЧЕНЬЯ  в столичное телепространтство  исполнялось 40 лет.
  Скажу откровенно:  поначалу я был в состоянии шока, ибо не представлял себе, как можно столько разностильного материала уложить всего в две с половиной минуты.
  Но это ещё не всё! Ещё Виктория Афанасьевна огорошила тем, что для каждого включённого в будущий сюжет объекта должен быть найден... оперативный повод!!!
 С ума сойти! Как это можно сделать?? Как 1 января можно сказать что-то в таком роде: СЕГОДНЯ в листопрокатном (доменном, мартеновском) цехе произошло то-то или то-то? Или то же про хоровую капеллу, или про школу номер 65? Это ж немыслимо!
  Однако это  программа "Время" - в ней всё должно быть со словом "СЕГОДНЯ". Так что как хочешь, так и крутись. Я был в панике, уже предвкушая неприятности от горкома и вообще...
   Что делать?
  ...И пригласили мы с Аликом Бочаровым Викторию Вотинову в ресторан "Урал"(старожилы знают: был такой напротив заводоуправления ММК). И там за рюмкой коньяка я осмелился спросить представительницу Центрального телевидения: "А вы понимаете, что все эти ваши требования (а это были требования! - Л.В.) выполнить невозможно?"
  И вдруг (как сейчас вижу и слышу) Виктория Афанасьевна как-то очень по-простецки сказала: "Понимаю". И из меня тут же вырвалось: "Тогда мы это сделаем!"
  И было сделано всё, как по заказу! Для этого я позвонил редактору "Магнитогорского рабочего" Якову Моисеевичу Ременнику, рассказал ему о нашем первом выходе в эфир ЦТ в день 40-летия "МР" и попросил  его так или иначе отразить в юбилейном номере газеты те объекты, что нам предстояло отснять. И  тогда, как бы объединив всё, что мы рассказали и показали в сюжете, я последнюю фразу дикторского текста сделал такой: "Обо всём об этом рассказано в газете "Магнитогорский рабочий", которой исполнилось СЕГОДНЯ 40 лет"!
       Это было сущей правдой!
    ...То, как удалось вывернуться из  безвыходной, казалось бы, журналистской ситуации, коллеги в шутку называли сговором между мной и Яковом Моисеевичем Ременником!
 ...За этот сюжет, ВПЕРВЫЕ показанный ИЗ МАГНИТОГОРСКОЙ СТУДИИ  во Всесоюзном эфире в первый день 1970 года, коллеги из программы "Время" прислали на имя Юрия Ивановича Скарлыгина  очень тёплое поздравление и благодарность.

На снимке(примерно 1968-69 г.): Альберт Бочаров и я у входа в студию телевидения.Магнитогорск.