Паломническая поездка в город Енисейск

Лариса Смотрова
 (Очерк)
  Необходимо время, чтобы осмыслить всё, что душа наработала во время путешествия, и нет нужды её пред всеми обнажать. Но поразмышлять о том, что открывается порой грешному человеку, пробудить в  рядом живущих интерес к тонкому миру его души очень хотелось бы.
  Рано утром из Минусинска нас провожал приятный, ласковый  дождик. Хонда мчала по мокрому шоссе, и останавливалась пять раз, собирая наших попутчиц. Первыми были руководитель туристической поездки – Евгения с водителем Дмитрием и я, второй - моя подруга Галина, вся духовно сконцентрированная. Третьей – Людмила Филипповна - уже с молитвенником в руках. Потом в Абакане к нам присоединились Елена и Ирина. Почему Господь собрал нас всех вместе? Когда бы человеку открывались даже миллиардные крохи Его замыслов…. Мне кажется, что все мы стали близкими друг другу за время поездки.
  Но вернусь к началу путешествия. Утреннее правило, и я начинаю рыться в сумке в поиске очков. Вспоминаю, как выложила их почему-то, положила косметический карандаш, а очки оставила…. Разумеется, карандаш для век мне так и не понадобился, а вот об очках вспоминала всё время….
Понимаю, что мы уделяем много внимания тому, чему бы не следовало!
  Людмила Филипповна притягивала к себе так, как мы тянемся ко всему чистому. Ещё не веря в свои силы, она соглашается читать прыгающие буквы молитв для всех, и мы спасены…. Делает она это очень хорошо: не запинается, с правильным ударением и интонацией.
   Первая остановка в Красноярске, в женском монастыре. Чуткие монахини, послушницы. Икона Иисуса Христа со множеством мощей святых - великое богатство храма.
  Епархиальная лавка одаривает нас ценными и недорогими покупками: это и книги, и свечи, и иконы и множество ещё других вещей. Но надо не забывать и о том ради чего мы все едем: о требах для родных и близких.
  Дорогой читаем акафисты.
 Село Казачинское. Дождь. Безлюдные улицы. Маленькая изба – церквушечка. Ждём на крылечке в тишине, пока её откроют, ведь рядом святыня – чудотворная икона Казанской Божьей Матери. Потрясёны глубиной  Её скорби и участия.   Действительно Плачущая Богородица и Её Великий младенец. Наверное, каждый узнал в Ней своего очень близкого человека, и всколыхнулось очерствевшее человеческое сердце.
  Лесосибирск поражает несуразностью застройки: одна бесконечная улица километров в 25, часто с пустотами, чередующаяся с лесополосой.
  Енисейск в пасмурную погоду не нравится. Двухэтажные постройки холодных дощатых зданий – наверное, наследство социализма и изредка из надёжного лиственничного кругляка – памятники под охраной Всемирной организации Юнеско.  Успенский собор, закрытый на ремонт, облупившийся и мокрый, в строительных лесах, будто заболевший и страдающий старик.
 Рядом такое же старое небольшое здание, временно приспособленное для службы. Поражает столь искреннее молитвенное чтение девушки из паломнической группы Красноярска, читает вечернее правило. Здесь в столь поздний час (уже 9 вечера) идёт исповедь. На лестнице,  во дворе толпятся люди. Ничего удивительного, исповедует Геннадий Фаст, священник, глубокий учёный богослов. Изредка он покидает каморку, для своих, одному ему ведомых целей.  В почтении все расступаются. И сразу становится понятно, что не зря, отправились мы в столь далёкий путь, потому что  перед нами один из достойнейших людей России.  Выглядит он старше своих лет, потому как несёт тяжелый крест служителя церкви,  оказывая духовное попечительство всем православным школам  Красноярского края. Роста выше среднего, худой, светлые волосы, благообразное лицо, светлый лик постника. К нему спешат за советом, наставлением, освобождением от всяких пут греха. Он терпелив и внимателен к каждому: Хорошо бы было заранее всё написать, чтобы не теряться в закоулках часто подводящей памяти, отвечая на вопрос «Что жжёт и мучает Вашу совесть?». Многие плачут, разрешившись слезами, получают облегчение.
   На следующий день,  после утреннего правила спешим на службу к Геннадию Фасту. Его молитва настолько пламенна и возвышенна, что чувствуешь как Иисус и ангелы «незримо предстоят». Слово пастыря обращено сегодня к теме свободы человека. «Кто же свободный человек?» - задаёт священник вопрос, заставляя размышлять прихожан. Все молчат, но думает-то каждый. «Человек верующий»,- отвечает сам  батюшка. «А кто же самый свободный человек?». Оказывается, самыми свободными были блаженные юродивые. Они спали в собачьих будках или не спали вовсе, простаивая всю ночь напролёт в молитве. Нельзя нарушать основные каноны церкви, но верующие не должны сковывать себя догмами и осуждением ближнего, если кто-то ест или не ест в пост,
работает или не работает по праздникам, складывает иначе пальцы для крестного знамения. Самое главное – жить с Богом и в Боге. Речь батюшки выверена до буквы, понятна и глубока. В это время в комнатку  втискивается молодой человек. Он пытается стоять и слушать, как его вдруг «разносит» в разные стороны. Он явно борется с кем-то внутри себя, пытается остановиться, но его всё-таки что-то выталкивает наружу. Проходит время, он вновь возвращается и выдавливает из себя: «Чёрт, чёрт гоняет». Потом всё повторяется. На причастие парень идёт, собрав воедино, видимо, всю свою волю.
   После литургии – постный, но очень вкусный обед в кафе, и мы спешим на могилу святого Даниила Ачинского. Всем очень хочется верить, что это действительно Его могила…
   Поездка на Красное озеро, где зверски убили и утопили монахов.
До какого же зверя мог опуститься человек, какая жажда крови его мучила, чтобы забраться далеко в лес, разыскать там в глуши иноков, овечек Божьих, и растерзать их? Убийство явно ритуальное. Вода с красноватым оттенком теперь лечит, и в надежде исцеления тут на крутых берегах мостятся больные люди. Паломники погружаются, кто-то плавает. Вода холодноватая, но не ледяная, какая-то упругая на самом деле. Мне показалось, что пахнет ладаном. Красивая деревянная часовенка в сосновом бору, удивительно красивый ландшафт. Мы спешим назад в город Енисейск в монастыри к вечерней службе. Оплот православия, маленький город в Сибири, Енисейск, нравился всё больше и больше. На небе сияло солнышко. Не спешно прогуливались редкие местные жители. Звон колоколов мужского и женского монастырей, Успенского собора звал на вечернюю службу. Наш руководитель, Евгения, повторяет сакраментальную фразу: «Иноки всегда бежали от мира, но мир тянулся к ним, издеваясь над ними, настигал их повсюду». В Преображенском мужском монастыре мало осталось иноков, да и в женском всего пять монахинь. Среди них видим знакомое лицо монахини Олимпиады из Кочергино. У неё дивный голос, поёт она подобно ангелу и вторит ей таким же пением батюшка Александр. Он будто голубь порхает, и глаза его часто-часто обращены к сводам храма. Уж не ангелов ли он там видит? Не с ними ли общается? Служба в монастыре долгая, едва выдерживаю.
  В Иверском храме видим чудесным образом обновляющуюся икону Божьей Матери, изображение святого Даниила Ачинского,  большой портрет нашего царя-мученника Николая ll, такого красивого, и ещё много великолепных икон.
  В третий день нашего путешествия посещаем великолепный Крестовоздвиженский собор в городе Лесосибирске. Огромный, двенадцатикупольный, высится он на берегу Енисея, среди чисто убранного, ухоженного, просторного парка. Такой красивый и сияющий золотом куполов, что перехватывает дух! Я могу сравнить его только с величественными  соборами Санкт-Петербурга. Убранство храма строго и величественно: иконостас в Рублёвском стиле, стены не расписаны. Особенно запоминаются чудесным образом обновляющаяся икона Владимирской Божьей Матери, проникновенный и любящий лик Христа на иконе Спаса Нерукотворного. Прихожане опрятно и красиво одеты,  многие приходят целыми семьями. В парке на детских площадках играют их дети. За маленьким ухаживают сёстры милосердия, в беленьких платочках
  После службы нас кормят бесплатным сытным обедом. Поднимаемся на колокольню. У меня фобия высоты. Я так боюсь, что и сказать нельзя. На лестнице наверх не включается свет, темно, ступени в шахматном порядке, сумка тяжела в руках, отступаю назад. И тут спасает девушка из паломнической группы Красноярска, чьё молитвенное чтение я слышала в Енисейске у Геннадия Фаста: «Дайте мне Вашу сумку!»
Как Вас зовут: «Светлана…»
«Спасибо, Светлана!»
Мысленно молюсь за неё: «Спаси тебя, Господи, Светлана!»
И тут понимаю, что она для меня – Его свет в темноте узкой лестницы.…
Наверху открывается потрясающий вид. Звоню во все колокола.
Господи, помилуй нас грешных! Возроди Россию! (23-25июля 2010г.).
 
(Напечатано в «Православном Минусинске» под псевдонимом)