Проповедь современного исихазма

Кайыр Жунусов
Надежда наша обратится в действительность

Что мы должны делать, чтобы стать счастливыми, чтобы наша надежда обратилась в действительность? Как формулируется категорический императив, который мы должны усовершенствовать, оттолкнувшись от И.Канта?

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ
    (от лат. imperativus – повелительный) – термин, введенный Кантом и обозначающий основное понятие его этики.

Понимая под императивами предписания воли, Кант разделял их на два вида – гипотетические и категорические.

Гипотетические императивы относятся к волевым действиям, сопровождающим процесс труда или повседневные житейские дела. Руководствуясь ими, человек не ставит перед собой вопроса о нравственной цели своих действий, а лишь решает вопрос о выборе средств соответственно уже заданной цели. Врач и отравитель могут быть одинаково искусны, хотя первый преследует нравственную, а второй безнравственную цель.

    В отличие от гипотетического императива, категорический императив (КИ) – основной закон, определяющий нравственную сторону действий человека. КИ имеет две формулировки. В "Критике практического разума" Кант формулирует КИ следующим образом: "Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства" (Кант И., Критика практического разума, СПБ, 1897, с. 38). Другую формулировку Кант дает в "Основоположении к метафизике нравов" (М., 1912): "Действуй так, чтобы ты никогда не относился к человечеству, как в твоем лице, так и в лице всякого другого, только как к средству, но и всегда в то же время и как к цели" (указ. соч., с. 55).

Согласно Канту, КИ является всеобщим общеобязательным законом, содержащимся в практическом разуме. Им должны руководствоваться все люди независимо от их происхождения, богатства и т.д.

Нравственный человек обязан ему следовать, не взирая на обстоятельства, видя в этом свой высший долг. Всеобщность КИ, независимость его велений от религии, провозглашение равенства всех перед моральным законом резко отличали нравственный закон Канта от основоположений феодальной христианской морали, господствовавшей в ту эпоху в Германии. Рассматривая человека не как средство, а как цель, объявляя равенство всех перед моральным законом, КИ Канта заключал в себе антифеодальные тенденции.

Но с другой стороны, КИ был противопоставлен этическим идеям Руссо и французских материалистов.

В то время как идеологи революционной буржуазии 18-го века видели высшую цель в достижении всеобщего счастья и призывали к борьбе за достижение этой цели, Кант считал счастье недостижимым.

Стремление к счастью, сделанное всеобщим принципом, породило бы, по его мнению, не гармонию общественных интересов, а раздор и противоречия. Поэтому КИ не требует от личности активной борьбы против произвола и несправедливости. Целью, по Канту, является лишь создание соответствующего КИ умонастроения. Это определяет формализм и бессодержательность основного закона кантовской этики.

Кант отвлекался от различий между моралью различных эпох и классов, обосновывая общее моральное сознание, присущее в одинаковой степени всем людям, классам и народам. Указывая на влияние французской революции на кантовскую философию и этику, Маркс и Энгельс вместе с тем отметили, что Кант превратил "...материально мотивированные определения воли французской буржуазии в чистые самоопределения "свободной  воли", воли в себе и для себя, человеческой воли, и сделал из неё таким образом чисто идеологические определения понятий и моральные постулаты" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 184).

Подводя итоги, мы должны сделать заключение, что гипотетический и категорический императивы должны сливаться в Нравственный Императив (НИ), отражающий единство цели и средства. И такое слияние делает нравственный атеизм, современный исихазм, определяя НИ, как полноту действительности сознательной личности, которая заключается в терпении стяжания Духа Святого.

Историческими образами НИ являются императивы исихастов. Мы приступаем к анализу исторического опыта исихастов. Краткая формула выводов уже дана нами в миниатюре «Быть счастливым» (см. здесь http://www.proza.ru/2011/11/22/3). Она выражена так:

Категорический императив И.Канта предполагает, что мы все равны в видении добра. Однако это не так, каждый по трём ипостасям судит о добре, и нет согласия их и других со мной и между собой, поэтому вечный спор верующих с атеистами, ведущий к вражде, которую необходимо ограничить терпением по образцам действительности исихастов.

Единственным критерием, по которому ограничивается наша свобода выбора, является необходимость делать добро, творить светлое исходя из откровений Святого Духа.

«Итак, тот, кто знает, что должен делать добро, но не делает, виновен в грехе.» - (Иак 4:17)

Терпение имеет совершенное действие. Оно делает нас счастливыми, питая Духом Святым. В это мы веруем, как нравственные атеисты, современные исихасты, и вера наша питает надежду нашу, которая обращается в действительность. Вот квинтэссенция проповеди нравственного атеизма сегодня, современного исихазма.

Рублёвая поддержка через Яндекс 410011108187216
(идея указывать счёт для поддержки принадлежит Юрию Казакову, см. здесь http://www.proza.ru/2011/11/07/384 .  Суть её в том, чтобы «бросить» десятку-другую рублей на указанный счёт за понравившееся произведение и тем вдохновить автора. Кто откажется от поддержки?)

© C.A.Zhunusov 2003 Exclusive Re-mix 23.11.2011 03:00
© Черненко Л.П. 1946 Exclusive Re-mix 23.11.2011 03:00
© Буда Чернец 1999 Exclusive Re-mix 23.11.2011 03:00
© Travkine 1996 Exclusive Re-mix 23.11.2011 03:00
© Новый Бурбаки 2011 Exclusive Re-mix 23.11.2011 03:00