Любимый наш! 7

Консуэло Ходырева
 (Фото,  1г. 7 мес.) Максим забрался на комод, застынет в позе статуэтки на 10 и более минут,  за действиями мамы наблюдает. Вопросом задаюсь, зачем ему чертёж, который мама в АВТОКАДе правит? На прогулке  надолго  застревает, рабочие траншею роют, меняют лампы на столбах, деревья - сухостой в распил пускают, снегоочиститель загребает снег... Стульчик складной при мне, сажусь, по ходу объясняю. Понимаю, для малыша процесс представляет интерес. А чертеж? С малым возрастом до сих пор я со измерить не могу.)

Я написала мемуары «Я их люблю, я очень их люблю» в них есть такие строчки: "Передо мною маленькая фотография, с надписью на обороте,  Туркмения. 1945 г. три года. Отец привёл к фотографу меня, сказал ему, сфотографируйте на память, вырастет, на слово  не поверит. И если бы не этот компромат,  поверить было бы непросто.  На фотографии малышка чуть исподлобья,  смотрит в объектив, на ней одежда в клочьях.
На местных  женщинах чадра, или платок, к отцу все обращаются,   Начальник!   А младшая его, любыми способами освобождает тело от одежды, голышом  выскакивает за калитку и носится по улицам Востока!  Одежду мама  штопала и  шила постоянно, придумывала резинки, ремешки,  завязки.  От меня  убирали стеклянную посуду,   она «нечайно» разбивалась. Осколки прятала,  ими или зубами, освобождалась от одежды».

ИЗ дневниковых записей;
"Со мной живет внучек  Максим, два с половиной года. Не любит одеваться. Рубашку терпит, штаны, трусы, носки не признаёт и сбрасывает шапку. Уговоры и наказания бесполезны!  Он снимает,  мы одеваем,  сбиваемся со счета. А, если и рубашку снял, в радости носится кругами по квартире. Готов одежду потерпеть, если ему от нас чего-то надо.       
 Старшая сестра мне заявляет, Максим характером в тебя и поведением тоже. Правы. Припоминаю детство, кроме отца и матери, другим я  подчиняться не желала.  Мой детский мир далек от нормы, в каком  привыкли видеть деток.  Не признавала девичьи наряды, мне нравились штаны, рубахи, ремни, стрелялки, битки, лянги и прочие мальчишечьи  забавы. Манили вольные просторы. В детстве походы обожала, с друзьями  пеше исходили множество дорог и поселений. В шестом классе мама отпустила (из г. Кишинева) в г Иваново, лето гостила у сестры. Добиралась под надзором проводников, из документов - ученический билет и разрешение родителей, заверенное в ЖЕКе. Трудом я добывала деньги в кино, бассейн и прочие забавы. Училась шить, вязать и стряпать, меня ни кто не заставлял, всегда казалось, другие могут, тоже научусь. В шестнадцать  лет (добилась разрешение в РОНО) Тракторосборочный завод токарный цех, после смены вахтовая школа.

В детском саду мне говорят, в Максиме слишком много воли, он не удобен для учебы, упрется,  отойдет в сторонку. Новое воспринимает осторожно, не принимает сразу,  как другие дети. Я вспоминаю мамины слова:
 Можно заставить подчиниться, но, если разум малыша не принял наставления, знать время не пришло   подал пример или слова не те.  Оставшись без надзора ребенку вашему всё можно! Насилие к сокрытию ведет.  Порок опасный, в поисках легкого пути  он отдаляется от вас.
 
(2 года 5 месяцев)
Утро, дочке   в университет, мне в поликлинику с Максимом. Подходим к шкафчикам, ключи исчезли, нужны одежда, деньги, документы.  Обращаемся к Максиму:
-Где ключики?
Он нам вопросом отвечает:
-Где пульт?
Пульт стали прятать,  ночью включает телевизор и «шарит» по каналам. Трясем его и требуем ключи,  ревет, твердит:
-Где пульт,   пульт, пульт!
Как поступить? Решили на уступки не идти, до одиннадцати дня мы заглянули в каждый уголок. Ключей не видно. А с мебелью, что делать? Ну, отодвинули шкафы от стенки, заднюю панель освободили от шурупов.  Через два дня, Максим наш добровольно сдался, принес свой старенький ботинок, а в нем три ключика лежат.
(2 года)
Осела дверь, Живем мы без мужчин, я вдова, а дочка с мужем развелась. Позвала брата,  дефект исправил. Максим  за действиями наблюдал.  На следующий день застали у двери,  пытался справиться с защелкой. Понукнули, через месяц бдительность ослабла, к дверям он не подходит, ну и ладно. Ночь, спим, Максим в своей кроватке, мама рядом, я в  комнате напротив. Вдруг слышим  крик:
-Чей ребенок?
Максима нет, дверь нараспашку. Гость соседей вышел на лестничную площадку покурить, увидал ребенка в распашонке.   Страх испытали, состояние описывать не буду.  Вывод,   заело любопытство у малыша, отнесись серьезно,  не понуканием опасность отведи, а по возможности на деле покажи. Мы с ним в защелку поиграли, к дверям он больше не подходит,  возню услышит, нас зовет.