О вере и знании

Марк Бойков
                О вере и знании.

       Сначала были сказители, передатчики обретенных и вымышленных знаний. Потом появились хранители пересказов и легенд. Они же становились и священнослужителями, соединяющими легенды и сказы в нечто целое, "священное писание", религиозное учение.
       А с чего началось?
       С естественного. Только что вылупившиеся утята цепочкой следуют за первым движущимся предметом, принимая его за маму. Это их обожествление. А как наши дети обожествляют любимых кукол, боясь оставить их без попечения, поверяя им сокровенное?
       Вера в богов начинается в детстве как у отдельного человечка, так и у всего человечества. Повзрослевшие гражданин и общество допытываются причин. Ибо бог никому не помог. Он равно безразличен ко всем: никого не спас по заслуге и не покарал за вину. Он безразличен, потому что безличен.
       Вы, наверно, слышали о племенах, которые и поныне поклоняются различным тотемам, прося у них защиты от дождей или засухи, от зверей или болезней. Тотемы – первые боги. Множественность богов – доказательство отсутствия каждого из них в отдельности. Они – суть порождение людей, а не наоборот.
       С течением времени в человеческой истории духовную защиту людей принимают на себя специально обученные "посредники между богом и людьми". Это – священники и попы, которые опираются не на слепую веру, как паства, а на системную доктрину. Однако их собственная опора в жизни, как это ни парадоксально, - именно верующие, обеспечивающие их средствами и поклоняющиеся за возвышающий их души обман.
       По тем же законам сменяют друг друга и научные концепции. Познание идет от незнания к знанию. И абсолютизаций предмета, схожих с механизмом обожествления, достаточно и здесь. Вера возникает там, где кончаются знания. Это – меняющееся соотношение, и от веры люди со временем переходят к знаниям. Религия тогда отступает перед наукой, освобождающей людей от пут невежества и духовного мракобесия. 

       БМВ: ...и ни одного отклика!Ну для кого же я пишу? Молчальники-чайники.