Мир без иллюзий

Григорий Родственников
Во-первых, здравствуйте, а  во-вторых, добро пожаловать в мир иллюзий. Уж коли вы добрались сюда, то своё право быть здесь вы уже доказали. Пути, по которым сюда добираются –неисповедимы, пришедшим по ним нет ни  имени, ни числа, а их цели…. Помилуйте, какие могут быть цели в мире иллюзий. В мире иллюзий все по-другому. Диалоги, происходящие здесь равно достойны собрания сочинений помещенных в библиотеку безумия, и редко стоят дороже салфеток в кафе, на которых записаны; иногда их можно услышать в переполненном болью трамвае, иногда в одиночной камере (по коридору налево от пыточных застенков), иногда они звучат на краю земли. А что такое край земли в мире иллюзий? Это долго объяснять – у меня нет времени.

( Кем и когда составлялась эта рукопись мне доподлинно не известно. Выкладываю её здесь без определённой цели. Читателей спешу предуведомить, что изначально рукопись представляла из себя несколько пожелтевших, а местами обугленных страничек, вырванных из ученической тетради. Кто оставил эти записки: банальный провокатор, одинокий  шизофреник, или злобный мистификатор – не знаю. Возможно, более полная рукопись помогла бы ответить и на этот вопрос. А пока имеем то, что имеем. Все совпадения случайны. А имена изменены? – Гр. Р.).

(Далее записано другим почерком.).
О, дорогая, побродите здесь сами, поживите, оглядитесь…. Надеюсь, вам повезёт найти все ответы. А пока лишь могу сказать, что путеводители по миру иллюзий давно не переиздавались – их поточили мыши; надежных проводников порекомендовать не могу – сплошь шарлатаны; был у меня клубок ариадниных ниток, хранил впрок на всякий случай, однако, небрежно, и теперь он утратил первородные признаки путеводности, и стал напоминать гордиев узел; да, ещё здесь можно ориентироваться по звездам, но это наука не простая, по-первости, можно и заблудится. Что там нам  осталось? Ну, конечно! Зорко одно лишь сердце…. Слушайте его, верьте ему, и оно вас не подведёт, поэтому никого здесь не слушайте, и  никому не верьте.

(Снова другой почерк)
По части государственного устройства мир иллюзий типичная деспотия. В правописании есть грамматики главный закон: кто соблазняет невест –  знакомится с палачом. Воинственное племя поэтов, издревле населяющие мир иллюзий, дабы не истребить, друг друга в кровавой междоусобице, приняли некое уложение – свод правил, дошедших до нас в различных списках под общим заглавием версификация. Это на латыни. Латынь – мёртвый язык, самый подходящий для мира иллюзий, язык  носителей которого среди нас в живых не  осталось ни одного человека, он теперь ничей, язык – сирота.
(Дальше часть текста частично вымарана, частично отсутствует, следующие страницы написаны явно второпях, почерк не ровный, много правки, ляпов и ошибок).

Если угодно, записывайте. Отменить законы стихосложения можно, но тогда литература частично утратит свою коммуникативную функцию, индивидуальность художника растворится в бесконечности возможных вариантов, вседозволенность станет стилем, мы сможем говорить о содержании и эмоциональном отношении к нему  только вне традиций, вне правил, вне системы ценностей неотъемлемой  частью которых является окончательный продукт вашего творчества – стихи.
Кажется, заболеваю, перепутав полтора десятка цитат, стащив с головы колпак звездочёта, помещаю себя в серый футляр протертого на локтях пиджака и превращаюсь в литературного редактора. Отражение в зеркале – посмешище, а внутри довольно уютно, привык.
Знаете, дорогая, отдельные периоды ваших стихов почти безупречны, здесь и далее будем говорить лишь о технике. Нравится,  не нравится – это для девочек! Каждая совершенная строчка в идеале – маленькое чудо, строфа – подвиг, целое стихотворение – реализованный проект вавилонской башни, камень сизифа, воздвигнутый на вершине горы, и десять мешков ржи и пшеницы, разобранных безутешной Золушкой. Это трудно? А кто обещал, что будет легко?
Перестаньте морочить мне голову, вы не пишите стихов, а что тогда это:
 
Иногда цепенеет в жилах
Кровь, столкнувшись с дыханьем зимы.
Мы не любим ходить на могилы.
Мы не любим – любимы не мы?
 
 А это:

Последний день, каким тебя увижу?
Не знаю, знать об этом не хочу,
Быть может, я топор возненавижу –
         Он руку пожимает палачу.

          Или:

       Салютую товарищам павшим
 серым дымом сырого костра,
им уже ничего не страшно –
наша участь не так проста.

Замечательно, и, пожалуй, совсем не по-женски. Не смешите меня. Я ничего не понимаю в женщинах. И вы этого не писали. Нет, просто мне смеяться больно. Вчера схлестнулся с двумя очень напористыми зоилами. Еле отбился, но сломал свое любимое перо и потерял пинту крови…
Кто такие зоилы? Это кровожадные чудовища. К сожалению, всякий попадающий в Мир Иллюзий обречен на встречу с ними. Я расскажу о них позже.

(И вновь другой почерк, неразборчивый нервозный)
Сударыня, меня совершенно не волнует Ваш творческий псевдоним! Допускаю, Вы не хотите быть просто Ирой, Таней, Томой или Даздрапермой! Поймите, для мира иллюзий это не важно! Ваше настоящее Я осталось в прошлом, едва Вы переступили порог этого мира. Вы хотите романтики? Призыва на Вашу страницу посредством кричащего имени? Но уверяю Вас, голубушка, этот крик никто не услышит. Он растворится среди тысяч других подобных ему, осыплется иголками старой новогодней елки, утратит свою силу и станет неотъемлемой частью общего гула, который вот уже много лет бродит в моей голове и мешает сосредоточится. Вас ввела в заблуждение искрящаяся мишура этого мира, ложный блеск искусственных свечей и обманчивый свет так и не родившегося солнца. Имя – ничто. Ваше творчество – всё. Поверьте, я встречал здесь много эффектных имен. «Дающая Свободу», «Несущая Мир», «Дарящая Тепло». Но само по себе имя не может что-то дать, принести или подарить. Это можете сделать только Вы. Ваша сила, ваш талант, ваша Душа!

Сударыня, не нужно понимать мои слова буквально. В этом мире полно подобных псевдонимов. О, как это по-женски, назвать себя «Душа Поэта» или «Заблудшая Душа». Почему-то мало кто желает именоваться «Душа Дуры» или «Душа Бездарности». Всем непременно хочется быть «Душой Принцессы», «Душой Королевы» или «Душой Графини». Душой нищенки быть никто не стремится.
Я верю Вам на слово. Душа у Вас «Хрустальная»! Но выбирая подобный псевдоним, Вы накладываете на себя определенные обязательства, ибо имиджу необходимо соответствовать. Многие захотят удостовериться, а действительно ли в Вашей поэзии можно услышать волшебный перезвон хрустальных колокольчиков, или Вы попросту присвоили чужое имя? И даже если Вам это удастся, все равно найдутся тугие на ухо критики, которые не расслышат в Вашей поэзии звона хрусталя, а лишь грубое соприкосновение граненых стаканов. Кроме всего прочего, этот псевдоним все равно уже занят одной достойной особой.
Но-но, сударыня, не нужно впадать в крайности! Хотя «Душа Дилетантки» это не так плохо. Вы молоды, амбициозны и главное, Вы испытываете постоянный творческий голод.Я могу только порадоваться за Вас. Смелее шагайте по этому миру, но помните: это всего лишь Иллюзия…

(Почерк чёткий ровный, почти каллиграфический).
Выпить по рюмочке – это была превосходная идея. При встрече вы показались мне слишком доверчивой, а я вам надо полагать слишком подозрительным. Для этого есть основания. Какие? Не бойтесь, умирать не страшно. Особенно в мире иллюзий, хотя, признаюсь, противно. Скоро рассветёт, и вы увидите, что укрылись мы на кладбище, где почти на каждом надгробье обозначена причина смерти: «удален модератором». Что это значит? Это значит, в нашей игре кто-то присвоил себе право Господа Бога удалять кого-то куда-то. Наверное, вы уже имеете скорбный опыт знакомства с кем-то, кому пришлось быть удаленным, а вот куда их удаляют? Представьте себя маленькой девочкой, бессонная ночь, а за окном гроза,  и вот все ваши самые мерзкие фантазии, кишащие молчаливыми чудовищами, жизнерадостными ублюдками, любознательными садистами и неутомимыми палачами оживают и делают шаг к вашей постели. Вот это мгновение погружения в кошмар, осознание своей беззащитной беспомощности становится для удаленных вечностью. Я говорю правду, а не пугаю. Бояться мира иллюзий занятие неблагодарное. Бросьте ему вызов. Сорвите с себя одежду и пройдите по ратушной площади голой перед толпой зоилов. Плюньте в лицо старшине Почетного легиона старейших пользователей форума. Назовите Главного редактора сукиным сыном. Вас осудят, распнут, но нарекут свободной. Не свободной от чего-то там, не свободной для чего-нибудь, не во имя, не ради, не потому что и вопреки всему, а просто свободной. Мои слова кажутся вам странными, а мне кажутся странными слова тех, кто говорит,  например, так: «мы не можем говорить о содержании и эмоциональном отношении к нему  вне традиций, вне правил, вне системы ценностей неотъемлемой  частью которых является окончательный продукт вашего творчества – стихи». Стихи это продукт? Бред. Почему вы  на меня так смотрите? Вам уже кто-то говорил эти слова? Говорил? Не молчите же! Отвечайте – светает.

( И снова другой почерк.Прыгающие торопливые строчки).
Госпожа моя! Я последний ваш гид по Миру Иллюзий! Все предыдущие учителя  уже мертвы! Одних настигли модераторы, другие не выдержали схватки с зоилами. У меня самого осталось слишком мало времени. Красноглазые взяли меня в плотное кольцо. Так что не теряйте времени – спрашивайте!
Ах, Вы еще не поняли кто такие зоилы? Вспомните пушкинские строки:

"Охотник до журнальной драки,
 Сей усыпительный Зоил
 Разводит опиум чернил
 Слюною бешеной собаки".

Это злобные критики, которые в Мире Иллюзий обрели реальность. Реальность настолько страшную, что многие молодые поэты уже боятся селится в Нашем призрачном мире. Зато зоилы множатся в геометрической прогрессии, сверкают глазами и жадно урчат, предчувствуя свежую кровь. Это кровопийцы блуждающие по страницам в поисках новых жертв. Они настолько же многообразны, как разнообразен этот иллюзорный мир. Кто-то из моих предшественников даже составил их табель о рангах. Но это сейчас не важно. Скажу лишь, что их более ста категорий. Последние самые слабые. Вы легко узнаете их  по красным глазищам и вечно текущей слюне. Справиться с ними не сложно, они с воем убегут от легкого щелчка по лбу. А вот упыри более высокого ранга уже опаснее. Они научились маскироваться и прятать алчный блеск красных глаз под стеклами солнцезащитных очков. Они будут расточать Вам комплементы и одаривать лучезарной улыбкой, но когда Вы потеряете бдительность, вопьются клыками в шею.

Зоилы первых рангов поистине вселенское зло. Не потому, что борьба с ними потребует напряжения всех сил, и после схватки Вы будете чувствовать себя выжатым лимоном, а потому что они умеют воздействовать на модераторов.

Модераторы. Пожалуй, в нашем мире это синоним слова Смерть. Как они выглядят? Затрудняюсь сказать, ведь я еще жив… Я, как и все, могу довольствоваться лишь слухами. Один человек дважды умирающий в этом мире писал: «Это маленькие незримые существа с огромными ушами, длинными подвижными пальцами и пустыми ничего не выражающими глазами…».
 
Кому-то, они являлись в виде черной летучей мыши, кто-то видел лишь горящие во тьме глаза, разрезающие мглу подобно паровозным фарам, а мой друг, весельчак и умница, сподобился лицезреть мультяшного Чебурашку. Нет, он не удивился, ибо в Мире Иллюзий можно встретить и не таких удивительных существ. И лишь когда Чебурашка принялся вытворять странные пассы руками, и иллюзорное жилище моего друга подернулось рябью и стало медленно таять, он понял, что перед ним Модератор.

Нет, сами по себе модераторы вовсе не злые и кровожадные. Но их органы восприятия – уши… Обитая в недрах этого мира, они слушают его звуки, питаются и наслаждаются ими. Этой особенностью и пользуются зоилы. Видя, что не могут самостоятельно справиться с гордым поэтом, они настойчиво начинают нашептывать в волосатое ухо модератора гнусную клевету о нем, распространять лживые сплетни о кощунственных высказываниях в адрес Мира Иллюзий и часто добиваются желаемого. Модераторы, как стражи этого мира выносят приговор: Смерть!

Модераторам все равно кого убивать. Все жители этого мира для них равны. Я слышал, что некоторые  авторы сумели расправиться с зоилами их же методами, пожалившись модераторам. Но таких очень немного, ибо большинство поэтов слишком горды, чтобы опуститься до жалобы. Они лучше примут мученическую смерть. А вот зоилы… . Помяни черта!

Госпожа моя, Вы слышите?! У нас совсем не осталось времени! Я слышу топот множества ног! Мои преследователи скоро будут здесь! Я многого не успел Вам рассказать! Вот, возьмите этот список! Здесь отмечены  люди, которые всегда придут Вам на помощь, дадут совет и помогут отбиться от зоилов! В Мире Иллюзий множество честных жителей и мне больно и стыдно, что не все они в моем списке! Я не успел! А у Вас вся жизнь впереди! Вы ещё пополните его достойными именами!
Вот этот список:

Дмитрий Кирьяков, Макар Бронзо, Любовь Архипова, Людмила Зрелик, Антон Рысаков, Татьяна Чехова, Наталья Коршакова-Марон, Олег Тютиков, Николай Фока, Сергей Вебер, Надежда Лада, Алёна Кор, Татьяна Ибрагимова, Даэтоя Юрий, Петровна 2, Несущая Мир, Артем Банни, Елена Серженко, Алина Данилова 2, Валентина Юрьева Мутилина, Душа Хрустальная, Екатерина Вяткина, Абракадабр, Анатолий Шинкин, Юрий Маков, Пекл Адюк,  Игорь Дегор Антонов, Алла Ребенко.
   
Бегите, госпожа моя! Я их задержу! Берегите список! Прощайте!
Вам не нужно идти со мной, по крайней мере, сейчас. Почему? Хотя бы, потому что у меня есть ружьё, а у вас нет. Вот когда оно освободится, вы решите что делать дальше. Выход всегда есть. Вы можете пойти следом за мной и погибнуть, но только, пожалуйста, не торопитесь. Внимательно слушайте. Звуки их выстрелов будут напоминать противное «пиу-пиу», я буду отвечать «ба-бах», когда мои «ба-бах» прекратятся, выбирайте: пойти за мной или отступить, за этим склепом крутой обрыв над рекой. В ледяной воде предзимья шансов выжить не много, но они есть, они есть даже, если вы не умеете плавать…. Я умею. Да, плавал. Не обижайтесь, не хочу ничего объяснять, просто запомните, после моего последнего «ба-бах» вы должны принять решение сразу. Уже через две минуты здесь будут наши ушастые друзья. Они предложат вам ещё один путь – отречься. Ничего сверхъестественного, они прочтут вам любое ваше стихотворение и спросят кто его автор. Нет, это будет ни манифест, ни откровение, что-нибудь простое и легкомысленное, пусть даже это:

Ветер в тумане наделал дыр,
И предрассветной порой
Увидел как нимфу влюблённый сатир
Моет холодной росой.
Ветер волною украсил пруд,
Спрятался  в камышах,
Сатир там щекочет юную грудь
Кисточкой на ушах…

Если назовете автора, автор погибнет. Откажитесь – вернётесь с ними в город, и будете как все. Может быть, они вас попытаются сделать шлюхой, оценив по достоинству ваш язык, красоту и невинность, они это умеют. Будете рифмовать им по праздникам розы и морозы, как завещал великий…. Хватит пугать вас? Да, пожалуй, хватит. Знаете, я просто не хотел…. Мне показалось при первой встрече, да на мосту, помните ласточку, я тоже, там мне показалось, что для этого мира у вас слишком много иллюзий….

(Тот же почерк, те же чернила, как на первой странице).
Потом он сказал: кажется, нам действительно пора подводить итоги. Итак, по порядку, с чего мы начали? Во-первых, здравствуйте, во-вторых, добро пожаловать, и, в-третьих: прощайте! Мне пора, а этот мир ваш.

Пиу.
Ба-бах.
Пиу-пиу.
ПИУ…
               
               
                23.11.2011.