Scary BOOM. Жизнь в андерграунде

Александр Хлупин
       «Только все пройдет
       И это не навек.
       Кровь по синей вене
       Ускоряет бег.
       Ты оттаешь, станет теплою рука,
       Будет happy end  и титры, но пока
       Ты впадаешь в анабиоз!».

       Песня группы Scary B.O.O.M.

     Intro.

      Осенью 2011 года на информационном канале цифрового спутникового телевидения «Триколор ТВ» началась трансляция первого документального рок-сериала «Scary B.O.O.M.  в андерграунде». Кроме того, он также доступен для пользователей социальных сетей «В контакте» и «YouTube». Подобных сериалов никогда не снималось не только в России, но и во всем мире. Да, история музыкального бизнеса знает немало примеров выпуска различными группами и исполнителями исторических документальных фильмов о себе и записи ими тех или иных альбомов. Но документальных рок-сериалов, с участием действующей группы, еще не было.

      Откуда растут ноги.

      Группа «Scary B.O.O.M.» существует уже двадцать лет. Их название расшифровывается очень просто – Scary Band Of Original Music. То есть ЖУТКАЯ ГРУППА ОРИГИНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ. Я должен сразу же заверить непосвященного читателя, что ничего жуткого на самом деле ни в самой группе, ни в ее музыке, не было, и нет. Просто подобные «говорящие» названия являются нормой среди команд, исполняющих сайкобилли. Это обусловлено еще и тем, что зачастую тексты песен этих групп повествуют о пришельцах, восстаниях мертвецов и прочих жутких вещах. Но данный факт опять же не является общепринятым повсеместно.
      Музыканты «Scary B.O.O.M.» приятные внешне и в общении люди. Их лидер Кирилл Ермичёв производит впечатление умного, целеустремленного человека, который абсолютно уверен в своих силах и верит в то, чем занимается в жизни. Думаю, что именно эти качества позволили ему достичь всего того, что его группа, и он сам представляют собой на сегодняшний день.
      Группа начинала, как одна из многочисленных питерских команд, исполняющих сайкобилли. Родоначальниками данного стиля принято считать английскую команду «THE METEORS», которая тридцать с лишним лет назад, решила смешать рокабилли и рок-н-ролл пятидесятых годов с панк-роком. Получилась термоядерная смесь, которая до сих пор не дает покоя многим поклонникам настоящей музыки во всем мире. Последователи «МЕТЕОРОВ», привносили в стиль также элементы хэви-металл и индастриела. А, по сути, на сегодняшний день, сайко, как музыка является смесью всех мыслимых стилей, в которых, так или иначе, наличествует драйв.
      А вообще Сайко – это не только музыка. Это также определенный имидж. Яркие стильные одежды,  ковбойские сапоги (именуемые в России «казаками») или ботинки на толстой подошве - «каши», причёски коки, чубы или флет-топы, а также художественные тату. Несложно сделать вывод о том, что слиянию в данном конкретном случае подверглись не только музыкальные стили, но также стили в одежде и манеры поведения на концертах. В безумных плясках фанатов на концертах сайко-групп, есть немало элементов как из рок-н-ролла, так из панковского танца «пого».
      В Питере (а именно там сайко прижилось как нигде в России и породило множество последователей) первыми сайко-группами были «SWINDLERS» и «THE MEANTRAITORS». Первые в скором времени уехали в Данию, поработали там, а потом распались. Вторые существуют до сих пор. Уже к началу 90-х годов они зарекомендовали себя, как крепкая и продуктивная команда. Благодаря этому в 1991 году, они смогли записать первый альбом в Москве, на студии SNC. На сегодняшний день у них внушительная дискография, а также изрядный опыт работы в Европе.
      Постепенно, с течением времени «Scary B.O.O.M.», которую сам лидер группы Кирилл Ермичёв относит ко второй волне питерского сайкобилли, был выработан свой собственный стиль «скэрибилли».
      На сегодняшний день у группы выпущено пять релизов, не считая участия в многочисленных музыкальных сборниках, как в России, так и за рубежом. Один из релизов представляет собой совместную работу с известным писателем Ильёй Стоговым, который также является автором книги о питерской музыкальной культуре 90-х годов «Грешники» и чей голос за кадром звучит теперь в сериале  «Scary B.O.O.M.  в андерграунде». Альбом является саундтреком к третьей части культового романа Стогова – «Мачо не плачут». Песни чередуются с чтением автором выдержек из собственного произведения. Во многом, данный проект так же, как и сегодняшний сериал, являлся новаторским.
     Хотя история российской рок-музыки, на момент выхода этого альбома, уже знала один весьма удачный пример совместного творчества рок-группы и писателя. Это альбом группы ВА-БАНКЪ и Виктора Пелевина – «Нижняя Тундра», 1999 года выпуска. Но там была несколько иная концепция. Пелевин специально для этого проекта написал новый рассказ «Нижняя Тундра» и отдал его Александру Ф. Скляру. А тот, при участии своих коллег по группе и поэта Евгения Головина, написал 13 песен, рожденных так сказать под впечатлением и во многом по мотивам этого рассказа.
     Но основных, полноценных альбомов у БУМов два – «Пища Богов» и «LoveCola». Первый из них, был выпущен в 2000 году и являлся фактически сборником лучших песен группы, рожденных за восемь лет активного творчества. Группа долго шла к этому релизу. Менялся ее состав, менялись взгляды на музыку ее участников. Было сыграно множество концертов. К своему первому официальному альбому «Scary B.O.O.M.», пришла группой зрелой и закаленной в жизненных боях. Качество собственных творений, всегда стояло для команды во главе угла. В том числе по этой причине, а также в связи с различными заморочками экономического плана, альбом записывался целых 2 года. А по окончании работы над ним, текущий состав группы оказался на грани распада. Но, несмотря на все это, пластинка получилась отменной. И позволила группе полноценно заявить о себе, в том числе и на зарубежном музыкальном рынке.
     Второй был выпущен в 2007 году. И показал уже группу искушенную, способную удивлять и не растерявшую по дорогам жизни свой талант и драйв. Необходимо отметить тот факт, что если в российскую версию «Пищи Богов» было включено лишь 2 песни на русском языке – «Анабиоз» и «Сердце Глубин», то версия «Лавколы», изданная в России, состояла полностью из песен на русском языке. А вообще, песни группы всегда существовали в двух версиях – на русском и английском языках.
     «Лавкола» получился в хорошем смысле хитовым альбомом. Поэтому чрезвычайно жаль, что он прошел мимо большого российского ТВ и радио. При этом в Европе, группа успешно ездит в гастрольные туры, выпускает пластинки, которые продаются от Нью-Йорка до Токио, и получает гран-при на крупных музыкальных фестивалях. Как и во все времена, нет пророка в своем отечестве!
       «Scary B.O.O.M.», несмотря на свой солидный музыкальный стаж и достижения, остается независимой группой, не заключившей никаких супервыгодных контрактов с крупными музыкальными компаниями. Контрабасист Александр Логинов и барабанщик Сергей Андреев вынуждены играть и в других коллективах.
     Лидер группы Кирилл Ермичёв, всегда отличался не только серьезным подходом к делу своей группы, но и склонностью к подвижничеству. Именно благодаря его стараниям, в 90-х годах прошлого века, в Петербурге состоялись несколько клубных фестивалей групп, исполняющих сайкобилли. Кроме того, он выступил автором и продюсером трех аудиосборников «Psychoburg» и одного видеосборника «Psychoburg: Picnic On The Roadside». Как показала жизнь, именно участие в этих сборниках, стала для многих групп единственной возможностью оставить о себе материальный след в истории.
     В 2007 году, одновременно с выходом альбома «Лавкола», увидела свет книга Ермичёва - «Русская психатака». По словам автора, его книга о сайкобилли не исследовательский труд с точной хронологией. Это его рассказ о том, что он видел и слышал, пока эта музыка звучала вокруг и внутри него. Кириллу, на страницах этой занятной книги, удалось весьма точно описать фактически целое десятилетие, когда в Питере подняла голову сайкобилли-тусовка. Групп было много, и все они пытались внести в этот стиль что-то свое.  По сути, именно они стали альтернативой группам, вышедшим из Ленинградского рок-клуба. И если бы в 90-х годах ситуация в России в плане музыкального бизнеса, была не столь плачевной, вполне возможно, что сейчас бы мы имели совсем иную картину на музыкальном рынке.
      В 90-х, именно Петербург стал колыбелью новой музыкальной революции, которая, к сожалению, так и не произошла. Неустроенность, отсутствие нормальных инструментов и репетиционных точек, почти полное отсутствие возможности нормальной записи и выпуска альбомов, а также наркомания и алкоголь, привели к тому, что большая часть сайко-групп, а также групп, так называемой Там-Там-генерации, просто распались. Кто-то завязал с музыкой, кто-то сторчался и умер. Кто-то уехал за бугор в поисках лучшей доли. 90-е годы были одновременно периодом развала страны и расцвета бандитизма, но при этом, это было время необычайного творческого всплеска в России. Однако, первые два фактора по сути так и не дали выхода для творчества.
     Но не все так плохо! «Scary B.O.O.M.» смогли пережить это бурное десятилетие, и продолжают трудиться до сих пор, как и некоторые другие представители петербургского сайко.
     Учитывая вышеизложенное, неудивительным лично для меня явился факт того, что неуёмный характер, наличие несомненного интеллекта и  искренняя любовь к тому делу, которому он посвятил всю сознательную жизнь, привели Кирилла Ермичёва к тому, что теперь он и его группа стали героями первого документального рок-сериала.

      С чем это едят.

      Первый документальный рок-сериал «Scary B.O.O.M.  в андерграунде» повествует не только об истории и каждодневных буднях группы «Scary B.O.O.M.». Хотя будни эти крайне интересны, в первую очередь для тех, кто интересуется историей музыки и процессом ее создания. И посмотрев сериал, вы поймете, что создание живой музыки, дело отнюдь не простое, а является полноценным трудовым процессом со своими определенными сложностями и заморочками.
       Из сериала можно во всех подробностях узнать, как и где проводятся репетиции, как производится запись песен в музыкальной студии, как происходит фотосессия, как работает хор Дома радио, а также можно будет посмотреть мастер-класс интервью на радио «Rock-Online», и, кроме того, выяснить, как происходят подготовка к концертам и сами концерты. И многое-многое другое! 
     В сериале также рассказывается и о музыкальной клубной культуре С-Петербурга в 90-х годах прошлого века. По ходу сериала зрители смогут увидеть уникальные хоум-видео и самодельные клипы того времени. Среди подобных раритетов – фрагменты концертных выступлений групп «ATTRACKARS», «BOMBERS» и «ХИМЕРА», клипы «SWINDLERS» и  «RATTLESNAKES», а также многое другое.
     Кроме того, в сериале упоминаются передача «Поп-антенна», клубы «Там-Там», «Indie» и салун «Money Honey», а также питерские радиостанции «Модерн», «Балтика» и «Катюша», благодаря которым в то время многие группы впервые заявили о себе.
      Кроме всего прочего из сериала можно будет узнать, что в настоящий момент происходит в сайко-тусовке, которая переживает сейчас период ренессанса. Многие группы,  начинавшие в 90-х, к примеру, DIE SPIELE D.D.D. и MOSQUITO, в связи с этим решили тряхнуть стариной.

     Есть что вспомнить.

     Мое первое знакомство с сайкобилли произошло в 1998 году, когда я увидел концерт группы «THE MEANTRAITORS» в ТВ-программе «Живая коллекция» на канале РТР. Музыка мне понравилась. Правда, в начале я подумал, что это группа иностранная, поскольку все их песни были исключительно на английском языке. Ну, и выглядели они нетипично для русской рок-группы. Стильные прически, многочисленные художественные тату. Чуть позже у меня появилась их видеоколлекция живых выступлений.
      В то время я находился под сильным влиянием т.н. русского рока. Хотя я всегда был и остаюсь по сегодняшний день активным меломаном, русский рок для меня в то время, был главной и как я полагал, наиболее достойной музыкой. Это сейчас, спустя много лет, я понимаю, что, в общем-то, этот жанр себя уже давно исчерпал. Большая часть его адептов занимается пафосными выпадами на сцене и на фиг никому не нужными поучениями в текстах песен. Такие барды с гитарами. А с точки зрения музыки, там по сути уже нечего послушать. При этом я понимаю, что тем, кому сейчас 15-16 лет, их песни кажутся откровениями, истиной в последней инстанции. Как и мне в свое время. Но сейчас мне хочется, как спел Александр Васильев: «Новых мелодий! Хочется новых симфоний!».
     Я был постоянным слушателем радио «Катюша» и в первую очередь программы «Русский рок». Эта радиостанция была уникальной в первую очередь потому, что там работали музыканты. Поэтому слушать ее было интересно вдвойне. Благодаря передаче «Русский рок» я открыл для себя СПЛИН, КОРОЛЬ и ШУТ, ПИЛОТ, ПОЛКОВНИКА и ОДНОПОЛЧАН, НОЧНЫХ СНАЙПЕРОВ (еще когда они были дуэтом Арбенина-Сурганова) и других. Поэтому было чрезвычайно жаль, когда на смену «Катюше», пришло попсовое «Эльдорадио». Жизнь еще раз доказала, что большие деньги решают все. И наплевать, что таким образом был грубо перекрыт канал свободного музыкального вещания, которых у нас и так то было, раз два и обчелся!
       Мне не довелось побывать в таких легендарных и ныне не существующих питерских музыкальных клубах, как «Там-Там», «Indie» или «Ten». Но зато я неоднократно бывал в таких не менее легендарных, и также уже не существующих клубах Питера, как «Полигон», «Вулкан» и «Спартак».
        А о группе «Scary B.O.O.M.» я впервые узнал в 2002 году, когда прочитал статью «Первые в космосе» на страницах журнала FUZZ, который в настоящее время уже не существует в виде печатного издания, а перешел в разряд интернет-сайта. К этому журналу можно относиться по-разному. Как я понял из книги «Русская психатака», у Кирилла Ермичёва, отношение к FUZZу в основном скептическое. И, в общем-то, наверно обоснованно. Да, как ни крути, журнал, который начинался как независимая музыкальная газета ROCK-FUZZ, с течением временем обрел глянцевый вид и коммерческий лоск. Приставка РОК естественным образом отпала. А все потому, что журнал стал писать не только о рок-музыке. Но и о других стилях, слава Богу, не скатившись до откровенной попсы.
      Так или иначе, у меня  к этому журналу осталось теплое, даже ностальгическое отношение. Я был его постоянным читателем на протяжении десяти лет. Очень много полезной музыкальной информации я почерпнул именно на его страницах. Кроме того, несколько моих первых авторских материалов, посвященных музыке, были опубликованы именно в FUZZе.

      Coda.

      Итак, смотреть или не смотреть первый документальный рок-сериал «Scary B.O.O.M.  в андерграунде»? Мой ответ – да, безусловно! И не только потому, что это беспрецедентный проект для России. И даже не потому, что в сериале звучит отличная музыка. А потому, что это исторический документ, который пишется здесь и сейчас, на наших с вами глазах.
      Годы летят незаметно. Отшумели девяностые, пролетели нулевые, десятичные проросли. Молодость проходит быстро. Хотя лично я считаю, что она не связана с возрастом. Молодость, по моему мнению – это состояние души. Бывает так, что человек молод и в 60. А бывает, что уже в 25 безнадежно стар. Как справедливо заметил в свое время Борис Гребенщиков: «Многие люди старятся раньше, чем начинают взрослеть!». Но это уже другая история!
     А музыка всегда молода. На самом деле, нет старой или новой музыки. Есть лишь хорошая и плохая. Та, что тебе нравится или не нравится. Поэтому слушайте хорошую музыку и не старейте как можно дольше!

     По вопросам возможной публикации статьи или ее отдельных частей в печатных изданиях и на интернет-порталах, обращайтесь к ее автору в личку!