Завещание

Галина Кошель
                Нине Никитичне идет восьмой десяток. Не успела оглянуться – а жизнь так быстро  пролетела легкокрылой птицей.
                Родом Нина Никитична из деревни, окончила в свое время семь классов, после школы работала дояркой. Когда вышла замуж, то муж увез её к своим родным на Дальний Восток. Там же родился и её первенец – сын Иван. Потом был переезд в Казахстан – страна-то тогда была одна, но и там им не пожилось. Сушь, пыль, жара и бескрайние степи кругом. Оттуда подались они в Самарскую область, остановились в городе Тольятти, где и остались насовсем. Было у них в то время уже трое сыновей, кроме Ивана родились Денис и младшенький Павлик.
                Хоть и с большим трудом, но семья получила трехкомнатную малогабаритную квартиру, с небольшой уютной кухонькой в пятиэтажке панельного дома. Как же  они радовались этому, как же счастливы были тогда.
                Нина Никитична всю свою трудовую жизнь в Тольятти проработала уборщицей в одной организации. Работать приходилось не два-три часа в день, как обычно работают уборщицы, а полную смену. Она привыкла к коллективу, люди её уважали, а она в свою очередь с теплом, по-доброму относилась к окружающим. Оттуда и на пенсию вышла. 
                Жизнь шла своим чередом. Дети выросли.
                Старший сын Иван женился, давно живет отдельно. У Нины Никитичны есть внук и внучка, оба взрослые. Своих внуков Нина Никитична видит совсем редко, они практически не бывают у нее.
                Ещё когда внуки были маленькие, жена Ивана Катя не давала Нине Никитичне общаться с внуками, так как считала, что бабушка, работающая уборщицей, ничего хорошего не может дать её детям, в отличие от собственных родителей. Об этом Иван как-то матери проговорился. А у Кати отец был врач, а мать - заведующая магазином.
                Нина Никитична однажды с горечью вдруг заметила, что сын стал стесняться, сторониться её и родительского дома.
               Он очень редко теперь заходил к родителям, а если вдруг случалось Нине Никитичне зайти к ним, чтобы проведать внуков, то сноха была недовольна гостьей, и всем своим видом показывала это. Детей она старалась чем-нибудь занять, отвлечь, чтобы они не общались с бабушкой. Больно Нине Никитичне было все это сознавать, но она смирилась и не лезла в их жизнь. Она практически перестала заходить к ним. Иногда только наберет номер телефона, чтобы услышать в трубке родные голоса.
               - Мне самое главное, знать, что они живы, здоровы и что у них все хорошо, – говорила она иногда соседкам, когда те спрашивали, почему не видно Ивана с женой или внучат.
                Второй сын Денис также женат, взял женщину с ребенком, и они живут своей семьей.
               - Жаль, что Господь не дал Денису своих деток, - говорила порой Нина Никитична, делясь с мужем своими переживаниями. 
               Павла, своего младшего сына, Нина Никитична похоронила семнадцать лет назад, и хоть прошло уж немало  лет, но до сих пор эта рана саднит у нее, болит и кровоточит. Одно лишь утешает Нину Никитичну – что когда-нибудь они с милым сыночком все-таки встретятся.
               Квартиру, в которой Нина Никитична жила с мужем, они приватизировали и загодя написали завещание: Нина Никитична завещала свою долю Денису, а супруг – старшему сыну Ивану.
               - Чтобы потом между детьми не было ссоры, - решили родители.   
               Однако, жизнь часто складывается не так, как мы предполагаем, загадываем.
               Однажды Денис пришел к родителям расстроенный, совсем потерянный.
               - Я ушел из семьи, мы разводимся, - сказал он матери.
               Что у них там случилось, Нина Никитична  не стала выяснять.
               - Ладно, сынок, всё ещё образуется, помиритесь, - попыталась она его утешить.   
               Денис лишь махнул рукой в ответ.
               Та квартира, где Денис жил с семьей, была оформлена на жену, и он при разводе не стал ничего делить, скандалить, а просто ушел к родителям, собрав свои личные вещи.
               Так они и жили втроем, тихо, мирно и спокойно уже второй год. Нина Никитична редко выходила из дому, так как ей досаждают, болят ноги. По врачам она не ходит, не любит этого, а лечится народными средствами и никому не жалуется.
               И вот недавно пришла беда в их дом. Заболел и скоропостижно умер муж Нины Никитичны, с которым они прожили в согласии  много лет, не дожив до золотой свадьбы всего один год. Вспоминая мужа, Нина Никитична печалилась, глаза её моментально наполнялись слезами.
               - Стёпушка мой,  как ты там без меня, - вытирала она мокрые глаза скомканным платочком.
               Не прошло и сорока дней после похорон, как пришел Иван и сказал матери, что, так как отец написал завещание на него, то он решил продать квартиру, которая, хоть и хрущевка, но находится в центре города и цена у нее очень даже неплохая по нынешним меркам.
               - Купим тебе какой-нибудь маленький домишко в пригороде, ну и Денису там хватит места, - заявил он матери.
               - Сынок, ведь ещё и сороковины не отвели, что ж ты сейчас-то об этом, – ужаснулась Нина Никитична. Да и не пойду я никуда из своей хаты.
               - Вот умру – тогда делайте, что хотите, - заплакала она.
               - Нет, мать, пойдешь – твердо сказал Иван. Отец завещал мне свою долю, и я что хочу, то и делаю с ней.
               - Сынок, а как же я? Мы же здесь вас вырастили, подняли на ноги, а теперь что же…
               - Так я же тебя, мать, без угла не оставляю. Какая тебе разница в твоем возрасте – где жить, в центре города или за городом. Там и воздух свежий. Да и все равно ты почти из дома не выходишь, - твердо стоял Иван на своем. И какая-то незнакомая жесткость проглядывала в его взгляде. 
               - Так что, готовься, мать, скоро сменишь место жительства.
               - Ваня, мы здесь живем столько лет, всё мне здесь свое, знакомое, каждую выщербинку на лестнице знаю, каждый кустик возле дома… Да и соседи рядом роднее родных, куда же я без них. Словом не с кем будет перемолвиться…
               - Сейчас мобильники у каждого, звони - не хочу, - ответил ей Иван. И  не упрямься, мать, лучше настраивайся на переезд, да вещи помаленьку пакуй…
               Не задерживаясь больше, он надел куртку и ушел.
               На дворе стояла поздняя осень.  На улице было пасмурно, дождливо. Дождь тихонько барабанил по стеклу и его капли грустно стекали вниз.
               Нина Никитична смотрела на окно и ей казалось, что сама природа сочувствует ей и плачет вместе с нею.
               - Нет, не может сын так со мной поступить, не такой он. Одумается, завтра же придет и будет просить прощения, - стала успокаивать себя Нина Никитична.  И ей сразу же стало легче, показалось вдруг, что вокруг всё посветлело, вроде бы и дождь за окном пошел на убыль …


Фото из Интернета.