Детство на улице Ключевская. 34

Наиль Мустафин 2
Характер.

Этот случай в классе произошел именно так, видно,  не просто так. Если бы не было этого, вряд ли вспомнились товарищи по классу.
Школа № 15, что располагалась в самом начале улицы Чернышевского, была построена в 1906 году. Ее двухэтажное здание из красного кирпича в 1960-ые годы еще было единственным кирпичным зданием среди одноэтажных деревянных домов, что располагались вокруг. По-старинке пожилые люди еще называли школу «Галия»-медресе, хотя таковой, т.е. медресе, она была только до революции 1917 года.
Комнаты в здании школы казались очень просторными, высокими, крепкими как в крепости.
В тот памятный день третий «Б» класс занимался в комнате, где парты были расставлены не обычно. А именно: в четыре ряда по три парты всего. Только в ряду, что у окон четыре парты. Стол учительницы в начале второго ряда, считая от окон. Окон было два – огромных, почти до потолка.
Ученики расселись следующим образом. В ряду у окна на первой, выступающей вперед парте сели: отличница класса, считавшаяся самой красивой девочкой в классе – Курамшина Неля и Алексеева Люся – троечница, худощавая с тонкими чертами лица, довольно привлекательная девочка. Она жила в соседнем бараке, рядом с домом Наиля.
На второй парте – Венер Хамидуллин и Рамиль Каримов. Оба мальчика одинакового роста, среднего телосложения отличаются некоторой независимостью от других. Дружат между собой и еще с Валерой Чувилиным и Сашей Пашковским, которые  по росту  и телосложению несколько схожи с первыми. Валера и Саша заняли самую последнюю парту в этом ряду. А предпоследняя досталась Наилю и Мухаметзадину Рамилю. Наиль  телом схож с четверкой друзей, но по характеру  скорее схож с Мухаметзадиным, который отличается тем, что почти ни с кем не дружит как кот, который гуляет сам по себе. Тоже самое можно сказать и про Наиля. Только Рамиль ниже ростом, более худощав, резковат в движениях, не стесняется в выражениях в разговоре с товарищами. Наиль же слывет тихоней.
Во втором ряду на первой парте разместились Зоя Садыкова – круглолицая, слегка пухленькая (но не жирная) обаятельная девочка, которая из-за своего тихого характера не очень-то привлекает на себя внимание, и Миляуша Мигранова – самая маленькая в классе девочка, которую природа не обидела красотой. Но эту красоту тихую и нежно-скромную мальчишки как будто не замечали.
На второй парте сидят две подружки: Галя Ханнанова и Ляля Муратова. Худощавые, стройные, миленькие на лицо, бойкие и шустрые, они всегда старались быть на виду, быть первыми. Учатся они хорошо. Гордятся тем, что занимаются в танцевальном кружке при телевидении, и их показывают по телевизору. Почти всегда они ходят вместе.
На последней парте – Володя Алексеев и Саша Петров. Это самые крепкие мальчики в классе. Володя как белый гриб – полный, плотный, сильный.  Саша скорее похож на подберезовик – несколько тоньше телом, но чуть выше Володи. Эти мальчики дружат между собой и больше ни с кем. Не стесняются в выборе слов при разговоре на улице, да и руки  пустить в дело им ничего не стоит. Володя учится хорошо, а Саша еле на тройки тянет.
В третьем ряду на первой парте Биглов Хамит и Хамзин Боря. Эти мальчики под стать Венеру и Рамилю. Они и сближаются иногда вместе играть, и телосложением схожи. Но на лицо больше имеют башкирские черты – слегка узкоглазые, круглолицые.
На второй парте устроились Наташа Никитина и Наташа Бутырина-Грачева. Никитина больше привлекает к себе миловидностью, а Бутырина-Грачева своими поступками. Она бойкая, решительная, в выражениях не отстает от Володи и Саши, а по дерзости с ней не сравнится ни один мальчик. Как-то раз она поссорилась с Сафиным Мусой и умудрилась откусить ему кожу на лбу.
Сафин вместе с Витей Щербаковым сидят как раз за Наташами. Оба мальчика довольно хулиганистые, учатся на тройки. Несколько сближаются с Володей и Сашей во время игр не только в школе, но и после школы.
В четвертом ряду на последней парте сидят Султанов Радик – самый высокий мальчик в классе, и Леня Зеленин, который учится уже второй год в третьем классе. Перед ними парту занимают Рамиль Юлмухаметов – маленький щупленький мальчик. Он занимается в гимнастическом кружке, довольно своевольный, резкий, отчаянный в поступках, но учится только на тройки. Из-за учебы и поведения учителя часто вызывают его мать в школу. Рядом с Рамилем сидит Вася Зубарев. Он недавно в классе. Живет рядом с Бигловым и Хамзиным,- в одноэтажном переулке, поблизости от улиц Красина и Султанова. Вася мальчик плотный среднего роста, спокойный.

В тот день занятия начались с урока рисования. По расписанию должен был быть урок труда, но учителя заменили уроки.  Вначале ученики восприняли этот как бы с обидой. Но когда учительница сказала, что будут рисовать на свободную тему, приуроченную к новогоднему празднику, ученики радостно завизжали, захлопали в ладоши, вобщем, подняли приличный шум. Учительнице стоило большого труда, чтобы успокоить учеников.
Наиль стал рисовать зайца. Рисунок явно не получался. Зверь скорее был похож на кошку. Мухаметзадин рисует снеговика. Это кажется попроще и похоже на настоящего. Наиль чуть привстал и заглянул в альбом Венера. Венер рисует тоже зайца, но не в профиль, а смотрящего на зрителя. У зайца большие глаза, длинные уши, улыбающийся рот и растопыренные усы. Очень даже веселый заяц.
Наиль сел и стал поправлять свой рисунок. В это время за спиной послышался хруст сломанного карандаша. А через минуту толчок в спину.
 - Наиль, дай свой карандаш. У меня сломался.
Наиль повернулся к Валере. У того целая коробка цветных карандашей из двенадцати штук.
- Ты что, смеешься что ли. У тебя их вон сколько. А у меня всего шесть штук.
- Я черный сломал. Дай черный.
- У тебя же точилка есть. Что пристал. Отстань.
Наиль заметил, что Валера с Сашей между собой смеются. Саша подзадоривает Валеру. Валера ткнул кулаком в спину Наиля.
- Дай говорю. А то получишь.
- Если будешь приставать, я за себя не отвечаю.
Валера не унялся. Еще раз стукнул кулаком. Наиль не выдержал. Взял рулон цветной бумаги, и, повернувшись назад стукнул рулоном по голове Валеры.
Учительница сразу заметила это.
- Ты что делаешь? Разве так можно?
- Он сам начал.
- Не надо ябедничать. Садись. Рисуй и не дерись.
Наиль сел. Не прошло и минуты, как Валера опять стукнул.
- Валера. Перестань. Иначе плакать будешь. – предупредил его Наиль.
- Не буду. Училка тебе не поверит. – шепнул Валера и ударил еще раз. Тогда Наиль вскипел. Вытащил из парты портфель и с размаху опустил его на голову Валеры. Валера заплакал.
- Что это такое? Это уже хулиганство! Извинись перед Валерой!
- Не буду. Он сам начал. Я только сдачи дал. – пробубнил Наиль.
- Тогда собери вещи и иди за родителями. – закричала учительница.
- Не пойду. Я не виноват. – запротестовал Наиль.
- Тогда выйди в угол. Когда одумаешься и извинишься, тогда и сядешь.  Завтра все равно родителей приведешь.
Наиль вышел и встал в угол, лицом к классу. Некоторое время в классе было тихо. Но прошло минуты три и, Пашковский начал гримасничать и показывать уши, а Володя показал кулак. Наиль им ответил. Показал язык и тоже погрозил кулаком. Весь класс покатился со смеху.
- Что случилось? Почему шумите? – спросила учительница. Увидев, что ученики смотрят на Наиля, повернулась в его сторону.
- Ты что же? И в углу не умеешь стоять? Отвернись лицом к стене и стой. Мало видно вам простых наказаний. Раньше учеников ставили на колени, да еще на горох. А чтобы были послушными, каждую субботу пороли всех подряд розгами. А вы растете очень разнеженными, поэтому и хулиганите.
 А ты, Наиль, извинись. Иначе до конца уроков стоять будешь.
- Не буду. Я же не виноват. Пусть он сам извинится.
- Да ты еще пререкаешься.
Учительница повернулась к классу.
- Кто знает, где живет Наиль?
Несколько рук поднялось.
- Люся и Галя. Одевайтесь и отнесите записку его родителям. Только не опаздывайте на второй урок. Будем писать контрольную по арифметике.
Учительница села за стол и быстро написала записку на тетрадном листочке.
Когда девочки ушли, Валера поднял руку.
- Что Чувилин? – спросила учительница.
- А что же, Наиль контрольную делать не будет что ли?
- Будет, будет. Об этом не беспокойся.

Скоро прозвенел звонок. Учительница ушла из класса. Мальчишки подошли к Наилю.
- Идем в коридор, чего стоишь? – позвал Венер.
- Нет. Учительница не велела же.
- Да, брось. Не увидит. – поддакнул Рамиль Каримов.
- Нет. Нарочно буду стоять.
- Чего обиделся что ли? – спросил Володя.
- Ты, наверное, контрольную писать не хочешь. – вставил слово Пашковский.
- Не беспокойтесь. Если разрешит писать, быстрее вас напишу. – отмахнулся Наиль.
Прибежали девочки. Они разделись. Их сразу окружили подружки.
- Ну, что? Придет его мама?
- Придет. Только не сразу. Обещала всыпать ему. – стала рассказывать Галя. Но ее прервал звонок. Класс наполнился гвалом, шумом. Ученики забегали в класс и занимали свои места. Вошла учительница. Все встали.
- Садитесь. Достаньте двойные листочки в клетку и напишите свои фамилии и класс на первой странице.
Учительница написала на доске два варианта заданий и объяснила, кому какой вариант выполнять.
Когда учительница велела приступать к выполнению заданий контрольной работы, Галя не выдержала, и подняла руку.
- Что ты хочешь, Ханнанова? – спросила учительница.
- Вы же нас с запиской посылали, а сами не спрашиваете.
- Да, я совсем забыла. Ну, и что же, дома были родители?
- Дома была его мама, она обещала прийти. А что же, Наиль контрольную писать не будет?
- Я бы тоже подрался, чтобы контрольную не писать. – выкрикнул Юлмухаметов.
- Не шумите, он тоже будет писать. Но за свою парту не сядет.
  Учительница повернулась к Наилю и сказала.
- Иди сюда. Садись за мой стол. Пусть все видят тебя , и тебе будет стыдно за своё поведение.
 Наиль, нехотя медленно подошёл к столу.
- Садись, садись, не стесняйся, - драться ведь не стеснялся.
  Учительница вырвала двойной листок из своей тетради и дала Наилю.
- Пиши, вначале напиши свою фамилию и вариант.
  Наиль подписал свой листок. Задание было написано на доске за его спиной, поэтому он стал оборачиваться и списывать задание.
 - Ты почему крутишься? Сиди спокойно. – сделала замечание учительница.
- Мне же так не видно, что на доске написано. – ответил Наиль.
 Учительница открыла свою тетрадь и положила перед Наилем.
 - Вот, твой вариант первый. Списывай с моей тетради, только не вертись.

  Наиль начал работу. Задание для него оказалось лёгким, и поэтому на его лице появилась улыбка, как будто  он над чем – то смеётся.
 Учительница ходила между рядами и следила за работой учеников. Саша Пашковский увидел улыбку Наиля и выкрикнул.
- А Наиль смеётся!
- Ты зачем кричишь? Выполняй работу, не отвлекайся. – сердито остановила его учительница.
- А ты зачем смеёшься?- обратилась уже к Наилю.
 - Не знаю. – ответил Наиль, стараясь подавить невольную улыбку. Чтобы не видели его лицо, он почти лёг на стол и стал выполнять работу.

  Задание Наиль выполнил задолго до конца урока. Проверил ещё раз и стал оглядывать класс, смотреть в окно на заснеженный школьный сад, задумался. От раздумий его отвлёк шёпот Володи Алексеева.
 - Наиль, а, Наиль.
 -Что тебе?
- Какой ответ в задаче?
 Наиль хотел ответить, но подошла учительница и спросила.
- Ты зачем переговариваешься? Уже решил, что ли?
- Да. Вот, посмотрите.
Учительница взяла листок, посмотрела выполненную работу, и сказала.
- Хорошо, всё правильно. Тогда иди на своё место.
 Наиль встал и прошёл в угол.
- Я же сказала, - на своё место, а не в угол.
  Наиль хотел идти за парту, но какая- то неведомая сила его держала, словно ноги приросли к полу.
- Ну, и стой там, раз тебе так хочется, - рассердилась учительница.


Мать пришла во время перемены. Учительница долго разговаривала с ней. Потом позвала Наиля и стала стыдить его за драку, за то, что не извинился, что смеялся на контрольной, и не послушался сесть за парту с угла. Получалось, что Наиль совсем плохой человек. От обиды слёзы сами покатились с глаз мальчика, он стал плакать всё громче и судорожно.
- Извинись перед Валерой, и я тебя прощу. – наседала учительница.
- Не буду! Не буду! Пусть сам извиняется! – сквозь слёзы выпалил Наиль.
- Да успокойся  ты, ведь не маленький уже. Извинись, что тебе стоит. – мягко сказала мать.
- Не буду! – уже тише ответил Наиль, всхлипывая и нервно дёргая плечами.

  Уже минут пять как прозвенел звонок на урок. Урок задерживался.
- Ладно, возьмите его домой. Там сами с ним поговорите, а мне нужно вести урок. – сказала учительница матери.
- Рамиль, принеси вещи Наиля. –попросила учительница Мухаметзадина.
Рамиль собрал всё в портфель и принёс Наилю.
- Ну, ладно. Берите его домой. Досвидания. – сказала учительница и повернулась к классу.


Домой шли молча. Когда вошли во двор, мать сразу пошла к кусту рябины, и  стала ломать ветку. Сразу было ясно, для чего это нужно. Наиль скорее забежал домой и спрятался под кровать в дальней комнате.
  Мать вошла в дом, сняла пальто, и стала искать сына. Наконец додумалась взглянуть под кровать.
- Вылазь оттуда, чего испугался?
- Ты же бить будешь, вон, ветка у тебя.
- Вылезешь если, то бить не буду.
   Наиль начал выходить. В это время мать прежде времени стала хлестать его веткой. Сын сразу юркнул в угол. Мать встала на колени, и стараясь достать прутиком до мальчика  била куда попало.
- Не надо, больно ведь! – полу- смеясь, полу- плача, говорил Наиль. Смешно казалось от того, что было похоже на какую то игру. А обидно, что из-за какого то пустяка учительница раздула такую историю. А Валерке ничего не было, хотя он начал драку.

Мать, наконец, устала и ушла по своим делам, приговаривая, -
- Ну, и сиди там, заяц!

Прошло прилично времени. Наиль даже начал засыпать под кроватью. Вылез только тогда, когда мать позвала его пить чай.