Перемен

Александр Букреев
Сценарий короткометражного фильма по мотивам пародии Анатолия Д'Актиля на произведение Максима Горького "Песнь о Буревеснике"


Черно-белая картинка, стилизованная под немое кино. Орлиный мужской профиль в кадре. Лицо напряжено. Камера немного отъезжает. В кадре лицо. Мужчина делает шаг вперед. Камера фиксируется на нем. Лицо мужчины подобно лицу хищной птице, оно напряжено, глаза сверкают яростью. Камера еще отъезжает. Мужчина одет в черное. Видно только лицо, часть шеи и руки сжимающие древко флага. Слева из темноты, делая шаг, рядом с первым встает крестьянин. Лицо его напряжено, глаза горят яростью, борода всклокочена. Справа из темноты, делая шаг, рядом с первым, встает матрос.

Руки крепко сжимают древко. Вид со спины. Мужчина в центре поднимает, развивающийся на ветру флаг, флаг поднимаясь окрашивается красным, ветер яростно треплет полотнище... Раскрываясь, флаг открывает спину первого мужчины, - у него крылья.

Черная рамка надписи немого кино: "Буря! Пусть сильнее грянет Буря!"

Звучит немецкая песня "October 1917". Выстрелами сменяются перебивки из кинохроники, рассказывающие о событиях революции и гражданской войны.

Туман. Скозь туман, выходят двое. Это матрос и мужчина с орлиным лицом. Они потрепаны, ранены, измождены. Мужчина с орлиным профилем хромает, лицо его в крови, крылья опалены. Он опирается на матроса, у того порванный бушлат, лоб перебинтован, рука висит на подвязке.

Стандартное советское учреждение. На входе надпись: "Биржа труда".

ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Буря грянула сильнее и скорей, чем ожидалось. И в зигзагах белых молний опалив до боли перья, притащился Буревестник, волоча по камням крылья: так и так, мол, Буревестник. Тот, который... Честь имею.

Кабинет. Стол. Чиновница за столом с кучей бумаг. Поднимает глаза на Буревестника. У него через всю щеку неровный шрам.

ЧИНОВНИЦА (участливо и сурово-официально). Мы заслуги ваши ценим. Но ответьте на вопросы общепринятой анкеты: что вы делали, во-первых, до семнадцатого года?

БУРЕВЕСТНИК (гордо вздыбив перья). Реял.

ЧИНОВНИЦА (ставит отметку в бумагах). Угу. (Сурово-официально, с напором). Во-вторых, в чем ваша вера? Изложите вкратце credo.

БУРЕВЕСТНИК (рассеянно и смутившись). Я предтеча вашей бури. Верю в то, что надо реять и взывать к ее раскатам.

ЧИНОВНИЦА (ставит отметку в бумагах). Угу. (Деловито-официально). В-третьих: ваша специальность? Что умеете вы делать?

БУРЕВЕСНИК (кривясь и делая кислую мину). Умею реять.

ЧИНОВНИЦА (ставит отметку в бумагах). Угу. (Заботливо-официально). Ну а чем служить могли бы в обстоятельствах момента?

БУРЕВЕСТНИК (окончательно смутившись). Я реять мог бы!

ЧИНОВНИЦА (экспрессивно размахивая руками). Не, не, не!!!! Нам сейчас другое нужно. Не могли бы вы, примерно, возглавлять хозучрежденье? Или заняли, быть может, пост второго казначея при президиуме съездов потребительских коопов? Или в области культуры согласились по районам инспектировать работу изб-читален и ликбезов? Или, в крайности, на курсах изучили счетоводство и пошли служить помбухом по десятому разряду?

БУРЕВЕСТНИК (понурив крылья, разводя руками) Ах! Я, по совести, не мастер на ликбезы и коопы, на торговые балансы и бухгалтерские книги... Если реять — я согласен!

ЧИНОВНИЦА (напрягается). Минуточку. (Звонит).

В кадре френч и трубка. Лица не видно. Рука кладет телефонную трубку. Вторая рука с зажатой курительной трубкой поднимается и исчезает из кадра. Клуб дыма на фоне френча.

ЧИНОВНИЦА (кладя трубку и радостно). Есть. (Радостно и заботливо официально). У нас для вас прекрасная вакансия!

Чиновница заполняет бумаги, дышит на печать, прикладывает ее к бланку, входят два красноармейца в буденовках и с винтовками. Чиновница передает им бумаги, они подходят к Буревестнику и показывают, чтобы тот собирался на выход.

Огромное красное здание. У входа надпись: "Музей революции". Комната. Посреди огромная клетка с качелями. На качелях скучающе раскачивается Буревестник. По бокам клетки стоят красноармейцы, лица их суровы и одухотворенны, пальцы крепко сжимают винтовки.

Барабанная дробь, "Марш энтузиастов", с калейдоскопической скоростью проходят толпы посетителей, октябрят и отдающих честь пионеров....

Все таже клетка, скучающий Буревестник. Он все также молод. На стуле, с боку клетки, сидит старенькая бабушка, на ней пиджак с кучей медалей.

По залам музея, шаркая, опираясь на палочку, бредет старик. На груди его побрякивают редкие медали. Это тот самый матрос. Он приветливо кивает старушке. Все та же клетка. Посреди нее стол. За столом Буревестник и старик. Старик из одного кармана достает бутылку, ставит на стол, из другого пакет с семечками и высыпает их в большую вазу на столе. Старик расстилает газету с портретом Никиты Хрущева, открывает бутылку, разливает... Глаза Буревестника вспыхивают воспоминаниями.

СТАРИК. А ты помнишь...

ГОЛОС ЗА КАДРОМ. Только я, седой романтик, воспитавшийся на вольных буревестниковых криках, живо помнящий те годы, в кои над морским простором гордо реял Буревестник, черной молнии подобный, и вопил, обуреваем духом пламенного бунта: «Бури! Бури! Дайте бурю! Пусть сильнее грянет буря!»... только я, седой романтик, прихожу по воскресеньям в помещение музея, приношу обрюзгшей птице канареечное семя, заменяю в ржавой банке застоявшуюся воду и — с оглядкой на прохожих — говорю не очень громко: "Пребывай себе в почете, птичка Божья — Буревестник!"

Несколько таких кадров. Матрос все старее и старее. Кадр на котором его фото перетянуто черной лентой. Следующий кадр - пустой стул, на котором сидела старушка. Буревестник сидит грустный.

Под звуки песни Самоцветов «Строим БАМ», скучающего Буревестника отвлекает вбегающая шумная толпа пионеров. Один отряд ведет пионервожатая, другой - пионервожатый. Пионервожатая с напускным, неодухотверенным пафосом втирает пионерам про революционные годы. Голос не слышен, только эмоции на лице. Сама же в это время стреляет глазами на пионервожатого, тот смотрит на ее выпирающую из обтягивающей рубашки грудь. Дети галдят, им неинтересно, один из пионеров скучающе ковыряет в носу пальцем.

Буревесник совсем грустный. В музей никто не ходит. Буревестник лениво раскачивается на качелях. За клеткой никто не следит, она захламлена, створка клетки полуоткрыта, болтается на одной петле. Сквозь разбитое окно  порыв ветра приносит обрывки газет. На них можно разобрать слова «Перестройка... Ускорение... Новое мышление...»  Буревестник смотрит на створку. Она поскрипывает. Буревестник, как птица, наклоняет вывернув голову, и смотрит на створку. Он встает, с осторожностью отодвигает створку и просовывает голову. Озирается. Тишина. Со скрипом Буревестник отодвигает решетку и делает шаг. Выходит на улицу. Вдыхает воздух полной грудью, жмурится на солнце.

В кадр резко врываются слова песни Виктора Цоя "Перемен". Выстрелами сменяются перебивки из кинохроники, рассказывающие о событиях 91-го, 93-го, 96-го годов, Чеченской войны, дирижирующего Бориса Ельцина, хроника заканчивается выступлением Владимира Путина о вертикали власти.

То же самое огромное красное здание. У входа надпись: "Музей тоталитаризма". Та же самая комната. Посреди огромная клетка с качелями. На качелях скучающе раскачивается Буревестник. По бокам клетки стоят два ОМОНОвца, сквозь прорези масок сурово сверкают глаза, пальцы до белого хруста сжимают дубинки.

РАДИО: "Триумфальная площадь оцеплена, территория на самой площади и прилегающей к ней, все под контролем многочисленных войск полиции... (шум помех) ...Мэрия Москвы отказалась согласовать акцию оппозиции на Триумфальной площади. (шум помех) На площади собралось около 130 активистов. Собравшиеся скандировали: «Свободу собраний всегда и везде!», «Это наш город!», «Свободу политзаключенным!» (Шум помех). Полиция призывает граждан расходится. Один из оппозиционеров ударил омоновца. Началась потасовка"...

Шум помех, у ОМОНовцев, стоящих у клетки оживают рации, они несутся на выход.

РАДИО: "Нам удалось связаться с известным политологом... (шум помех). Голос: "Я считаю граждане должны собираться (шум помех)... имеют право (шум помех)... Конституция... Свобода слова, совести.... Демократические ценности... Вот, в Европе"... (шум помех).

Буревестник с интересом прислушивается, вертит головой.

Улицы Москвы. Журналисты берут интервью у простого прохожего. Это обычный "офисный планктон", в меру оппозиционный, в меру ленивый, нацеленный на успех.

"ОФИСНЫЙ ПЛАНКТОН". Да делом надо заниматься! Что? Пойду ли я? Да нафига? Мне кредит за "Форд-фокус" выплачивать. Свобода? Тоталитаризм? Чего?!! Конституция? Да пошли они в ... Мне чего делать, что ли нечего?!!!  Слушайте, вот если я банку платеж задержу, они меня выебут и высушат!!! Ой! Ну вы это вырежьте. Если я банку платеж задержу... Они меня... (пытается подобрать слова, щелкает пальцами) короче Гестапо от зависти плакать будет, что они со мной сделают.

(Дальше экспрессивно) Да я вообще не понимаю этого? Ну есть куча придурков... Сколько их там 20-30? 100? А? 130. Ну 130... Какого хрена не дать им собраться и поорать? Кому от этого плохо будет? Всем наплевать. А так бурление говен на всю Россию. Вот не понимаю! (театрально разводит руками).

Московские дворы. Бежит парень. За ним ОМОНовцы. Лицо его скрывает повязка до глаз. Черная куртка, коротко стриженный череп, высокие ботинки. Он как загнанный зверь бросается от одной закрытой двери к другой. Вдруг он видит приоткрытую дверь и шмыгает туда.

Обшарпанная табличка на двери: "Музей тоталитаризма".

Парень прижимается спиной к стене. Затравленно дышит. Буревестник с интересом вертит головой и смотрит на него. Парень отдышался. На заднем фоне неразборчиво бормочет радио. Птица наклоняет голову и прислушивается. Парень автоматом повторяет ее движения, читает надпись: "Буревестник, тот который..."

Парень сует руку в карман. Раздается шорох. Пачка, обычная пачка из-под семечек. Резким движением руки, подобно выдергиванию чеки из гранаты, парень вскрывает пачку. С шорохом сыплются семечки.

В кадре горка семечек. Камера отъезжает. Горстка семечек лежит в раскрытой ладони, хоть темно, но видно, что ладонь затянута в вязаную перчатку. Рука протягивает семечки Буревестнику. Визг шин за окном. Луч света в окно. Теперь отчетливо видно, что перчатка состоит из трех цветов: черный, желтый, белый...

КОНЕЦ.

Финальный кадр на котором идут титры: участники фильма танцуют под музыку «Pizzica ti Santu Vitu»* . В центре кадра девушка, исполнявшая роль Чиновницы, танцует с российским флагом в руках, Буревесник бьет в барабан, по очереди девушка сливается в танце с Матросом, «Офисным планктоном», Оппозиционером, Буревесником, не отдавая никому предпочтения.
_________________________________
*«Pizzica» - итальянская народная песня. Разновидность тарантеллы. Происходит от глагола pizzicare - дергать, провоцировать, клевать. Суть танца, - парни по очереди подкатывают к девушке, мелодия ровная с подергиванием в такт ухаживания. Когда девушка выбирает себе кавалера, темп музыки ускоряется до бешеного.

11. 2011г.