Мама

Анатолий Косенко
Мама
У меня великолепная мать – простая украинская селянка со святым именем Мария. И святость у нее не только в имени, а и в трагической судьбе, которая не сломила ее, а обернулась огромнейшей любовью к родным и близким, верой в Бога.

Она родилась в семье молдаванина и украинки. Ее мать -  Соломия Перепелица – была из «богатой», как тогда сказали бы, семьи. Ее, нарядную и красивую, привез в молдавское село на окраине Одесской области вернувшийся с гражданской войны красавец-молдованин Александр Антошка. Герой войны с девятью ранениями был горяч и упрям, что и погубило семью. Взяв землю, он стал работать на ней, а когда началась коллективизация - отказался идти в колхоз: «Я за землю кровь проливал! Вот и дайте мне ее! Обработаю! Сам!»... Никаким репрессиям он не подвергался... Все случилось прозаичней... В 1933-м, в Голодомор, те, кто были в колхозах, хоть как-то спасались, а они с Соломией -  единоличники - умерли голодной смертью, оставив сиротами двоих детей: пятилетнюю Марийку и восьмилетнюю Веру...

- А я не помню отца, сынок, - рассказывала она мне. – Говорили, высоким, стройным, чернявым был... А лицо матери помню... Как в тумане, правда... Я ж маленькая была, не понимала, что голод, не хотела есть буряк вареный – невкусный был. А она наклонилась - вот это одно помню - и плачет: «Ешь, доця... Смотри, сама не ем, вам с Верой отдаю все... Ну, ешь, будь ласка...»... Так и умерла, бедная... Нас спасая...

Она всхлипывает, вытирает глаза платком.

- Нас сдали в детдом. А там – разлучили. Старшую, Верочку, забрала на воспитание семья дяди нашего, а меня, младшую, жена дяди взять отказалась – своих детей кормить нечем было... И больше мы вместе не были... А через восемь лет началась война, и Верочка погибла под бомбежкой на рытье окопов... Царство ей Небесное! И маме с папой, и ей!

Только в конце 1933-го Марийку удочерила семья из деревни Анновки Троицкого района той же области. Но настоящей радости это не принесло. Жизнь у приемных родителей Михаила и Катерины Коростий оказалась не сладкой. Они ее взяли к себе не потому, что любили детей, а потому что были "бездетными" – в патриархальных деревнях это выглядело ущербно... На людях показывалась любовь к приемной девочке, а за закрытыми дверями любви не было... Однако Марийка - постоянно ругаемая, попрекаемая и даже избиваемая нет раз мачехой - росла вопреки всему тихой и светлой девочкой... Плакала только, спрятавшись где-нибудь...

- А фотографий нет моих детских, сынок! Мама Катя денег на них не давала. В школе тогда тоже фотографировали нас не раз, классом. Предупреждали, чтоб деньги сдавали мы... Я ей: «Мамо, дайте грошей на карточку!». А она: «На шо мэни твоя карточка?! Я тэбэ и так бачу! Иды з очей!»... На следующий день все становятся фотографироваться, а я... убегала в сторонку и плакала...

Она качает головой, вспоминая это.

- Как-то пришла домой из школы. Зима. Холодно. Есть хочу. Я ей: «Мамо, дайте поисты!»... А она мне: «В печи казан – доставай сама, нэ барыня!»... Открываю печь – там вдали казан, да большой такой, тяжелый, а я ж маленькая, не по силам он мне еще... Беру ухват -"рогачи" по нашему - тянусь им за казаном, пытаюсь придвинуть к себе, да опрокидываю нечаянно... Как она меня била за это! Господи! Как била...   

И такие рассказы я слышал не раз...

Они  д е л а л и   м е н я ... От них было больше добра детскому сердцу, чем от тысяч обычных в таком возрасте поучений и нотаций взрослых... 

- Неужели так плохо было все? – как-то спросил я, повзрослев. – Нет вообще никаких радостных воспоминаний о детстве?!

- Почему нет?! Есть! – ответила мама. - Я ж ребенком была - играла с детьми, радовалась всему, как и другие. Просто во всех семьях детей помногу было, и родители родными были, любили их... Так что на улице мне хорошо было... А дома... Но меня любила мать мачехи – бабушка Фрасына... Добрая была женщина...

- Бабушка Фрасына? – удивляюсь я, так как впервые это имя. - Никогда о ней не рассказывала...

Мама задумывается, потом улыбается.

- Хорошая была... Идем, помню, с ней, она держит меня за руку, а я и говорю: «Давай на гору пойдем, я хочу оттуда небо потрогать - мягкое ли?». Мать накричала б на меня, а бабушка Фрасына улыбнулась и говорит: «Нет, деточка, не дойдем туда. Не дотянемся до него». И так это «деточка» у нее звучало хорошо... Как я ее любила...

Она замолкает, затем продолжает.

- В детстве бабушка говорила, что вся планета будет опутана проволокой… Я не понимала тогда, что б это значило, а сейчас понимаю и удивляюсь – вся Земля действительно в проводах: электрических, радио... Откуда она знала об этом тогда?! Ведь ничего ж не было такого... Хотя она как раз могла знать, чувствовать это, так как очень верующей была, в Бога верила, людям помогала... Семья Галынских, помню, пострадала, так она - бабушка Фрасына - семерых детей их к себе забрала: Степу, Сережу, Валерию, Лену, она сейчас учительницей в Троицком, других не помню... Не она б – не выжили бы они... Время такое было... А сама пострадала...

- Как? – спрашиваю я.

- А в 1936 году – мне восемь лет было тогда – ее осудили за организацию молельного дома и дали 4 года... Немолодой дали – ей 64 уже было... В церкви - на горе - сделали кузню... А ее отправили в Киров... Три года известий о ней не было... Мама Катя как-то озлилась: «Если до Пасхи не будет ничего от нее, разобью все иконы к чертовой матери и на их место портрет Сталина повешу!»… И надо ж - до Пасхи пришло письмо! Ее перевели к нам, в Одессу! Счастье было у нас тогда! Мама ездила к ней, а вернувшись, передала вышитый бабушкой Фрасыной для меня платочек... Ей бабушка рассказывала, что в Кирове в заключении на допросах ей руки закладывали в двери, потом захлопывали их и спрашивали: «Так есть Бог?». А она им – через боль: «Есть!». Они: «Что ж он вас не спасет?!»... Она им: «Так Богу угодно!»...

Глаза матери опять наполняются слезами - она вытирает их, вздыхает, крестится...

И у меня наворачиваются на глаза слезы...

Судьбе было угодно, чтобы я стал спустя много лет, после окончания юрфака МГУ, на целых три года следователем и допрашивал людей сам... Мог ли я после этих рассказов позволить себе малейшую неправду на допросах, мог ли причинить другим малейшую боль?! Это бабушка Фрасына тоже сделала... Собой... Своим примером... Своею судьбой...

- Она вернулась из заключения? – спрашиваю я.

- Нет... Мама как-то, перепуганная, говорит: «Маруся, вроде я не ругалась ни с кем, а в милицию вызывают! Что такое?!». А назад вернулась - чуть не задушила меня от радости, чего с ней никогда не было: «Бабушке пришло помилование от Калинина!». Как мы все радовались... Это было в субботу... А в воскресенье утром война началась… Больше ее не видели мы…

Она долго молчит, потом вдруг улыбается.

- Нет, сынок... В каком бы горе не росла я, а все равно счастливой была... Мне Бог подарил много чего хорошего... И эту святую женщину... Бабушку Фрасыну... Ефросинью Селютину... Три года с нею много по жизни потом дали мне... 

- Эх, мама, Голодомор всю жизнь твою перевернул... - сожалею я. - Не было б его – все могло б сложиться по-иному: счастливо, радостно...

Она – а ей уже самой 83 года – кивает.

- Конечно, сынок... Но сейчас, что об этом говорить... Жалко только знаешь чего? Я ведь даже не знаю, где могилки родительские, проведать не могу... Ездили с Валерой в прошлом году (с моим братом Валерием - А.К.), побывали в деревне, где родилась, и на молдавском кладбище, и на украинском... а не нашли могилок их... хотя люди и помогали искать... 

Она встает, собирается идти по делам, но останавливается в дверях.

- Ющенко обвинял Россию и Сталина в организации голода в 32-м, 33-м, 46-м годах... Я не помню первых два года, маленькой была... А 46-й помню... Какой Сталин?! В 46-м мы посадили 12 ведер картошки, а летом не было дождей... Все выгорело... Засуха была такая, что накопали всего 2 ведра... Да такой мелкой - как кукурузные зерна… И что это – Сталин?! Бессовестные Ющенко с Тимошенко – все делают, чтоб Украину с Россией рассорить...

Она, прошедшая через жуткие испытания жизнью и выработавшая в себе чувство правды,  не озлобилась на советское время и раз за разом вспоминает по-доброму его, сравнивая с тем, что видит теперь...

А я смотрю на нее и вдруг ловлю себя на мысли - она ведь как и бабушка Фрасына... И ей, не дай Бог, руки в двери заложи кто - будет говорить: «Есть Бог!»... «Есть Добро!»... «Есть Правда!»... «Тогда - при старой власти - было лучше!»




                ОТКЛИКИ ДРУЗЕЙ

Господи, Анатолий, с какой теплотой о маме! Замечательный рассказ!

   Елена Ларская
   http://www.stihi.ru/avtor/ulena1


Толя... я плачу... Господи!!!!!!!!
Как это написано!!!!!!!!!!!!!!!
Пережить ТАКОЕ!!!!!!!!!!
Родной, до чего же больно!!!!!!!!!!!
САМОЕ ЛУЧШЕЕ ТВОЁ!!!!!

   Лена Север
   http://www.stihi.ru/avtor/severylena


Я читала со слезами... И сейчас текут потоком... Удивительные люди. Судьбы их помогают о много задуматься... Как в трудное время люди сохранили и умножали чистоту и святость, не озлобились, а словно очистились... Не все конечно. Спасибо за рассказ. Разбередил душу, по-хорошему разбередил...

   Наталья Вечерская
   http://www.stihi.ru/avtor/vecher1


Так писать прозу может только рука да голова великого и талантливого мастера! А этих слов, Анатолий, стесняться не надо, ибо после прочтения Ваших произведений как-то не сразу приходишь в себя. Значит, задело, значит, перевернуло душу, значит - БОЛЬШАЯ УДАЧА! Спасибо Вам большое за Ваше очень зрелое творчество! С глубоким уважением,

   Верона Шумилова
   http://www.stihi.ru/avtor/rjcfrhfcf


Воистину, святые женщины Фрасыня и Мария!!! Их жизнь стала для многих "учебным пособием" Веры и любви к людям и земле... Спасибо за интересный рассказ о твоей замечательной маме! Ты её достойный сын!

Слов громких избегая,
Судьбу благодарю
За то, что ты, родная,
Дала мне жизнь мою.

Что, устали не зная,
Учила смело жить.
И, боль превозмогая,
Любовью дорожить.

Жить честно, чтоб не прятать
От посторонних глаз.
Ты и сейчас, родная,
Тревожишься за нас.

Дай, Бог, тебе здоровья
Еще на много лет!
Пусть будет лишь Любовью
Твой каждый день согрет!

   Ирина Швец
   http://www.stihi.ru/avtor/nairisxp


Боже мой, как схожи судьбы наших мам... Спасибо Вам за этот рассказ. Моя мама тоже перенесла и голод, и холод... Она рано осталась без родителей. Воспитывалась в детском доме. Но сколько любви, света, тепла подарила она нам, своим детям! О мамочке осталась светлая память... http://www.stihi.ru/2010/02/16/5101

   Дина Лебедева
   http://www.stihi.ru/avtor/dzina


Святых немало на планете! Сплошь безымянных, целый сонм...
И многих помнят только дети, другим и нЕ дали имен.
И все ж у всех, у всех есть имя - Добро, и нет других имен,
Под этим именем такими их знает мир!!!
Их вечный сон...
Овеян памятью людскою, в свеченье мыслей к ним и слов
В чертогах вечного покоя для них готов уютный кров...
И в этом страстном излученье высоких самых нежных чувств
Рождаются вдруг изреченья, все безыскуственны,
Из уст...

   Владимир Лагунов
   http://www.stihi.ru/avtor/lagoonov


Побольше бы таких воспоминаний! Мы все в них нуждаемся! Они не дают совести дремать!Спасибо, Анатолий!

   Любовь Лодочникова
   http://www.stihi.ru/avtor/lubushkal


И Бог есть, и Правда есть и Добро есть - да все не про нашу честь... потому что Совести - мало у кого есть... Затронули самые наболевшие струны моей души... Заглянуть в Вашу МИНИатюру - все равно, что на МИНЕ подорваться (уже не в первый раз)! Вы самый настоящий поэтический снайпер - бьете в самую цель и без промаха! Многие вопросы затрагивает Ваша "миниатюра" - до боли в сердце. В двух словах всего не выскажешь. И знаете, что самое страшное? Безысходность... Просто уже руки давно опустились - рутина, беззаконие, безработица, безнравственность, самоуправство, воровство, разврат. Никогда еще Великая Россия не была такой пошлой и продажной, как теперь. Недавно только прочитала, что пока нет Царя в России - так и будет. А что касается гонений на верующих в Бога, то теперь их не будет. Гонения были, когда церковная власть могла соперничать с государственной. Сейчас люди особо в церковь не рвутся - Бог и Его Законы - это удила, а кто ж это сейчас захочет себя сдерживать? Да когда - все дозволено???... Я с Вами уже телепатирую, наверное.))) Вчера только думала о том, как же это Добро может победить Зло?Отрицательная энергия сильнее, это уже доказано. Начала рассуждать - если представить Добро в виде стада овец, а Зло - в виде стаи волков? Явно, что волки съедят всех овец. А сейчас, благодаря Вам, меня осенило! Но, если у овец будет Пастырь - Он их может спасти! Спрятать в пещере, разжечь костры... и волки уйдут облизнувшись... Кстати, моя любимая икона - это та, где изображен Спаситель с заблудшей овечкой на плечах (её бы тоже волки загрызли!) Спаси вас Господи, Анатолий!!! Помогли разобраться.

   Татьяна Павлова Олилж
   http://www.stihi.ru/avtor/uda4a1


Читала сквозь слёзы. Сколько их, таких судеб. Наши родители, деды и бабушки хлебнули горя и голода. Спасибо за миниатюрку! Всего доброго вам!

   Роза Красная
   http://www.stihi.ru/avtor/seika

   
Лишь повзрослев, мы понимаем мам,
Их тихое желание вниманья.
Своим отдавшись семьям и делам,
Не сразу нам доходит до сознанья,
Что сердце матери, уставшее от бед,
Распятое заботами и болью,
Ждёт от детей успехов и побед,
Мечтает подлечиться их любовью.
Любой наш зов и даже лёгкий вздох
Его тревогой новой наполняют.
Стучит оно ко всем, кто бы помог…
Спаси Господь! А силы тают, тают…

Спасибо, Толик, за откровения! Мама - это святое!

   Евгений Крюков Донской
   http://www.stihi.ru/avtor/donkep2010


Картина перед глазами, моя мама тоже с трудом и со слезами рассказывала... И сестра её Фрося старшая няньчилась с ней, когда мама и отец от голоду умерли... Я писала о них...

Выжила в тридцать третьем,
корнями с земли питаясь,
ясли спасли от смерти,
а мамы и тата не стало.
Выжила в годы военные,
сколько ж она испытала?,
В плуг запрягали с пленными,
а фрау плёткой стегала.
Выжила в сорок седьмом,
вспоминать это не выносимо,
закрыты амбары с зерном,
а с голоду пухли в бессильи...

   Галина Орехова
   http://www.stihi.ru/avtor/galinaorehova


Многое испытали наши матери и отцы. Отец прошел всю войну, начиная с бело-финской, мать родила и воспитала с отцом семерых детей. Трудно было, очень трудно, но всё выдюжили наши матери, отцы, вышедшие из гущи народа. Спасибо, Анатолий, тебе за этот рассказ. Спасибо твоей матери и бабушке Фрасыне,- на таких людях жизнь на Земле держится.

А это мои стихи о моей маме:

Есть цветы, например, хризантемы,
к ним приходит любовь в листопад
и горят их любви диадемы
даже в первый зимы снегопад.

Есть и люди, цветущие в холод,
в дни ненастья и даже пурга
не страшна им, как холод и голод,-
с ними радуги в дождь и в снега!

С ними запросто старым и малым,
в них запасы на годы тепла...
вот такой вспоминаю я маму,-
мама даже в морозы цвела!

   Артемов (Вячеслав)
   http://www.stihi.ru/avtor/conturstih


Толя, много страшных эпизодов в жизни наших родителей. Нашего поколения коснулись трудности, но миновали жизненные трагедии. Дай Бог, чтобы детей и внуков миновала чаша сия... Очень правдивый и трогательный очерк.

   Леонид Дьяченко
   http://www.stihi.ru/avtor/yandex4


Низкий поклон Вашей матушке. На таких, как она Мир держится. Они и нас воспитали под стать себе. Не поверишь, Толя, сижу и плачу... Маму свою вспоминаю. Как похожи наши мамы. Как похожи их судьбы. Не обозлились они, не стали любить деньги и блага больше Господа нашего. Моя мама всю жизнь говорила: "Дай Бог давать - не дай Бог побираться!" И до последнего денька давала, дарила, помогала. Пусть твоя мамуля живет долго. Здоровья ей. Пусть Господь будет к ней милосердным. Тебе спасибо , так не каждый сможет написать. Для того, чтобы так написать сердце нужно чистое и доброе. Похож ты на маму свою.

   Людмила Дубинская
   http://www.stihi.ru/avtor/belskaya


Дай Бог здоровья и долгих лет жизни Вашей маме!

   Оксана Нездийминога
   http://www.stihi.ru/avtor/fenix8


Анатолий! Нет слов! Пронзительно написано каждое слово... заставляет задуматься... Светлой радости Вашей Маме... И Спасибо Вам!

   Лилия Сорока
   http://www.stihi.ru/avtor/liraelsa


Читаю уже несколько дней, и вот нашла близкое.
*
Тот бережет свой дом, а эта - платья,
Та - украшенья тонкого литья,
А я... Боюсь богатство потерять я,
Мое богатство - это мать моя.
Бесценнее сокровищ нет на свете,
Чем щедрость и любовь не напоказ...
Мы - баловни, мы все - немного дети,
Покамест живы матери у нас.
О мама, мама!
Огорчаясь, плача,
Спешу к тебе - излить свою печаль.
Но - что таить?..
Всегда ли в дни удачи
Я вспоминаю о тебе?.
Всегда ль?
Согрей меня всей чуткостью большою!
Не гневайся!
Прости меня скорей!..
Как жаль мне тех, кто, очерствев душою,
Своих позабывает матерей!
Они при жизни дважды мать хоронят,
И не боясь ужасных похорон...
Но час пробьет!
Жестокий сын застонет,
Своими сыновьями оскорблен.
Он будет к матери взывать, но поздно!
Угаснет крик в могильной тишине...
О мама, мама!
Хоть живем мы ровно,
Ты - на земле...
И жить спокойней мне.
Пока ты есть, светло мое жилище!
Пока ты есть, легка любая боль!
Богата я... Меня не делай нищей!
До времени меня не обездоль!
*
Просто, но и с каким изыском. Правда? По-моему, мудрее не сказать... Это Танзиля...

   Ярлунг
   http://www.stihi.ru/avtor/lotos77


Анатолий, очень тёплый Ваш рассказ о маме и очень пронзительный... Я вспоминала рассказы своей мамы (ей сейчас 84 года) о том тяжёлом времени, и интересно - совпадание восприятий... и сравнение человеческих ценностей (тогда и сейчас)... Люди, несмотря на голод и войну, добрее были... увы, это - так... Спасибо за Ваш рассказ! Низкий поклон МАМЕ и благодарность за то, что ТАКОГО сына вырастила! С теплом к Вам

   Светлана Дубинина
   http://www.stihi.ru/avtor/dubininasv53


Анатолий низкий поклон за всё пережитое, но не сделавшее сердце черствее.

   Лев Фадеев
   http://www.stihi.ru/avtor/flb1508


Душа моя как будто обнищала:
без мамы каждый нынче сирота!
И сколько бы себя я ни прощала, -
вокруг, с тех пор, сплошная суета...

Часы бегут, минута за минутой,
по каплям дни уносятся в песок...
Я - девочка, в которой, почему-то,
охрип, когда-то звонкий голосок.

И песни стали грустными в округе,
а если вспоминаются - твои,
которые мы пели, как подруги,
о солнце, о "Таганке", о любви...

В какую-то минуту станет тихо:
я верю, в этот миг мы вновь вдвоём
в ведёрки собираем облепиху
и песню о "турлагере" поём...

Почувствую лишь запахи корицы -
рулеты вспомню, что пекла ты нам...
По вечерам молю тебя присниться -
мне нравится блуждать с тобой по снам.

А иногда я засмеюсь похоже,
как будто ты во мне - и нам смешно.
Поглажу внучку - проберёт до дрожи:
твоя рука... А плакать ведь - грешно...

Родная, ты всегда была Надеждой
по имени и потому что - мать.
Согреться бы теплом твоим, как прежде,
но некого мне нынче обнимать...

Спасибо тебе, Анатолик! Ты, как аккумулятор, заряжаешь всех тем, что вырабатываешь; ты - ТЭЦ, - с тобой можно согреться в любые холода; ты - Человек - который умеет понимать и живёт с умом, потому что умеет дарить людям то, что они хотят; ты - как маршрутное такси, которое приходит, когда уже нет сил ждать автобус; ты - Мужчина, который не привык обижать женщин, потому что уважает свою Мать; ты - Сын, до сих пор с теплом говорящий о Матери, хотя у самого за плечами нелегкий груз лет, проблем, - а, значит, ты ещё долго будешь молодым, потому что у тебя есть МАМА... Хотела тебе показать мои сегодняшние стихи о моей маме, но именно сейчас, экспромтом, пришли на ум те, что я дарю всем на твоей странице. БлагоДарю Тебе за твоё тепло и Любовь!

   Яленка
   http://www.stihi.ru/avtor/medunica


Прекрасные воспоминания : содержательные, тёплые и грустные. Жизнь горькая, не щадящая, но каких личностей выковывает. Красивый и сильный человек Ваша мама. Невольно задаёшься вопросом: «Откуда столько доброты, тепла, заботы и мудрости?». И понимаешь - человек должен жить всей душой. Тогда он умеет прощать и не помнит зла, оставляя его в прошлом, нацеливается на добрые дела. А жизненный опыт помогает правильно расставлять акценты и объективно оценивать. И мне очень захотелось согласиться с мудрой и сильной женщиной : «Тогда - при старой власти - было лучше!». Поскольку понимаем – не по тому пути мы идём, не в том направлении. Пусть выбор человечества банален, но все мы лучших комбинаций не сыскали, чем Надежда, Вера и Любовь. И дай Бог нам всем. Благодарю Вас, Анатолий, за замечательную прозу

   Татьяна Бугаева
   http://www.stihi.ru/avtor/tatyana1959


Толя, трогательно очень, теплый рассказ... Здоровья Вашей маме от всей души желаю.

   Людмила Другая
   http://www.stihi.ru/avtor/lodochka6


Всегда с удовольствием читаю Вашу прозу. Она свгда жизненная и человечная. И эта история и пронзительна, и жизнеутверждающая.

   Леонид Фарберов
   http://www.stihi.ru/avtor/perm24


Ты - Мастер рассказов и очерков! Я с таким интересом читала! Так всё просто, жизненно... И маму твою, будто знаю всю жизнь! Думаю, что она была первой, кому ты прочёл этот рассказ. Здоровья ей и сил. И ещё: передай низкий поклон за такого сына - правильно воспитала!

   Надежда Верас
   http://www.stihi.ru/avtor/nadiavk


Замечательная у тебя МАМА, Толь! Я как будто бы рядом с вами сидела и слушала её - даже представляю какая она. Надо к рассказу её фото поместить, в качестве иллюстрации.
Замечательно написал! Здоровья и долгих счастливых лет твоей МАМЕ и тебе!

   Фаина Соколова
   http://www.stihi.ru/avtor/sokol35


Анатолий, читала затаив дыхание... Вспомнилась бабушка... Сколько же огненной силы Любви
было в женщинах русских!!! Склоняю голову пред Вашей МАМОЙ!

   Эльвира Тишина
   http://www.stihi.ru/avtor/elviratishina


Рассказ такой замечательный... Трудное время, но если в человеке живет Бог, Истина и Добро, то против них нет оружия... Страдание на время, награда от Господа -навсегда... Такие верующие, как Ваша бабушка, как мои дедушка и бабушка, молились о том, чтобы на Русь пришла свобода веры... И она пришла. Их молитвами нам открылся доступ к Богу, и это ли не жатва... тех слез, что были пролиты ими? Спасибо огромное за рассказ, а Вашей удивительно стойкой маме побольше здоровья и побольше радости! С уважением и теплом

   Наталия Луговец
   http://www.stihi.ru/avtor/lugnat


Читаю, а на сердце радость поёт и мурашки по телу бегают... Господи, вот они, "соль земли", люди добрые, во страданиях не озлобившиеся, свет миру дающие... Уподобимся им, сердцам огненным! Низкий поклон Вашей матушке, здравия и радости ей во славу Божию!

   Наталия Черкунова
   http://www.stihi.ru/avtor/frizia


Читала на одном дыхании! Замечательный рассказ! Вспоминала свою маму, жаль, что ее уже нет со мной! Поклон и всяческие хорошие пожелания вашей маме!

   Лидия Дунай
   http://www.stihi.ru/avtor/ldunai


Здравствуйте, Анатолий! О таких судьбах, о людях таких, как Ваши мама и бабушка, книги нужно писать, фильмы снимать, чтобы донести до умов и душ молодого поколения настоящие нравственные ценности... «И такие рассказы я слышал в детстве не раз... Они делали меня... От них было больше добра детскому сердцу, чем тысячи обычных в таком возрасте поучений и нотаций взрослых...» - !!!!!!! Читала Ваш пронзительный рассказ, и сердце до боли сжималось от сопереживания. Сила и потрясающая высота духа, истинная вера, доброта души и сердца , чистота мыслей , любовь к родным и близким - эти бесценные человеческие качества дали силы маме и бабушке так достойно выдержать жесточайшие испытания Судьбы... «В каком бы горе не росла я, а все равно счастливой была... Мне Бог подарил эту святую женщину... Бабушку Фрасыну... Ефросинью Селютину... Три года с нею спасли тогда меня и по жизни многое дали мне...»... Я читала эти строки, и… ком в горле… Так благодарно и светло могут любить людей и жизнь только те, чья душа чиста, как вода родниковая... Дай Бог Вашей маме крепкого здоровья ешё на много – много лет!

   Валентина Михалева
   http://www.stihi.ru/avtor/walentnik


Меня очень взволновал Ваш рассказ! Я изо всех своих статей и прозаических миниатюр тоже составил рассказ о моей маме http://www.stihi.ru/2011/11/20/8421

   Александр Абрамов 1
   http://www.stihi.ru/avtor/zelenograd


Толик, спасибо тебе за рассказ, как не поразиться стойкости людской, прожившим такую сложную жизнь - не озлобившимся... Доброго здоровья маме твоей!

   Ирина Фетисова-Мюллерсон
   http://www.stihi.ru/avtor/irianam


Я в Индии тоже услышала одну интересную историю: одна женщина с рождения имела очень красивые руки и зарабатывала на жизнь тем, что ей одевали на запястья украшения и эти фото успешно печатались в дорогих журналах! женщина была очень богата и всегда ходила в храм с благодарностью к Богу: "Я ничего не делаю, а живу как королева!" и один Гуру поведал ей, что в прошлой жизни её душа была в теле бедной женщины, которая жила при монастыре с бездомными детьми; эта женщина каждый день приходила в монастырь и бесплатно стирала детям грязное бельё! она оставила тело (умерла) бедной и приняла рождение в новом теле с красивыми руками - в награду за свои действия прошлой жизни! Я уверена, дорогой Анатолий, Бог всё видит и каждый имеет то, что заслуживает!!!

   Инна Брин
   http://www.stihi.ru/avtor/innashakti


Ваша история, как сама жизнь - и со святостью и с трагизмом. Будет желание - загляните на мою страничку, прочтите стихотворение " Маруся". Мои бабушки и мама - Марии...

   Галина Дадукина
   http://www.stihi.ru/avtor/zzz237


Вы хорошо владеете словом, прозу надо обязательно писать, особенно такую, чтобы сегодняшние дети знали, как жили предки и ценили родителей и мир на земле, свободу и любовь. А ещё подумала, сейчас и войны нет, а сколько детей растут без любви мамы и папы, которые променяли их на водку и сивуху... Спасибо моё сердечное и земной поклон.

   Людмила Фирсова-Сапронова
   http://www.stihi.ru/avtor/firsoval


Твой рассказ - будто дверка в прошлое. Наверное, можно ещё много написать разных историй о маме. Спасибо! Тем более, что мою маму так же зовут, как твою, и возраст тот же.

   Наталья Губанова
   http://www.stihi.ru/avtor/travkarus


Спасибо, дорогой Анатолий, за такое светлое повествование о маме и её детстве! Не переведутся никогда у нас такие прекрасные люди, как наши матери и бабушки! Здоровья тем, кто живёт рядом с нами ныне! Вечная память тем, кто уже покинул нас! Я Вас тоже приглашаю на свою страничку на сайте "Проза.ру". Там прочитаете отрывок из моей повести о детстве моей мамы: http://www.proza.ru/2011/02/10/412. Я эту повесть ещё не окончила, потому что очень многое нужно ещё написать из того, о чём рассказывала мне моя мама. И я это обязательно сделаю в память о ней.

   Наталья Каретникова
   http://www.stihi.ru/avtor/karetnikova2ra


Ваше повествование о своей маме произвело на меня огромное впечатление. Спасибо Вам, что сохраняете память о том трагическом и тяжёлом времени. И о тех людях, многие из которых, достойны нашего глубочайшего уважения

   Виталий Кравчик
   http://www.stihi.ru/avtor/ROBIN


Спасибо за такую теплоту! Сколько ЛЮБВИ и НЕЖНОСТИ!!! Образ Мамы - святой образ!!!

   Татьяна Шумилова Рыбинск
   http://www.stihi.ru/avtor/tamry1
   

Какая страшная и в то же время человечная история! Прочёл на едином дыхании. Жму руку с уважением, Анатолий!

   Ник Туманов
   http://www.stihi.ru/avtor/nikita8


И моя прабабушка Соломия, но все звали её Соломкой - весёлая была! Только на днях составляли генеалогическое древо, столько пробелов. Теперь начнём все дружно вспоминать. Как хорошо, что Вы пишете о родственниках сейчас. Дай Бог счастья Вашим кровинушкам и Вам!

   Наташа Корецкая
   http://www.stihi.ru/avtor/nselezneva


Столько раз во время прочтения глаза наливались слезами... Так написано проникновенно, что даже нет слов... Комок в горле и гордость за ВЕЛИКИХ женщин!!! Прочла на одном дыхании, не устану повторять - Ты, МАСТЕР!!!

   Зоя Снегур
   http://www.stihi.ru/avtor/admiral86


И горько, и больно, и знакомо до боли... Я так понимаю вашу боль! Спасибо за прекрасную миниатюру

   Анжела Ангел Шкицкая
   http://www.stihi.ru/avtor/podvalyuk


Вот вырастут наши дети и внуки, и правнуки... А будут ли в них сохраняться черты бабушки Фрасыны и других наших прекрасных бабушек? Ведь жизнь сегодня по сути учит другому, волчьему... Прекрасный рассказ, с великой любовью и болью написан!

   Игорь Изюбрин
   http://www.stihi.ru/avtor/ifonon


Замечательный рассказ, Анатолий! Жаль, что мы редко при жизни родителей расспрашиваем их о прошлом. Я вот недавно у своей мамы о войне спрашивала, что помнит, ей всего 6 лет было. Всё записала... Дай Бог здоровья Вашей маме и Вам!

   Александра Клеменцова
   http://www.stihi.ru/avtor/aklemensandra


Анатолий, низкий поклон вам за такое сильное повествование о МАМЕ! С искренней любовью, нежностью, болью написан ваш рассказ. Мне очень близко по духу такое соперживание, т.к. моя мама 1914 года рождения так же прошла испытания голода,холода, войны и вы прекрасно отобразили всё, через что пришлось пройти вашей маме. Моей мамы, к великому сожалению уже нет, а ваша мама,если жива, дай Господи ей долгих лет и крепкого здоровья. С искренним уважением

   Раиса Верич Попова
   http://www.stihi.ru/avtor/raisaverich


Я уже говорил Вам, но повторюсь ещё раз, Вы очень тонкий, душевный, добрый прозаик и человек, умеющий своими рассказами привлечь внимание ко многим жизненным темам. Но Ваше повествование о матери, это уже новый вид Вашего творчества, это - ЛЮБОВЬ, высказанная так ярко, что хочется сказать: "Вы счастливый человек"! Удачи Вам и Вашим близким.

   Леонид Зеленский
   http://www.stihi.ru/avtor/leonid45


Тронут, Анатолий, тронут, избранный мой! Христианский святой тот, кто пройдёт через огонь зла и не озлобится. Дай Бог Украине от сведения счётов в борьбе за власть перейти к созиданию! Смотреть больно, как и на всё прочее. Здоровья Вам и Вашим близким!

   Евгений Глебов-Крылов
   http://www.stihi.ru/avtor/astrofagus


Спасибо за ваш рассказ, Анатолий! Так тепло стало на душе! Бог есть! Он - родитель наш,  всепрощающий и надеящийся на прозрения человеческие! Так и будет! Всё лучшее впереди! Будущее непременно станет прекрасным и люди счастливыми! Вера - главное! Любовь - целительная сила! Любви и счастья навсегда!

   Лидия Серова
   http://www.stihi.ru/avtor/lidserova


Здравствуйте. Прочитал и сразу много противоречивых чувств нахлынуло. Мне моя бабушка, к сожалению ныне покойная, тоже расказывала все ужасы войны и голода. Жутко. Но, не смотря на это осталась женщиной доброй, мудрой. Вы очень хорошо написали

   Руслан Махонин
   http://www.stihi.ru/avtor/semen8


Было другое время. Не лучше, не хуже. Другое. Можно ли обвинять кого-то... А мы знаем, как было бы при других????. Где, в каких скрижалях написано, что было бы лучше, а не хуже. Одно знаю точно - люди они были МОЩНЫЕ!

   Екатерина Горбунова-Мосина
   http://www.proza.ru/avtor/rian0208


Мне рассказывали мои бабушка и дедушка, жили они на Винничине, как калечил, ломал человеческие души голодомор. Их соседи держали под замком в сарае своего отца: от голода он сошёл с ума и съедал все запасы. Этот человек страшно выл и однажды вой прекратился... Они остались жить... А всё село избегало общения с ними.

   Светлана Охрицкая
   http://www.proza.ru/avtor/ohrid



                ПОЛЕМИКА НА ТЕМУ ГОЛОДОМОРА

Написано от души. Мамы многое пережили. Но есть неточности, вероятно от незнания, а именно: ни Ющенко, ни Тимошенко никогда не говорили, что в голодоморе-геноциде виновата Россия. Просто империя не думала о людях, а возглавлял эту империю кровавый Сталин. Ели бы думал о своем народе, то не отбирал бы последнее, не окружал бы деревни солдатами для вымирания. Говорят, что голодали многие. Возможно, но надо любить свой народ, чтобы отстаивать правду. Ведь в войну убивали тоже многих, но евреи добились для своего народа Геноцид. И никто с евреев не скажет, что немцы убивали многих. А Россия не признала наш голодомор, испугалась, что надо отвечать, как правопреемнице СССР. А наши хохлы не отстаивают свой народ, как делают во всем мире и в России тоже, а тупо поддакивают. Вот так тупыми и будем жить, пока сами себя не полюбим. А мамы наши пережили многое, ради наших мам надо восстановить справедливость, если мы правильные дети. А могилы? Моя мама тоже не знала, где похоронены родители. А мы говорим, никто не виноват, так вышло. Нет, виноваты есть и надо их не боясь называть, иначе будут и дальше сидеть на шее. Удачи Вам, Алексей

   Баобаб Николай
   http://www.stihi.ru/avtor/baobab00

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОТВЕТА АВТОРА:

1). ВЫ ПИШЕТЕ, ЧТО ЕСТЬ НЕТОЧНОСТИ У МЕНЯ И ЧТО ЭТО ВЕРОЯТНО ОТ МОЕГО НЕЗНАНИЯ ПРЕДМЕТА ГОЛОДОМОРА.
----- Отнюдь. Я закончил МГУ. Очень важный для понимания этого предмета юридический факультет, где глубоко изучают не только ПРАВО (уголовное, гражданское, семейное и др.), а и ГОСУДАРСТВО КАК ТАКОВОЕ (теорию государства, историю зарубежных государств и своего государства, государственное строительство, политэкономию, философию, историю политических учений и пр.). Нас отучили думать ПРИМИТИВНО (например, "кровавый дядя Сталин"), а приучили искать системные причины являений во всем, что происходит ... Более того, у меня за плечами 35 лет очень большой юридической практики (см. Резюме на главной)... Кроме того, я специально интересуюсь историей редиший (пишу роман об этом), историей славянства (см. Мой ответ Михаилу Гуськову http://www.stihi.ru/2011/07/25/18), историей сионизма (в связи с нашими странами), историей России и Украины, включая Голодомор... Т.ч. о незнании предмета речь не идет. Просто мы на одно и то же смотрим разными глазами...
----- Для меня Голодомор 32-33 гг., голод 46-47 гг. и политические репрессии 30-х годов – это единая цепь событий, следствие многих и климатических, и экономических, и политико-государственных причин... Мир раскололся по Российской Империи на капиталистический (читайте - католико-протестантский, если говорить об основных игроках) и православно-мусульманско-будистский (СССР – Китай и Корея)... Схлестнулись две силы... Две системы... Борьба и в 20-х, и в 30-х шла не на жизнь, а на смерть! Проигравший – погибал... А потому эти и «белые терроры», и «красные терроры», и голодомор, и коллективизация, и 37-й год... Не было борьбы русских против украинцев! Была классовая борьба, идея мировой революции, а потому генералиссимусы истории двигали на исторической доске шахматные фигуры, не обращая внимания на потери – главное было выграть партию... Выжить... И грязи в этом было достаточно с обеих сторон...
----- "Хороший" Запад стал хорошим через инквизицию, поножовщину религиозных войн, варфоламеевскую ночь, гонения на евреев, холокост и мн. другое. "Плохая" Россия шла к объединению и порядку через опричнину, востания и гражданские войны, голодоморы, сталинский террор... НЕТ ТУТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПОДОПЛЕК, на чем пытались играть Ющенко и Тимошенко... В Голодомор гибли все – и на Украине, и в Россие, и в Беларуси... И это был не геноцид, а жестокая и неумелая политика, целью которой было – создать тот СССР, который и был создан, стал великой мировой державой и в котором многие из нас счастливо росли и выросли в 60-80 годы... Классовая идея победила... Но была «сдана» кучкой прохвостов
----- Я украинец, но моя родина - СССР (единые Украина, Россия, Беларусь, Казахстан и др.). А родину не меняют! Как и мать! Поэтому я ненавижу разваливших СССР Горбачева и трио Ельцина, Кравчука, Шушкевича... Как и не навижу их последователей и прихвостней Запада Чубайсов, Березовских, Ющенков, Тимошенков... Нет радости от Путина-Медведева, равно как и от дважды судимого Януковича (неужто на моей Украине не могли найти единожды судимого кого-нибудь?). Но я знаю, что СССР возродится. В другом виде. Потому что на едином пространстве, где сегодня Украина, Россия, Беларусь, Казахстан уже 800 лет все было неразрывным. Сначала в виде Великой Славянской Империи, затем в виде Российской Империи, затем в виде Союза ССР, теперь в виде рождающегося Евразийского Союза... И НИКТО ЭТОМУ ОБЪЪЕДИНЕНИЮ НАРОДОВ ПОМЕШАТЬ НЕ СМОЖЕТ... Никакая Юлька... Ради этого славянского единства и стоит жить! И Украина там будет!

2). ВЫ ПИШЕТЕ: "НИ ЮЩЕНКО, НИ ТИМОШЕНКО НИКОГДА НЕ ГОВОРИЛИ, ЧТО В ГОЛОДОМОРЕ-ГЕНОЦИДЕ ВИНОВАТА РОССИЯ"...
----- Лукавство. Говорили и многократно. Что обидно... Голодомор стал следствием не российско-украинских отношений, а следствием попыток марксистского руководства СССР создать единое государство, подчинить ему все национальные пространства... Во главе этого государства стояли ГРУЗИН, ЕВРЕИ И ТОЛЬКО ЕДИНИЦЫ РУССКИХ... Это до какой же степени надо быть слепыми или бессовестными, порочными, чтобы игнорировать это!... Почему Россия, а не Грузия, родившая Сталина, виновата в той политике?! Почему не сионистские круги, бросившие к нам Троцкого, виноваты в том, что породили стилинизм?! Ведь сталинская политика репрессий – это ответ на захват всех ключевых государственных и большинства военных постов в молодой Россие лицами с еврейской национальностью (читайте книгу Карпова «Генералиссимус»). Вопрос встал - или геноцид всех российских народов, или ответ 37-го года... Вопросы можно продолжать...

3). ВЫ ПИШИТЕ: "ИМПЕРИЯ НЕ ДУМАЛА О ЛЮДЯХ, А ВОЗГЛАВЛЯЛ ЭТУ ИМПЕРИЮ КРОВАВЫЙ СТАЛИН. ЕСЛИ БЫ ДУМАЛ О СВОЕМ НАРОДЕ, ТО НЕ ОТБИРАЛ БЫ ПОСЛЕДНЕЕ, НЕ ОКРУЖАЛ БЫ ДЕРЕВНИ СОЛДАТАМИ ДЛЯ ВЫМИРАНИЯ"
----- Вот в этом и трагедия классовой борьбы. Он не только окружал деревни. Вспомните Тухачевского и тамбовский бунт. Вспомните выселение народов Кавказа в Сибирь и Казахстан... Грузин наводил таким образом порядок в той Советской Империи, которую строил... Примеров таких в историях других частей мира не счесть... Это была "классовая война"...

4). ВЫ ПИШИТЕ: "А РОССИЯ НЕ ПРИЗНАЛА НАШ ГОЛОДОМОР, ИСПУГАЛАСЬ, ЧТО НАДО ОТВЕЧАТЬ, КАК ПРАВОПРЕЕМНИЦЕ СССР".
----- А в этом вижу неприязнь к Россие... Голодомор был ДЛЯ ВСЕХ... А потому признавать ВАШ ГОЛОДОМОР Россие с правовой точки нельзя! Признавать надо было бы ВСЕ ГОЛОДОМОРЫ – И РОССИЙСКИЙ ТОЖЕ, И БЕЛАРУССКИЙ, И МОЛДАВСКИЙ, И ИНЫЕ. А это можно было бы сделать лишь объединившись всем нациям. По доброму, а не так, как пытались и пытаются сделать украинские националисты (мол, он был против них только)! Потому что цель этих прозападных националистов – не историческая правда, а развод Украины с Россией! Проплачено, дорогой Вы мой... Проплачено Западом... Католически-протестанский Запад продолжает войну с Православно-мусульманским Востоком! И ему нужны в ней такие проститутки и предатели, как Ющенко и Тимошенко! Но он делает опять ошибку! Никогда православные центр, юг и восток Украины не подчинятся католическим «западенцам»! И в этом как раз и весь ужас разыгрываемой Западом карты – рассорить, столкнуть братские народы, чтобы еще на сотню километров отвоевать у православия его пространство... Эти двое – Ю. и Т. - или тупы и не понимают этого, или продались окончательно чужакам... И последнее... Если бы Тимошенко была Матерью Терезой, я бы ее простил. А она - прохвостка из прохвостов, наворовавшая по самое "не хочу", лживая, хитрая, чудовищно грязная особа... которая столько боли приносит моему украинскому народу... Встал бы из могилы Тарас Шевченко, первые стихи, которые бы он написал - о ней и ее мерзской сути... Чтоб защитить свой народ...

РЕПЛИКА АЛЕКСЕЯ:

Анатолий, Вы почти все правильно написали, с моей точки зрения. Тогда спрашивается, зачем любить такую империю? 350 лет мои предки мечтали о независимости, так почему я должен поддерживать какого-то Путина или Януковича, которые на это наплевали? Для них нет ничего святого. Империя у войнах, голодоморах уничтожила десятки мил украинцев и я не стану оправдывать ее. А теперь по объединению наций: не хочу объединяться т.к Россией правят те же, что и 50-60-70 лет назад. Я тоже учился по советским историям и для меня герои Мазепа, Шухевич, Бандера, все те, кто боролся за независимую Украину, а не московский поп Кирилл. Посмотрите русское телевидиние, как они льют грязь на Украину. В нормальной стране такое ТВ уже отключили бы. Нет, мне не нужен такой брат, который меня дурит и льет на меня грязь. Я давно перестал быть дурным хохлом. Я думаю, что люди это скоро поймут и тогда все наладится в нашей стране. А пока слушаем бредни правителей и ищем им оправдания. Слава Україні! Успіхів Вам

РЕПЛИКА АВТОРА:

Вот в этом и ошибка... Пытаться дотянуться ло Запада, как "до курча", что замерло посредь дороги, по которой несутся автомобили... Никуда Украине не деться... Ей быть со славянским миром, как бы худо от этого ни было, а не с Западом... А потому и цель надо ставить чуть по-другому... Не с НИМИ против России, а с РОССИЕЙ, но на демократических - уже новых - основах... Тогда и "курча" спасете, и руку не переедет история...