С верой по жизни

Татьяна Колосова
               

Долгие годы украшала своим пением все богослужения в Москвинском староверческом Храме Елисавета Евсеевна Степанова. Но болезнь и операция вывели на время ее из причта. И скромнее стало пение в Храме. Мы встретились с Елисаветой Евсеевной дома. Статная женщина пригласила меня в комнату. На мой голос из другой комнаты показался Димитрий Авдеевич, супруг. Присели мы у стола, разглядывая альбом со старинными и современными фотографиями. И завязался у нас разговор о прошлом. Елисавета Евсеевна родилась 24 апреля 1925 года в семье Войновских староверов. Их дом стоял в центре деревни напротив моленной. Из семьи на клирос никто не ходил. А вот отцу с матерью очень хотелось, чтоб маленькая Лиза освоила церковно-славянскую грамоту и была бы в причте. Когда Лиза пошла в школу, Закон Божий преподавал ей законоучитель Иван Фирсович Олейников.

- Вот, смотри, на фотографии он с учителями нашей школы.А ты знаешь, ведь он родной дядя нашему Ивану Дионисовичу (Иван Дионисович Олейников – долголетний учитель физики в Прейльской второй средней школе. – прим.Т.К.). Это Иван Никитич и его жена Анна Никитична, Вилма Яковлевна. А это Константин Ягодкин.
Удивительно, столько лет прошло, а Елисавета Евсеевна называет имена своих учителей, как будто только вчера она покинула школу.

- Я в школе мало училась, четыре года всего. Псалтырь читать меня научил муж моей тети. Еще меня учил Семен, муж Иероновны Гориной. А вообще, дело было так. Моя двоюродная сестра Кирьянка ходила на клирос. Ее дом был на окраине, а наш в центре, около моленной. Она часто после службы оставалась у нас ночевать. И вот , мы бывало, сядем и поем все вместе. Мой брат неграмотный был, но имел хороший слух и много чего с нами выучил.
Помолчала немного, вернувшись, наверное, в те далекие годы. Потом вновь продолжила:

- Нас, девчонок, много в моленную ходило. А батюшка однажды сказал: никто из вас головщиком не будет, только Лиза. Вот и предрек мою судьбу. Да, не каждому это дано. Я быстро все схватывала.

Вижу, что в разговор хочет вступить и Димитрий Авдеевич. Между прочим, Дмитрий Авдеевич родился в деревне Бришки, что недалеко от Москвино. В их семье было семеро детей. У его сестер были красивые и сильные голоса. Они ходили в Москвинскую моленную. А Апполинария Авдеевна потом была певчей в Новостроенской моленной в Даугавпилсе. Сам Димитрий Авдеевич всегда активно участвовал в жизни Москвинской общины, в 80-90-х годах был председателем Совета.
Спрашиваю, как же он, прейльский парень, нашел такую красавицу из другого,  Pезекненского района.
Смеются оба.
- Да на вечерке в Лубане и присмотрел. Через мою сестру Полю мы познакомились. Стали дружить.
Елисавета Евсеевна с гордостью говорит:
- Он в футбольной команде вратарем был.- И взяв из альбома фотографию, продолжает. – Вот, вторым ты стоишь. И ростом не меньше других.
Да, про эту команду я столько уже слышала, что глядя на бывших футболистов, понимаешь почему в 50-60-е годы стадион всегда был переполнен болельщиками, когда играла прейльская команда. Не случайно, наверное, и зять попался из спортсменов.

Интересуюсь, когда же сложилась молодая семья.
- В 1946 - познакомились, а в 1949 году мы поженились. И переехала я к мужу в деревню Бришки жить. В 1951 году родилась дочь Зоя. Вечерами мы иногда со свекром пели стихеры, духовные стихи. У него был сильный голос. Он «любителем» ходил на Москвинский клирос. В 1954 году Димитрию квартиру в Прейли дали как лучшему футболисту.

- Елисавета Евсеевна, а на клирос когда стали ходить?
- Так еще Власов, Михаил Александрович, наставник из Прейли, прослышал про мой голос и стали уговоривать меня петь. Вот ездили по всем деревням. Председатель общины приедет на лошади за мной в Бришки и едем по деревням. Знаете, а отец Михаил строгий был, требовал: как скажу, так и делайте. Крепкий такой был мужчина. Но и хороший был. Он мне на новоселье, когда в новую квартиру мы переехали, книгу подарил и будильник, чтоб на службу, значит, не опаздывала. (Смеется.) Потом наставником был отец Меркурий Рогалев. Он был последним Прейльским наставником. В 1963 году моленную закрыли. И только, когда в 1978 году приехал на Москвино служить Фалилей Иссидорович Макаров, стали мы собираться у Фрузи Кузминой дома, здесь в Прейли. В Москвино я была головщицей на левом клиросе.

- Елисавета Евсеевна, а как же Вы совмещали службу на клиросе и работу. Вам же надо было и на будничные и на праздничные службы стоять, и на похоронах отпевать?
- Я сначала временно работала на льнозаводе. Потом в ветеринарной лаборатории – уборщицей. Вот здесь и времени свободного побольше было. Да и Авдеевич меня иногда на работе замещал. Печи топил. Перед пенсией поработала в швейном ателье.

Перебираем фотографии. Вот довоенные – войновские. Родители. Братья и сестры. О каждом - теплое слово. Дальше пошла мужа родня. И вновь – больше рассказывает Елисавета Евсеевна. Вот большая находка для меня – фотографии москвинских староверов довоенного времени. В русских косоворотках, сарафанах. А вот молодые клирошане. Фотографии семьи дочери. Зоя Котовская живет с мужем в Мадоне. Помню, как прекрасно она пела на школьных вечерах.

- Скажите, а Зоя или внуки знают грамоту нашу.
- Ой, что Вы! Сами знаете, какое время было! С Зои крестик в школе срывали. Домой к нам приходили, чтоб мы иконы убрали. А я сказала, что в своем доме я - хозяйка.

Не впервые слышу я это. Да, трудно было детям истинных хранителей древлеправославия. Поэтому, наверное, все меньше становится в наших общинах прихожан. Все меньше грамотных клирошан. Слава Богу, что Елисавета Евсеевна не прячет своих знаний и умений. И наставнику помогала освоить солевое пение, и девушке молодой передавала знания. Только вот сокрушается, что та девушка не стала продолжать свое образование и в моленную редко ходит. А еще Елисавета Евсеевна напела многие богослужебные песнопения на аудиокассету. Вот недавно из Гребенщиковского Храма звонил родственник, просил разрешения приехать послушать распевы. Временами переживает, что не может в полную силу отдать себя служению в Москвинском Храме.

- Вот Прейльские к себе на клирос звали. А мой хозяин сказал: нечего изменять родному Храму. Поэтому на большие праздники я обязательно приезжаю в Москвино.

 

март 2005 года
г.Прейли, Латвия