Необычная тюрьма

Влад Ривлин
Писатель Н. смертельно боялся тюремной камеры, ее грязи, скученности, словом, жутких условий существования. Но против всех его ожиданий, камера, хоть и совсем крохотная, оказалась чистой и даже уютной или скорее обжитой. Кроме Н. здесь находился еще только один человек, который с любопытством посмотрел на нового постояльца.
-Здравствуйте,- поздоровался Н.
-И вам не хворать,-весьма фамильярно и даже грубовато ответил уже обжившийся здесь узник.
-Давайте знакомиться?-Предложил Н.,как-будто не замечая грубости хозяина.
Обитатель камеры недоверчиво посмотрел на Н. и сказал:
-Вы странный человек.
-Почему?
-Все попадающие сюда первым делом спрашивают меня о том, как давно я здесь.
-А вы давно здесь?
-Давно. Сколько времени вы здесь я не спрашиваю- и так понятно, что только
что.
-Да. Как вы догадались?
-По вашему поведению.
-Ну так что, давайте знакомиться?
-Это ни к чему.
-Как это ни к чему?!
-Здесь это ни к чему. Вы ведь сейчас начнете рассказывать о себе, о своей жизни, чего вы в ней добились. Если человеку есть чем похвастаться он рассказывает о своих титулах и регалиях. Если нечем- говорит о своих
болезнях и проблемах. А здесь все это совершенно лишнее, потому что все мы тут делимся только на две категории: смертники и покойники. К этому трудно привыкнуть, но у нас это так. Лучше  давайте сыграем в шахматы.
После слов сокамерника Н. сразу сник и уныло ответил:
-Зачем? Разве от исхода нашей игры что-нибудь изменится?
-Вы не любите шахматы?
-Я не вижу  в них смысла. Точно так же, как в кроссвордах, головоломках, любознательности.... Какой во всем этом смысл, если мы все, как вы выразились, либо смертники, либо покойники и в любом случае нас казнят?!
-Что ж  по-вашему я должен сидеть и дожидаться собственной смерти?
-Можно было-бы хотя бы попытаться и найти какой-то выход, чем тратить время на совершенно бесполезные занятия!
-Выхода нет и вы прекрасно об этом знаете. Еще никому не удалось бежать отсюда или избежать казни... Но зато многие прожили здесь целую жизнь в ожидании казни. Может быть и вам суждено прожить целую жизнь прежде чем вас казнят. Кто знает? А может быть вы даже умрете здесь собственной смертью, от страха смерти. Такое тоже здесь бывало. Неужели вы всю жизнь намерены провести в ожидании собственной смерти? Это глупо! У нашей теперешней жизни конечно много недостатков, но есть и свои преимущества:мы лучше простых смертных знаем цену времени, мы острее все воспринимаем... Лично меня близость смерти сделала еще более любознательным. Да-да, не удивляйтесь, когда ты знаешь, что твоя жизнь может закончиться в любую минуту, тебе особенно сильно хочется понять что же такое жизнь. Счастливому человеку смысл в жизни не нужен- он самодостаточен. Смысла ищут несчастные, чтобы хоть чем-то компенсировать себе жизнь.
-А почему нам не назвали точную дату нашей казни?
 Сокамерник Н. усмехнулся. -Видите ли, тут есть и гуманная, и чисто техническая сторона.
-Гуманная?
-Да. Ну представьте себе, что вы точно знаете, когда вас казнят. Допустим, через месяц. Первое чувство, которое вы испытываете , узнав о том, сколько вам еще осталось жить, это радость и облегчение. -"Ведь это не сейчас, а потом. У меня есть еще месяц жизни. Целый месяц!"- Думаете вы и этот ничтожный срок поначалу кажется вам огромным. У вас даже появляется иллюзия, что вы можете прожить за этот крохотный отрезок времени целую жизнь! Вам кажется, что это вполне возможно, если постараться. Более того, у вас появляется надежда, что может быть каким-то чудом все еще обойдется и вы останетесь жить... Но по мере приближения рокового часа вы все больше мучаетесь, у вас развивается тяжелая депрессия, пытка ожиданием становится совершенно невыносимой по мере того, как вы понимаете, что смерть неотвратима и приближается к вам стремительно и неумолимо! Вы уже не способны думать ни о чем, кроме смерти, вы парализованы страхом и эта пытка хуже самой смерти. Наши тюремщики люди не глупые, и в конце-концов, человеческое им тоже не чуждо. Вот и решили они нас пожалеть, поэтому и не называют нам дату нашей смерти. Хотя возможно они не называют нам дату нашей смерти из малодушия. Не каждый ведь решится заглянуть в глаза своей жертвы.
-А что техническая сторона, при чем здесь она?
-Ну здесь совсем все просто: они не могут казнить нас всех сразу. Мы нужны им, потому что если нас всех сразу казнить, им некого будет охранять. А если им некого будет охранять, тогда они станут никому не нужны и их уволят. К тому же тюрьма- это целый организм или если хотите- фабрика. Кто-то из приговоренных занят на кухне, кто-то на уборке, а кто-то на ремонте или строительстве. Есть санитары, фельдшеры и даже врачи из числа заключенных. И это далеко не все. Нам позволили организовать свой  драмкружок, театр, поэтическую студию и оркестр. Любая творческая инициатива приветствуется руководством тюрьмы. Занимайтесь чем хотите, самовыражайтесь, здесь для этого у вас есть все возможности. Единственное, что вам не доступно- это вырваться отсюда. Есть еще и третья сторона, о которой никто не знает.
-То есть как?
-Это личные мотивы и соображения администрации тюрьмы. Никто из нас не знает, почему одних из нас они казнят почти сразу же, а других держат тут годами и даже десятилетиями. Думаю, что тюремщики и сами не знают, почему одних они держат дольше, а от других избавляются почти сразу. Еще никому не удалось рационально объяснить человеческие чувства. Кроме того, как и в любом обществе находятся люди, которые находят подходы к начальству и умеют извлечь из этого выгоду.
 -Как это ужасно жить приговоренным!
-А разве в обычной жизни не так? По иронии судьбы, некоторые из нас живут гораздо дольше людей, которых никто и ни к чему не приговаривал. Ситуация иногда возникает просто комическая: Кого-нибудь из родственников или друзей приговоренного вдруг сбивает на дороге машина или он попадает в аварию или гибнет от удара током или тонет на пляже... Всякое в жизни бывает. А в это время приговоренный усердно разыгрывает какую-нибудь роль в нашем самодеятельном театре, сочиняет стихи или режет на кухне салат.
-Это несправедливо!
-Не забывайте, что мы все здесь за дело.
-Легче всего успокоить себя изначальной греховностью человека.
-Но это действительно так. Подумайте сколько у вас в жизни было возможностей исправить свои ошибки, быть помягче с близкими, творить добро, а не зло. Но вы выбрали зло.
-Я так и не понял, в чем заключается мой смертный грех, за что меня приговорили. То, в чем меня обвиняют, я не совершал!
-Значит это сделал кто-то из ваших близких.
-Но почему я должен отвечать за чьи-то поступки?!
-Возможно потому, что они не могут ответить за себя сами. Не стоит себя истязать.
-Я не могу здесь находиться. Это невыносимо!
-Но почему же? У вас здесь есть все для саморазвития и личностного роста. Тренажерный зал для того,
чтобы поддерживать свою физическую форму, библиотека и всевозможные кружки- для духовного и интеллектуального развития. Действуют Церковь, мечеть, синагога. Есть даже шаман.
-Вы с ума сошли?! Какое здесь может быть духовное развитие?! Зачем,если все мы умрем?!
-Пока человек жив у него существуют как физиологические, так и духовные потребности, даже если он приговорен.
-Вы считаете, что драмкружка или церковной службы достаточно для полноценной жизни?
-А вы хотите переустроить нашу тюрьму? Вам это вряд ли удастся. Это еще никому не удалось. Но в наших силах ее обустроить. Многие заключенные жалуются: мол нет того, не хватает этого. А чего жаловаться? В наших силах сделать жизнь здесь лучше. Ну а если кого-то не интересует жизнь тюрьмы, то ради Бога, у приговоренных достаточно большой выбор всяких социальных ниш: от живописи до стихов.
-Какой смысл во всем этом, если нас с вами могут в любой момент казнить?!
 -А разве вам не хочется оставить после себя хоть какой-нибудь след, чтобы вас вспомнили добрым словом или хотя бы с восхищением?
-Неужели оставленный мною или вами след спасет нас от смертного приговора или сделает нашу загробную жизнь комфортнее?
-В общем-то вы правы, люди неблагодарны. Но человеческое тщеславие неистребимо. И наверное именно по этой причине, стены камер здесь чем только не испещрены. Тут и картины, и стихи, и целые поэмы. Ну а кто обделен талантом к живописи или сочинительству, те стараются хоть инициалы свои выцарапать. Настоящий музей. Правда стоящего не много, в основном одна графомания или рисунки дилетантов. Но иногда попадаются настоящие шедевры.
-Вы так говорите, как-будто видели тут все камеры.
-Не все, но многие. Тюремные камеры- это отдельная история. За них между приговоренными идет настоящая война. Ведь есть камеры получше, комфортнее, и похуже. Разумеется война идет за лучшие. Все как и в обычной жизни. Заключенные пишут друг на друга доносы , иногда доходит до драк и даже настоящих сражений со смертельным исходом.
-Зачем им все это?
-Кому им?
-Тюремщикам. Держать нас здесь,устраивать все эти кружки...
-Этого никто не знает, ведь с ними мы общаемся очень мало.Мы довольствуемся лишь слухами и предположениями.
-Люди глупы.
-Гораздо хуже, когда в дураках остаются умные, вроде вас. Вот вы все переживаете, боитесь смерти... А стоит ли переживать из-за того, что вы не в силах изменить? Вы можете пройти здесь профессиональные курсы и тоже стать психологом, парикмахером или приобрести какую-нибудь рабочую профессию и таким образом обеспечить себе весьма сносное существование. Кстати, можете вступить в одну из существующих партий, у нас их тут почти три десятка и выставить свою кандидатуру в местный совет заключенных. Возможно вам повезет и вы станете председателем совета тюрьмы. В случае успеха жизнь ваша будет в шоколаде и вам станет уже не до смерти: постоянные политические интриги, борьба за власть, предвыборные программы, коалиции...-Сокамерник передернул плечами.-Жуть! Но многим нравится.
От рассказа сокамерника Н. стало еще тоскливее. Сокамерник видя отчаяние Н. пытается его ободрить:
 -Ну-ну, не стоит отчаиваться, ведь от этого ваше положение не станет лучше.И еще, к вашему сведению. Некоторые тут уходят в религию и для них организованны что-то вроде монашеских келий.
В коридоре раздается отчаянный крик.
-Кто это так страшно кричит?
-Это пришел чей-то черед.
-И вас это не пугает?!
-Страшно конечно, но я стараюсь привыкать... Это жизнь. В той, другой жизни, разве вам ни разу не приходилось бывать в больнице или на похоронах? И что вы думали в такие моменты? Конечно же надеялись, что сия чаша вас обойдет, что ваша смерть будет более легкой и вообще не скоро.
Мой вам совет, относитесь и к жизни, и к смерти философски! Ну так что, может быть все-таки сыграем в шахматы?