Крысиный король. 4

Софья Исаева
    В экипаже по пути домой Норвин молчал. Единственными его словами за всю поездку был ответ на мою просьбу никому не говорить о том, что он услышал. Я и сама молчала, в досаде на себя покусывая губу. В самом факте того, что я дала Иствану карандаш и бумагу, не было ничего страшного, ведь ни Норвин, ни отец не ругали меня за это. Но вот то, что я так бездумно и безропотно подчинилась паре слов, стало для меня неприятным сюрпризом. Только один человек мог вынудить меня на такое – Жиль.
    Госпожа Алиса встретила наше позднее возвращение в халате. Она была сонной, взволнованной и смотрела на меня с немым укором, будто я пытаюсь превратить Норвина в Ночного. Хмурая молчаливость сына только усугубили обстановку, и в результате ночью Норвин спал ко мне спиной.
    Норвин был молчалив и утром, когда собирался на работу. Я даже заподозрила, не решил ли он усвоить манеру поведения Иствана? К счастью, он был скорее задумчив, чем угрюм, и мне все же удалось рассмешить его. Уже ближе к вечеру почти перед приходом Норвина я сказала госпоже Алисе, что иду навестить Ночных родственников.
    -Отец вчера поручил тебе это? – тут же осведомилась она, зная мой график посещения дома матери. Про себя я подумала, что она просто одержима идеей оказать услугу лорду Протектору, но вслух сказала:
    -Да, почти. К счастью сейчас зима, и они понимаются рано.
    -Ты идешь одна, разумеется, - в этом утверждении звучала та обеспокоенность, которую я прочитала накануне в ее глазах.
    -Да, одна. Я не собираюсь тащить туда Норвина. Ему хватит и его работы.
Госпожа Алиса удовлетворенно кивнула, показывая, что услышала то, что хотела услышать.

    -У меня к вам просьба, ваша светлость, - сказала я старому герцогу, не веря в то, что собираюсь просить об этом.
    -Да, моя дорогая? – отозвался он, перекладывая карту в каком-то на редкость сложном и запутанном пасьянсе.
    -Если вы все еще не передумали одарить меня титулом…
    -Нет, не передумал, - герцог поднял на меня глаза. –  Я просто жду, когда ты сама надумаешь.
    -Уже надумала, - стараясь скрыть за улыбкой стеснительность, ответила я. – Точнее, за меня надумал отец. Он представил меня Диане и барону Иствану, как маркизу Мнишек. Соответственно, пути назад у меня нет.
    -Вот и славно, - ответил герцог, откинулся на спинку кресла и сложил руки на груди. – Дело, в общем-то, уже сделано, осталась пара формальностей.
    -Разве это так быстро? – удивилась я. Герцог лукаво улыбнулся и вернулся к пасьянсу. Я посмотрела на Джило, который сидел чуть в отдалении с альбомом для эскизов в руках. Его улыбка поверх кромки альбома была так же лукава и невыносимо сладка.
    -К счастью это моя воля – дать тебе титул. Тут даже не нужно твоего согласия, - начал герцог, перекладывая карты. – И я решил поторопиться, ничего тебе не говоря. Скажу тебе честно, все дело в Рениве. Я хотел сделать это до того, как она вернется в прежнее сознание. А в том, что она вернется, я не сомневаюсь, уж больно Джило твердо настроен ее вылечить.
    Я снова покосилась на Джило, тот улыбнулся мне слегка стервозно, показывая, что его отец прав.
    -Сейчас я могу сделать это без громких противоречий с ее стороны. На самом деле, она сама где-то в глубине души хотела для тебя этого.
    -С чего вы взяли? – последнее высказывание герцога показалось мне уж очень спорным. Он снова поднял глаза от пасьянса.
    -Все-таки я ее муж.
    -Джило, а еще у меня вопрос, чему ты так удивился, когда прозвучали имена свидетелей?
    -А какие у свидетелей имена? Я что-то забыл.
    Я перечислила ему их имена.
    -Ааа, вспомнил! Просто они были среди тех, кто был на свадьбе Иствана. Настоящей свадьбе.
    -А была ненастоящая? – поинтересовался старый герцог. – А как ты виделась с ним? Бедного мальчика выпустили, я надеюсь?
    Я отрицательно покачала головой.
    -Бедный мальчик продолжает сидеть в темнице. Я присутствовала на его свидании с женой.
    -И что скажешь? – живо заинтересовался Джило, даже опустив альбом.
    -То, что при Диане он невыносимо малохольный.
    -Тоже заметила? Ты бы видела его после Дианы… впрочем, нет, он же не пропускает тогда не одной юбки.
    -А как же его великая любовь? - я удивленно приподняла брови.
    -Одно другому у него не мешает, - цинично усмехнулся Джило. – Хотя сам Истван говорил, что любовь земная и любовь небесная разняться, поэтому не надо их смешивать.
    -Вот вы говорите, что он малохольный, а я прекрасно помню, какой он был тихий, застенчивый мальчик… - заговорил герцог слегка обиженным тоном.
    -Он и сейчас такой, - вставила я.
    -А все это было потому, что он с детства был очень чувствительный.
    -Я думал, он был просто тупой, а, оказывается, чувствительный, - заметил Джило, снова берясь за альбом. Я не выдержала и рассмеялась. Герцог с досадой махнул на нас рукой.
    -Где уж вам понять его! Вы всегда думали быстро, а болтали ерунду еще быстрее. За вами не угонишься тонко чувствующему человеку.
    Мы с Джило переглянулись, пытаясь сохранить серьезность, чтобы не обижать герцога, но не выдержали выражений лиц друг друга и оглушительно расхохотались. Герцог вздохнул с видом «ну что с них, дурней, взять?».
    -И все же мне обидно слушать, как ты отзываешься о нем. Я же прекрасно помню, как ты заверял меня когда-то, что лучшего друга, чем Истван у тебя нет, как ты хочешь сбежать к нему, как хотел бы заменить Леха на Иствана. Вы обменивались вещами. Он прятал тебя и даже осмеливался врать в лицо Рениве, что тебя у него нет, когда ты сидел в шкафу его комнаты. Как же ты так изменился, что тебе стала безразлична судьба друга, с которым некогда вы обменивались братскими клятвами?
    Джило, неожиданно угодивший под насильственное пробуждение совести, ответил чуть более резко, чем стоило:
    -Он изменился с тех пор, как встретил Диану.
    -Неужели так сильно? – старый герцог продолжал тихо увещевать сына, попутно раскладывая пасьянс. – Может, он просто решился быть тем, кем являлся, а ты не захотел это принять?
    Джило задумчиво смотрел перед собой. Я была просто уверена, что он вспоминает что-то.
    -Как бы то ни было, но теперь у нас мало общего, - вынес свой вердикт он.
    -А какой он был в детстве, кроме того, что стеснительный? – спросила я, чтобы отвлечь герцога от Джило.
    -Молчаливый, послушный мальчик, но сущее наказание для родителей. Разговаривая с баронессой, я как-то упомянул о слабом здоровье Джило, так она в ответ столько мне рассказала, что я понял, мой сын здоров, как бык. Истван, кажется, переболел в детстве всем, чем только мог. Баронесса не уставала удивляться, откуда он только подцепляет эти болезни. Но он всегда выздоравливал…
    -Больной желудок у него до сих пор, - заметил Джило, что-то исступленно штрихуя.
    -А потом он потерялся в этом жутком лесу! Барон и баронесса подняли на ноги всех слуг и искали его днем и ночью, умоляя небо, чтобы сын не провалился в овраг или не упал с утеса, коих в том лесу достаточно. Через три дня он вернулся сам, голодный, грязный, испуганный, но живой. Баронесса сказала мне тогда, что после того дня, их семья уже не была прежней. Она возненавидела тот дом и лес, а Истван, наоборот, все время рвался туда.
    -По вашему рассказу он представляется длинным, костлявым замухрышкой, а не крупным медведем, каковым является. Он же и силен, как медведь, скорее всего…
    -Да, - коротко подтвердил Джило, критически изучая рисунок.
    -Они ввели его в цепях, - добавила я, сама не зная, зачем.
    -Да что же это такое! – воскликнул старый герцог и хлопнул ладонью по столу. Затем резким жестом смешал карты и начал пасьянс заново. – Но если ты была на дознании, то узнала, что случилось с Магнусом?
    -Это было не дознание, а свидание. Дознание будет сегодня, и я на него пойду. А вчера Истван виделся с женой и по сему был немногословен. Мягко сказать. Но по свидетельским показаниям, зять Магнуса, Джаспер, убил его. Это видел Свено и, не долго думая, убил Джаспера.
     -Какой ужас! – герцог поднял на меня взгляд. – Почему? За что?
    -Не знаю, - я пожала плечами, сомневаясь, что правда об этом вообще когда-нибудь будет известна. – Может быть, сегодня Истван прояснит хоть что-нибудь.
    -Ужас, ужас! Свено, Хьюго, Истван! Я так и вижу, как маленькие, они играли в этом доме с Джило и Лехом. Мы растили их всех вместе, и чем все обернулось…
    -А кто еще барахтался в вашем манеже? – спросила я, оборачиваясь к Джило. Тот хмурился, глядя на рисунок.
    -Ну да, все они, а еще Бруно, Мартин, Иддо, Орно. Также с нами был домашний кролик Иствана по имени Роммель, при жизни обвиняемый во всех смертных грехах, включая мужеложество…
    -Фуу! – вырвалось у меня.
    -…а после смерти провозглашенный лучшим кроликом среди всех кроликов.
    -А Джаспер?
    -Джаспер нет. Он вообще был из враждебной партии, если можно так выразиться. Меня всегда удивляло, что старый Магнус позволил дочери выйти за него, не смотря на неприязнь к его семье.
    -Она была его любимица, а мы многое прощаем любимцам, - заметил герцог, шелестя картами.
    -Кажется, позже Истван проворачивал с ним какие-то дела. Но я не знаю точно, не интересовался.
    -Кстати, - я набрала в легкие побольше воздуха. – А вы знаете, где сейчас Жиль?

    Но я заглянула к старому герцогу не только для того, чтобы поболтать. В моей комнате остались те вещи, которые я бросила, спасаясь от матери, и которые уже после ее болезни не решилась перенести домой, чтобы не вызывать в Норвине нехорошие мысли об их стоимости.
    Для допроса я выбрала платье из темно багрового бархата. Оно было одновременно теплым (все же я собиралась ехать в тюрьму) и очень мне шло. Я подумала, что глубокий вырез можно просто скрыть шалью. Подбирая к платью макияж, я успела наложить на лицо не один слой краски, прежде чем задалась простым вопросом: ради чего я все это делаю? Чтобы затмить Диану? Тщетные попытки. Посмеиваясь над собой, я стерла излишки краски, оставляя лишь то, что подходило.
    Несмотря на долгие приготовления я приехала в тюрьму первая. Дежурный на входе хоть и получил предупреждение от коменданта, но некоторое время не мог поверить, что я – это я, и существую в природе. В конце концов, один из помощников коменданта явился на его звонок и провел меня через двор, облицованный каменной плиткой, теперь запорошенной снегом. Над двором возвышалось безликое здание тюрьмы, похожее на гигантский сарай, и башня, на вершине которой были часы. Чуть ниже их светились квадратные окна.
    Коридоры внутри здания были так же безлики, казенны и удивительно тихи, хотя откуда-то издалека, подобно жужжанию насекомых, доносились человеческие голоса. Кабинет, в который меня привели, мог быть даже уютным, если бы не хмурые серые стены. Под потолком я заметила паутину трещин. Все же это здание было очень старым. Помощник оставил меня в кабинете и, извинившись, удалился. Я присела на краешек большого письменного стола и стала смотреть на дверь, прислушиваясь как к звукам в здании, так и к собственным ощущениям. Мертвая тишина тюрьмы и кипучая жизнь внутри нее смешались в одно гнетущее чувство, когда я услышала шаги охраны и тяжелую поступь заключенного.
    Судя по тому, как быстро привели Иствана, и по его домашнему виду, его держали где-то неподалеку. Глядя на его просторную черную рубаху, брюки из добротной шерсти и мягкие ботинки, я понадеялась, что цепи, которые снова были на нем, не являются постоянным аксессуаром. Заключенный вошел и остановился напротив меня. Вместо поклона или приветствия он улыбнулся, но скрытая боль в глазах сделала эту улыбку чуть безумной.
    -Вы можете идти, - сказала я охране и коменданту.
    -Но миледи!
    -Ничего не случится! Идите! – я чуть повысила голос. Комендант посмотрел на меня, затем на портрет лорда Протектора, висящий на стене, пожал плечами и сказал:
    -Охрана будет ждать за дверью.
Когда они все вышли, Истван улыбнулся еще шире, мягко подошел ко мне и сел на стол рядом. Я косилась на его руки с длинными ухоженными ногтями и думала, что они лишь подчеркивают его сходство с большим сильным котом.
    -Баронесса прислала вам книги? – устав от паузы, заговорила я. Разумеется, его книги были мне глубоко безразличны, но не о погоде же с ним разговаривать.
    -Да, - тихо ответил Истван, глядя на меня все с той же улыбкой. Я вдруг отметила, что улыбающийся он очень даже мил.
    -А где ваша темница? В этом здании или…
    -В башне, - на удивление быстро ответил Истван.
    -Где в башне?
    Он не спеша поднялся, подошел к окну и выглянул в него. Затем жестом подозвал меня, цепи при этом неприятно звякнули. Я на секунду засомневалась, стоит ли подходить, но потом рассмеялась собственной трусости. Я подошла к окну, и Истван показал мне на башню с часами.
    -Видите светящиеся окна? Это мои покои.
    -Там холодно, наверное, - ужаснулась я, вытягивая шею, чтобы заглянуть чуть в бок.
    -Да, но есть печь и целый ворох одеял.
    -А часы не мешают?
    -Ужасно. С назойливостью палача изувера они напоминают мне о каждой ушедшей четверти часа.
    После этих слов Истван пододвинулся ко мне и положил руку на подоконник рядом с моей. Его мизинец и безыменный палец легли на мою кисть. Удивленная таким откровенным поступком, я взглянула ему в лицо. Он продолжал улыбаться. В его улыбке было больше ласки и игривости, чем безумия, хотя в глазах все равно угадывалась тень отчаянности. Я не убрала руку, хотя в голове пронеслись слова Джило о любви земной и небесной. Им на смену пришло циничное рассуждение о том, что покровительство дочери лорда Протектора никогда не помешает, но эти мысли были вытеснены жаждой тепла перед лицом неизбежной смерти. Истван наклонился и аккуратно поцеловал меня. Я не ответила, и он замер в ожидании, не решаясь проявить напористость. Я чувствовала его губы, но думала не о нем, а о том, как же старо это здание. Радости в нем было не так уж и много, а вот слезы, унижения, злость, ожесточение и отчаяние сочились из стен. Но правил всем страх, и именно он чувствовался во вкусе поцелуя.
     Истван был смертельно напуган. Он был, как маленький мальчик, потерявший мать. А та, от которой он ждал поддержки, просто не способна была ему ее дать. Я чувствовала его желание зарыться лицом в женские волосы и спрятаться ото всего мира и не смогла не ответить на поцелуй. Я стала целовать его с той страстью, будто это меня, а не его приговорили к смерти, и будто это мне, а не ему, так хотелось испытать жар страсти в последний раз. Он попытался обнять меня, но цепи это не позволили. Он мог лишь держать меня за талию, будто мы собирались танцевать. Я чувствовала, как цепь врезается мне в живот. Мои же руки были свободны, и я обнимала его с той силой, на которую была способна.
    Часы на башне пробили одиннадцать. Было слышно, как к воротам тюрьмы подъехал экипаж, и мы с Истваном отлепились друг от друга. Через двор почти пробежала высокая фигура в плаще, сопровождаемая группой тюремной администрации. Лорд Протектор прибыл.
Пока он поднимался в этот кабинет, Истван успел шепнуть мне на ухо:
    -Навестишь меня?
    -Возможно. Если ты пришлешь мне то, что пишешь.
    -Пришлю, но какой писать адрес?
    -Пиши отцу, но с пометкой, что это мне. Он перешлет.
    -Хорошо.

     Когда отец вошел в кабинет, мы уже сидели, разделенные тяжелым письменным столом. Он со вздохом опытного следователя и просто очень занятого человека повесил на вешалку свой плащ, оглядел нас и спросил:
    -Ты уже начала?
    -Нет, мы просто знакомились, - невинно ответила я. Истван подтвердил мои слова лучезарной улыбкой. По лицу лорда Протектора промелькнула мудрая усмешка, но он подавил ее и принял серьезный вид.
    -Очень хорошо. Пока я не стану заставлять вас пересказывать весь праздник, а ограничусь несколькими моментами, о которых мне хотелось знать подробнее.
     Слушая деловитый тон отца, я думала, что нас выдали либо поцелуи у освещенного окна, либо сияющая улыбка Иствана. В любом случае, мне тоже стоило стать чуть более серьезной.
    -Для начала объясните мне, почему вы так уверены, что тогда на охоте это была именно попытка убийства, а не просто досадная случайность?
Истван скривил рот то ли от воспоминания, то ли от нашей тупости.
    -Потому что я не волк, чтобы травить меня теми выродками, которых вывел Магнус для волчьей охоты. Естественно, мой конь испугался и понес. И я не разбойник, чтобы в меня бросали камень в моем же собственном лесу. Когда я очнулся на земле после падения, надо мной спорили два недоумка. Один предлагал украсть моего коня, понимая, что убивать такого красавца – преступление. Другой говорил, что им приказали убить хозяина и его коня. Первый настаивал, что конь мог бросить меня и убежать в чащу. Он никогда не бросил бы меня, кстати. Сам хозяин, то есть я, их в тот момент интересовал мало, так что у меня было достаточно времени, чтобы прийти в себя и осознать недвусмысленные намерения этих двоих на мой счет. Чтобы избавить их от мук выбора, я пнул первого под коленки, а когда тот упал, завладел единственным оружием, которое у них было, а точнее лопатой. Со вторым расправился мой верный конь, с испугу или от неожиданности лягнув его в грудь. Трупы обоих я сбросил в карьер…
    -Карьер? – искренне удивился отец, видимо, неплохо знавший лес, о котором шла речь.
    -Овраг, - тут же поправился Истван. Я наблюдала за ним, подперев кулаком голову, и думала, что он непривычно разговорчив сегодня. Было ли это последствием свидания с Дианой или нашего поцелуя, но молчать, как пень, он явно не собирался.
     -Вы не рассказали этот момент жене, - тихо заметила я.
    -Какой? – Истван почему-то меня не понял.
    -Об этих двоих, которых сбросили в карьер…
    -В овраг.
    -Не важно. Лопата отправилась туда же?
    -Нет, я опирался на нее одной рукой. Другой цеплялся за коня и так шел. Ближе к дому я бросил ее у тропинки. Она могла еще пригодиться. В мой лес принято ходить с лопатой, - со странной улыбкой закончил Истван. Я нахмурилась, не поняв, на что он намекает.
    -Значит, мы найдем трупы в карьере, - отец, как и я, прицепился к оговорке Иствана. Тот, заметив это, снова скривился. Но его гримаса почти сразу перешла в мрачную улыбку.
    -Вы найдете трупы.
    Чувство, что я чего-то недопонимаю, усилилось.
    -Хорошо. Тогда перейдем к празднику. Хьюго дразнил вас?
    -И он, и старик.
    -Старик?
    -Магнус. Они оба развлекались, пиная меня в тот вечер.
    Отец кивнул, будто узнал что-то, чего не знал до этого. Я удивленно покосилась на него, подумав, что поцелуи, видимо, отбивают мозги у молодых девиц.
    -А меня интересует другая вещь, - заговорила я, воспользовавшись паузой. – Обстоятельства смерти самого Магнуса до сих пор не ясны. Действительно ли герцог Магнус набросился на своего зятя, или Джаспер это просто выдумал для самооправдания? Что произошло в той комнате?
    Истван молчал, улыбался и глядел на меня.
    -Понятно, был слишком пьян, чтобы запомнить, - пропела я ангельским голоском. Он рассмеялся.
    -А с чего вы взяли, что я был там?
   -Действительно, с чего бы… - неопределенно протянула я, покачав головой.
   -Ну, хорошо, - Истван откинулся на спинку кресла и попытался сложить руки на груди, но цепи ему не позволили. – Черт их подрал… Я бы выпил вина.
    -Вы даже не надсмотрщик, а заключенный, - ответил лорд Протектор, покачав головой.
    -Какого черта, им тоже не положено по уставу, что не мешает им приносить все с собой! – полушутливо возмутился Истван. Я тихо рассмеялась. – Видит небо, я шел на тот праздник, почти не питая к ним всем ненависти, но злобный старик своими нападками просто достал меня в тот вечер. Он никак не хотел угомониться и все говорил и говорил мне всякую дрянь. В конце концов, я потерял терпение и сказал ему… а дьявол!
Истван резко замолчал. Я и отец одновременно воззрились на него в удивлении.
    -Что с вами? – спросила я. Истван продолжал молчать. Я вдруг испугалась, что он замкнулся в себе.
    -Меня казнят все равно и не могут сделать это дважды. А все те, ради кого надо было хранить тайну, мертвы, - когда он, наконец, заговорил, мне пришлось напрягать слух, чтобы расслышать его слова. – Я сказал старику, что плевал на него, потому что он старый дурак, раз не понимает, что хорошо смеется тот, кто смеется последний. А последними смеялись я и Джаспер. Мы смеялись все это время за его спиной, ведь Джаспер оказался именно тем коварным и лживым ублюдком, которого Магнус в нем видел.
   -От того, что кто-то оказался прав, его не убивают. Можно подробнее? – попросила я, поняв, что отец предоставляет мне очередь говорить с Истваном. Тот смотрел на нас исподлобья.
    -Одной ночью мы с Джаспером пробрались в закрытую школу, где Магнус держал дочерей подальше от нас, буйно помешанных кобелей. Джаспер полез по карнизу к окошку Элин, а я остался сторожить снаружи…
    -Еще и изнасилование? – я подняла брови, начиная внутренне соглашаться с мнением Норвина о делах Ночных.
    -Да какое изнасилование! Элин мечтала о нем, но не решалась признаться из-за отца. Тогда Джаспер решил поступить, как поступали проходимцы в любимых ее романах, и от радости видеться с ним Элин чуть не изорвала его в клочья. Потом Джаспер убедил ее, что после всего, что он совершил, просто обязан жениться на ней. Он обманул Магнуса, который всегда говорил, что ни одна лиса его не проведет, и получил с приданым земли, на которые давно претендовала его семья.
    -В чем же подвох? – спросила я как можно спокойнее, потому что чувствовала, что Истван чутко прислушивается к нашей реакции на его слова.
    -В том, что Магнус был тщеславным индюком, считающим, что его дети – это короли и королевы. Он презирал сам воздух, которым дышал Джаспер, и считал его грязным выскочкой. Но Элин выбрала его, словно отцу назло. Этот брак казался Магнусу позорным, и он согласился на него только с условием, что он непременно должен стать счастливым. Как будто это можно устроить приказом. Магнус потребовал от Джаспера клятвенных заверений, что его чувства к Элин столь же горячи, как и ее. Джаспер поклялся, наслаждаясь самой возможностью врать в лицо Магнусу. Он никогда не имел чувств к Элин и не уважал ее. Но эта судьба всех, беззаветно любящих.
    -«Ты бил меня, ты меня не любил. Не любишь меня и сейчас», - грустно произнес отец. Я безумно покосилась на него, не понимая ничего. Истван, наоборот, понял все очень хорошо.
    -Старик вместе с именем выбрал ей судьбу, - заметил он. – Я и сам бубнил эту балладу, пока ждал Джаспера. Благо было вино, и я не скучал.
    -Это из «Похищения Элин», - сказал мне отец, вспомнив, что я не являюсь знатоком Ночных баллад.
    -Значит, именно это вы имели в виду, когда говорили Джило о нежданной, но желанной мести?
    -А я говорил? Не помню, - ответил Истван настороженно, снова начав делать паузы перед ответом. Я рассмеялась, и он улыбнулся то ли облегченно, то ли ласково. – Но да, молчаливое знание, что Магнус получает то же предательство и ложь, что сеет сам, немного облегчило мои муки.
    -Но не до конца. Ведь был еще и ритуал в лесу, - мягко напомнила я. Истван тут же скривился.
    -Эта была ерунда. Что я мог сделать им, распевая песни над костром? Просто способ не сойти с ума от ярости.
    -Диана видела тени тогда и звериные лики, уродующие лица гостей, - спокойно, но я продолжала наседать на него.
    -Для этого не нужна магия. Это были вещи такие, как они есть.
    -Тогда на что же вы смотрели, стоя на верхушке лестницы?
    Истван молчал и смотрел на меня. Его лицо снова скрыла отчужденная маска, лишь сквозь глаза пробивалась боль. Затем он отвернулся и буркнул:
    -Я не звал их.
    -Но они пришли. Так не станем же поминать их к ночи, - прервал наш спор отец, понявший, что мы ушли от основной темы. – Что случилось, после того, как вы все рассказали Магнусу?
    -Мои слова взбесили старика, ведь дело коснулось его любимой дочери, - тут же ответил Истван, цепляясь за эту тему, как за соломинку. – Он чуть не выдрал шнурок звонка из стены, призывая слуг, и орал на них, приказывая привести к нему Джаспера. Меня он обозвал грязным предателем и указал на дверь, но я и не думал уходить, лишь отошел за портьеру. Когда пришел Джаспер, старик накинулся на него, брызжа слюной, но Джаспер лишь смеялся ему в лицо на все упреки. Он был пьян, в моих глазах это его извиняет. Он назвал Элин скучной заносчивой крысой, в которую не влюбится ни один здоровый мужчина, и Магнус потерял остатки контроля. Он бросился на Джаспера с кулаками, тот презрительно оттолкнул старика. Магнус не удержался на ногах и упал на застекленную витрину. Не знаю, прошиб он себе череп или напоролся на осколок, но он так и не поднялся. Джаспер наклонился над ним, и именно этот момент Свено выбрал, чтобы появится на сцене.
    При этих словах я удивленно подняла брови. Истван тут же замолчал, с ожиданием глядя на меня. Я же промолчала, отметив для себя, что не одной мне эти события напоминают Ночную пьесу.
    -И какую же роль выбрал он? – спросил отец. Весь этот разговор он не поднимал глаз от крышки стола.
    -Какую положено при данных обстоятельствах. Если бы я увидел человека, которого презираю, над телом своего отца, то тоже испытал бы ужас и гнев. К тому же Джаспер уже не скрывал присущую ему злобность. На вопросы Свено он отвечал, что старый дурак сам бросился на него. Потом он говорил что-то о том, как ему осточертела Элин и вся их семейка. Свено был сильнее и ловчее отца, после короткой схватки он заколол Джаспера ножом. Не помню, откуда он достал его. Когда Джаспер упал, Свено еще стоял несколько минут над телами, собираясь с мыслями. Затем выбежал из комнаты, не видя меня. Я понял, что делать мне там больше нечего, отвесил прощальный поклон усопшим и удалился, заперев дверь ключом, который торчал в замочной скважине.
    -Вы видели, что делал Свено дальше? – спросил отец до того, как возникшая пауза затянулась бы.
    -Нет, я не шел за ним. Просто гулял по дворцу без цели. Искал жену. Но нашел Иддо Брина. С ним и разговаривал все оставшееся время до того, как появился Хьюго.
    -Вы отрицаете это сейчас, но тогда сказали вполне определенно, что пригласили их из леса, - напомнила я. Ему явно было неприятно, когда я затрагивала эту тему, потому что он снова скривился.
    -Это были просто слова, но я же не слепой! Я видел, что творится! – ответил он брезгливым, раздраженным тоном.
    -Думаю, не имеет смысла спрашивать, кто они были?
    -Нет. Я не знаю их, - гораздо тише и мрачнее ответил он, отвернувшись и спрятав глаза. Я успела заметить его взгляд со скрытыми в нем безумием и болью, так напоминающий Жиля.
    -Странно, разве на бал приглашают того, с кем не знаком? – пошутила я. Истван тут же поднял голову и посмотрел на меня неожиданно ласково, но в этой ласке было что-то стервозное.
    -Я много раз так делал. Самые интересные гости получаются из тех, от кого не знаешь, чего ожидать, и которые в свою очередь еще не знают, какой я зануда.
    -Вы слышали крик?
    -Да.
    -Испугались его?
    -Нет. Я живу… жил рядом с лесом и слышал и не такое, - улыбка исчезла, уступив место обычному отсутствующему выражению. – Вы спрашивали, на что я смотрел с лестницы? Так вот, ни на что. Я встал там, чтобы меня было видно отовсюду. Чтобы меня могли найти Диана, потерявшаяся где-то как всегда, и кто-нибудь другой, решивший убить меня, видя во мне причину…
    -И этим кем-нибудь стал Хьюго?
    Вместо ответа Истван скривился и пожал плечами.
    -Вы ждали его, чтобы завершить месть? – я выжимала из него слова.
    -Я не принуждал его… ни к чему. Он сам сделал свой выбор. Если бы на вас несся разъяренный безумец, вы бы позволили ему вас убить? – снова брезгливость в голосе.
    -Если вы не хотели никого убивать, то зачем принесли на праздник трость со спрятанной в ней шпагой?
    -Это моя любимая трость! Я ношу ее везде!
    -И вы закололи ей Хьюго, - я произносила слова спокойно и доброжелательно, но Истван, судя по коротким тяжелым взглядам, которые он бросал на меня, с трудом сдерживался, чтобы не перейти в агрессивную оборонительную позицию.
    -Кого вы еще убили? – неожиданно заговорил отец. Истван резко взглянул на него и промолчал.
    -На празднике, - уточнила я, копируя раздраженный тон Иствана.
    -Никого больше. Только Хьюго, - тихо ответил Истван, снова приобретая отстраненный вид.
    -Что вы почувствовали в этот момент? – поинтересовалась я.
    -Облегчение. И освобождение, - еле слышно прошептал он.

    Я сидела на столе в кабинете тюрьмы, откуда только что вывели Иствана, переводила дыхание и вспоминала тот взгляд, которым он посмотрел на меня, обернувшись в дверях. Все та же смесь боли и безумия, она действовала на меня очень сильно, заставляя испытывать смешанные чувства.
    -Почему мне все время попадается один и тот же тип мужчин? – спросила я то ли отца, продолжающего сидеть за столом, то ли воздух.
    -Потому что такова человеческая натура, - спокойно ответил он. – К тому же эта наша судьба – все время бродить в петлях повторений.
    -Повторение – мать учения, - буркнула я.
    -Пока он нуждается в тебе, он будет ласков. А дальше видно будет, - вдруг сказал мне отец. Я резко обернулась к нему. Он широко улыбался, а я нахмурилась. Не желая вообще поднимать эту тему, я, тем не менее, ожидала скорее предостережений и ужасающих пророчеств, но никак не поощрения.
    -А что ты вообще думаешь о нем? – спросила я, задавив в себе упрямые возражения и уверения, что и не собираюсь пятнать свою честь связью с Ночным убийцей. Отец пожал плечами.
    -Это не совсем правильное сравнение, но, глядя на него, я вспоминаю крысиного короля.
    -А я Жиля.
    -Ты уже говорила.
    -Повторение – наша судьба, - съехидничала я. – Просто мне Истван не напомнил того мумифицированного сросшегося хвостами урода, которого я видела в детстве в музее естественной истории.
    -Я имел в виду не трон крысиного короля, а самого короля. Сросшийся хвостами уродец – это все герцогское семейство. Рука руку моет, если ты понимаешь, о чем я.
    -Вполне, - улыбнулась я. – Но это просто законы клана. А о каком короле ты?
    -Моряки иногда, развлекаясь, суют несколько крыс в одну банку и не кормят. Те начинают жрать друг друга. Последнего выжившего выпускают и метят, чтобы не пришибить шваброй ненароком. Тот начинает пожирать других крыс в стае.
    -Гадость какая, - меня передернуло. – Ни с кем лучше ты не мог его сравнить. Теперь я точно не смогу подойти к нему близко без содрогания.
    Отец тихо рассмеялся.
    -Скажи, а почему ты не пускаешь к нему Диану? Она же его жена и имеет право на свидания с ним.
    -С чего ты взяла, что я не пускаю? – отец искренне удивился. Я вдруг задумалась, действительно, почему я так решила. – Она может приходить к нему хоть каждый день. Другое дело, что она не проявляет подобного желания. Мне пришлось вызвать ее сюда, и только тогда она пришла.