О дальних-дальних предках. Часть I

Ольга Косарева
                Неандертальцы. Кроманьонцы.            

    Хочешь, внучок, заглянуть в прошлое? Давай попробуем. Живешь ты на башкирской земле, а кто здесь жил до тебя?

        Полетим мы с тобой далеко-далеко. Не в чужие земли, а в прошедшие времена, такие дальние, что аж дух захватывает. Археологи нам помогут. Археологи – это люди, что ищут в земле следы древней жизни. Найдут в каком-нибудь месте останки (то есть кости) первобытного человека и величают его по названию местности. Понимаешь, что означает слово «первобытные»? – бывшие первыми на земле. Гордо звучит, правда? А уж как эти первобытные люди сами себя называли, нам неведомо. Писать-то они еще не умели, ничего сами о себе нам, потомкам, не сообщили. Археологи народ дотошный, каждый камушек, каждую косточку, каждый лоскуток исследуют, сравнивают, выводы делают. И нам рассказывают. Да еще на помощь других ученых призывают, чтобы разузнать побольше о климате, природе, зверях и птицах того времени, чтобы по найденным костям и эпоху, и возраст человека определить. И даже как бы «оживить» его. Ну, конечно, не совсем оживить, а восковую фигуру вылепить. Ох, и любопытные эти археологи! Сами увлекаются и нас своим увлечением заражают.

                ***

       200 тысяч лет назад жили в Европе существа, похожие на нас, людей. Зверей ловили себе на пропитание, из камней делали орудия всякие. Ах, из камней! Назовем-ка мы, решили ученые, эпоху Каменным веком. По латыни назовем, как положено в ученом мире. Камень по латыни – литос, древнейшее время – палео. Вот и получилось название – Палеолит. Раскопки велись в ущелье Неандерталь в Западной Германии. Так и назвали тех существ неандертальцами.

    Были неандертальцы невысокими, но крепкими, массивными, мышцы жгутами обвивали тело. Головы большие, шеи короткие, руки – что лопаты широкие. А как же иначе? Ведь на мамонтов охотились, на яростных шерстистых носорогов, гигантских оленей! Сила была в неандертальцах могучая. Свирепостью не уступали саблезубым тиграм.

    Но свирепость свою они на чужаков направляли. А дома, как все живые существа, успокаивались, мирными становились. Стариков своих беззубых опекали. А умрет кто из племени, то и цветочки на могилу положат, бывало, все вокруг украсят цветами. Скорбят.

   Домов, как у нас, они строить еще не умели. Жили по-простому, в пещерах. Вон, нашу башкирскую Капову пещеру всю изрисовали: там по стенам мамонты, как живые, бегают, лошади скачут, шерстистый носорог головищей угрожающе раскачивает. Может, рисовали не неандертальцы, а кроманьонцы? Кто их знает… Все равно первобытные.

   Бывало и под открытым небом жили, разводили костры на берегах рек и озер. Даже в том месте, где Уфа раскинулась, жили. Место, где сейчас санаторий Зеленая роща стоит, местные жители Чертовым городищем называли: тысячелетиями здесь селились предки наши, а первыми освоили это место неандертальцы.

   Жили себе, поживали рыжие бледнолицые неандертальцы. Да беды на них валиться начали. Новые племена в Европу из Африки нахлынули. Случилось это 40 тысяч лет назад. Первый скелет пришельца раскопали ученые на западе Франции в пещере Кро-Маньон. И прозвали новых жителей Европы кроманьонцами. Более высокими, легкими, умными кроманьонцы те были.

   Не уживались кроманьонцы с неандертальцами, гнали их с насиженных мест, убивали. Страшную тайну тебе открою: были и те, и другие каннибалами, то есть человекопожирателями. Закусывали кроманьонцы неандертальцами, а неандертальцы – кроманьонцами. Бр-р-р-р! Хорошо, что нас там не было! Радовались победители, насытившись, танцы устраивали. Разукрасят себя разноцветными птичьими перьями – черными, серыми, белыми, голубыми, оранжевыми – да и кружатся вокруг костра, радуются жизни. Смелыми себя чувствовали, подобными леопардам, которых на обглоданных костях выцарапывали. Потом, уставшие, сидели, глядя на огонь пылающий, да слушали заунывные звуки флейты, что тоже из кости была сделана.

    Кроманьонцы – это одна беда. А другая беда пострашней была: ледники стали наступать на Европу. Вот с последним оледенением неандертальцы и не справились, вымерли почти все. Небольшая часть их убежала в теплые земли, туда, где сейчас находится Испания. Повезло им: еще несколько тысяч лет сумели просуществовать. Только не думай, что это одно поколение так долго жило, их много-много сменилось. Тогда недолгий век был – до пятидесяти лет немногие доживали. К пятидесяти годам-то в глубоких стариков немощных превращались.

   А кроманьонцы, закутавшись в звериные шкуры, пережили холода. Говорят, от них и пошел род Homo sapiens – человека разумного…