Заметки о Бельгии. Второй шанс

Александра Болтовская
Так называются здесь школы для взрослых - "Тweede kans/Второй шанс" Это для тех людей, у которых вдруг обнаружилоcь позднее призвание/late roeping, и которым "на старости лет" захотелось получить вторую профессию; предположим, автомеханику или медсестре страстно захотелось стать учителем, чтоб передавать молодой поросли свой опыт. - Вы хотите учить? Так пожалуйста! Ради бога! Учитесь на здоровье! Вы хотите продолжать работать и учиться, потому что у вас семья-семеро по лавкам? - Извольте! Занятия в нашей школе по субботам, или вы можете выбрать - полдня в субботу и во вторник вечером.

Вы хотите в 40 лет пойти в университет? Ноу проблем! Вступительных экзаменов нет, но есть небольшая сумма, которую надо заплатить - порядка 500 евро в год, за учебники и прочее. Вы говорите, что у вас ограниченные средства, вы домохозяйка, трое детей? Ничего страшного! При вступлении вы заполняете формуляр и запрашиваете стипендию. Специальная служба проверяет данные, узнает, не превышает ли зарплата вашего супруга среднестатистические нормы, и вы получаете деньги! Так что учиться выходит даже выгодней, чем совсем ничего не делать и сидеть дома.

Читатель, я вспоминаю Россию и тот момент, когда, мечтая о втором образовании, поняла, что мне, маме-одиночке, этого просто не потянуть; что вообще второе высшее образование возможно до 32 лет, кажется, что всевозможные препоны то тут, то там, а в конечном счете и вступительные экзамены, и огромный конкурс в вуз твоей мечты - все это преграждает тебе путь! Но пасаран - они не пройдут;)
В Бельгии другой девиз: Никаких преград для личного роста! Учиться - всю жизнь!

Жаль, что мои свекор со свекровью не одобряют этого моего "личного роста". Хоть они пытаются скрыть это неодобрение под постной улыбкой, но я-то вижу, что они там себе думают. То ли они боятся, что я, сделаясь шибко учёной, зазнаюсь, а то и брошу своего мужа, который из простого трудяги дорос до начальника типа технического админа. То ли это типично крестьянско- консервативное - "Ишь ты, иностранка, куда метишь! Сиди себе дома да вари обед, да заботься, как мужа ублажить. Ну, в крайнем случае яблоки поди пособирать осенью, а о большем и не мечтай. Мы вон институтов не кончали". - Я читаю все ваши мысли, Луиза и Йозеф, но позвольте мне самой решать, чем мне заниматься. Может быть, за это ваш сын и полюбил меня  - вот такую, упрямую и любознательную?" Муж не препятствует. Он только боится, что у меня не получится. Ведь учиться тут трудно! Вступительных экзаменов нет, но те зачеты и экзамены, которые грядут в институте - ты ИХ ПОДИ СДАЙ! Уже на первом курсе отсеивается ровно половина всех поступивших в начале. А потом отсеиваются ещё и ещё. И так в любом учебном заведении.
Но страх - плохой советчик! Особенно автор, ваша покорная слуга, давно уже перестала бояться заданий, нагрузки, экзаменов... (разве что паспортного контроля на границе боюсь по старой памяти). Наоборот, это будоражит и придает жизни остроту, как хорошая порция адреналина, как поездка на мотоцикле на скорости 130 км в час, как прыжок с парашютом, как ... прыжок в неизвестность! Автор никогда не прыгал с парашютом и на мотоцикле ездил только сзади, но экзамены сдавал всю жизнь.

И вот теперь, когда дети немного подросли и могут сами добраться до школы, меня опять так и подмывает снова пойти испытать свое счастье - это будет уже даже не второй, а третий, четвертый, даже пятый шанс. Я хочу поступить на иняз в Лёвенский универститет. Это смешно - быть вечной студенткой. Но ведь грешно упустить такой шанс, когда ты еще хочешь и можешь расти, узнавать, овладевать новыми знаниями. Это все равно что открывать новые двери.