Заметки о Бельгии. Карассы Курта Воннегута

Александра Болтовская
«Человек создал шахматную доску, Бог создал карасс.» - сказал Курт Воннегут в своем романе "Колыбель для кошки". Когда мне было 20 лет, и я впервые прочла это, то не совсем поняла, что он хотел этим сказать.  Только запомнила,  что "все человечество разбито на карассы, то бишь на группы, которые не ведают, что творят, исполняя волю Божью, причем карассы следует отличать от гранфаллонов, ложных объединений, к каковым, среди прочего, относится и коммунистическая партия". Я своим умом так рассуждаю: если тебе с человеком плохо, неуютно, то это человек не твоего карасса, а если ты при встрече с человеком сразу узнаешь в нем своего, и он потом постоянно возвращается в твою жизнь,  то это человек твоего карасса.

В 29 лет в моей жизни произошла перемена: я переехала в другую страну.  Разница, особенно первые годы, колоссальная. Как на другой планете. Но, изучив здешний язык и повадки , я поняла, что и здесь есть карассы - деления людей. Как бы ни говорили об иностранцах: "они другие, они все такие-то и такие-то", а и здесь наблюдается деление на карассы! Как на шахматной доске есть пешки, слоны, кони, ладьи и ферзи, так и в человеческом обществе, ведь карассы создаются вне национальности, возраста, пола, профессиональной и религиозной принадлежности.
Как узнаешь, к какому карассу принадлежат люди? Зверя узнаешь по следу, а человека- по речи.
Как сейчас помню одну  фламандскую школу, где учащимися были в основном малообразованные фламандки того типа, который я называю "boerin(крестьянка), они говорили на таком "дремучем" диалекте, что я с трудом понимала их. Кстати, много таких живет в нашей деревне.

  И вот память моментально перенесла меня лет 20 назад. Настолько явственно почуяла людей того же карасса, что и в том поселке Ленинградской области, где я когда-то жила и ходила в школу. И относились ко мне примерно так же, как и в той школе, 20 лет назад!  Это были люди одного, враждебного мне, карасса. Это было и жутко, и захватывающе - наблюдать их так близко, чувствовать, как раздуваются их ноздри, как у волков, почуявших свежего оленя, который забрел на их территорию. Как много все-таки в нас от животных. Как много территориальности в нашем поведении! 
Как много стадного чувства! Карасс птичниц всегда делает все стадом, и если один покупает в киоске пряник, то другие ни за что не купят творожный кекс или полоску, все, как один, купят пряник!
В той школе Ленинградской области, учились дети птичниц и трактористов, отцы почти у всех пили, курили беломор и матерились. Они уже с 12-13 лет ходили на танцы, гуляли вечерами гурьбой и рассказывали друг другу анекдоты; мальчишки курили с 5 класса, матерились практически все, через слово, да дело даже не в этом. Во всех них было что-то враждебное, чуждое. У меня не было друзей, и хотя повода для вражды вроде бы не было, я чувствовала ненависть и неприятие. Чужой карасс. Чужая территория. Я была чужаком, и иногда они, окружив меня в кольцо, говорили: ну что, затравим её, как мамонта?
И вот я в стане фламандских "мидий" и опять чувствую те же взгляды, как у детей птичниц - взгляды косые, тупые и мутные, как желток вареного яйца. Карасс птичниц и мидий, - куда ж ты опять залетела?
Но, как и тогда, страха перед ними не было. Скорее, жутко и весело. Я ведь не дам себя сожрать!)))
Здесь, в Бельгии, я сталкивалась с очень многими коллективами. Я училась в разных школах и классах, работала в разных коллективах, я видела людей разных карассов, и заметила такую закономерность. Если вы приходите на новую работу и чуете явно враждебный карасс, то скорее, это не ваше дело, и не ваше место, а если наоборот - то вы на правильном пути. Если вы попали явно во враждебный коллектив, не стоит думать, что с вами что-то не так! Не стоит и думать, что эти люди безнадежно плохи, просто они иного с вами карасса, и вы попали не в свою стаю. Кстати, если вы, невзирая на "разнокарассовость", все равно будете любезны и доброжелательны, то и с ними подружитесь. Не надо на этом зацикливаться. Карасс карассом, но все мы люди. Вот я смотрю на эту фламандку-крестьянку и понимаю, что могу выбрать, по какой линии буду строить отношения с ней - пойду ли я дорогой различий или дорогой сходства? Буду ли я искать разности или суммы? Подумаю ли я: Мы разные люди и у нас нет ничего общего? Подумаю ли я : мы обе женщины, мы обе жены, матери, и это нас связывает, дык ёлы-палы!

Однажды я была на распродаже тканей я видела фламандских женщин, покупающих ткани, и щебечущих совсем, как россиянки. А я-то думала, что фламандки не любят шить. Это только в России, где раньше было пусто в магазинах, женщины вынуждены были всё делать своими руками - " из нету - конфету", а уж тут, в сытой Бельгии зачем? Помню, как потеплело у меня на душе при виде этого сходства!

А может быть, вы не согласны со мной, Читатель?