Дети

Мария Ермолаева
               Особая благодарность Батиевой Дарье, без которой сие не увидело бы свет.


Не выпуская братовой руки, Андрей дважды позвонил в дверь. И замер, прислушиваясь.
Из глубин квартиры послышалось:
-Бегу-у!...
 Их уже ждали. Раздались торопливые шаги, и дверь резко распахнулась. Катька сходу завопила:
 -Ну ты и придурок!!!
 -Так зайти-то можно? - нетерпеливо вдвинулся в дверь плечом Андрей.
 -Ну конечно...можно!... - обвиняюще сказала Катька. - Сдёрнул нас с кровати, брат вон не спит, а так-то можно!...Ты хоть объяснишь, что тебе в голову ударило?
 -Да-да... Только Марка спать уложите. - Андрей посмотрел на брата: у того веки замедленно ползли вниз,а потом, так же замедленно - вверх. Марк вяло держался за старшего брата, но всё равно запротестовал:
 -Я не хочу спать... Андрей, я не хочу спать...
 -Ага, вижу я, как ты не хочешь, - они уже прошли в прихожую и попали в квартиру.
 В коридоре стояла мама Катьки, в халате, босиком и в очках.
 -Так. Давай раздевай его, и сам раздевайся... Мы его с Маришей положим, наверно, да? Да тихо ты, Катя, терминатор какой-то... - заговорила она полушёпотом, - вот так... - резко изменился её тон на ласковый, когда Андрей подтолкнул к ней уже разувшегося Марка.
 -Вы не беспокойтесь, мы ненадолго, только на завтра... Мы не утрудим!... - начал было Андрей. Мать остановила его решительным движением ладони:
 -Так, вот не надо мне тут...Раздевайся сам, сейчас тоже куда-нибудь пристроим.
 -Спасибо вам большое!
 -Ой, да молчи. Катька, ну-ка отыщи матрас, да постели, и покажи ему тут всё...
 -Хорошо мам. Пойдём Андрей. - Катька потянула его за руку в сторону своей комнаты, но тот упёрся. Присел перед Марком::
 -Маркуша, знакомься, это тётя Наташа, помнишь, я говорил? Она сейчас тебя спать уложит, и я спать пойду. Ты не пугайся, ладно?
 Марк кивнул, кулаком растирая левый глаз. Андрей дал увести себя подпрыгивающей от нетерпения Катьке.
 Когда она захлопнула за собой дверь, он,пройдя первым, уже успел усесться на расправленный диван.
 -Не, ну не наглость? - возмутилась Катька, и тут же завопила: - Да сиди ты!...
 Она скрестила руки и походила по комнате. Андрей смотрел на ниточных куколок, висящих на пианино над закрытой крышкой.
 -А теперь рассказывай, что ты там вытворяешь, - Катька неожиданно села на подлокотник дивана, оказавшись справа от Андрея. Тому пришлось развернуться.
 Он зло, но в то же время с торжеством объявил:
-Что-что... Свалили мы от родителей. Совсем.
 Катька опешила:
-Как-так - свалили?...
-А вот так. Отец опять выпорол Марка, а сам спать завалился... Ну и мать... Смотрю, он рыдает лежит. Я дождался, когда уснут, шмотки в сумку, Марка под мышку - и свалил.
-Серьезно? Блин, вот идиот... А как мимо родителей прошел?
-А я не ходил. - Андрей гордо выпрямился. -На что балкон? На что первый этаж?...
-Чего, прямо так?.. - недоверчиво посмотрела на него Катька, даже забыв снова возмутиться. -Сумасшедшие вы...
Она постепенно успокоилась. Андрей развернулся к ней всем корпусом, положив правую ногу, согнутую в колене, на одеяло. Катька мгновенно отреагировала:
-А ну кыш!.. - и снова замолкла, скрестив ноги и сцепив пальцы на колене. Сильно сгорбилась. Неизвестно о чем думала. Андрей же, до сих пор находясь в нервном возбуждении, мог только шевелить всеми пальцами - мысли не шли.
-Вот ты мне скажи... Не понимаю. Зачем уходить-то от них понадобилось? Ну да, строгие, несправедливые, но сбегать зачем?
-Как зачем?! - взвился Андрей. -За все!... Нет, это не месть, конечно, - спохватился он, - просто понимаешь, так больше нельзя. Я смотрю на это день за днем, день за днем. И ничего поделать, понимаешь, не-мо-гу!.. Отец на него орет, мать орет, издеваются и портят ребенка почем зря... А я молчу только, слушаю. Ужасно знаешь как? Господи, да я сам уже скоро такой стану. Год школы, универ, и всё - поехало!... Буду издеваться уже над своим личным щенком... Понимаешь, я уже такой. Они меня достали - теперь за брата взялись!...Ну не дурость?... Хоть его спасу. Катька, не закатывай глаза! Спасу, слышишь?
 -А как, мне интересно?
 -Ну ты же видишь. Ушли вот, теперь с жильём определимся...Я подрабатывать буду...
 -Ты дурной? А ничего, что ты несовершеннолетний? А кормить, одевать твоего Марка как, ты подумал, а?...
 -Да не ссы ты!... - отмахнулся Андрей беспечно.
 -Ишь ты - не ссы!... Да я тут единственная, кто, как ты выражаешься, ссыт по делу!...
 -Слушай, я знаешь как устал? Мама твоя вообще-то сказала мне постель стелить...
 -А ты меня тут не затыкай! - Катька помолчала, и, запахнувшись поплотнее в халат, обхватила себя. - Ты меня поражаешь...
 Она поднялась и вышла, сердито мелькнув пяткой в дверном проёме.
 Андрей откинулся на одеяло, но ноги оставил на полу. Смотрел в потолок с длинной бороздкой от края до края...Всё-таки хорошо, что у него есть Катька, вообще вся их семья. Приютили, уложили!...Марку хорошо и тепло...Завтра они пойдут к Жоре - андрееву другу, студенту с компьютерной безопасности. Такой приютит и не выдаст...А там посмотрим - Андрей был уверен, что всё образуется. Главное, он вызволил брата из этого кошмара.
 Долго не было Катьки. Наконец щелкнул замок на двери, и послышалось бодрое топанье:
 -Иди, я тебе в гостиной постелила. Иди-иди, нечего мне тут валяться!...
 Она за руку стянула с дивана шутливо застонавшего Андрея. Тот после своей тирады чуть смущенно посмотрел ей в глаза.
 -И нечего мне смотреть! Завтра поговорим...Эх, чудо ты наше...В перьях...
 Скоро Андрея спал. Во сне он сильно походил на брата, спящий на животе, подмявший под себя всё одеяло и слегка упершийся в матрас коленом. Рот был беспомощно приоткрыт, и, глядя на него, Наталье Сергеевне сложно было поверить, что этот белобрысый крепкий подросток сбежал из дома вместе с братом. Она вздохнула: нелегко ей было соврать его матери, когда та в слезах позвонила, что мальчишек у неё нет. Наталья Сергеевна, сама мать большого семейства - две дочери, два сына - приняла решение, кощунственное для всякого родителя: пусть эти дети попробуют сами устроить свою судьбу...Катька ей всё рассказала, и Наталья Сергеевна вдруг подумала: а может, они и впрямь могут стать добрее, чем они, взрослые?...Смогут начать жизнь сначала, вырвавшись из заколдованного круга гнева, обид, пустых придирок потому только, что кто-то не выспался.
 Проснулись Андрей с Марком рано, впрочем, не раньше семейства Павловых. Андрей оделся сам, поглядывая в истекающее солнцем окно, заставил одеться немного ленивого Марка. Тот не сопротивлялся: новая обстановка его немного пугала.
 -Так, умываться иди. - Андрей порылся в спортивной сумке и выудил оттуда зубные щетки:
 -На-ка, смотри, вон ванна.
 -А ты тоже иди, я один не хочу...
 -Ладно-ладно, я сейчас.
 Андрей свернул свою постель, заглянул в комнату младшей Павловой, Маришки, и заправил кровать Марка.
 Когда он задвигал ящик, в который сложил одеяло и подушку, в комнату зашла Катькина мама.
 -Что, встали? Вот и хорошо. Идите на кухню есть. Катька вам приготовит...Ка-ать, - тут же пронзительно закричала она в сторону кухни, - молодым людям в клювик дай там, ладно?...
 -Ладно!... - донёсся с кухни такой же пронзительный вопль, и тут же по коридору мимо комнаты пронеслась сама Катька, в домашнем сарафане и с косой за плечом.
 -Э-э, тпру!...Тут мы! - окликнула её мать.
 -А-а, тут! - Катька почти кричала, когда подлетела к подбоченившейся матери. В их доме вообще тихо не говорили, предпочитая обмениваться воплями через всю квартиру.
 -А я что-то вас и не заметила... Андрюха, ты что будешь: манную кашу, омлет или эти...скажи мне, и я скажу...да господи...Сырники! - Катька выжидательно уставилась на всё так же сидящего на корточках Андрея.
 -Омлет. И Марк тоже.
 -Ага, значит, омлет... Хорошо... - тут же унесясь мыслью в кулинарные дали, пробормотала Катька и исчезла.
 Наталья Сергеевна, подталкивая и тормоша своих вялых с утра детей, собралась сама, собрала их и, шумно распрощавшись с Катькой и Андреем, в окружении трёх портфелей отбыла. Катька оставалась дома "приглядывать за милыми вьюношами".
 -Я поражаюсь маме, - эмоционально сказала она, когда спустя какое-то время вместе с Андреем стала мыть полы. Марк читал, лёжа на кровати. - Ни слова вам не сказала! Родителям не позвонила...И мне запретила вякать...
 -А ты хотела что ли? - ощерился Андрей.
 -Да не...Ты ж меня знаешь. Даже если бы и хотела, не смогла бы.
 -Ну-ну... - Андрей хмыкнул и нагнулся к ведру, выжимая тряпку.
 День не прошёл - пролетел. Андрей мало что понимал; едва осознавая, что делает, согласился остаться у Павловых ещё на день. К вечеру умудрился забыть, что днём позвонил Жоре и передоговорился приехать завтра с Марком, чтобы "решать всё серьезно". Зато хорошо запомнил, как в порыве какого-то восторга несколько раз подряд дёрнул, хихикая, Катьку за толстую косу. Та смотрела на него, поджав губы, но глаза были весёлые и очки так блестели в полуденном солнце...
 Вечером заскрежетал замок: вернулась Катькино семейство. Запищали дети, зашумели стаскиваемые с плеч рюкзаки и куртки.
 -А вот и мы!... - заглянул на кухню Михаил Аркадьевич. - Ну-с, Катерина, чем вы нас порадуете на ужин? Здравствуйте, Андрей, здравствуйте...Моё почтение, герцог!... - Катькин отец поклонился переминающемуся тут же Марку, заложив одну руку за спину.
 -Ой, вы простите, но тут ещё не готово... - Катя суетилась около плиты уже третий час. Устойчиво пахло горелым. Андрей пытался ей помочь, но она так сверкнула очками, что он только отважился включить на кухне телевизор и сидеть рядом, стараясь не слушать её причитаний.
 На кухню зашла бабушка. Понюхала, открыла пару крышек и вдруг стукнула ключом, который держала в руке, Катьку по голове. Та кротко и виновато посмотрела на неё. Андрей, замерев, смотрел, как в глазах у девочки собираются слёзы. Бабушка, ниже Кати на голову, вплотную приблизилась и сказала той в лицо:
 -Дурища, никакого проку. А ну давай отсюда, лошадь.
 Андрей, дурно себя чувствуя, поднялся со стула и, схватив за плечо ойкающего Марка, потащил того в комнату.
 Расстроенная Катька пришла через целых двадцать минут. Походила по комнате, беспорядочно трогая предметы, сквозь кипящие на глазах слёзы обиды ничего не видя. Ей досталось ещё и от мамы: со шкафов не была стёрта пыль, а белое полотенце полиняло после стирки.
 Она постояла возле окна,уперев лоб в стекло. Неизвестно, какая работа прошла в её голове; скоро она решительно вытерла рукой нос,громко шмыгнув, и плюшевым медведем вытерла глаза.
 К Андрею повернулась почти веселая - всё это время он сидел на стуле в углу, под образами. Марк играл у его ног, тихонько вжикая машинками.
 -Фух...Ой, а чего это вы одетые? Куда собрались? - удивилась она.
 Андрей сидел со сжатыми губами, со знакомым злым выражением на лице. Он старался не смотреть на Катьку, теребя ремень сумки, лежащей у него на коленях.
 -Эй, Андрей... Ты чего? Что случилось? - жалостливо поинтересовалась она.
 -Ну мы того...уйдем... Посмотри пожалуйста,когда никого в коридоре не будет.
 -Как это - уйдёте?
 -Ну... так. - Андрей опустил голову ещё ниже, и Катька видела его затылок.
 -Андре-ей... - она подошла к нему и, взяв за плечо, стала легонько встряхивать.
 -Чего.
 -Нет, это ты чего?! Куда это ты на ночь глядя намылился?...Да ещё с Марком?
 -Ну... - последовала пауза. - А чего они так с тобой.
 Катька поразилась.
 -Кто? Родители? А что не так?...
 -Всё не так!... - Андрей резко разозлился, как бывало, когда он был взвинчен. - Я-то думал, вы нормальные, а вы...
 -А чё мы ненормальные-то?...
 -А нормально, когда ни за что драться сразу?...
 -Так, это не твоё дело...
 -Моё! Ещё как моё!!
 Они оба вдруг замолчали,тяжело дыша и не глядя друг на друга. Андрей вдруг заговорил снова, сначала с усилием, но постепенно распаляясь. Видно было, что всё это он передумал,дожидаясь сейчас Катьку.
 -Понимаешь, ведь нам потом занимать их место! Мы будем вместо них, понимаешь? И что, будем растить таких же, как мы, уродцев искалеченных? Да от них бежать нужно, пока не поздно!...
 -Ты хоть думаешь, что несёшь?! Какой бежать?
 -А так, просто! И пускай я только ребёнок,  пускай я наслушался панка и начитался книг, но я просто не могу ничего не делать! Знаешь, сколько я терпел?! Вот с тех пор как Марк родился, я смотрел, понимаешь, просто смотрел, как взрослые делают из моего брата ещё одного урода. Я просто обязан попытаться начать всё сначала. Вылечить его и себя. Катька, я на хочу, понимаешь, не-хо-чу, - остервенело вдалбливал Андрей слова, - чтобы мои дети потом кошек вешали!... Или войну эту грёбаную начали...
 -Андрей, подожди, пожалу...
 -Мы просто обязаны попробовать снова!...Катька, иди с нами!
 Катька вдруг подошла к Андрею и со странным выражением лица сильно толкнула его в грудь. Это было настолько ей несвойственно, - Катька никогда не применяла силу, даже в шутку - что Андрей как-то сам замолк.
 -Я тебя ещё раз спрашиваю, ты думаешь, что говоришь? Ты о родителях своих подумал? А о Марке? Да ты просто эгоист!...Но это ладно, - девушка заговорила уже со злостью, - ладно. Теперь пожалуйста, подумай. Когда ты последний раз валялся с температурой, кто тебя спиртом растирал? А кто с ложки кормил, деньги последние на лекарства тратил? А?... Да родители просто изо дня в день наступаю на себя, чтоб тебе хорошо было. Да хотя бы в пробках каждое утро простаивают, чтоб до школы довезти!...
 -Так, Катя, замолчи вот сейчас пожа...
 -НЕТ ЭТО ТЫ ЗАМОЛЧИ!! - крикнула Катька. Андрей захлопнул рот. Снова опустил голову.
 -Так... - он схватил Марка. - Пойдём-ка. Нам пора.
 -Ну куда?... Я не хочу!...
 -Ты чего, я же тебе объяснил? Пойдём, пойдём скорее!...
 -Нихачу...
 -Пойдём. - Андрей на буксире вытащил упирающегося Марка в коридор. Катька уронила руки.
 "Вот идиот, не слушает ни фига!..." - расстроенно, но уже спокойно подумала она, и кинулась в коридор, откуда доносились звуки сборов.
 -Ну Андрей, ну хватит, не пори горячку. - примирительно начала она, стараясь говорить тише - родители могли услышать.
 Андрей молча дёргал шнурки на ботинках.
 -Ну куда вы, сам подумай!...
 Андрей молчал. Марк хныкал.
 -Андрюша, сам подумай, я не могу обижаться на моих родителей. Подумаешь, ругаются!...Они ведь с работы пришли, устали. Они ведь просто люди. Да и они всю жизнь заботились обо мне... Да они меня просто любят!... Знаешь, мне кажется, вот это самое главное, а если они там несправедливые когда-то или кричат, это ведь  простить можно. Ну уж точно не уходить.
 Катька, сама под действием своих слов, глянула с надеждой на Андрея. А тот...Напевал что-то себе под нос, ужасно и зло фальшивя.
 -Дверь закрой, - он повернулся к выходу, а Марк стал дёргать его за куртку.
 -Чего тебе?
 -Андрей, я к маме хочу...
 -Что-о? - Андрей медленно повернулся.
 -Я к маме хочу-у... - постепенно куксясь всё больше и больше, повторил Марк, и стал тереть перчаткой глаза.
 Андрей посмотрел на старавшуюся скрыть радость Катьку. Прошёл обратно, отстранив Марка, и как был, в куртке, уселся на тумбочку под вешалками с верхней одеждой.