У фонографа день рождения...

Правнук Плюшкина
134 года назад, 21 ноября 1877 г. американский инженер-электротехник Томас Алва Эдисон (1847 - 1931) представил изобретённый им первый прибор для записи и воспроизведения звука - фонограф (от греч. фоно — звук и графо — писать) — звукописатель...
Работая возле телеграфного аппарата, Эдисон заметил, что телеграф "поёт"... Пружинка, придерживающая ленту, издавала равномерные звуки. На "точку" она реагировала коротким высоким звуком, на "тире" - длительным и низким. Тогда Эдисон решил пустить пружину по узору , изображавшему слово "алло". Мембрана стала издавать едва слышный гнусавый звук, очень похожий на человеческий голос. Через рупор в первый раз прозвучало "алло... алло... алло".
Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Удивительно и то, каким образом Эдисон, будучи практически глухим (он оглох в 12 лет), мог успешно проводить многочисленные опыты по записи звука? "Я слышу с помощью зубов, - однажды объяснил он, - и черепа. Мне достаточно приложить голову к фонографу. Если при этом, однако, мне не удаётся уловить некоторых более слабых звуков, я захватываю зубами деревянные части, и тогда мне всё становится ясным". Получается, что каждое открытие в звукозаписи было для Эдисона настоящим подвигом. Это изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии. Современники восприняли фонограф как волшебство. На Всемирной выставке в Париже в 1889 г. среди других экспонатов демонстрировался и фонограф, который привлёк всеобщее внимание. На особых столах были размещены ящики из красного дерева, в которых находились аппараты, от них отходили длинные резиновые трубки с наконечниками. Посетители заправляли в уши наконечники и слушали передачу (на восковых валиках были записаны речь и музыка). Именно Всемирная выставка в Париже имела решающее значение для судьбы этого изобретения.
Ежедневно звукозаписи прослушивали до 30 тысяч посетителей. Вскоре фонограф обошёл весь мир. Появился он и в России (небольшой фонограф стоил 50 - 75 руб.) Использовался он не только как занятная игрушка, но и в более серьёзных целях:"Купивши восковые цилиндры с отпечатанными на них произведениями того или иного автора, вы можете наслаждаться, слушая вашего любимого писателя". В то же время в Нью - Йорке образовалось общество для печатания (тиснения) любимых произведений с целью чтения их в семейном кругу.Технически фонограф позволял осуществить запись даже крупных произведений. Как уверял сам Тома Эдисон, на четырёх цилиндрах можно было поместить целиком от слова до слова известный роман Ч. Диккенса "Николас Никльби". Первоначально изобретатель планировал использовать фонограф как секретарскую машину для записи голоса при диктовке. Вскоре круг возможных применений фонографа расширился.
Эдисоном был составлен список 10 основных областей применения фонографа:

    Диктовка и запись писем
    Говорящие книги для слепых
    Обучение ораторскому искусству
    Запись музыки
    Запись членов семьи
    Музыкальные шкатулки и игрушки (например, говорящие куклы)
    Говорящие часы
    Запись речей великих людей
    Обучающие записи
    Вспомогательное приспособление к телефону.
Со временем этот круг становился всё шире.

Десять лет Эдисон совершенствовал свой фонограф. Одно время фонограф продавали как забавную игрушку. Вскоре появилась так называемая "глубинная", вертикальная запись звука на валик. Именно таким способом был записан впоследствии голос Льва Николаевича Толстого. Звук был глухой, неестественный, но именно благодаря этой записи, улучшенной затем советскими специалистами, мы имеем возможность слышать голос великого русского писателя. Толстой был так доволен валиками Эдисона, что продиктовал дочери письмо изобретателю фонографа. "Чем больше я овладеваю им, - писал Толстой, - тем больше убеждаюсь в его полезности".
Так появилась первая "говорящая" машина... Правда, сам Эдисон на вопрос действительно ли именно он изобрёл первую "говорящую" машину, отвечал, шутя, конечно, :"Ну что вы!.. Самая первая "говорящая" машина была изобретена задолго до меня ещё в библейские времена... из ребра Адама"...
В 1929 г. Томас Эдисон прекратил производство фонографов: на смену восковым валикам пришла грампластинка...

21 ноября 2011г.

Литература:

Аполлонова Л.П., Шумова Н.Д.
  Механическая звукозапись. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Энергия,1978.- 232с.

Богданов В.В., Попова С.Н.
  Истории обыкновенных вещей. - М.:Педагогика-Пресс,1992. - 208с.

Брайтон Дж.
  Эдиссон: жизнь и работа. - Л.,1927.

Волков-Ланнит Л.Ф.
  Искусство запечатлённого звука. - М., 1964.

"Говорящая" книга в публичной библиотеке: практ. пособие/ сост. Г.П.Диянская, А.Е. Шапошников. - М.,1995. - 18с.

Говорящая машина (фонограф) Эдиссона/ Рассказал В.К.- Спб.: ред.журн. "Техн. сб.",1878.

Згут М.А.
  Мой друг - магнитофон.- М.: Радио и связь,1981. - 223с.

Зимин А.Б.
  Озвученная книга для слепых: опыт работы Студии звукозаписи ВОС. - М.,1980.- 52с.

Как самому сделать фонограф. - М.:т.-г.д. А.П.Коркин и А.В. Бейдеман,1911.

Корнеев В.
  Как лечат звук// Известия. - 1984. - 9 июля. - С.2.

Михайловский В.А.
  Фонограф (говорящая машина): Комедия-шутка в 3 актах/ Соч. В.А.Базарова. [псевд.]

Расторгуев Б.
  Окно в мир звука. - М.:Знание,1978. - 144с.

Уманец Л.
  Жизнь и труды Эдисона. - М.,1901.

Шилов Л.А.
  Голоса зазвучавшие вновь: Записки звукоархивиста: кн. для уч-ся ст.классов - 2-е изд., доп.- М.: Просвещение, 1987. - 159с.

Шилов Л.А.
  "Я слышал по радио голос Толстого...": Очерки звучащей литературы. - М.: Искусство, 1989. - 223с.