Тема человеческого

Юлия Квант
Эссе к произведению Стефани Майер "Сумерки".

Человеческое в сущности вампира

                «Наверное, с бессмертием приходит и бесконечное терпение».
                (С. Майер, «Сумерки»)


         Стефани Майер представляет вниманию читателя другой мир. Мир, в котором живут нечеловеческие существа – вампиры. Она раскрывает их взгляды на жизнь, обращает внимание на то, как они приспособились среди людей и как существуют в обществе, не раскрывая свою сущность. Впервые мы видим вампиров с другой стороны. Для чего Майер это делает? Может быть, для того, чтобы каждый ее читатель задумался над этим?

         Наше знакомство с семьей вампиров происходит через главную героиню – Беллу Свон, которая переехала к отцу в небольшой городок Форкс после того, как ее мать снова вышла замуж. В первый же день в новой школе Белла обращает внимание на выделяющихся из толпы молодых людей и девушек: «Никогда в жизни не видела ничего прекраснее, чем их лица, разные и одновременно похожие. <…> С такой внешностью и грацией они и лохмотьях привлекали бы всеобщее внимание». От Беллы также не ускользнуло то, что они держатся особняком и с другими студентами не общаются: «Нет, проблема здесь не только в Форксе и его нравах. Похоже, Калленам нравится находиться в изоляции. Трудно представить, что местные жители не пытались до них достучаться». Уже после первого визуального контакта мы видим, как сильно Каллены отличаются от людей. Тем не менее, они спокойно существуют в обществе, и никто даже не догадывается о том, кто они на самом деле.

         Несмотря на то, что каждый член семьи Калленов бросается в глаза, лишнего внимания к себе они стараются не привлекать. Мы можем отчетливо видеть это после того, как Эдвард Каллен нечеловеческими (в прямом смысле этого слова) усилиями спасает Беллу от гибели на глазах у всех студентов: «За ним не ходили толпами и не просили рассказать, как все случилось; как обычно, студенты старательно его избегали. Каллены и Хейлы сидели за тем же столиком, не ели и разговаривали только между собой». Вампиры не просто так выбрали именно такую тактику поведения. Ее цель – хранить в тайне свою сущность, тем самым, давая себе возможность жить, учиться и работать в обществе.

         Но по воле случая Белла раскрывает для себя тайну загадочной семьи, после чего мы узнаем, что вампиры обладают преимуществами, о которых никто из жителей Форкса и не подозревает: «Скорость, сила, <…> бессмертие». День за днем между Беллой и Калленами становится все меньше секретов. И здесь нам открывается философия жизни вампиров-аристократов. Каллены, не желая превращаться в монстров, решают не охотиться на людей для утоления своей жажды. Они избирают другой путь: «Наверное, это похоже на замену мяса соей. Мы в шутку называем себя вегетарианцами. Кровь животных не полностью утоляет голод, или в нашем случае – жажду, но ее достаточно для поддержания жизни». Сознательное самоограничение становится образом их жизни. Тем не менее, проявление нечеловеческой сущности все-таки имеет место: «Когда мы охотимся, – медленно проговорил Эдвард, – то, забывая о разуме, отдаемся инстинктам, особенно обонянию. Если в таком состоянии я почувствую твой запах… – Он покачал головой», поэтому они никогда не забывают о том, кем являются; поэтому лишают себя права на ошибки, осознают степень своей ответственности за них и как никто другой понимают, что «Иногда самый незначительный поступок или решение изменяют всю жизнь, а подчас даже не одну».

         Вся их жизнь теперь – постоянная борьба. Борьба против хищника внутри себя, борьба с непреодолимым соблазном: «Когда ты прошла мимо, я был готов разрушить то, что годами создавал для нас Карлайл <…>, и тайна нашей семьи была бы раскрыта». Но, несмотря на трудности их положения, они все же живут среди людей, трудятся наравне с людьми и используют свою вечную жизнь для учения и постоянного самосовершенствования: «Решив не терять времени попусту, Карлайл снова начал учиться. Времени для занятий теперь стало вдвое больше <…>. Не зная отдыха, он изучал музыку, точные науки, медицину».

         Майер откровенно восхищается своими Калленами – вампирами, показывая, какими они нашли себя в этой жизни. Однако она обращает внимание читателя и на то, как сами они к себе относятся. Они отнюдь не принимают свою вампирскую сущность как должное, наоборот, не желают мириться с этим: «Отвращение к самому себе было столь велико, что папа решил себя погубить». И хотя в какой-то мере я могу счесть это как проявление слабости, автор раскрывает для меня возможности терпения и преодоления себя в сложившихся условиях существования. Ведь порой бывает недостаточно одного лишь понимания того, кто мы есть в этой жизни. И какими бы ни были испытания и соблазны, важно знать, что «становиться монстром совсем не обязательно <…> и в такой ипостаси можно оставаться самим собой».

         Но самым главным, на мой взгляд, является то, что все Каллены ценят жизнь: «Быть человеком – в этом есть свои преимущества». И поэтому никогда не перестают искать в самих себе человечность: «Пытаюсь сохранить то человеческое, что еще во мне осталось».

         Нельзя также не отметить, что для сравнения с Калленами, которых мы уже так хорошо знаем, есть и «другие» вампиры: «Троица приблизилась, и я поняла, как сильно они отличаются от семьи, к которой я уже привыкла. Двигались они как-то по-кошачьи, <…> одежда как у обычных туристов, <…> зато обувь отсутствовала напрочь! <…> Даже глаза у гостей были совсем другие: вместо золотого и черного – зловещий оттенок бургундского вина». Эти «туристы» считают свою вампирскую сущность подарком судьбы, свою жизнь – вечной игрой. Они наделены исключительным эгоизмом и бесстрашием. К людям они относятся только как к своей добыче или как к «пешкам» в своей вечной игре, игре разрушения и всевластия. И, в то время как Каллены стремятся найти в себе человека, эта троица вообще об этом не задумывается.

         Так же, как автор сравнивает своих Калленов с другими вампирами, мы невольно сравниваем и тех и других с нашим социальным обществом. Стоит задуматься. Не так ли? Куда делось наше внутреннее богатство и великодушие, понимание и искренность, все то, что является истинно ценным в человеке? В настоящее время эгоизм, безразличие, жажда материального обогащения и власти – постоянные спутники человеческой жизни. Мы даже не представляем, насколько далеки от истинного понятия «человек». Так во что же превратится общество людей? Может быть, автор призывает нас подумать над этим вопросом сейчас, пока превращение – еще только процесс?