Верность семье и долгу

Айза Барзанукаева
               
Был промозглый осенний день, который никак не вписывался в пору  золотой осени, присущей в наших краях первым дням октября. Накануне день был очень теплым,  и ничто не предвещало столь разительной смены погоды. А в такую неуютную погоду обычно предпочитают оставаться дома. И только неумолимая необходимость заставляет человека покинуть теплый дом.  Признаюсь, когда я узнала цель визита вошедшей во двор моего дома женщины, я прониклась к ней глубоким уважением. Это была наша участковая медсестра Малкан Идрисова. Она делала подворный обход детей своего участка.  Кто-то может подумать, что ж тут такого – она ведь выполняет свою работу. Не спорю. Но ведь эта работа не требует сиюминутного выполнения, можно подождать день-два, когда, быть может, потеплеет.  Как бы то ни было, визит участковой медсестры Малкан Сайд-Магомедовны .Идрисовой свидетельствовал о ее ответственном отношении к работе, внутренней культуре и об ее истинном служении тому делу, которому она посвятила свою жизнь.
В системе здравоохранении она  с 1982 года, когда после окончания Чечено-Ингушского медицинского училища в Грозном с дипломом медицинской сестры была направлена  в родной Веденский район. Недолго проработала она медсестрой в хирургическом кабинете Веденской районной больницы: здесь она встретила молодого человека, который стал ее судьбой и – более того!- увез с собой в далекий Иркутск, где он тогда учился на 5-ом курсе тамошнего мединститута, по окончании которого его направили в свою республику. Здесь молодого специалиста - хирурга направили в Аргунскую горбольницу. Работал и в стационаре, и во взрослой поликлинике. И сама Малкан тоже работала здесь же в больнице.
  Что можно пожелать человеку для счастья? Дом, семья, общие интересы – все было у четы Идрисовых. Но грянула беда, которая никогда не приходит одна. В одночасье рухнуло все и перечеркнуло всю их жизнь. 1995-ый год для всех чеченцев стал черным годом, а для Малкан – вдвойне. 12 января ее муж совершил автоаварию, а 20-го января ее десятилетний  сын Усман подорвался на противопехотной мине.  23-го января, не приходя в сознание, скончался  муж Малкан. Трудно представить себе, что пришлось ей пережить тогда. Оплакивать отца их четверых детей? Или находиться рядом с раненным осколками мины сыном, которому оторвало кисть левой руки и носок ноги? Тем более что вместе с Усманом был и другой ее сын Хасан, тоже раненный осколками, но спасшийся тем, что на нем был плотный комбинезон.  Но все, как говорится, проходит. Остались в прошлом и те черные дни января 1995-го года.
У Малкан выросли дети. Усман устроен в жизни. Хасан пока учится  в Воронеже в институте. Одна из дочерей окончила в Карачаево-Черкесии технологическую академию, младшая после окончания 9-ти классов поступила в  Грозненский техникум. Жизнь берет свое. Думается, глава семьи их был бы рад за них, но воля Аллаха была такова, что ему не довелось дожить до этих дней.
Разговариваю с Малкан, а на ум приходят слова из стихотворения Сергея Острового о сосне, которая выросла  на огромном валуне у моря и выстояла, хотя «кипел соленый ветер, с горы срывал туман». Поэтому и выстояла, потому что «… цепкими корнями врастая в глубину, сосна держала камень, а он держал сосну». Так и она, мать четверых детей, одна подняла на ноги своих детей, чтобы теперь  они стали опорой ей в жизни. Так пожелаем ей исполнения ее желаний! Пусть ее дети  и будущие внуки станут ей отрадой в жизни!
                Айза Барзанукаева