галерея ниспровергателей чтоб на Руси... хорошо...

Олег Турчин 2
                Александр Радищев.
                итоги одного «Путешествия…»
Но вначале описание сцен , которые вполне могли быть .
«…старика в мундире с наградой за турецкую кампанию вытащили из дома , в котором раздавались душераздирающие крики , и швырнули лицом в грязь . Ветеран пытался встать , но его ногами били и он не мог приподнять лицо из кровавой лужи .Лужа была красной от его крови . Безносый человек с клеймом на лбу, жутко визжа , изо всех сил ударил старика ногой в лицо и , выждав момент , прыгнул ему на спину .Хруст ломаемого позвоночника слышали стоящие вокруг люди . Люди были одеты в рваные армяки и поддевки – крестьяне . Слово это производное от слова христиане . Но ничего от христианского милосердия не было на их лицах .Наоборот они с видимым удовольствием наблюдали за жуткой расправой . Вина старика – ветерана была в одном .
 Он дворянин .
…горел дом дворянский и озверелые от крови люди , убив всё дворянское семейство , принялись за собак – их убивали дрекольем и бедным животным невозможно было выскочить из тесного круга людей .
Людей ли ?»
А вот другая .
«Гусарский эскадрон догнал бредущую толпу бедно одетых людей на лугу . Река , протекающая и делящая луг на две красивые части , блестела и искрилась под ярким солнцем .Зрелище ярко-зеленого луга и блестящей реки было незабываемо-красивым .
Лихой ротмистр , врезавшийся в толпу на коне , сразу добавил новую краску в эту картину . Его громадная сабля просто летала над головами людей и крошила черепа . Люди бросились бежать в сторону от смерти , но гусары теснили всех к реке . Кровь заливала траву . Мужчины пытались защитить своих жён и детей и падали под ударами , женщины и дети бросились к реке .
 Тех, кому удалось не утонуть, встречал другой эскадрон . Людей загнали в реку . Обессиленные , они пытались плыть . Но гусары не давали спасаться : стреляли по живым как по мишеням .
Ротмистр вытер саблю о траву . Живых не осталось на лугу и в реке…» .
Если вы думаете , что эти описания жуткая фантазия , то почитайте «Капитанскую дочку». Пушкин так описал сцену казни , что ему позавидовал бы любой нынешний репортер .
Золотая эпоха Великой Екатерины . Много красивых и умных слов  Вольтера , Дидро и Фальконе в России …императрица считает себя матерью для всего Отечества . Ей попалась книга « Путешествие из Петербурга в Москву». Гнев просвещенной правительницы обрушился на автора . Любительница Вольтера приказала наказать автора примерно – ведь он «бунтовщик хуже Пугачёва !». Наказали , приговорили к смерти . ОНА милостиво заменила казнь десятилетней ссылкой в Сибирь . Дело автора вёл сам Шешковский .
Пора познакомиться с автором .
Александр Николаевич Радищев родился 1749году в хорошей дворянской семье . Следуя петровским заповедям дядя его Аргамаков дал ему хорошее образование и это позволило Александру в 1762-66годах учиться в привилегированном Пажеском корпусе . Учили славно и учение давалось . В числе 12 лучших дворянских детей ,для совершенствования образования, Александр послан в Лейпцигский университет .
России нужны грамотные чиновники и Радищев учится превосходно . Да и характер проявляет : при столкновении с надзирающим для за студентами майором Бокумом , который воровал деньги студентов , его твёрдость позволила не просто выиграть дело , но и спасти коллег студентов от серьёзного наказания.
Из приятной , потриархальной Германии возвращается он в 1771году .
И тогда и сейчас при возвращении из Европы домой очень хорошо чувствуется разница . Радищев молодой образованный юрист много чего узнал в Университете . Особенно много говорили в «Европах» о естественных правах человека, не дворянина , подчеркнём , а человека .
Служить он начал в Сенате , в 1773году- обер-аудитор в штабе генерал-аншефа . В 1775 г почему-то выходит в отставку в чине секунд-майора .
Но долго оставаться без дела не мог . Тем более , что в 1778году женился . Служба была главным источником существования , а наибольшим увлечением была литература и сочинительство . Много писал и в стихах и прозе .Не много найдется управляющих таможней в столице , которые бы увлекались переводами Мабли или писали оды с названием «Вольность». Интеллектуал он был .И к тому же кристально честный человек .
 Это и сгубило .
 Русский интеллигент всегда много болтает , а честный интеллектуал подвергает анализу ситуацию и делает выводы . Вот Радищев и проанализировал состояние русского государства , указывая что потрясения обязательно  будут (можно подумать , что «пугачёвщина» потрясла другое государство : ведь правящий слой ничего не понял и продолжал…)
Ни к чему он не призывал , но пытался ПРЕДУПРЕДИТЬ и ПЫТАТЬСЯ МЕНЯТЬ .
Опубликовав в 1790году «Путешествие…» он открыл счёт умным и честным людям , которые , извините на свою голову , пытались советовать правящей и весьма «зажравшейся» в этом правлении элите .Книгу напечатал за свой счёт в своей «вольной» типографии .
Дальше всё было плохо . Общение с кнутобойцем Шешковским заставило Радищева подписать отказ от мыслей «Путешествия»…
Павел Первый вернул Радищева в 1796г. из ссылки и разрешил жить вблизи столиц .
Ужасней всего было при Александре . В 1801г. , в «…дни Александровых прекрасное начало …» его зовут на службу . Он поверил и стал опять продвигать идеи прав естественных . Но так на него «гаркнули» , что не выдержал и принял яд .
Любят у нас на место ставить умных и честных .
Потому и живём так как в начале статьи описано…
 
   

А.И. Герцен – зачем уехал ?
                русская свобода вне России
Нет смысла повторять здесь биографию этого очень умного и по настоящему думающего человека . С таким образованием , с таким «материальным обеспечением» можно было в России достичь многого . Страна нуждалась в грамотных специалистах- он таким был бес сомнения . Образование , полученное дома , отработанное на физмате Московского университета , постоянное совершенствование знаний выводили Александра Ивановича в первые ряды русских интеллектуалов .
К слову сказать и сегодня столичные университеты это «кузница руководящих кадров» (имеется ввиду конечно питерский университет…).
Роман Герцена «Былое и думы» сопоставим (кстати и по объёму ) с «Войной и миром» Л.Толстого . Зарисовки русской жизни по Герцену просто бесценны как документ той эпохи .
Он искал пути выхода из ситуации , в которой жили люди и нашёл…
Путей этих было два :
- засучив рукава браться за дело и много работать по выводу страны из кризиса крепостнической системы (этим малоблагодарным путём шли люди , которых трудно заподозрить в «мракобесии» - М.М. Сперанский , П.Д.Киселёв , Я.И.Ростовцев, да много их было тех , кто хотел модернизировать страну без потрясений и смут . Их было много и им не мешали )
- плести заговоры , чтобы уничтожить систему быстро и кроваво …и таких было много ,увы .
Герцен безоговорочно выбирает путь второй . Его романтика детства и юности (декабрьсие события , совместная с Николаем Огарёвым клятва на Воробьёвых горах) быстро сменилась точным расчетом математика о способах борьбы .
Нельзя сказать , что власть не пыталась вразумить молодого представителя типичной «золотой молодёжи» . Его арестовывали , ссылали , возвращали и снова арестовывали . Наверное нужно было и пожёстче обойтись с этим человеком – глядишь и нашёл бы себе место в трудной работе дома , в России…но нет.
И хоть мы не ставим здесь цель рассмотреть его мировоззренческие идеи , нельзя не отметить влияние на молодого Герцена в 40-е годы не только «искательских» идей немецкой классической философии , особенно Гегеля о полной разумности всякой действительности(Герцен , дискутируя с Белинским и Станкевичем «разворачивает» тезис как раз о полной неразумности действительности в России , становится на крайние позиции в вопросе совершенствования ситуации), но и «подоспевших» идей французских социалистов Прудона , Фурье , Луи Блана с их идеями радикализма и бескомпромиссности на пути борьбы с пережитками феодальных отношений . Герцен и Огарёв сумели привлечь на свою сторону большинство думающих интеллектуалов (споры велись в литературной среде и не выходили пока за пределы теоритизации ). Складывается два лагеря :
- убеждённых и стойких «западников» , считающих Запад идеалом во всех смыслах
- славянофилов , убеждённых в «особости» русского пути .
Однако обе группы клянутся в любви к России и её народу . Об этом позже . Нас интересует Герцен .
В 1847 году он навсегда покидает Россию и приобщается к тем ценностям, в которых видит идеал и для своей родины . У него ещё не сложились способы борьбы за свободу России из за границы . Он не успевает оформить ещё свою позицию в борьбе практической , как революции 1848-49 г.г. вдребезги разбивают его либеральные идеи о ценностях западных . И он примыкает к радикалам , издавая вместе с Прудоном газету «Голос народа». Газету финансирует сам Александр Иванович , император Николай пытается арестовать имущество Герцена в России . Но фокус в том , что имущество заложено французским банкирам Ротшильдам и во избежании международного скандала арест снимается . Так работают русские деньги Герцена , между прочим создаваемые руками крепостных…забавно .
Герцен встречается со многими героями и антигероями революций 1848-49г.г. , в частности с Гарибальди . И толи ностальгия , так знакомая каждому русскому в эмиграции , толи разочарование в мелочности европейцев , отсутствии этакого нашего размаха, наводит его на мысли о особой исторической миссии России . Он убеждённый социалист , социализм русский он вдруг увидел в организации русской крестьянской общины . Стоит убрать власть «мракобесов» и вот вам путь победы новых отношений – так , говоря очень упрощённо, видит теперь Герцен миссию России.
Практический способ борьбы он находит , основав в Лондоне в 1857году Вольную русскую типографию . На ближайшие 10 лет это первый неподцензурный орган русской печати .
Впервые можно публиковать ВСЁ!
Это конечно не всегда хорошо –издаваемые за рубежом в газете «Колокол» вещи, и без того имидж страны , как «жандарма Европы» , не украшают…то что печатается не прибавляет авторитета страны и уважения к ней . Что касается «жандарма…» то не сказать чтобы Англия и Франция несли демократические ценности по миру , не надо забывать что с 1853года шла Восточная война против России и «Колокол» , который обличал Россию тогда, не очень красиво смотрится – ведь речь шла о суверенитете страны , а Герцен , который клялся в любви к России , как выглядит ? Это лишь начало …
Зато каждый номер «Колокола» получают в Зимнем дворце . Император Александр внимательнейшим образом изучает его – очень это помогает разобраться в том , как грамотно вести отмену крепостного права . «Колокол» это ничем не приукрашенная правда о положении в стране . Так Герцен , ненавидящий самодержавие и лично царя , «способствует» улучшению императорской России . Что ж  за это ему спасибо отдельное.
А дела шли плохо : приходится переезжать из Англии в Швейцарию , затем в Ниццу …это ещё что – падает авторитет Герцена как борца . После реформ в России он становится неактуален :
- старое поколение либералов считает , что он излишне радикален и реформы выведут страну на новый уровень без потрясений
- новое поколение революционеров считает Герцена просто недостаточно революционером .
- наконец относительная свобода печати и гласность в России делают «Колокол» просто ненужным , а убыточным он был всегда…
1863 год показал до чего можно дойти в борьбе за…
Восстание в Польше , Россия на грани нового конфликта с европейскими державами . Англия и Франция ищут повод повторить Крымскую войну , Австро-Венгрия и Пруссия занимают позицию благожелательного (не для России ) выжидания , лозунги восставших поляков нисколько не революционные – они категорически антироссийские.
Очень опасно !
И в этих условиях Герцен всей силой своего авторитета поддержал восставших польских нацоиналистов.
Вот всё и закончилось .
Потому что это борьба не за Россию , а против России .
 Всю жизнь получилось бороться ПРОТИВ своей Родины . Могло и должно было быть иначе .
А.И.Герцен умер в 1870г.
Хорошо о нём впоследствии отозвался Ленин , в этом году родившийся , тоже «известный» патриот своей страны.   

                Предсказание «Бесов».
                Достоевский предвидел…
В 90-е годы 20-го века большой популярностью пользовался сериал «Санта Барбара» , даже пословица появилась – когда хотят охарактеризовать семейные перипетии так и говорят-« прямо Санта Барбара какая то…».
Рискну предположить , что популярность на Западе Ф.М.Достоевского напрямую связана именно с умением писателя «закрутить» сюжет семейных разборок и дрязг до высшего накала . Конечно умение Фёдора Михайловича раскрыть все черты русского человека , тонкую игру беспредельного размаха во всём ,безусловно сделало его самым читаемым русским писателем , но согласитесь – это для интеллектуалов .
Обыватель же западный не отягощён интеллектом и вряд ли его заинтересуют размышления о Боге и дьяволе Ивана Карамазова , богоискательство Алёши или наполеоновское самолюбование Родиона Раскольникова . Обывателю подавай сюжет и сюжет со страстями ; здесь Достоевский «обгоняет» Санту-Барбару и по времени и в пространстве .
Один из романов Достоевского обязательно попадёт в нашу галерею . Хоть «санта-барбаровщины» и в нём через край…
«Бесы» написаны в 1872 году.
В ноябре 1869 года в Москве убит студент Петровской земледельческой академии И.Иванов .Преступление было (тогда!) необычным для России . Дело в том , что Иванов входил в «революционный» кружок Нечаева , со временем разочаровался и решил выйти . Нечаев , опасаясь доноса , уговорил коллег по кружку убить Иванова , что и было проделано в академическом саду , труп бросили в пруд . Преступление было раскрыто , убийцы шли как уголовники (а как их еще можно квалифицировать?) . Кстати Нечаеву удалось скрыться . Необычность была в том , что студент погиб по причинам политическим . Дело было громким – в России ещё не убивали по причинам такого рода . Поражала лёгкость с которой обрекли на смерть человека не желающего разделить чьи то взгляды .
Достоевский заинтересованно следил за перипетиями произошедшего .
 Интерес его был профессиональным .Он был знаком с миром «инсургентов» не понаслышке. В своё время входил в кружок Петрашевского . Последний был революционером «чистейшего разлива» .Ходил одетый в чёрный плащ , круглую шляпу , волос и ногтей не стриг(потому как не до того заговорщикам) , речи говорил пламенно , предложения вносил самые радикальные . На его знаменитые «пятницы» собирались не Бог весть какие вольнодумцы : разночинцы , молодые офицеры , литераторы начинающие . Среди них и Достоевский . Потому как больше болтали всякую ахинею и старались понравиться дамам (их тоже привлекало в эту компанию желание чего-нибудь ниспровергнуть) , а о конспирации понятия не было, власть легко «вычислила» горе-заговорщиков . Вероятно в III Отделении кому то захотелось орденов и дело «раздули» до размеров государственной угрозы . Наказали горе-революционеров по взрослому : смертная казнь (заменили каторгой прямо по ходу исполнения) . Достоевский получил четыре года каторги . Начинающему и хорошо начинающему литератору каторга мозги вправила . Четыре года , а потом ещё поражение в правах, навсегда отвратили Фёдора Михайловича от дурных увлечений . В тоже время данный период в его жизни предоставил Достоевскому большое количество будущих типажей его произведений .
В романе много персонажей и прописаны они очень характерно , много сцен : тут вам дуэли и благотворительные балы , несчастная любовь и циничные объяснения , повешенные и застреленные , каторжники и правдоискатели , самоубийцы и просто убийцы…всего хватает .
И над всем этим «сплетением» выступает демоническая фигура Петра Верховенского . Он всюду успел . Он всех перессорил , заставил совершить самоубийство , взять на себя чужую смерть ….Он бес и бес явный.
Сегодня бы сказали , что образ этот слишком одиозен .
Почему ?
А только потому ,что сейчас верховенских , увы, бесчисленное множество . Как на уровне бытовом , так и на уровне большой политики . Игры в «бесов» ведутся нешуточные . И только уровнем отличается бытовая сплетница , доводящая до самоубийства человека , неискушённого в подлости и политик , очерняющий конкурента на выборах (термин даже изобретён – чёрный пиар) или банкир , выстраивающий «пирамиду» из денег , которые несчастные пенсионеры несут ему .
В этом отличие : тогда нравственных уродов было меньшинство . Именно уродство это и поразило Достоевского . Он был весьма искушён в тёмных сторонах жизни , но все равно сел писать роман о наступающем падении морали и человечности . Сел он за свой роман , так как предполагал начало эпохи отказа от порядочности и человечности во имя идеи . Человеку его времени ещё невозможно было понять как можно отказаться от морали во имя идеи .
Наступало время новых людей , которые ради идеи идут на любые преступления Фёдор Михайлович предупреждает об этом своих современников .
Увы , его не услышали . Не захотели . Не поверили .
Напрасно .  К сожалению он оказался прав .
И ещё дал точный совет как избежать гибели человека в водовороте этого ужаса .
Помните о «…слезинке ребенка»?
Оказался совет его невостребован… 
                Сумашествие Чаадаева
                или горе от ума в России.

.
« А судьи кто…»- всем , со школьной скамьи , известный монолог Чацкого из явно бессмертной комедии Грибоедова «Горе от ума» ; разобрали это произведение на цитаты потому и бессмертная…На мой взгляд Чацкий довольно большая зануда , потому и выглядит крайне нелепо . Потому и считают его «несколько не в себе..».
К чему это ?
А к тому что есть серьёзное предположение , что прообразом Чацкого является именно Чаадаев , кстати большой друг Грибоедова .
Пётр Чаадаев родился в 1794 году в зажиточной дворянской семье , рано осиротел .Его и брата Михаила забирает в Москву тётя А.М.Щербатова , дочь известного историка и публициста . В 1807-1811годах Чаадаев учится в Московском университете , способный и знающий студент , он получает блестящее образование . Тогда же встречается с Грибоедовым , становится его большим другом ; водит также знакомство с Николаем Тургеневым и Иваном Якушкиным – будущими «декабристами» . «Золотая молодёжь» - заметили бы сейчас…
Когда началась война 18-летний юноша «вступает» в военную службу ,  участвует в Бородинском сражении (орден Св.Анны) , храбро идет в штыковую атаку у Кульма (Железный крест). Храбрость и ум ведут его к модному тогда увлечению масонством и в 1814г принят в ложу . Это добавляло интереса к молодому и уже заслуженному офицеру . Следующий шаг по жизни украшает любимца общества в прямом смысле : в 1816 г. переведён поручиком в царскосельские гусары . В доме Карамзина знакомится с молодым А.С.Пушкиным . Рассуждения молодого блестящего гусара производят на начинающего поэта сильное впечатление (еще бы! Гвардейский гусар говорил не только о лошадях и женщинах , он философствовал – для гусара редкость необыкновенная ).
Появляются несколько стихотворений посвящённых Чаадаеву . Самое известное «К Чаадаеву».
 Помните « Любви , надежды , тихой славы не долго тешил нас обман…» .
В 1820г. восстал Семёновский полк : гвардейцы протестовали против безумств командира полка Шварца . Даром это военным не прошло – наказали всех участников . Среди наказанных были близкие друзья Чаадаева . И он ,в знак протеста , пренебрёг военной службой . Поступок заслуживал уважения – перспективы военной карьеры у него были очень солидные .
Протест его продолжился тем , что в 1821г вступает в Северное общество . После «происшествия 14 декабря…» арестован , однако быстро освобождён . Почему так ответ простой : он в «общество» вступил , но решительно ничего не предпринимал в его деятельности .
Умный был .
Понял чем эта затея грозит не только ему лично , но и всей стране…
В 1823-26г путешествует по Европе , первое место в этом вояже занимает Германия – страна его любимого классика немецкой философии Шеллинга .
Ох уж эта философия , ох уж эти попытки познать мир и предсказать его развитие .
Наука сия не для слабонервных . Наука сия не должна быть доступна веселым гусарам , даже в отставке . А Чаадаев постигал её и постиг . Себе не в пользу .
Дело в том ,  что обыкновенному (пусть и очень облечённому) человеку трудновато понять общемировые процессы и закономерности , он и старается объяснить всё попроще – скажем волей Божией .
Запомните это .
В России решение подобных вопросов осложняется двумя обстоятельствами :
1.Идеология менталитета . Основа его религия воспринятая из Византии . Отличается эта идеологическая система особой закрытостью и отвержением всего ,что не соответствует ДОГМАМ православия (слово то какое –только нам дано правильно славить Христа). Нет никто не против разумного патриотизма , но подчеркнём разумного . Католичество более свободно и компромиссно . Давний спор не решается, так как Патриарх Московский не желает диалога , предлагаемого Папой Римским .  Уже девять веков…Кому от этого лучше стало .
2.Очень часто вопросы философские решались и решаются у нас , скажем так , в порядке административном и людьми очень далёкими от попыток понять мироздание во всех его тонкостях . Чего только стоят незабвенные слова наших классиков от «исторического материализма» о порядке изменения общественного строя ( «загнивание капитализма» , «…еще наше поколение будет жить при коммунизме» и т.д.)
Увы и в те времена было так же .
Запомните и это .
Вот Пётр Яковлевич забыл пункт 2 . Насмотревшись в России , надышавшись свободным воздухом Европы , он пишет в1829-31гг «Письма о философии истории». Элегантное сочинение , написанное живо , увлекательно да ещё и на французском языке (ну и гусары были в России – философы , читающие немецкую классическую философию и о философии истории размышляющие на французском !).
В России данное произведение было опубликовано в 1836 году в журнале «Телескоп».
Что могло быть следствием данной публикации в Западной Европе ? Ну в крайнем случае дискуссия профессионалов в специальных изданиях .
У нас :
1.Журнал закрыли .редактора сослали.
2.Цензора выгнали с работы.
3.Высочайше Чаадаева было приказано считать сумасшедшим (и считали ! ..ясно кто диагноз определил ?). Велено быть ему под арестом домашним с наблюдением доктора . Пора уж ознакомиться с основными идеями столь скандального произведения .
Они просты и интересны : автор горько негодовал против отлучённости России от общемировых процессов и  невозможностью исполнения великой миссии великой страны из за этого . Фактически речь шла о том , что Россия и Европа должны быть единым целым . Вот это утверждение и вызвало гнев властей на самом высоком уровне . Никаких крайних идей не высказывал автор , признавая ,ко всему прочему, главной силой развития мира Высший Разум(БОГА), он считал , что Россия играет связующую роль между Западом и Востоком – за это обвинён в антипатриотизме . Надо было говорить о том , что Россия выше всего и всех . 
И наказали необычно – объявление сумасшедшим ещё не практиковали (это гораздо позже придёт  практика такая – было откуда заимствовать) , но действовала мера эта безотказно – кто захочет слушать сумасшедшего и дело с ним иметь ?
Кстати врач , следивший за Чаадаевым , прямо ему сказал , что не находит у него признаков болезни ,но ведь « семья большая – кормить то её надо…».
В 1837 году Чаадаев и ответ на обвинения в сумашествии пишет «Апологию сумасшедшего» . Он пытается оправдаться от клейма антипатриота , но ничуть не скатывается на шовинистическую позиции , не верит он в исключительность России .
«Апологию…» естественно не опубликовали. Надзор правда сняли , но жизнь не задалась , подумывал о самоубийстве … Умер в 1856г. от воспаления лёгких .
 Мысли Чаадаева инициировали громадный по своей значимости и последствиям спор между западниками и славянофилами .
 О споре этом позже .
       
  ,                «…где наш дом …»
                Западники и Славянофилы
Совсем необязательно было покидать Россию , чтобы высказаться как Чаадаев или бороться как Герцен . Западник Грановский и Славянофил Самарин много и с пользой работали в России . И так практически было со всеми кто хотел работать , а не «бороться» .
Вообще названия и самоназвания очень условны и обманчивы : Герцен в 60-е годы ну совсем не «западник»  , Грановский , очевидный «западник» -по жизни очень верующий и богобоязненный человек , работу «славянофила» Самарина в комиссиях по ликвидации последствий крепостничества очень трудно назвать «русофильской» , скорее модернизаторской…Они все учились вместе (Московский университет), многие там же работали и очень тяжело (часто со слезами!) переживали разрыв…
Коротко о сути разногласий .
Россия страна западной и восточной ментальности одновременно . Даже географически . Вопросы , мучившие передовых и грамотных (в широком смысле людей) в 40-е – 50-е годы :
- так МЫ Запад (и тогда давайте жить по закону , по естественным правам человека , уважать личность и частную собственность) или Восток(живем не законом , а традицией и обычаем , триединый принцип «самодержавие , православие , народность» объяснит все непонятности ,для других , нашего уклада , терпения , жертвенности во имя святой цели  .) ?
- может МЫ «особые»- что от Запада что от Востока ?
А по большому счёту что такое Россия ? И где наш ДОМ ?
Из чисто теоретической плоскости ВСЁ перерастало в практическую деятельность . Люди , а это всё интеллектуалы высокого уровня , стремились действовать .
Принято считать , что власть сильно преследовала западников и находила общий язык со славянофилами . Это не так . Свою долю репрессий получили и славянофилы – их стремления , критика порядков, и в первую очередь крепостного права, не позволяли Николаю и его окружению лояльно относиться к  этому движению. Другая обстановка сложилась при Александре . Самарин , Аксаков , Киреевские пошли работать , осуществляя реформы и поддерживали власть в той части действий , которая непосредственно облегчала положение людей , эпоха Освобождения позволяла искать компромиссы с властью . Участие их в земском движении – это реальная работа , а не ядовитые заметки в «Колоколе» или «Полярной звезде».
Всё ясней становилось , что общего языка лучшие люди России не найдут . Западники все больше двигались к крайним методам борьбы (их деятельность постепенно стала носить не только антиправительственную , но и антироссийскую направленность); славянофилы искали возможности обустройства России(исходя из их представлений об «особости») без революций и потрясений .Реформы виделись им путем нормальным . Они в муках шли к российскому либерализму …ох и плохо это закончится .
 Подрастающее поколение больше читало не умилительные рассказы из жизни патриархальной деревни и «Аленький цветочек» Аксакова , а «Былое и думы» Герцена и наверное уже потихонечку открывал русский студент Кибальчич и мастеровые Халтурин и Желябов «Что делать?» Чернышевского . Там было написано что надо делать в России и с Россией …так перестали искать где наш ДОМ ,уже знали все ответы . Да и генеральская дочь Сонечка Перовская ,открывая странички о снах Веры Павловны и Рахметове , не думала наверное что в мартовский день 1881года махнет платочком Рысакову и Гриневицкому …а ведь махнет, подавая знак к убийству не только императора , но и по большому счёту страны …западники вот такие получились .  Нам ещё предстоит говорить о них .
Но свою долю ответственности за гибель России несут и славянофилы . Очень узкий аспект их деятельности не очень «освещают» , а зря .
Конечно ни Самарин , ни Аксаков , ни их последователи не готовили бомбы для покушений , но бомбу они заложили такую…сейчас ещё чувствуется детонация от её взрыва . Дело в том , что не только в России они видели «особость» - «особость» всего славянского мира была их сверхидеей . Славяне всего мира должны жить в славянской великой державе . Да… от идей славянофильства до идей панславизма оказалось не так далеко . Идея эта не могла не столкнуться с не менее отвратительной идеей пангерманизма . Особенно страшно это проявилось( и проявляется!) на Балканах .
 Две мировые войны «вышли» оттуда …без комментариев…
Идеи панславизма овладели не только интеллигенцией , эти идеи будоражили воображение военных профессионалов (М.Д.Скобелев) , ряд обстоятельств и конечно давление общества (славянофильско-панславянской идеологии) не позволили такому сильному лидеру страны как Александр Третий сделать правильный выбор союзника : пока ещё Бисмарк был у власти можно было сохранить стабильность Европы , имея союз с Германией . Но как же ! Надо было защищать «братушек» на Балканах!
С Францией вошли в союз и Британией…Вот им точно нужна была Россия , вернее её отдельные части и конечно «пушечное мясо» . Да и «братушки» себя повели мягко говоря …На чьей стороне была Болгария в двух Мировых войнах ?А Колчака кто предал ? А кто сегодня предаёт Россию НАТО ? Не Сербия ли с Черногорией…
Нет в истории сослагательного наклонения , но если бы мы были с Германией …иной мог быть мир .
Конечно Аксаков и Киреевские не хотели гибели страны , но должны были знать к чему приводят идеи мирового масштаба …
Где наш Дом ? В Европе ?Азии ?
Особые МЫ…
   
                Чернышевский и Добролюбов.
                «…второй центр революции».
Определимся с терминами . Давайте считать , что «первым центром» призывов к насильственному свержению существующего в России строя была всё же заграница . Оттуда шли призывы Герцена , «Колокол» звонил совершенно открыто . А вот «вторым центром» будем считать Россию , где вокруг журнала «Современник» объеденились интеллектуалы . Некрасов , Писарев и наши герои . Само собой свою деятельность (пропаганду революционных идей) они вели не открыто , а облекали в форму дискуссий по поводу произведений литературы . Впрочем где первый центр , а где второй можете и сами определить . Не это важно .
Важно почувствовать время и оценить результаты их деятельности , последствия . Время было очень интересное . Власть после позорного поражения в Крымской войне решилась на реформы . Начиналась эпоха Освобождения . Чтобы Россия перестала быть «страной рабов» необходима консолидация всего общества . Кто заинтересован был в преображении страны пошёл работать . Выше мы писали о Самарине .
Чернышевский и Добролюбов избрали другой путь .
Во первых им необходимо было создать философию борьбы .Строить новую Россию , без потрясений и революций они не хотели . Деятельность Чернышевского в «Современнике» это работа очень грамотного революционера . Отдадим должное его уму и напористости .
Уже будучи арестованным он передаёт для печати свой главный труд роман «Что делать?» . Вдумайтесь в название – это не просто литературное произведение , это программа устройства общества (сны Веры Павловны ) и образ будущего преобразователя (Рахметов). А ведь читали тогда взахлёб.
 Кто читал ? Ну точно не крестьяне , читала и восхищалась молодёжь . К ним и обращена была эта программа .
Добролюбов прожил 25 лет . Можно только удивляться как много он успел .Его критические статьи(тем , кто учился в советской школе много неприятных минут томудоставило изучение его рецензий на «Грозу» Островского , помните ? «Луч света в тёмном царстве», «Что такое обломовщина ?,по Тургеневу « Когда же придёт настоящий день?) . Это нам было скучно читать эти заумные рассуждения , а тогда молодёжь была полностью «захвачена» подобной прозой . Ведь тоже программа деятельности . Насколько она была уместна вопрос другой . Повторимся в России шли серьёзные преобразования , а здесь призывы разве конструктивные ? Да и облик моральный революционера – демократа Добролюбова …не очень . Писал он образ чистого представителя будущего , а сам три года жил с проституткой…ну да ладно , может быть это любовь такая у него была . На его раннюю смерть Некрасов написал известное стихотворении «Суров ты был…».
Да а за что же посадили Чернышевского ? Ему поставили в вину организацию тайного общества «Земля и воля» и главное написание революционной прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Там интересная мысль проскальзывает «…к топору зовите Русь» …не слабо . Интересно читал ли  Чернышевский и его друзья высказывание Пушкина о русском бунте ? Уверен – читал . Значит знал к чему призывает .Впрочем жандармам не удалось доказать авторство Чернышевского ни в организации , ни в прокламации. Но четыре года каторги он получил всё же .
Труды двух соратников даром не пропали . Они сумели настроить молодёжь . Настроить не на деятельность полезную для страны , а на борьбу с тем что делалось властью…Ядовитые всходы этого настроя уже лезли вовсю…
Были отчаянные попытки освободить Чернышевского с каторги (Мышкин и Лопатин). Кстати Чернышевский досидел , вышел и до своей кончины…работал тихо и без глупостей .
О влиянии романа «Что делать?» нет охоты приводить слова Ленина . Есть пример более яркий . Великолепный писатель и репортёр Владимир Гиляровский в молодости начитавшись этого романа сбежал к бурлакам , долг выполнять перед народом . Правда быстро понял …огромную разницу жизни и безумных фантазий . Он не пошёл по пути «снов» и «почивания на гвоздях».
 Жаль что другие пошли .   
                И…результат
                Софья Перовская.
                «…благодарные подданные».
Уже писали про ядовитые всходы от умствований «революционеров – демократов». Плоды от этих всходов выявились в 70- 80-е годы и 1марта 1881г.
окончательно убедили весь мир , что Россия перестала быть в ряду стран , где христианские и общечеловеческие являются определяющими .
Зверски убить человека , который много сделал для страны и ещё мог делать , человека , который склонился над раненым мальчиком…могли только те , кто потерял всякое понятие о нравственности и человеколюбии .
Подала сигнал к повторной (и увы успешной) попытке Софья Перовская . Гриневицкий , который «метал» первый снаряд не убил царя , Рысаков бросил бомбу между собой и Александром . Вот этот удар оказался роковым…
Сигнал к кровавой развязке , как уже упоминалось, подала Софья Львовна Перовская .
Отступим от нашего правила не писать подробных биографий , здесь ситуация выходящая за рамки даже необычного . Дополним своими комментариями сухие строки биографии .
Родилась она в 1853 году.Отец, Лев Николаевич Перовский — потомок графа Алексея Кирилловича Разумовского[1]; был губернатором Петербурга, потом членом совета министерства внутренних дел. Мать — Варвара Степановна Веселовская.
Вы представляете какая семья ? Какое воспитание и образование ей дали ! Чего и где нужно было набраться , чтобы девушке из высшего общества стать хладнокровной убийцей ? Ответ находим ну очень легко :
1869 год — поступает на Аларчинские женские курсы, сблизилась с сестрами А. И. и В. И. Корниловыми, создавшими там кружок самообразования.Вы уже поняли чего там читали девочки ?В 16 лет ох как воспринимаются советы  умных книжников , сидящих по заграницам или публикующих в якобы литературных журналах якобы критические статьи о литературных произведениях…Идём дальше .Соне 17 лет.
В конце 1870 года отвергнув требование отца прекратить знакомство с «сомнительными личностями» в 18-летнем возрасте уходит из дома. Живет в доме Веры Корниловой, оттуда (когда отец стал искать ее через полицию) уезжает в Киев. Возвращается лишь после обещания отца выдать ей паспорт(представьте себе горе семьи ,в которой есть такая дочь.), и в 1871 добивается сертификата о получении знаний в объеме мужской гимназии.
1871 год — создаёт небольшой народнический кружок, слившийся с кружком М. А. Натансона.А вот и практическая деятельность началась – напоминаю Соне 18 лет .
В 1872 году члены обоих кружков вошли в кружок Н. В. Чайковского.
Со всеми женщинами в кружке у нас были прекрасные товарищеские отношения. Но Соню Перовскую мы все любили. С Кувшинской, и с женой Синегуба, и с другими все здоровались по-товарищески, но при виде Перовской у каждого из нас лицо расцветало в широкую улыбку, хотя сама Перовская мало обращала внимания и только буркнет: «А вы ноги вытрите, не натаскивайте грязи».
— П. А. Кропоткин.
Характеристика данная бывшим князем и пажом соответствует правде общения этих людей. Интересно а как они представляли человеческие качества женщины , при виде которой у них лицо расцветало.
Хотя наверное слово «буркнет» на радостные приветствия единомышленников о чём-то говорит .


Сдаёт экзамен на диплом народной учительницы, оканчивает фельдшерские курсы.
С 1872 года участвует в «хождении в народ», работая в школах.
 Маленькое дополнение : хождение в народ Перовской не нравилось , скорее всего крестьяне не очень воспринимали «барышню». Что ж она легко бросает это занятие (а ведь все , что делали Перовская и её компания вроде как для крестьян…) и быстро возвращается в город . Действует там .
1873 год — в Петербурге организует конспиративную квартиру и одновременно преподает рабочим в Петербурге . Интересно а проверяли что преподаёт молодая учительница . Да проверяли и отреагировали .
Январь 1874 года — арест, несколько месяцев в Петропавловской крепости. Но неисправима.
1877—78 годы — судится по «процессу 193-х», но оправдана. Участвует в неудачной вооруженной попытке освободить осужденного товарища по кружку — И. Н. Мышкина.
 Отметим что в дело пошли вооружённые способы борьбы . Лиха беда….
Летом 1878 года вновь арестована, отправлена в ссылку в Олонецкую губернию, но по дороге, воспользовавшись тем, что охранявшие её жандармы заснули, бежит и переходит на нелегальное положение.
 Какое однако «зверское» наказание за явный терроризм – ссылка , по дороге на которую можно и сбежать .
1879 год — участвует в Воронежском съезде «Земли и воли», пытаясь предотвратить назревавший раскол.
С осени 1879 года — член Исполнительного комитета, а затем Распорядительной комиссии «Народной воли», активный участник создания «Рабочей газеты».
Ну вот и логическое завершение : член ИК «Народной воли» организации , исповедующий террор. А не прошло и 10 лет как Софья «вчиталась» в труды некие . Мысль часто материализуется .
В ноябре 1879 года участвует в подготовке взрыва царского поезда под Москвой. Играла роль жены путевого обходчика Сухорукова (народовольца Л. Н. Гартмана); из домика, в котором они поселились, был проведён подкоп под полотно железной дороги и заложена мина (однако взрыв произошёл после того, как царь миновал опасное место).
 Это ж сколько людей пострадало и ещё должно пострадать…но ведь главное царя убить , а что другие так это «лес рубят…» . Теория вполне людоедская .
Весной 1880 года участвует в подготовке покушения на Александра II в Одессе.
1881 год — руководит наблюдательным отрядом, а после ареста лидера партии А. И. Желябова (гражданского мужа Перовской) возглавляет дело и доводит его до конца, лично начертив план расстановки метальщиков и взмахом белого платка подав И. И. Гриневицкому сигнал бросить бомбу.
После ужаса 1 марта мерзавка даже не покидает Петербург . Ей мало и она стремится освободить из тюрьмы Желябова , своего гражданского мужа . Арестовали её через пять дней .Ни о каком раскаянии речи не было…удивительно спокойна была вплоть до виселицы .
Такие вот типы произросли в стране религиозной и нравственно ищущей .
Кто искал мы теперь знаем , что нашли…