Судьба злодейка

Юрий Воякин
          Судьба, фортуна, фатум, рок... как много названий у этого понятия. И всё же, что это такое? В двух словах, пожалуй, не ответить, но можно открыть пожелтевшие страницы истории и заглянуть назад в далёкое прошлое.
 
          Их было трое: Софокл, Эсхил и Эврипид. Три великих афинских трагика. Отцы европейской трагедии, от которых в сущности и пошло театральное искусство. Эсхил из них был первым: поэт, актер, мыслитель. История приписывает ему эти слова: «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Исполненная глубочайшего смысла фраза, не правда ли? Но излагать мудрые мысли не значит следовать им, и история его жизни в полной мере отображает это.
          Жил себе не тужил он в древней Греции, горя не знал, писал пьески и прочие вирши пока однажды оракул не напророчил, что сгинет он от удара тупым предметом по темечку. И с этого момента начались у Эсхила тревожные дни, страховался бедняга, как мог. Боясь всего на свете пытался обхитрить судьбу злодейку. Несмотря на профессию, был далеко не хлюпик он, суровый, в сущности, мужик, сражался при Саламине и Марафоне, громил персов, воевал отважно. Но, надо отметить, что в те времена к предсказаниям относились с трепетом, и доверяли им в полной мере. Поэтому Эсхил не желая искушать судьбу, даже спал на открытом воздухе. Без крыши над головой он чувствовал себя увереннее, и всё равно… увы, не повезло. Фортуна, то бишь по-гречески Тихея, дама своенравная и привередливая, обмануть её непросто, а порою и вовсе невозможно. Уж коли что назначено судьбой, так тому и быть.
          Большую часть жизни он провел в Афинах, но что-то там такое  приключилось, что пришлось ему срочно эмигрировать. Покинув навсегда места родные, перебрался на ПМЖ на остров Сицилию. Согласно одной из легенд, объясняющих это бегство, Эсхил, посвященный в Элевсинские мистерии*, нарушил обещание хранить великую тайну и, в трагедии «Прометей прикованный», пусть и Эзоповым языком, но сделал всеобщим достоянием открытые ему секреты. А Боги, как известно, не любят когда их секреты становятся достоянием гласности, ни тогда, ни сейчас…
          По поводу того, какие тайны разгласил Эсхил, споры не утихают по сей день. В его стихах сегодня очень сложно найти и узнать эти тайны. Но может быть и в самом деле, легенда имеет под собой вполне реальные события?
          Как врут очевидцы (из древнеримских источников), орел поднял в воздух тяжелую черепаху и сбросил ее на лысую голову Эсхила, приняв ту за камень. Париков тогда не было, что ли? Орлы, действительно, таким образом добираются до нежного мяса черепах, а история эта похожа на аллегорию. Ведь орел — символ Зевса, а черепаха — Аполлона: намек на посланное Эсхилу возмездие за разглашение священных секретов? Возможно. Вот и выходит – прав был оракул.
          И кого же винить в его смерти? Орла? Но, тот всего лишь хотел пообедать. Черепаху? О да-а-а, её вина очевидна: не умеет бегать – раз, мясо весьма вкусное – два, и панцирь шибко толстый – три… Ну, а судьбу винить, напрасно тратить время. Тихея, всего лишь выполняла волю шефа...

          Как бы то ни было, все мы Эсхилу благодарны, он стоял у истоков великого, священного и таинственного искусства – Театр.
          А в чем же, вы спросите, мораль? Мораль, пожалуй, такова: друзья, тайна всегда должна оставаться тайной, и… не слушайте оракулов и прочих кликуш. Не поддавайтесь на призывы узнать свою судьбу, гоните взашей цыганок и прочих прорицателей. Живите спокойно, не напрягаясь понапрасну. Ведь жизнь прекрасна и удивительна, и плевать, что это порою неправда.


* Элевсинские мистерии - обряды инициации в культах богинь плодородия Деметры и Персефоны, которые проводились ежегодно в Элевсине (около Афин) в Древней Греции. Из всех обрядов древности Элевсинские мистерии считались наиболее важными. Вероучение, обряды, культовые действия держались в тайне от непосвящённых, а инициация объединяла человека с богами, включая бессмертие и обладание божественной властью в потустороннем мире.